Вопросы,
связанные с пребыванием компьютера в
семье касаются практически всех
пользователей Рунета. Мое видение
некоторых моментов повествования, не
всегда будет совпадать с мнением
продвинутых пользователей или, даже,
общепринятыми догмами. Для
обсуждения подобных вопросов создан ФорумиКонференция.
Можно просто написать мне (E-mail: homepc04@front.ru)
и прислать материалы (заметки, статьи,
фотографии и т.п.). Отвечу всем. Пишите
все, что посчитаете нужным. Ваша
фантазия ничем не ограничена, не бойтесь
быть не понятыми. Ваши материалы будут
показаны в разделе Статьи,
публикации.
Как все начиналось.
Действительно. В наш быт входят, и становятся необходимыми новые устройства, которые совсем недавно считались фантастическими.
Когда нынешнее поколение пенсионеров были детьми, то даже слова «компьютер» в лексиконе не было. Не было тогда в домах советских граждан ни телевизоров, ни магнитофонов, телефон был редкостью, даже шариковых ручек, и тех не было. Из вычислительных устройств самыми распространенными устройствами были счеты. Не было уроков информатики и самой информатики тоже не было.
А что же было? Как производились расчеты?
Были карандаш и бумага: умножение делали столбиком, деление уголком. Для этого достаточно было знать таблицу умножения. Надо отметить, что знали её все, начиная со второго класса.
Для более сложных вычислений, связанных с большими числами, тригонометрией, интегрированием и дифференцированием использовались Таблицы Брадиса, которые являлись необходимым атрибутом школьников старших классов и студентов.
Инженерные расчеты можно было выполнять, также с помощью логарифмической линейки. При определенной сноровке, расчеты с помощью линейки выполнялись быстро, но результаты были приближенными. Там, где нужны были точные расчеты (бухгалтерия плановый отдел и т.п.) крутили ручки арифмометров – шарманка для расчетов, которую в народе именовали Железный Феликс.
Для того чтобы умножить число, скажем, на 73, надо было, выставить его с помощью рычажков, кутнуть ручку по часовой стрелке три раза, потом, увеличить порядок и повторить вращение ещё семь раз – результат появлялся в окошечках. Деление делалось в обратном порядке. При суммировании или вычитании ручка вращалась один раз, в ту или иную сторону.
В середине 60-х много разговоров было об ЭВМ (электронная вычислительная машина). Это было что-то фантастическое. В кратких сюжетах киножурналов можно было увидеть громадные блоки и пульты управления, усыпанные лампочками, кнопками, реостатами, переключателями, а управляли всем этим, с очень серьезными и очень умными лицами, в белоснежных халатах... нет, не люди – жрецы науки, особая каста, почти небожители.
В популярных журналах («Наука и жизнь», Знание – сила») журналисты с восторгом описывали, как они общались с компьютером: брали интервью, играли в шашки. Диалог с ЭВМ велся с помощью модернизированной печатной машинки, она использовалась как клавиатура и принтер одновременно. Мониторы появились потом.
В
1961 году англичане объявили о создании первого в мире, полностью электронного калькулятора Anita MK 8 (Англия), а в 1964 году, Курский Завод Счетных Машин (Счетмаш), стал серийно выпускать Электронную клавишную вычислительную машину (ЭКВМ) «Вега», которая была предназначена для массового использования при инженерно-технических расчетах.
Конечно, ЭКВМ и последующие вычислители использовались только в организациях, учреждениях, учебных заведениях и приобрести их в личное пользование было нельзя, поскольку они не входили в число товаров народного потребления. Тем не менее, именно они были первыми ласточками благодаря которым вычислительная техника стала проникать в нашу деятельность и жизнь.
Изобретательные японцы, в конце 60-х годов придумали карманные калькуляторы. Вокруг этого события было много шума. Сторонники калькуляторов доказывали, что это хорошо и значительно ускорит НТП (научно-технический прогресс). Противники утверждали, что это плохо и массовое использование калькуляторов приведет к тому, что человечество станет глупеть, поскольку разучится думать и даже таблицу умножения позабудет.
Надо сказать, что доводы сторонников оказались весомее, хотя прогноз противников тоже, частично оправдался.
Читая в газетах и журналах о новых возможностях калькуляторов, многие жители «единого и нерушимого» с нетерпением ждали появления отечественных калькуляторов, и дождались. В 1974 году поступил в продажу первый советский электронный карманный вычислитель под названием «Электроника Б3-04».
Он выполнял всего четыре арифметических действия и мог сохранять одну константу, но этого было достаточно, чтобы сразу стать дефицитом. Несмотря на высокую цену, первое время, купить их в магазинах было невозможно.
После этого, во множестве, стали появляться новые, более удобные и дешевые калькуляторы (Б3-09М, Б3-14 и др.). Они уже умели извлекать квадратный корень, имели функцию вычисления обратной величины.
1975 году были созданы первые инженерные микрокалькуляторы С3-15 и Б3-18, которым были подвластны вычисление тригонометрические функции, логарифмы, возведение числа в любую степень.
Чудо!
В то время это действительно воспринималось как чудо. Несмотря на то, что стоили они почти две месячные зарплаты инженера, потребность в них была велика. Стали не нужны логарифмические линейки и многочисленные таблицы. Для получения результата любой точности требовалось несколько секунд, которые тратились в основном на ввод данных, а цифры на индикаторе появлялись незамедлительно.
Процесс продолжался, и разработчики радовали нас новыми изобретениями. В конце 1977 поступил в продажу первый советский портативный программируемый микрокалькулятор Б3-21, но покупать его не торопились. Во-первых, из-за высокой цены (три месячных зарплаты преподавателя), а, во-вторых, его просто не поняли, ведь вычисления он делал точно такие же, что и инженерный калькулятор, а что такое программа, имели представление весьма и весьма не многие.
Сдвиг в этом направлении произошел в начале 80-х, когда на рынке появилось целое семейство удобных и дешевых программируемых микрокалькуляторов Б3-34, МК-54, МК-56, МК-61 и т.д.
Начался настоящий бум. Многие журналы технической направленности, включая лидера «Наука и жизнь», открыли на своих страницах разделы, повещенные программированию на калькуляторах, проводили конкурсы лучших программ. Появились фанаты – программисты-самоучки (слово «хакер» тогда не знали). МК-52 даже побывал в космосе на корабле «Союз ТМ-7», причем в качестве резервного, на случай отказа бортовой ЭВМ, для расчета траектории посадки.
Возможности БЗ и МК, по тем временам, были довольно впечатляющими: четыре регистра стека плюс, регистр предыдущего результата; шестнадцать ячеек памяти; около сотни шагов программы; генератор случайных чисел; возможность осуществления безусловных и условных переходов; организация циклов. Этого было достаточно, чтобы производить самые сложные математические вычисления и... создавать игрушки.
Да-да, игрушки. Причем требовалась большая изобретательность, даже изощренность, чтобы в сотню программных шагов вместить более 200 команд. Кажется, что это невозможно, но программисты, сами того не подозревая, использовали приемы, которые потом назовут «самомодифицирующиеся коды» и «разночтение двухтактных команд».
Игрушки были простые - «Стрельба из пушки», «Вывод спутника на орбиту» и сложные - «Космические войны» (на индикаторе, который мигал во время работы программы, «летел» космический корабль, а управление велось переключателем «радианы/градусы/грады»). Сам процесс игры большого удовольствия не приносил, но мастерство программиста, сумевшего втиснуть около 200 команд и два десятка промежуточных результатов в прокрустово ложе 105 шагов и 16 регистров, до сих пор вызывает восхищение.
Стали появляться специализированные калькуляторы (для выполнения навигационных расчетов в авиации и судоходстве; для игры в шахматы и т.п.) и игровые приставки, где роль монитора выполнял обычный телевизор. Наиболее популярные: DENDY, SEGA MEGADRIVE, SONY PLAYSTATION.
Когда советский народ успешно осваивал калькуляторы, у «буржуинов» появился новый кумир – персональный компьютер,
но об этом в следующем выпуске...