Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Чайник

  Все выпуски  

Чайник №196 (22.01.2004)


Информационный Канал Subscribe.Ru

Здравствуйте, уважаемые все.

ФОТОГРАФИИ
Я продолжаю делиться английскими чайными впечалтлениями, тем более что накопилось
их за минувшие несколько дней предостаточно. Прежде всего, спешу сообщить, что
я выложил на сайт все сделанные пока фотографии. Думаю, что за оставшиеся "английские
дни" их больше не станет. Так что это - своего рода фотоотчет о чайном путешествии.
Камера у меня, правда, старенькая... Тем не менее.

http://tea.volny.edu/index/act/2/id/870/dep/23. Две чайные. The Little Tea Room
в Кембридже (о ней я писал в прошлой рассылке) и Оранжерея Кенсингтонского дворца
(о ней я напишу позднее).

http://tea.volny.edu/index/act/2/id/871/dep/23. Магазин-музей Twinings на Стрэндстрит.
О нем я тоже писал в прошлой рассылке.

http://tea.volny.edu/index/act/2/id/872/dep/23. Bramah Museum of Tea & Coffee.
О нем много будет написано в этой рассылке.

http://tea.volny.edu/index/act/2/id/873/dep/23. Магазины сети Whittard. Очень
я ими вспечатлился. Только еще не описал. Скоро ;)

http://tea.volny.edu/index/act/2/id/874/dep/23. The Tea House. Чайный дом недалеко
от Ковент Гардена. Типичный чайно-фенечковый магазин.

http://tea.volny.edu/index/act/2/id/875/dep/23. Forthum & Mason. Магазин и Ресторан.
На Пикадилли.

ХАРЛОУ. 13 ЯНВАРЯ. ИМБИРНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ
Еще собираясь в Англию, мы твердо решили, что купим там Имбирного Человечка,
отломаем ему ноги и оторвем все пуговицы. Столь жестокие планы по отношению к
этому кондитерскому антропоморфу были связаны с тем, что знакомство наше с Имбирными
Человечками было ограничено просмотром мультфильма "Шрек". Ну а что там вытворяли
с этим персонажем, знают, наверное, почти все.

Кроме откровенно садистских планов на Джинджермена (Ginger Man), мы имели на
него еще и планы чайные. Было чрезвычайно интересно узнать, на что этот пряник
(или кекс - мы еще точно не знали) годится в качестве чайной закуски. Короче
говоря, при первой же возможности мы приобрели разных Имбирных Человечков. И
стали их изучать.

Оказалось, что в английском фольклоре Имбирный Человечек занимает тоже самое
место, что в русском - Колобок. Он от всех ушел (у него есть ножки), а лисичка
его съела. Из-за такого архитипического места в культуре, Имбирные Человечки
продаются во всех кондитерских отделах всех приличных магазинов. Да еще и в разных
вариациях.

Имбирный Человечек - это пряник с имбирем, выполненный в форме человечка (хорошо
объяснил). И с пуговицами. Пряник твердый - так что гибкость этого персонажа
в "Шреке" является художественным преувеличением. Если имбиря в Человечке не
очень много, то он - очень приятная закуска к чаю. Имбирь обостряет вкусовые
рецепторы - и, пить чай, если он не общигающе горячий, становится приятнее. Вкус
лучше улавливается.

Имбирные Человечки не являются традиционной английской закуской к чаю (хотя имбирь
в выпечку, в том числе и чайную, здесь добавлять любят). И его употребление с
чаем было нашей самодеятельностью. Удачной, как оказалось.

Да... Ножки, пуговицы и головы были отрезаны, оторваны и откусаны. При опытах
потрадало больше десяти Имбирных Человечков.

ГРИНВИЧ. 14 ЯНВАРЯ. КАТТИ САРК
Гринвич часто упоминается в разных путеводителях и туристических справочниках,
как одна из чайных достопримечательностей Англии. Потому что именно там стоит
на приколе знаменитый чайный клипер "Катти Сарк". И по нему можно даже походить.
И штурвалом поштурвалить, пока никто не видит.

"Катти Сарк" действительно красив - правда ему здорово не хватает парусов. Только
вот с чаем он почти совсем не связан. Чайные клипера - это класс парусных судов.
Однако возили они не только чай, но и почту, и шерсть. Так вот, при перевозках
чая из Китая "Катти Сарк" никак себя не зарекомендовал - там блистали другие
клипера. Звездный час "Катти Сарка" настал при перевозках шерсти из Австралии.

Но он - последний из чайных клиперов. И уже давно - без парусов. Будоражащим
воображение мальчишек красавцем он остался только в серебре да на рисунках. Именно
рисунок с изображением этого корабля обворожил меня лет в восемь - и я повторял
его название, как магическое заклинание, делающее меня причастным к океану, парусам
и ветру. Наверное поэтому смотреть на "Катти Сарк", ставший из клипера музеем,
мне было чуть грустно. И даже шотландская ведьма из стихотворения Бернса, украшающая
нос парусника, казалась мне вовсе не задорной и стремительной, а какой-то виноватой
и немного жалкой.

Но она по прежнему держит в руке оторванный лошадиный хвост... Спасибо этому
кораблю. Он очень много значит для меня.

ЛОНДОН. 14 ЯНВАРЯ. ЧАЙНЫЙ МУЗЕЙ
На английском этот музей называется "Bramah Museum of Tea & Coffee". Bramah -
это, на самом деле, фамилия. Носящие ее люди вот уже на протяжении нескольких
поколений занимаются чаем и кофе. А в 1998 году открыли музей. Музей этот находится
недалеко от театра "Глобус", работает с 10 до 18 часов и представляет собой совершенно
замечательное явление (у этого музея есть сайт. Вот его адрес: http://www.bramahmuseum.co.uk.
Он не особенно информативный, но все же).

Фактически, музей состоит из четырех частей. Музея чая, музея кофе (о котором
я рассказывать совсем не буду), чайно-кофейно-посудно-книжного магазина и чайной
(или кофейни - это кому что больше нравится). Билетик в музей стоит четыре фунта,
детям и членам профсоюза - дешевле. В музее можно фотографировать все, кроме
историй, сопровождающих экспонаты. Истории эти, кстати, достаточно интересные
и подробные, так что бережливость администрации музея понять достаточно легко.

Экспозиция чайного музея постоена очень приятным способом. С одной стороны, в
ней присутствует некий порядок - разделение по странам, например. С другой стороны,
этот порядок не очень строгий - и там, где простая куча экспонатов смотрится
живописно, они свалены в эту простую кучу.

Начинается экспозиция с коллекции заварочных чайников - как китайских, из исиньской
глины, так и всяких других. Полки с этими чайниками с одной стороны, и чайные
машины разнообразного назначения с другой образует своеобразные ворота, по которым,
собственно, и входишь в музей. Я не буду пытаться передать в рассказе точный
план музея, расскажу только о тех экспонатах, что мне особенно запомнились.

1. Восточная (китайско-японская) часть музея достаточно скромна. Небольшой набор
экспонатов и достаточно краткие пояснения отдают должное Китаю, как родине чая
и Японии, как стране, превратившей чаепитие в искусство. И все. Музей, все-таки,
английский - так что и основная часть экспозиции посвящена чаю в Англии (и, в
меньшей степени, чаю в Европе).

2. Русская часть экспозиции соседствует с восточной. Ее главными экспонатами
являются самовар (естественно) с настоящими сушками и баранками, и большая чайная
баба, изображающая пышную женщину - скорее всего, купчиху. Кроме этого, в русской
экспозиции есть немного гжели, пяток матрешек, модели самоваров, еще чайные бабы,
бутылка водки, палеховский поднос и шикарные шоколадные конфеты: "Аленка", "Мишка
косолапый" и т.д. Вообще, небольшой русский стенд в сочетании с самоваром и крупной
бабой, оставил очень приятное впечатление. Понятно, что он немного попсоватый
- но совсем немного, без перебора. Все стереотипы учтены, никаких перегибов нет.
И, что самое главное, гжели немного. А то я ее, грешным делом, недолюбливаю.

3. Совершенно шикарная, хоть и небольшая, часть экспозиции посвящена немецкому
и австрийскому фарфору. Именно рядом с этими чайниками, чашками и прочими причиндалами,
понимаешь, что именно Германия и Австрия являются родиной европейского фарфора.
Изящные формы, причудливые расцветки, необычные конструкции и очень интересная
роспись - и все это на каких-то пятнадцати-двадцати предметах. Причем мастерство,
с которым выполнены эти экспонаты, как бы отделяет их от функциональности чайной
утвари. Смотришь на чайник, и понимашь, что чай в нем заваривать нельзя. Можно
им любоваться, хвастаться, восторгаться, но заваривать чай - нельзя. Все эти
причиндалы и так являются самодостаточными.

4. В музее я открыл для себя неизвестный ранее чайный жанр: чайные карикатуры
и иллюстрации. Они в музее развешены по стенам и очень интересны. Я, честно говоря,
даже на предполагаю, где могли размещяться эти веселые картинки (значительная
часть сюжетов связана с переполохом за чайным столом, во время которого вся сервировка
оказывается на полу). Но разглядывать их - сущее удовольствие.

5. Самый большой чайник в мире. По меньшей мере, так на нем написано. Он фарфоровый
или фаянсовый (в таких объемах я плохо различаю эти материалы) и действительно
очень большой - примерно в половину человеческого роста.

6. Индийская и цейлонская часть экспозиции умилительна. Улыбчивые индианки, большие
картинки, заставляющие вспомнить букварь (но о чае), иллюстрации из колониальной
жизни - и все это выполнено такими яркими красками, что невольно начинаешь думать
о солнце, море и ярко-зеленых чайных листьях.

7. Чаи. Коробочки, баночки и пакетики с чаями занимают несколько стендов. И вот
на этих стендах глаза разбегаются окончательно и бесповоротно. Причем интересно
не только смотреть на то, какие бывают чаи, но и на то, какими они были раньше.
Эволюция чайной упаковки могла бы стать предметом увлекательнейшего исследования
- и я очень жалею, что не имею возможности такое исследование провести. Кстати,
среди известных и совершенно неизвестных марок чая на отдельном и весьма приметном
месте стоят две пачки с грузинским чаем. С тем грузинским чаем, звездный час
которого пришелся на 1970-е года.

8. Чайная утварь (относительно современная). После изучения нескольких стендов
с разнообразными чайными причиндалами, придуманными в XX веке, я понял, что старинная
чайная утварь знакома мне много лучше, чем современная. Ну вот, например, среди
прочих экспонатов присутствуют электрические чайники, совмещенные с часами. Скорее
всего, часы могут выполнять роль таймера - хотя это совершенно неочевидное их
использование. Или заварочные чайники всяческих причудливых форм - в виде комодов,
животных, автомобилей. И все - красочно расписанные. Или масштабный кипятитель
(назвать столь масштабную конструкцию "кипятильником" просто язык не поворачивается)
для воды, состоящий из четырех соединенных между собой сосудов желтого металла.
Одним словом - всякая приятная чайная всячина.

Вот. Но это все - цветочки. Есть в этом музее один стенд, котрый меня приворожил.
И подарил мне новую мечту, по силе и чистоте сравнимую с детской. На этом стенде
собраны чаные чашки, в конструкции которых предусмотрена специальная держалка
для усов. Как человек, усы которого время от времени отрастают и начинают очень
неопрятно макаться в чашки, я проникся таким усовершенствованием. Пить из такой
чашки, наверное, не особенно удобно. Но смешно. И еще как-то солидно, что ли...


Одним словом, я теперь хочу такую чашку... Набравшись всех эти музейно-чайных
впечатлений (очень сильных, честное слово), мы отправились пить чай в чайную
при музее. Посещению музея предшествовала поездка в Гринвич, во время которой
мы изрядно промокли и продрогли - так что мы, не сговариваясь, заказали по Лапсанг
Сушонгу, к которому взяли Tea Cakes и Scones с джемом. Чайные кейки были традиционно
хороши (хотя с соленым маслом они вкуснее, чем с несоленым). А вот Scones (этот
такие лепешечки с изюмом, также считающиеся традиционной чайной закуской) нам
совсем не особенно понравились - другая культура, ничего не поделаешь ;)

Во время чаепития мы внимательнейшим образом изучили меню-буклет, в котором,
кроме списка напитков и закусок, была рассказана история семьи Bramah и описана
английская чайная церемония. Последняя информация чрезвычайно меня заинтересовала
- я перескажу ее в следующей рассылке. А рассказ о музее я завершу описанием
одного простого события.

Когда мы уже собирались уходить, в музей (через одну из потайных дверей) вошел
владелец. Я совершенно бесцеремооно сравнил его с портретами его родственников
на меню и понял, что он - тоже Bramah. Так вот, этот замечательный пожилой дядька
обошел свои владения, перебросился парой слов со смотрителем и официанткой, побеседовал
с гостями, полистал книгу отзывов и, удовлетворенный, удалился.

И я понял, чем я хочу заниматься. Я хочу быть владельцем такого музея. Чтобы
собирать в свое удовольствие экспонаты, подбирать рецепты чая и выпечки, сочинять
чайные истории и составлять невероятные экспозиции. А вечерами наведоваться в
музей, подсаживаться к знакомым гостям, читать отзывы и со тихой радостью усталого
мужчины смотреть, как угощает посетителей чаем симпатичная официанка-полячка.

Ну, ничего. Мне еще только 31. Наверное, я еще успею ;)

Счастливо!
Денис Шумаков (sda@volny.edu)
Архив рассылки и куча прочей чайной информации живут на http://tea.volny.edu.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное