Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Все об аллокации расходов компании. Выпуск №1 'Принимаем решение о внедрении'


В первых выпусках нашей рассылки, думаю, логично начать с рассмотрения первых шагов, которые необходимо будет сделать при внедрении системы аллокации расходов. Иными словами, предлагаю поговорить о том, что делать, когда в компании есть ощущение, что такая система была бы полезна.

Главный совет – не бросаться сразу что-то «внедрять». Сначала нужно ответить на вопросы «Что это даст?» и «Сколько это будет стоить?».

С первым вопросом все достаточно просто: с какой то регулярностью будем получать полную себестоимость (с включенными косвенными расходами) тех конечных объектов аллокации, которые мы для себя определим. Как правило, это продукты/услуги компании. Но могут дополнительно рассматриваться и такие разрезы, как каналы продаж, каналы обслуживания клиентов, отдельные подразделения и пр. В свою очередь, эта информация позволит рассчитывать полный финансовый результат и определять рентабельность соответствующих объектов, обосновывать ценовую политику компании и принимать многие другие решения, требующие информации о полной себестоимости.

Сложнее понять, сколько будет стоить внедрение и поддержание системы аллокаций. Здесь велик соблазн ответить: «Это будет для нас бесплатно, поскольку мы все посчитаем в Excel силами имеющихся сотрудников, которые в любом случае получают зарплату». В чем-то это для небольшой компании может быть справедливо, поэтому зайдем с другой стороны, от статистики крупных компаний. Недавно на тематической профессиональной конференции я общался с коллегами из крупных компаний российского масштаба – лидеров своей отрасли. Удивило практически полное совпадение ответов: систему аллокаций везде поддерживают два-три сотрудника, затрачивая на это практически все свое рабочее время. Как правило, они делятся по специализации на разработку/поддержку методологии, а также настойку модели в ИТ-системе и, собственно, расчет. В компании среднего размера, разумеется, трудозатрат будет меньше, однако, в любом случае, «удовольствие» бесплатным не будет. Плюс, конечно, в оценке расходов нужно учитывать не только расходы на персонал, но и прочие прямые расходы на сотрудника (аренда/амортизация помещений и оборудования и пр.).

Два других возможных слагаемых стоимости – расходы на внешних консультантов при внедрении (методология и ИТ-система), а также расходы на специализированный софт (если будет использоваться не Excel), складывающиеся из стоимости серверов, лицензий и регулярной технической поддержки.

После того, как выполнена оценка расходов, как правило, ставится вопрос «А окупятся ли наши инвестиции во внедрение системы аллокаций?». К слову, аналогичный вопрос поднимается и при внедрении любой управленческой либо ИТ-системы. Так вот, я убежден, что это некорректная постановка. Дело в том, что перевести в рубли выгоды компании от повышения качества управления крайне проблематично. Поэтому лучше, возвращаясь к конкретному кейсу внедрения системы аллокаций поставить вопрос так: «Готовы ли мы заплатить разово Х рублей инвестиций и потом платить регулярно еще У рублей текущих расходов каждый месяц за получение такой аналитической информации?». И затем, сформулировав на уровне руководства компании внятный ответ, принимать решение о внедрении.

В следующем выпуске мы поговорим уже о стартовых этапах разработки методологии аллокаций.

 

 

 


В избранное