Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Православные книги, фильмы, программы и другие издания Жизнь за царя (рецензия на фильм П.Лунгина)




Православные книги, фильмы, программы и другие издания.    Рассылка сайта Интернет-магазин "Воскресение".

Сегодня, Среда, 28 Апреля 2010 года (15 Апреля 2010 по ст.ст.) Преполовение Пятидесятницы, Глас третий
Моздокской и Дубенской-Красногородской (XVII) икон Божией Матери (переходящее празднование в Преполовение Пятидесятницы). Апп. от 70-ти Аристарха, Пуда и Трофима (ок. 67). Блгв. вел. князя Киевского Мстислава-Феодора. Мцц. Василиссы и Анастасии (ок. 68). Мчч. Месукевийских - Сухия и дружины его: Андрея, Анастасия, Талале, Феодорита, Ивхириона, Иордана, Кондрата, Лукиана, Мимненоса, Нерангиоса, Полиевкта, Иакова, Фоки, Доментиана, Виктора, Зосимы (100-130) (Груз.). Мч. Саввы Готфского (372). Мч. Сухия и дружины его в Армении. Прп. Руадхана, игумена Лофрского (584) (Кельт. и Брит.). Свт. Леонида, еп. Афинского (Греч.).

Внимание! Если хотите, чтобы мы посвятили рассылку Вам или вашему сайту, то пишите на почту: anosin@mail.ru

Жизнь за царя (рецензия на фильм П.Лунгина)

Вокруг царя – доверенные и проверенные, – опричнина. А в стране всюду враги, иноземные деньги, подкуп, измена… Прошу прощения, забыла сказать, что фильм Царь про Ивана Васильевича, которого именовали Грозным. Так он и вошел в историю. А впрочем, какая разница какой царь и как его именуют? Ведь царь и холопы – это проклятие России от века до века.

Низко кланяюсь создателям великого фильма. Всем – сценаристам, режиссеру, актерам, оператору, композитору, словом всем, всем, всем. Но замечу, что царь в исполнении Петра Мамонова – это, как говорится, песня отдельная. У него космический талант. Он неповторим и неповторяем в каждой сцене: униженно молится, прося подать божий знак; весел, когда перед ним медведь рвет приговоренного; нежен и ласков с девочкой-сироткой; счастлив прибытием Филиппа (великий, незабываемый Олег Янковский), ибо без митрополита никак царю нельзя и т.д. Актер играет. Нет, два часа фильма – он и есть царь. Как же меняется его взгляд, интонация. Никаких криков, все тихо и даже благостно. Все может объяснить ласково, убедительно и даже то, что без жестокости царю не обойтись, и потом враги (внутренние) ведь сами признаются (о пыточных подвалах вроде и не ведает), что замышляли заговор, от Сигизмунда (Жигимонта) деньги получили, извести помазанника Божия собирались… Казнят заговорщиков ежечасно, но по суду и следствию. На все форма есть, законная. Царю нужны верные, а значит запятнанные. Вот и Митрополита захочет он испытать, передав ему право "печалования", но тот суд вершить не возьмется, знает, какие кровавые дела вторит Иван Васильевич.

А народ у Красного крыльца плачет да причитает, ждет царя-батюшку горе свое высказать, а царь-батюшка говорит им, что в грехе погрязли, и, холопы головой оземь и перед царем – серые, убогие спины. А самый верный холоп шепчет царю, что хорошо бы их в грязь брюхами… Ну, как тут слово молвишь?

Роятся вокруг Хозяина опричники, сытые, кровью напитавшиеся, готовые порвать любого. Даже "ату" не ждут. Царя постепенно к рукам прибирают: когда нужно вперед подтолкнут, а иной раз и в неведении оставят. Окружают его плотно. Вот один из самых усердных, он же шут (блистательный Иван Охлобыстин), и про злонравную царицу вольную песенку поет, вавилонской блудницей называет. Его, правда, Иван велит в костер, а ее (по подозрению) обещает заточить в монастыре.

Есть такое латинское изречение: "Каков царь – такова и свита". В России на протяжении всей истории части этого изречения меняли порядок. Цари не только отделены от народа, их свита тоже в пограничном состоянии, сама по себе. Немец-изобретатель (Виллэ Хаапасало) говорит царю: "Тот, кто ближе к государю – обжигается, а кто дальше – замерзает". От того все испокон веку ищут именно теплого места.

Огнем и мечом уничтожают заразу, под корень вырубает семьи, а она не только не идет на спад, но ширится. Вера, – если и есть, то только в царя. Людям веры нет. Потому казнят и доносчика и оклеветанного. Вершит царь страшный суд на земле – "чтоб чисто было". А над ним воронье кружит.

Подогревается опричниками. Вот и Митрополит Филипп уже не угоден, не люб: каяться, повиниться перед Богом зовет. Кого зовет? Помазанника Божия. И Филиппку (холопа, лишенного царем сана) велит в кандалы и в монастырь на цепь на радость опричникам, скалящим гнилые рты.

Царь. Власть от Бога, который проповедовал любовь, милосердие, отвергал зло и насилие. Так от какого Бога?

Наверное, есть в самом слове власть что-то магическое. Особенно в России. Кто не сядет на трон, тот и самодержец. У того и голова кругом от упоения вседозволенностью. А рядом холопы разного ранга, свои проверенные, поют Осанну. И невдомек им, что есть и людской, и Божий суд, что люди иногда устают и от страха…

Последние кадры фильма: Иван Васильевич Грозный задумал повеселить московский люд. Звенят зазывая колокола, голосят глашатаи, стоят корзины с пирогами, сосуды с вином, сидит на своем месте Царь… Камера уходит в закрытые дома и ворота, в пустой безлюдный город. Только одна собака нарушает жуткое безмолвие: бегает от бочки к бочке, нюхает снедь, что-то жует.

Сам Иван Васильевич Грозный растерян. И с недоумением говорит: "А где же мой народ?" Не холопы, а именно народ. И последний кадр: на экране одно слово: "Царь". Один.

Воплощение идеи и темы фильма настолько совершенны, что заставляют забыть о недостатках картины. Не могу их назвать. Картина смотрится на одном дыхании. Только зрачки порой расширяются. Не от жестокости, нет. Фильм этим не страдает. От слов, от убедительности царя, от магии его исполнителя. Или света, который исходит от Олега Янковского. Это не свет камеры, а что-то необъяснимое вокруг похожего на икону лица актера. Страшно осознать, что этот фильм последний для него. Страшно подумать, что в этой роли мог быть кто-то другой. Нет, не мог бы.

Здесь все актеры, даже в эпизодах не похожи на себя. Александр Домогаров (Басманов), поистрепавшийся в сериалах и не всегда достойных работах вдруг предстает большим артистом. И взгляд завораживающе ужасает и жесты верно найдены.

А воевода Колычев (Алексей Макаров) – мучимый пытками на дыбе? Сердце обливается кровью, видя его страдания. Не физические. Он страдает, в его глазах это читается, о том, как проливал кровь за отечество, которое теперь его казнит, как видит мучения своего дяди, низложенного митрополита, как ругает он себя за то, что не переубедил его бежать из города, где забыли о Боге. А ведь предупреждал…

Малюта Скуратов – Юрий Кузнецов. Это серьезнейшая работа актера. Вернейший пес, беспрекословно выполняющий все приказы, предвосхищающий их, просит у врага, которого пришел убить (Филиппа) помощи в исцелении сына. Он разрывается между "долгом" и последней надеждой. Его даже жаль. Ребенок, которого он лелеет и взращивает в тех же подвалах, в которых уничтожает людей, умрет.

А смех царицы (Рамиля Искандер). Содрогаешься от этого адского заливающегося смеха. А презрительный взгляд на толпу, готовую удавить друг друга за монеты, которые бросает она в праздник с Красного крыльца.

Массовка фильма – отдельная тема. Из картин последних лет нельзя найти ничего подобного, могущего встать в сравнение с этим фильмом. Масштабность и дотошность в деталях при съемке сочетаются с невероятной динамикой. Вроде ничего и не происходит, а оторваться невозможно. Это полное погружение не в эпоху, а в осознание истоков многих сегодняшних бед. И их последствий. Фильм – не исторический, он современный. Оттого то и бежит по спине прохладца, что кроме декораций ничего с тех пор не изменилось. В себя приходишь только после аплодисментов, которые непременно звучат в собравшем людей разных поколений и убеждений, зале кинотеатра.

Автор: Эмилия Деменцова


«Новости. Последние поступления. Анонсы»:

  • «УНИКАЛЬНЫЕ культурно-исторические программы»
    Поступили без преувеличения можно сказать УНИКАЛЬНЫЕ культурно-исторические программы - Евангелия от Марка, от Матфея, от Луки от Иоанна в произведениях лучших мастеров иконописи и живописи. Тексты Евангелии озвучены профессиональным чтецом на фоне негромкого звучания православной церковной музыки. На экране, синхронно со звуком, Вам представляются библейские сюжеты из произведений известных мастеров русской и зарубежной иконописи и живописи в контексте того, какие стихи Евангелия читаются в данный момент времени. Кроме того, на экран выводится канонический православный (синодальный) текст читаемых стихов Евангелия на русском языке. В фильмах использованы произведения русской православной церковной музыки в исполнении хора Братии Валаамского монастыря, хора п/у Носова, хора Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Московских духовных школ, а так же работы (или фрагменты работ) известных мастеров иконописи и живописи, числом более 200, точный список которых приведён на самом DVD. Реализация Евангелия в таком исполнении позволит более глубоко проникнуть в текст каждого стиха, каждой главы Священного Писания и образно осмыслить суть сказанного в нем. Это особенно важно и полезно для детей школьного возраста, начинающих приобщаться к Слову Божьему или желающих просто познать основы духовной культуры и воспитания. ....

    Подробнее >>>

  • «Цикл бесед Святейшего Патриарха Кирилла»
    Вашему вниманию предлагается диск "СЛОВО ПАСТЫРЯ" с записями бесед по основам Православия Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ...

    Подробнее >>>

  • «Предлагаем совершить виртуальную трехмерную экскурсию по уникальным интерьерам жемчужины русского зодчества - Покровского собора или Храма Василия Блаженного, символу российской столицы»
    Покровский собор или Храм Василия Блаженного – символ российской столицы, и сегодня мы предлагаем вам совершить виртуальную трехмерную экскурсию по уникальным интерьерам жемчужины русского зодчества и познакомиться с непревзойденным архитектурным обликом ансамбля. Главный храм Красной площади построен в середине XVI века зодчими Бармой и Постником по указу Ивана Грозного в честь взятия Казанского ханства, в это же время собор приобрел статус главного городского храма. Благодаря использованию современных информационных технологий вам откроются самые потаенные уголки храма Василия Блаженного, вы узнаете об архитектурном шедевре Покровского собора, сможете увидеть уникальные архитектурные, исторические и художественные шедевры, хранящиеся в его стенах...

    Подробнее >>>


«Новости и другая информация наших друзей. Скидки и подарки»:

  • «Экскурсия - прогулка по храму Новый Иерусалим всего в 1 часе от Москвы»
    Уникальная экскурсия - прогулка по храму и окрестностям, которую ведет преподаватель Православного детского центра - интересный гид и собеседник, любящий храм и окружающую природу. Тех, кто приезжает на электричке - гид встретит на станции, тех кто приезжает на автобусе - на автобусной остановке и потом проводит до храма. Для заказа экскурсии можете написать на электронную почту: istra2004@mail.ru, ICQ 322-770-372
    Эта прогулка - экскурсия ежедневно с 11.00 до 15.00 (договариваться нужно естественно заранее). Оплата по договоренности (деньги пойдут на обучение детишек и на помощь инвалидам).
    На этой экскурсии - прогулке Вы побываете:
    На утреннем богослужении в храме; сможете приложиться к мощам св. мученицы Татианы в Успенском приделе; в Архангельском приделе увидеть список Тихвинской чудотворной иконы Божией матери XVII века и гробницу патриарха Никона в Предтеченском приделе, возле которой происходят чудесные исцеления; в центральном приделе Воскресенского собора, где можно приложиться к святыне — кресту-мощевику, подаренному монастырю иерусалимскими монахами. Крест содержит частицы Креста Господня и мощей святых, включая евангелиста Марка; побывать в кувуклии - часовне в храме гроба Господня (место, где покоился после распятия Иисус); в действующей подземной церкви Константина и Елены с уникальным медным иконостасом; пройтись по монашеской территории - вдоль братских корпусов; побываете в деревянном зодчестве; сможете пройтись по крепостной стене и побывать в Гефсиманской, Сионской и Елизаветинской башнях и в надвратной Входоиерусалимской церкви над Золотыми воротами; у скита патриарха Никона; сможете увидеть реку Иордан (Истра) с ее купелью с рассказом о чудесных исцелениях. Прогулка по монастырскому полю и Гефсиманскому саду, а также вдоль монастырской стены, где можно увидеть два озера, именуемых Галилейским морем из которых вытекает Кедронский поток.
    Не забудьте взять пустую бутылочку, чтобы набрать водички из святого "Силоамского" источника в Гефсиманском саду или из колодца под названием "Живоносный источник" в подземной церкви Константина и Елены.

Вы можете добавить свою новость или статью по адресу (необходимо зарегистрироваться): http://my.mail.ru/community/pmvsr/
По вопросам размещения Ваших статей и информации в наших рассылках - пишите нам: anosin@mail.ru
Давайте поможем детям! Информация здесь >>>
Рассылки Subscribe.Ru
Освещение для интерьеров и парков
Техника для создания любимой погоды в доме, от кондиционера до тепловой пушки
Автономные электростанции для загородного дома и все, что можно к ним подключить
Техника в помощь садоводу и фермеру
Все о насосах для любых водоемов и водонагревателях
Моечная и уборочная техника для быта и производства
Рукопашный бой для девушек -- выживание, психология!
Серверы, сетевое оборудование, тесты, характеристики, советы
Милосердие. Чем ты можешь помочь ближнему.
Православные знакомства
Православные книги, фильмы, программы и другие издания
Агробизнес и советы садоводам
Здоровый образ жизни
Фотосъемка природы и людей на природе и в интерьере
Рецепты кухни народов СССР
Скидки, подарки, призы...
Секреты рекламы и создания интернет-магазинов
1С и электронная коммерция

В избранное