Здравствуйте, уважаемые все.
НОВЫЙ ЧАЙ
Еще весной мы начали описывать сорта чая торговой марки «Самоваръ», любезно предоставленные
нам на пробу Павловым Александром. Чаев оказалось очень много, и «великое пробование»
подходит к концу только сейчас. Одним из последних я начал пить чай «Пороховая
смесь. Храм Неба», о котором, собственно и хочу рассказать.
С «Пороховыми смесями» (Gunpowder, если использовать язык наиболее вероятного
противника) сталкивались, наверное, все внимательные чаеманы. Зеленый чай, скрученный
в шарики на манер старинного артиллерийского пороха (отсюда и название) трудно
не заметить. Однако видовое разнообразие этих смесей достаточно велико – даже
в наших магазинах. И, соответственно, разнятся их вкус и аромат. Примерно год
назад – прошлым летом – я нахваливал в рассылке «Gunpowder» и «Gunpowder Extra
Saddam» от Фуцзяньской чаеразвесочной фабрики (с верблюдами на пачке). Эти две
«Смеси», безусловно, чаи весьма достойные – но теперь к ним прибавилась и «Храм
Неба» от «Самовара».
Внешний вид этого чая отличается от внешнего вила традиционных ганпаудеров. Шарики
меньше и имеют чуть вытянутую форму. Но самое главное – они заметно темнее и
имеют очень приятный матовый блеск. После заваривания эти шарики, естественно,
разворачиваются в цельные листья, что особенно приятно.
Вкус у «Храма Неба» тоже весьма приметный. «Пороховые смеси», вообще говоря,
к чаям изысканным не относятся. Они обладают ярко выраженной терпкостью зеленого
чая, из-за которой многие люди и отказываются его пить. Конечно, вкус «Храма
Неба» тоже терпкий – иначе это и не чай был бы вовсе. Однако терпкость эта мягкая,
благородная, что ли.
Короче говоря, впечатления от чая остались самые благоприятные. Попадется на
глаза – попробуйте.
ЧАЙ В ПОХОДЕ
Знаете, есть такое понятие – измененное состояние сознания. Очень обширное понятие.
Настолько обширное, что иногда даже говорят об отдельной области психологии –
психологии измененных состояний сознания (да простят меня читающие эти строки
психологи, ежелия и горбуху порю).
Нас, однако, это самое изменено состояние сознания, которое наступает у любого
нормального человека в походных условиях, будет интересовать только с одной и
достаточно простой стороны. Когда человек находится в походе, категорическим
образом меняются две весьма привычные и стабильные вещи. Аппетит и условия приготовления
пищи. Аппетит становится зверским. Только железная воля и заинтересованный контроль
со стороны товарищей удерживает участников похода от истребления всей пищи в
кратчайшие сроки. А от подножного корма не отпугивает даже вполне реальная перспектива
перерасхода туалетной бумаги. Этот аппетит усугубляется еще и усталостью и нередкой
необходимостью обсохнуть и обогреться.
Об условиях приготовления пищи и говорить нечего. Костер (печка, примус, спиртовая
горелка), котелок, вода из ручья-реки-озера-снега, возможность добавить в чай
какую-то траву, которую едят лоси (олени, тигры, коты, лемминги, аборигены),
неочевидные способы заваривания чая (или кто ходит в поход с заварочным чайником
из исинской глины?) – все это совершеннейшим образом меняет вкус напитка – каким
бы он ни был.
Это, однако, не означает, что в походе все равно, какой чай пить. Отнюдь не все
ровно. Брать с собой в странствия нужно чаи самые простые – с ярко выраженным
вкусом, в первую очередь. Идеальный вариант – цейлонские. Например, Ceylon Orange
Pekoe от Ahmad. Или чаи с сильным и приятным ароматом (Эрл Грей). Никаких изысков
не нужно. Если вы возьмете с собой банку дарджилинга-шампанского от Twinings,
то вы, во-первых, компанию разочаруете (а возможно – и подведете, если вас назначили
ответственным за чай), а во-вторых, сами заметите, что чай какой-то не такой.
И наоборот, если вы заварите самый простой чай, то обнаружите, что он страшно
вкусный. И потом, вернувшись из похода, будете безуспешно стараться воспроизвести
этот чудесный чай на кухне...
Кстати, вовсе не случайно на Востоке путешественники брали с собой прессованные
чаи – совсем не самые качественные, но крепкие и с сильным вкусом. Они не только
лучше хранятся, но и лучше пьются в походных условиях. В наши времена кирпичный
чай, конечно, редкость. Альтернативы предложены выше.
И еще. Совсем не подходят для похода гранулированные чаи – их плохо разбодяживать,
а к этой процедуре прибегать приходится частенько.
ЕЩЕ РАЗ О ВОСТОКЕ
На закуску, так сказать. Озадачился я тут вопросом, насколько глубоко вошел чай
в китайскую культуру. Критерий для оценки выбрал очень простой. Совершенно очевидно,
что когда какое-либо понятие начинает использоваться иносказательно, то это является
признаком того, что оно уже «записано на подкорку» каждого носителя конкретной
культуры. Типичный пример – русские «дать на чай» и «рюмка чаю» – к чаю уже не
имеющие никакого отношения, однако всем понятные.
В поисках доказательств глубочайшего проникновения чая в китайскую обыденную
культуру (то есть иносказаний) я перелистал замечательную книгу В. В. Малявина
«Китайская цивилизация» и вот что там нашел. Автор приводит цитату из книги «Увиденное
во сне, пока варилась каша» (около 1240 года) следующего содержания.
«Водяные чайные дома» – это на самом деле дома терпимости. Некоторые молодые
люди охотно проводят там время, и деньги, которые они тратят, называются «деньги
на сухой чай».
Комментарии излишни. Нефритовые стержни, блин. Всю песню испортили. Непонятно
только, почему «на сухой» ;)
Счастливо!
Денис Шумаков.
sda@volny.edu