Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Родителям будущих абитуриентов


 

 

 

 

 

Образовательный центр "ЛУЧиК"

 

www.lychik.ru

lychik@lychik.ru

 

 

 

 

 

 

 

Родителям будущих абитуриентов

Как помочь ребенку выбрать профессию?


Профессия... Как много в этом слове: и надежды, и взлёты, и разочарования. Тем более, если речь идет о собственном ребенке. Как ему сделать выбор правильно? Как помочь с выбором? А нужно ли вообще помогать, быть может, он справиться сам? Это лишь примерный перечень вопросов, на который пытаются ответить родители современных абитуриентов. Разобраться с таким "снежным комом" мы постараемся в этой статье. Сразу оговоримся - речь пойдет о выборе профессии как таковой, а не об особенностях поступления в ВУЗ или системе подготовки к экзаменам.

Итак, что же такое профессия? Опираясь на словари, выясняем, что профессия - это род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования. Поэтому для любого человека важно определить непосредственно этот род трудовой деятельности, который не только поддержит его финансово, но и будет приносить ежедневно положительные эмоции, чтобы существование было приятным.

А теперь еще один вопрос родителям: как вы принимаете жизненно важные решения? Требуется ли вам это с кем-то обсудить, важно ли услышать мнение другого? Если вы ответили "да", то понятно, что помочь с выбором собственному ребенку просто необходимо, если же "нет" - то просто можете дальше статью не читать.

Теперь выясним, как же помочь правильно. Заметьте, помочь, а не сделать выбор за него! Это основная ошибка. Часто родители настолько увлечены картинкой будущего собственного ребенка, что иногда даже забывают его спросить, а чего, собственно, хочет он сам. Поэтому прежде всего необходимо ответить на ряд вопросов, которые помогут вам грамотно сориентироваться в ситуации: 

- Можете ли вы определить основные интересы и склонности ребёнка?

- Если сейчас выбор профессии уже сделан, соответствует ли он его физиологическим и психологическим особенностям ребенка?

- Возможно ли на данный момент развитие профессиональных интересов?

- Существует ли понимание между вами в вопросах выбора, или у вас абсолютно разные точки зрения?

- Насколько успешным на данный момент окажется поиск работы по профессии, к которой склоняется ребенок?

Далее поясняем по порядку. Итак, каковы основные интересы и склонности ребенка? Надеемся, ответ на этот вопрос у вас уже есть и вы получили его от профессионального эксперта-консультанта, или школьного педагога-психолога, или при помощи профориентированных методик, которые сейчас есть в широком доступе. Если подобной информации у вас нет - срочно займитесь этим, привлеките школу или центр социальной занятости, которые могут вам помочь в этом вопросе (даже на бесплатной основе). У вас уже сложится определенный перечень профессий, с которым вы будете работать.

Знание психологических особенностей позволит уменьшить этот список наполовину, потому что профессии всегда налагают определенные ограничения в плане темперамента и характера человека, ведь достаточно сложно себе представить успешного актера-флегматика.

Затем необходимо проанализировать состояние здоровья - невнимание к этому факту достаточно распространённая ошибка при выборе, ведь некоторые профессии предъявляют четкие требования по этому показателю. Например, прекрасная физическая форма является основным критерием для профессий, связанных с военной службой.

Забудьте о собственных мечтах и престижности - и то и другое приводит в тупиковую ситуацию. Вы совершенно разные с вашим ребенком, он, разумеется, может пойти по вашим стопам, но будет очень сложно, потому что марку всегда нужно держать, иначе возможна ситуация "понятно, природа отдохнула...". Что касается престижности, то это спорно, ведь пика профессионализма ваш ребенок достигнет лет через 10, возможен ли долгосрочный прогноз?

Уровень образования: высшее или среднеспециальное? Выбор крайне разнообразен, существует  также поэтапный вариант: школа-техникум-вуз, о котором не стоит забывать. Что касается обязательности высшего - вопрос интересный, но в условиях современной действительности лишним высшее образование никогда не будет.

Итак, алгоритмизируем перечисленное: осуществляем несколько вариантов выбора, оцениваем с точки зрения психологии и физиологии, исследуем успешность выбора через несколько лет.

Далее вопрос: где получить? На эту тему мы уже беседовали с вашими детьми. Напоминаем основные составляющие "правильного ВУЗа" - наличие лицензии и аккредитации, грамотное соотношение теории и практики, возможность обучения по индивидуальному учебному плану (чтобы начать проф. деятельность как можно раньше), возможность стажировки (лучше в другом городе или стране) и освоения нескольких дополнительных курсов или необходимых учебных программ. Немаловажное значение имеет местонахождение - ведь учебное заведение будет одним из основных мест дислокации ребенка достаточно долгое время. Надеемся, выбор уже сделан? Прекрасно.

"Делаем монтаж" - и вот ребенок уже студент, доволен и счастлив! Ваша задача - не почивать на лаврах, а упорно и методично готовить конкурентоспособного профессионала, который победит в гонке на получение хорошей работы.   

Девиз - работаем всегда! Варианты: "Пусть отдохнет, у него был тяжелый год!" вообще рассматривать не надо. Отдых - это сколько? Максимум две недели. Затем думаем, куда пойти работать? Трудовая деятельность должна быть близкой к тому, что выбрал для себя ребенок. Хочет руководить гостиницей или рестораном - пусть начнет уборщиком или официантом - нельзя пренебрегать никакой возможностью узнать больше о той сфере, где он собирается работать. На начальном этапе нет понятия престижность, ни один современный миллиардер не начинал с должности руководителя, успехов добивается только тот, кто знает подводные камни системы изнутри. 

Что делать, если ребенок понимает, что это не его? Такой вариант иногда возможен, он часто возникает на "экваторе" (через 2,5 года обучения). Главное - не рубить с плеча. Непрерывное образование актуально как никогда, это жёсткое требование изменяющихся экономических условий. Поэтому вместе взвесьте потери (траты на репетиторов, усилия по поиску ВУЗа, "аффекты" поступления) и приобретения (возможность получить заветный диплом, опыт работы, профессиональные навыки) и примите решение - это пройденный этап или все-таки ступень? Уверяем вас, чаще всего выбирают второй вариант. 

Когда же можно спокойно вздохнуть? Ребенок вырос, выучился, получил диплом, зарабатывает деньги... Выдыхайте и набирайтесь сил, потому что уже  ПОДРАСТАЮТ ВНУКИ, которым ох как пригодится ваш опыт!!! Удачи Вам и Вашим детям!

 

Статью подготовила

Губанова Елена Владимировна,

Научный руководитель школы «Лучик»,

кандидат педагогических наук,

почётный работник высшего профессионального образования,

профессор кафедры экономики образования МИОО,

эксперт МЦФР и Форум Медиа,

руководитель высшей квалификационной категории. 

 


 

 

 

 

Частный детский сад  и Центр раннего развития "Лучик":

г. Москва, ул. Алабяна, д. 12, корп. 1,

Частный детский сад "Лучик":

г. Москва, ул. Остоженка, д. 7.

Частная школа "Лучик" и подготовка к школе:

г. Москва, ул. Вучетича, д. 7а,

тел.: +7 (495) 120-04-50.

Подробная информация для школьников и родителей - на сайте www.lychik.ru

Вопросы и пожелания по темам рассылки присылайте на адрес: lychik@lychik.ru 

 

 

 

 

 

 


В избранное