Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Экономика для "чайников"

  Все выпуски  

Экономика для "чайников" Выпуск 3


Информационный Канал Subscribe.Ru

Здравствуйте!

 

Перед Вами третий выпуск рассылки "Экономика для "чайников". Приношу Вам свои извинения за опоздание выпуска.

 

Обращаю Ваше внимание, что для качественного просмотра материалов рассылки необходимо подписываться в формате HTML, так как рассылка содержит множетсов таблиц и иллюстраций.

 

Представленные здесь материалы подготовлены на основе материалов сайта www.z-consulting.ru .

 

Сегодня в рассылке:

  1. Основы бухучета (часть 3).
  2. Электронный бизнес – мифы и реальность.
  3. Новинки нашей библиотеки.

 

Основы бухучета (часть 3).

 

Здравствуйте!

В прошлых двух частях мы рассмотрели общие принципы учета: теорию двойной записи проводок, формирование и типы сальдо, обороты, типы счетов учета. В этой, последней, части теории бухучета мы рассмотрим принципы формирования баланса, типы активов и обязательств и виды учета вообще.

Для начала давайте вернемся к нашим первым таблицам, в которых мы рассортировали наши операции. Правда, немного приведем их в соответствие с правилами: счет «Продажи» должен быть с нулевым остатком.

 

Деньги

 

Товар

 

Продажи

 

Поставщики

0,00

0,00

0,00

0,00

 

 

80,00

 

 

120,00

 

 

 

 

 

 

 

150,00

100,00

 

 

175,00

 

80,00

 

 

120,00

 

80,00

 

 

120,00

 

 

80,00

 

 

120,00

 

 

 

 

 

 

150,00

100,00

 

 

175,00

50,00

75,00

00,00

125,00

                     

 

Теперь мы уже знаем, что часть наших счетов учета относится к активам, а часть – к обязательствам. Вот в таком порядке давайте их и разложим на две стороны. Пусть с левой стороны у нас будут активы, а с правой – обязательства.

 

Активы

 

Обязательства

 

Деньги

 

Товар

0,00

0,00

 

 

80,00

 

 

120,00

 

 

 

 

 

 

 

150,00

100,00

 

 

175,00

 

80,00

 

 

120,00

50,00

75,00

         

 

Поставщики

0,00

 

 

 

 

 

 

150,00

100,00

 

 

175,00

125,00

 

 

 

     

 

Легко заметить при такой организации таблиц, что все наши активы обеспечены за счет обязательств. Действительно, что у нас в остатках в левой части? Остатки денег и товаров. А в правой? Неоплаченная задолженность поставщику. Таким способом можно наглядно отобразить из чего состоят наши средства и что является источником наших средств.

А теперь давайте сделаем следующее: сложим результаты по счетам учета (сальдо) в левой и правой половинах. Правда, в правой половине таблицы у нас только одна сумма. Ну, да ничего, пока и так пойдет. Что у нас получилось? Верно, итоговые суммы справа и слева одинаковые. Вот, собственно говоря, и весь принцип бухгалтерского баланса.

Сам термин «баланс» - один из немногих в бухгалтерии неитальянского происхождения. Придумали его французы и, первоначально, он был предназначен для контроля правильности учета. Позднее он стал очень удобным компактным средством отчета по основным разделам бухгалтерского учета.

Кстати, о разделах… Обе половины баланса, левая и правая, делятся на три части. И этот принцип деления довольно интересен и полезен. Для начала давайте рассмотрим деление левой части баланса – активов.

Все активы предприятия делятся на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные. С чем это связано? Со сроками их использования? Ну, примерно так. Только в бухгалтерии принято говорить «со сроками выбытия». А причин выбытия может быть несколько: использование в процессе эксплуатации или производства, окончание срока службы, продажа. Так вот, сроки в балансе указываются именно исходя из сроков реализации активов. Предположим, нам нужно прекратить деятельность предприятия и погасить все имеющиеся у нас перед кем-то обязательства. За счет чего мы можем быстро это сделать? Только за счет наших активов. Можно, конечно, их и не продавать, а использовать по назначению. То есть, пустить в хозяйственный процесс. Но в этом случае сам процесс вызовет новые обязательства (по зарплате, например). Поэтому единственно возможным средством расчета по обязательствам в теории бухучета рассматривается продажа активов. А чем быстрее всего можно рассчитаться? Правильно, деньгами. Их и не надо даже продавать. Они сами по себе являются средствами расчета.

Так вот, именно деньги, ценные бумаги и долги предприятию входят в состав краткосрочных активов. Материалы, товары, готовая продукция входят в состав среднесрочных обязательств. Для их реализации требуется некоторое время, но не очень много. А вот здания, оборудование, транспорт, строящиеся объекты и капитальные вложения (что это такое – мы будем разбирать несколько дальше) – все это относится к долгосрочным активам. Для их реализации требуется достаточно долго времени.

В общем-то, то же самое происходит и с правой частью баланса – обязательствами. С одной стороны, он разделены на эти же три раздела исходя из принципа финансирования. То есть, какие виды активов за счет каких обязательств обеспечены. С другой стороны, - по срокам их погашения согласно законодательству. Например, обязательства по начисленной, но не выплаченной заработной плате подлежат первоочередному удовлетворению. А вот распределение прибыли между учредителями и акционерами – в последнюю очередь.

Итак, мы рассмотрели наиболее общие принципы бухучета. Мы в нашем коротком введении в теорию бухучета не рассматривали вопросов ведения учета по разделам. Не затрагивали мы и вопросов определения финансовых результатов хозяйственной деятельности и налогообложения. Все это я постараюсь раскрыть в будущих статьях. Но мы с вами изучили самые общие принципы, на которых строится бухучет в любой стране, независимо от практики хозяйственной деятельности и законодательства. Зная эти принципы, легко в дальнейшем понять как построен учет в той или иной отрасли, в той или иной стране.

Кстати, как и записано, в Положении о бухгалтерском учете, бухгалтер самостоятельно планирует и строит учет на основе принципов учета, согласно законодательству и здравому смыслу, исходя из особенностей ведения хозяйственной деятельности тем или иным предприятием.

У нас с вами остался последний, совсем небольшой вопрос. Можно сказать, вопросик.

До сих пор мы с вами все считали только в денежных единицах. То есть, в деньгах. На практике же нас интересуют не только обезличенные суммы, но и конкретные условия их принадлежности, количества учитываемых ценностей. Например, при ведении учета нас интересует не только общая сумма остатков товара на складе, но и какого именно товара и сколько осталось. При ведении учета по нашим долгам по расчетам мы учитываем не только, сколько мы должны или нам в суммарном выражении, но и кто именно и сколько. Такой способ ведения учета называется аналитическим учетом. А объекты учета (товары, материалы, предприятия, сотрудники) – объектами аналитического учета или субконто. Именно аналитический учет лежит в основе управленческого учета, поскольку он предназначен для создания отчетов, помогающих в управлении предприятием. Сводный же учет только в денежном выражении называется синтетическим учетом. Он используется для начисления налогов и в финансовом анализе.

 

 

Электронный бизнес – мифы и реальность.

 

Сразу же хочу сказать, что я ни на кого не собираюсь нападать, никого не собираюсь ни в чем обвинять и не хочу никаких скандальных сенсаций. Просто за последнее время об электронной коммерции, об электронном бизнесе столько всего сказано - от восторженно-положительного, до язвительно-отрицательного,- что пора бы, наконец, попытаться добраться до истины: что же такое электронный бизнес и насколько справедливо все то, что о нем говорят?

Прежде всего, следует заметить, что точного определения электронной коммерции - или электронного бизнеса - до сих пор не существует. А есть ли электронный бизнес вообще? Может, таковым называют просто бизнес, ведущийся с использованием специальных приемов и методов? И, если это так, то в чем преимущества и недостатки этих методов? Попробуем разобраться по порядку.

Очень часто можно встретить такое определение электронной коммерции: "E-Commerce (электронная коммерция) - общее название нового вида коммерции, которая состоит в использовании сети Интернет для создания виртуальных магазинов, предлагающих разнообразные товары и услуги".

Если вы заметили, речь, прежде всего, идет только о торговых операциях. А как же другие виды бизнеса? Производство или услуги, например? Кроме того, любой бизнес состоит из нескольких взаимосвязанных компонентов. Но все ли из них можно перенести в Интернет?

Для начала, давайте попробуем разобрать, из каких элементов и механизмов состоит бизнес, и что из этого осуществимо при помощи Интернет.

Чтобы понять, какие именно вопросы можно решать при помощи Интернет, нужно вначале понять что такое, в сущности, Интернет. Для непосвященного сеть Интернет - это что-то таинственное, великое, непостижимое для простого человеческого ума и стремящееся захватить контроль над человечеством (последнее мнение свойственно тем, кто чрезмерно увлекается фантастикой). На самом деле все очень просто. Интернет - общественная сеть, состоящая из ВЕБ-узлов (серверов) и клиентов - пользователей. ВЕБ-узлы, в свою очередь, состоят из мощных компьютеров (серверов) со специальным программным обеспечением, соединенных между собой как локальными, так и выделенными высокоскоростными каналами связи. Ну а пользователи - это, соответственно, мы с вами, вооруженные, опять же, компьютерами с необходимым программным обеспечением и соединяющиеся с ВЕБ-узлами при помощи различных каналов связи. И все это работает на основании ряда международно-выработанных стандартов, называемых протоколами. То есть, можно представить это в виде ядра, в основе которого лежат сервера, соединенные высокоскоростными каналами, и "мантии" из компьютеров пользователей, которые получают информацию из Сети. Вот и все. Вышло несколько примитивно с технической точки зрения, но достаточно наглядно. Как видите, ничего особо таинственного тут нет. Разумеется, технически все это гораздо сложнее. Но сам принцип работы именно такой, достаточно простой для понимания его сути.

И если вы заметили - основным компонентом всего этого является компьютер. А что, собственно говоря, он может? Существует классическое определение компьютера, которое гласит примерно следующее: "Компьютер - специальный электронный прибор, служащий для хранения и обработки информации". Все. Хранение и обработка информации, и ничего более. А отсюда вытекает, что, поскольку компьютер является одним основных элементов сети Интернет, то, следовательно, и Интернет может лишь хранить, обрабатывать и передавать информацию (еще одно свойство, которое ему дают коммуникационные каналы).

Теперь же давайте последовательно разберем все составляющие бизнеса. И попробуем выяснить, какие из этих задач можно решать с помощью Интернет.

Прежде всего, речь пойдет о юридической основе бизнеса. Ведение предпринимательской хозяйственной деятельности или, другими словами, бизнеса регламентировано Гражданским Кодексом. В самом Кодексе ведение бизнеса с помощью Интернет, или каким либо иным способом, никак не выделено и не регламентировано обособленно. Мало того, согласно тому же Гражданскому Кодексу допускаются любые взаимоотношения, не противоречащие законодательству и обычаям делового оборота. Следовательно, любой способ ведения бизнеса, если он не противоречит законодательству, может быть использован и, кроме того, введен в обычаи делового оборота. Так что с юридической основой тут все, кажется, нормально. Хотя несколько позже мы остановимся на отдельных элементах электронного бизнеса, которые законодательством не предусмотрены или вообще ему противоречат.

Юридически одним из условий возникновения отношений между участниками сделки является существование между ними договора. На этапе подготовки договора Интернет предоставляет огромные возможности для быстрого обмена сообщениями. Особенно это выгодно при значительном удалении партнеров друг от друга. Письмо в любую точку земного шара идет считанные секунды. Но договор считается заключенным, если оба партнера поставили под ним подпись. Вот тут и начинаются проблемы.

В законодательстве Российской Федерации существует Закон об электронной подписи. Однако на практике его применение затруднено, если не сказать невозможно. Это связано, прежде всего, с существующей судебной процедурой предъявления доказательств в суде. Согласитесь, что в случае рассмотрения дела в суде предоставить распечатку договоры вы еще сможете. Но как представить электронную подпись? Подобный механизм пока не разработан. А его отсутствие, следовательно, приводит к весьма слабой юридической защищенности сделок, заключаемых через Интернет. Защитой в таком случае может служить договор, подписанный обычным порядком на бумаге. Но при значительном удалении партнеров его придется пересылать по почте (пересылка по факсу законом тоже не предусмотрена), что сводит на нет все преимущества Интернет в скорости. Помимо пересылки договора обычным путем, можно использовать так же офертный механизм (о его применении в электронном бизнесе мы поговорим в другой раз).

Кроме того, есть еще одна проблема, которая никак не решаема при помощи Сети. Это юридическая регистрация бизнеса. Согласно действующему законодательству, принятому во всех странах, для законного занятия бизнесом его необходимо зарегистрировать. В противном случае он будет незаконным. Но вот как раз зарегистрировать бизнес при помощи Интернет вам никак не удастся. Опять же, ввиду вышеназванных причин.

Теперь давайте рассмотрим другие механизмы, составляющие бизнес в целом.

Важным аспектом бизнеса является реклама. Тут возможности Интернет достаточно велики. Однако следует иметь в виду, что участниками сети является не абсолютное большинство населения и реклама в Интернет имеет свои специфические свойства и особенности. Впрочем, опытные маркетологи это знают и, обратившись к ним, Вы получите необходимую помощь в вопросе рекламы в Сети. Сама по себе эта тема достойна отдельного разговора и мы еще к ней вернемся.

Следующий этап - заказ. С переносом этого аспекта в Интернет тоже все обстоит достаточно неплохо. Уже давно отработаны методики создания в Сети виртуальных каталогов и систем заказов. В сущности, все, что называется Интернет - магазином, есть ни что иное, как Интернет-каталог товаров с автоматизированной системой заказа. Конечно, как и любая торговля по каталогам, этот вид деятельности имеет свои недостатки. Один из них, например, состоит в том, что вы не можете осмотреть товар, что называется, в живую. Оценить его полезные свойства и недостатки. Приходится ориентироваться лишь на графическую и описательную информацию, размещенную в каталоге. А она, эта информация, вполне может оказаться далекой от объективности. Опытные рекламщики не только представят товар в наиболее привлекательном свете, но и постараются создать такую атмосферу на странице, при которой ваше желание купить эту вещь может значительно возрасти. Собственно говоря, все то, что я перечислил, может быть отнесено и к положительной стороне такого бизнеса. Все зависит от того, с какой стороны "прилавка" мы находимся. Но если говорить совсем объективно, то те методы, которыми частенько пользуются рекламные работники, являются не такими уж и честными.

Что есть положительного в таком способе ведения бизнеса? Не нужно содержать складские помещения и нести связанные с этим расходы. Не нужно тратиться на содержание обслуживающего персонала. Да и транспортные расходы можно серьезно уменьшить, если применять посылочную доставку, например.

Теперь давайте перейдем к вопросу поставок товаров или продукции. Вот тут Интернет вряд ли Вам поможет. Точнее поможет, но лишь в том случае, если ваш товар цифровой (информационный, существующий только в электронном виде: программное обеспечение, статья и т.д.), тогда - другое дело. Почему? Давайте еще раз повторим: что является основным компонентом сети Интернет? Правильно. А что такое "компьютер"? Что он умеет и для чего предназначен? То-то. Так что за рамки его возможностей при использовании Сети нам не выскочить. И если у вас самый что ни на есть обыкновенный вещественный товар (продукт), то придется вам его доставлять клиенту обычным способом: на машине, на пароходе, на самолете, пешком, в конце концов.

По идее, еще одним из составляющих бизнеса является производство. Но тут, я думаю, даже и обсуждать нечего: сама по себе Сеть в процессе производства практически не участвует. Если продукт не цифровой (не информационный), то и говорить нечего. А если и информационный, то производить его мы будем вне Сети. Сеть станет для нас, скорее, инструментом доставки, о чем мы уже говорили. Единственным исключением тут будет оказание услуг посредством Интернет. Опять же, при условии, что услуги носят чисто информационный характер.

И последнее, что нам осталось обсудить из компонентов бизнеса - это расчеты. В последнее время наметилась положительная тенденция расширения сферы применения электронных расчетов. Сетевые платежные системы с успехом конкурируют с традиционными платежными системами. Конечно, я не имею в виду объемы платежей. По этому параметру электронные деньги пока не способны конкурировать с обычными. Но они становятся все более доступными и распространенными. И, так же как и традиционные системы, электронные расчетные системы обрастают большим количеством сопутствующих бизнесов и сервисов. Но, к сожалению, и в этой бочке меда есть довольно большая ложка дегтя: электронные валюты и платежные системы не имеют достаточно надежного юридического обеспечения. Впрочем, весьма похоже, что это просто вопрос времени, и электронные деньги еще сумеют занять достаточно прочное место в обычаях делового оборота.

Но вот одну функцию ведения расчетов, пожалуй, пока что нельзя производить с помощью Интернет - расчет по налогам. Ну не используют налоговые службы электронных денег. А налоги платить нужно. Так что мы обязаны говорить и об этой функции, так как она на сегодняшний день является неотъемлемой частью бизнеса.

Пожалуй, можно подвести небольшой итог наших изысканий. Итак, давайте еще раз по отдельным пунктам.

          Юридическая база - имеется, но до конца не проработана, в связи с чем является малоэффективной.

          Реклама - данный вопрос прекрасно решается в Интернет, но с точки зрения классической или обычной рекламы имеет определенные особенности и, в демографическом плане, ограничения.

          Оформление заказов - возможности Сети просто прекрасны. Процесс приемки и оформления заказов может быть полностью автоматизирован именно благодаря Сети.

          Доставка товара - может быть реализована в Сети только при условии, что товар имеет электронную (цифровую) форму.

          Производство - возможно, но с большими ограничениями.

          Расчеты - в принципе возможны, но пока что эта сфера Интернет находится в стадии начального развития и полностью со обычными механизмами расчетов не интегрирована.

Каждый из этих пунктов достоин стать отдельной темой для исследований, размышлений и дискуссий. И мы обязательно вернемся к каждому из них. Пока же мы только очертили общий круг проблем бизнеса в Сети и попытались понять это явление. Но, таким образом, получается, что говорить о чисто "электронном бизнесе" нельзя. Правильнее говорить о ведении обычного бизнеса при участии механизмов, предоставляемых сетью Интернет. А возможности тут очень большие. Если их правильно понимать и использовать. 

 

Новинки нашей библиотеки. (http://www.z-consulting.ru/librare/librare.htm)

 

"Базовый курс по рынку ценных бумаг" - Учебное пособие для ВУЗов.

Б. Гейтс "Бизнес со скоростью мысли" - В ХХI веке самым главным фактором станет скорость: скорость ведения бизнеса и скорость его изменений. Чтобы держать руку на пульсе событий и вовремя предвидеть грядущие перемены, организациям необходимо радикально усовершенствовать свои информационные потоки. Современные информационные потоки, позволяющие правильно организовать бизнес- процессы и выработать правильные стратегии, невозможны без "электронной нервной системы". Большинству организаций не хватает информации для того, чтобы как следует разобраться в ключевых аспектах своей деятельности. "Электронная нервная система" поможет им лучше понять свой бизнес и использовать это понимание для повышения его эффективности. Именно инфраструктура, в основе которой лежат информационные потоки, станет в ХХI веке "гвоздем программы".

"Бизнеспланирование как форма экономического управления" - Вопросы финансово-экономического управления в условиях перехода к рыночным отношениям - важные среди всего комплекса проблем общественно-экономических преобразований. От их грамотного решения зависит устойчивость развития рыночной экономики в нашей стране и сокращение переходного периода. Особенно значимым здесь представляется использование новых форм планирования, присущих развитой рыночной экономике, в частности бизнес-плана, который с необходимостью должен быть адаптирован к российским специфическим условиям.

 

 

Эти и многие другие интересные материалы вы сможете найти на сайте www.z-consulting.ru

 

С уважением,

Волков Андрей,

автор и ведущий рассылки.


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: economics.education.ecodummers
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное