Что лежит в естественном истоке образования человека? В нашейНаучной школе человекосообразного образованияобоснованы пять ключевых стремлений человека, которые определяют его образование: когнитивные, креативные, организационные, коммуникативные, ценностно-смысловые. Каждому из этих стремлений соответствуют определённые виды деятельности, а также результаты, выражаемые в знаниях, опыте и компетентностях.
Данные стремления относятся к любой области жизни, обучения любой науке или практике. Конкретизируем стремления ученика в области Вселенной, которая определяет миссию каждого - вселиться в неё. Приведём примеры каждой из пяти ключевых деятельностей учащихся по отношению к Вселенной:
1)когнитивные деятельности: смотреть на небо; наблюдать и осваивать методы наблюдения удалённых космических объектов: звёзд, планет, звездных скоплений, галактик; собирать факты о Вселенной; задавать вопросы о ней; формулировать гипотезы по отношению к вопросам вселенского масштаба;
2)креативные деятельности: выдвигать идеи о происхождении и свойствах Вселенной, о её роли и влиянии на Землю, людей, на себя; рисовать образ Вселенной; создавать произведения различных жанров, используя фото, видео, рисунки, тексты; конструировать собственные модели Вселенной, сравнивать их с известными моделями мироздания;
3)организационные деятельности: выстраивать деятельностные отношения к Вселенной – ставить цели, строить планы, искать и применять методы изучения Вселенной; осознавать действующие во Вселенной законы, применять их в собственном нормотворчестве; рефлексировать по отношению к реализуемой деятельности;
4)коммуникативные деятельности: настроить «каналы» общения с Вселенной – зрительные, мыслительные, эмоционально-чувственные, иные; писать сочинения типа «Я и Вселенная», «Я во Вселенной»; отыскивать «обратные связи» с Вселенной, применять их в своей жизни и образовании;
5)ценностно-смысловые деятельности: задавать вопросы о причинах существования человека и Вселенной, отвечать на них; сравнивать себя с Вселенной; конструировать собственные и изучать известные принципы бытия Вселенной; применять принципы вселенского бытия для конструирования своих смыслов и целей жизни; использовать правила существования Вселенной для решения текущих задач обучения, семейной и профессиональной деятельности.
Выстраивание отношений с Вселенной начинается с ближайшего окружения ученика. В начальной школе данные задачи решает предмет «Окружающий мир». Кроме ближайшего окружения организуется взаимодействие с дальним окружением, ребёнку предлагается изучать облака, небо, Солнце, Луну, звёзды. Изучение происходит сообразно возрасту учащихся, их личностным особенностям. Например, понятие бесконечности для младших школьников формируется в их рисунках «Моя Вселенная», старшеклассники пишут эссе.
Для выстраивания отношений с Вселенной эффективны эвристические вопросы и задания ученикам, например: «Определите, что общего у человека и Вселенной», «Если бы Вселенная создала человека только на планете Земля, обеспечило бы она его полёт к своим границам?», «Как, на ваш взгляд, может выглядеть лучистое человечество, о котором говорил К.Э. Циолковский? Изобразите отдельного лучистого человека».
Реализация задач по осознанию и выстраиванию учащимися своей связи с Вселенной – задача, которая уместна на уровне национальной доктрины образования. В России данная доктрина была отменена в 2014 году и на сегодня отсутствует. Нами предложенпроект Национальной Доктрины образования человека в РФ, в который включён «вселенский компонент»: