Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Хорошие тексты" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Февраль 2005 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
5
|
6
|
||
---|---|---|---|---|---|---|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
17
|
18
|
19
|
20
|
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
Статистика
0 за неделю
Я учу себя сам Вся математика - за 7 дней. Выпуск 03
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Вся школьная математика - за 7 дней ГО:
Сообщаю, что желающих получить "лист математического чистописания" оказалось 68. Из них 13 читателей включились в обсуждение вопроса по существу, а еще несколько прислали свои реплики. Все это я собрал и обработал в связный диалог, - с некоторыми из включившихся в работу мы успели перекинуться письмами несколько раз. Получилось чистого текста аж 105 Кб.
ГО:
Выглядит общая схема технологии вот как. По каждому навыку, - а это как раз всякие там "экстраполяция", "логика", "чистописание", - делаем комплект, состоящий из:
Опорный лист "чистописание" все видели и знают. Так? К нему лекция тоже есть (ее можно совершенствовать, - прошу!). Лист, кстати, тоже можно совершенствовать. Как делать тренировочные примеры?.
Я говорю ученику "срисуй этот лист". Срисовывает. Кстати, устает сначала уже на третьей формуле. Не принуждаю. Наоборот! Слежу за тем, чтобы отнять у него это занятие еще тогда, когда есть желание "красиво срисовывать". Правда, это не всегда получается. Говорю "потом дорисуешь, как-нибудь потом, в другой раз, а пока посмотри на этот опорный лист и придумай что-то еще, что сюда можно было бы добавить". И мы играем с ним в игру "каждый придумывает для другого образец для срисовывания". Я придумываю для него
образец, а он - для меня. Потом даем друг другу наши придуманные рисунки формул и каждый срисовывает себе в тетрадь.
Когда учеников много, тогда им предлагаю поменять партнеров и еще раз дать друг другу уже готовые формулы для срисовывания. Такой простой алгоритм работы пары учеников, - "придумай образец для срисовывания - дай партнеру срисовать".
Что же заносим в лист учета? В клеточку листа учета "чистописание", - заносим в колонку под сегодняшней датой в свою строку, - дробь. В числителе "число образцов формул, которые я придумал для срисовывания", а в знаменателе "число образцов формул, которые я за весь сегодняшний день срисовал".
Чтобы без потерь учесть два этих числа, ученик в процессе работы ведет простой учет где-нибудь на полях своей тетради. Он ставит после каждой срисованной формулы палочку. Поставив 4 палочки, он на пятой формуле, которую он срисовал, перечеркивает эти четыре палочки. Получается "блок учета" на 5 формул. Потом такие блоки легко сосчитать, чтобы получить общий объем проделанной за сегодня работы. Такой учет занимает мало места и не отнимает никакого времени. В лист учета общая дробь заносится в конце тренировки
один раз.
Теперь дадим наши разговоры с читателями рассылки.
==============
И когда мы говорим "изучить язык" или "изучить математику", тогда мы говорим вовсе не о том, для чего предназначена технология "вся школьная математика - за 7 дней". Я понимаю! что слоган "вся школьная математика - за 7 дней" красив, но я также понимаю, что он не точный. Он рассчитан на внешнего наблюдателя, - например, на родителя. А для "внутреннего" участника создания технологии смысл слогана другой.
Смысл слогана "вся школьная математика - за 7 дней" в том, чтобы за семь дней человек оснастил себя средствами работы, которые позволяют ему не только разбираться в математике, но которые позволяют ему также и эти уже освоенные средства работы расширять дальше. Но это - то есть "расширение" - уже за пределами семи дней.
Если же обратиться не к математике, а к человеку, который учится математикой владеть, жить в ее пространстве, пользоваться ею, - в этом случае можно обнаружить довольно скудный набор навыков, необходимых и достаточных, чтобы безбедно жить в пространстве математики. Вот тут уместен пример с тренировкой на выживаемость в тайге, - в ней тоже набор навыков для выживания очень короткий, хотя сама тайга очень большая.
а) родители не собираются в математике чего-нибудь смыслить, - им не до нее.
б) у родителей перед глазами нет тех сотен и тысяч людей, которые уже прошли сквозь эти 7 дней и теперь прыгают от восторга.
В этой ситуации мы сочиняем некоторый текст, который пока что выглядит вот так:
ГО:
У кого есть чего-нибудь добавить, - премного благодарен за идеи и дополнения.
Сергей Михайлов: Есть вещи, которые поймешь только через несколько лет после того, как прочитаешь.
ГО:
Во! Держи его! Лови его сейчас! А то убежит! В самом деле, "после того, как прочитаешь", бывают нужны годы. А вот в процессе тренировки понимаешь так много, во что и через годы после чтения, возможно, не въедешь. Норбекова не читаем? А зря...
Сергей Михайлов: Причем здесь Норбеков? :)
ГО:
Норбеков причем? Да он простую вещь ведь объясняет людям, - вместо того, чтобы думать об этом, проще и эффективнее это делать. Вместо того, чтобы думать "смех продляет жизнь", лучше просто, - вот теперь можете??!! - улыбнуться.
Сергей Михайлов: Например, нельзя сразу понять роторы. А есть вещи, которые и не поймешь… например, тензоры.
ГО:
Что же до роторов и тензоров, то они ничуть не сложнее квадратного корня. Это все та же привычка математиков записывать длинные "рассказы про это" в виде коротких сокращений. Я уже говорил много раз, что "вся математика есть набор сокращений" и ничего больше.
Вопрос с роторами и тензорами лишь в том, какие навыки нужно натренировать, чтобы с ними обращаться столь же непринужденно, как с квадратным корнем. Мы не занимаемся в эти 7 дней никаким пониманием! Аллё! Пониманием занимаются учителя в школе (за исключением Шаталова и его последователей).
Кстати, если ученику часто повторять "роторы и тензоры - это, брат, не для средних умов!!", то через пять повторений он свято уверует в то, что их "понять сразу" в самом деле "низя"... Такие повторения очень опасны и вредны.
Сергей Михайлов: То есть вы занимаетесь тезаурусом? Или правописанием? Научился рисовать значок интеграла, значит изучил. Хм. Я, например, могу срисовывать картины с фотографической точностью, значит я художник? Научился вырисовывать буквы иностранного языка - значит, умею писать. Ну. Ну. Я думаю, что обладать математическим мышлением - это уметь экстраполировать знания. Например, знать, что за 1,2,3,4 будет следовать 5,6,7. А не знать как написать правильно значок дифференциала.
Эту простую мысль уже подтвердили наши читатели, - коллеги по кооперативу "М7", - когда практически сразу же заметили, что по аналогии можно тренировать химию, географию, русский язык и прочие "предметы". Читатели как-то легко обнаружили всеядность технологии, - она у них просто не вызвала никакого сомнения.
Нас приучили к тому, что логику можно тренировать на материале математики. Но то же самое можно говорить и об историческом материале, и о медицинском, - о материале из любой области. Никому ведь не приходит в голову говорить о "медицинском" мышлении! И вообще, о каком таком мышлении можно вести речь, если математика есть всего лишь условный язык сокращений?
Ну, да оставим эту тему... Мы слишком увлеклись.
Почему бы к детям не применить революционные методы? Неужели не заговорят (на немецком, русском, математическом)? Нет, не заговорят до тех пор, пока не будет у них желания.
Для тех наших читателей, которые вызвались кооперироваться, приведу здесь несколько возможностей для соучастия в работе на Ваш вкус и выбор.
Вот что пишут читатели.
Рассказы читателей
Когда знакомым, живо интересующимся "почему здесь то, а там это?", - то есть в лекционных тетрадях по матану, - и далеко не только по одному нему! - начинаешь подробно объяснять, вплоть до того, что на пальцах... Замечаешь, что сам всё начинаешь понимать в 10 раз лучше. Если у вас матан был (тем более, если Мех_Мат заканчивали), конечно, понимаете, о каком препятствии я пытаюсь рассказать.
Кстати, не смейтесь, но некоторые темы я поначалу сам не понимал, но на вопросы, которые мне задавали, с заразительным интересом, уверенный в себе, отвечал. Скоро (через несколько минут после разговора), когда начинаешь задумываться "что же ты всё-таки такое сказал?" всё прекрасно понимаешь, а, следовательно, запоминаешь! Не смейтесь. Может быть, поэтому я и сдал сессию (первую) без особых напрягов. Удачи!!! Спасибо! Саша.
==============
Читателям были заданы два таких вопроса:
а) рассказать о себе и о том, зачем Вам этот лист математического чистописания занадобился, и
б) дать свои предложения на тему, - а что в целом может входить в это облако смыслов "вся школьная математика"?
==============
==============
А вся технология состоит из четырех типов навыков (сокращаю их) - "владеть архитектурой формул, доказывать, преобразовывать текст-формула-схема, конструирование и измерение". Теперь смотрю на перечень заданный Натальей и спрашиваю себя "а в какую из этих четырех групп навыков можно что-нибудь из перечня поместить, чтобы эти навыки тренировать?".
Вижу, что функции пойдут в группу "формула-схема" - графики можно тренировать чертить и анализировать. Значит, прошу у коллег "пришлите, что есть на сегодня у нас по графикам?", получаю, смотрю и добавляю в имеющиеся блоки или разрабатываю новый блок. Интегралы, наверное, можно добавить в группу "архитектуры формул". Пределы хорошо лягут в "доказывать", - в один из двух типов доказательства.
2. Составляю блок и лекцию к нему. Черновик рассылаю уважаемому кооперативу, чтобы посмотрели, покритиковали...
3. Подбираю тренировочные примеры.
Далее смотрите ниже - где все 5 пунктов. Одновременно пробую применить практически с учениками, - со своими детьми или еще с какими-то. Полученными "подводными камнями" опять делюсь с уважаемыми коллегами по кооперативу "М7"
==============
Что касается рассеянности и хаоса в голове, то, - думаю, - это от отсутствия мотивации. Поэтому надо работать не по поводу хаоса, а по поводу мотивации. Да! Знаю, что все об этом твердят, но сами не знают, "как" работать по поводу мотивации! А я - знаю.
Дайте ребенку возможность выбора "ты что будешь сейчас, - то или это?" и повесьте на стенку листок учета выполненной работы. Еще лучше, если листок не его одного, а всего класса, но в класс (к учителю) соваться не рекомендую. Будем работать дома.
В моей книге "ИНО СТРАННАЯ РЕЧЬ. САМО УЧИТЕЛЬ" есть глава про мотивацию. Прислать? Но еще лучше почитать В.А. Куринского "Когда нет гувернантки", - я, собственно, у него списал идею и технологию.
==============
"Шкварки", - это обобщенные навыки. Это такие навыки что-то делать, которые не зависят от материала, - то есть пригождаются в разных разделах математики. И, - как уже сказано, - не только в математике пригождаются!
"Дровишки", - это тысячи примеров и задач, на которых удобно тренировать обобщенные навыки. Примеры эти выдергиваем из всех разделов математики и, может быть, из физики. И, может быть, еще откуда-нибудь?
"Печка", - это алгоритмы работы учеников с этими примерами и задачами. Фактически это и есть тренировки на материале. Важно, чтобы объединяющий стержень тренировки не нарушался, - в одной тренировке тренируем один навык. Какой? Один из уже много раз здесь названных четырех групп.
==================
Ну, может быть, чего-то еще... Потом сообразим. Пока надо наладить производство вот этих блоков. Ведущей идеей является "никакой математики - только навыки", которые нужны человеку для жизни в математике. Блоки могут быть только про навыки! Про математику - ни слова!!
Прошу не понимать все слишком буквально. Мы сейчас в поиске. В повестке дня обсуждения "а что такое алгоритм работы пары учеников" - это важная часть технологии. Пока же давайте сделаем несколько комплектов и попробуем их практически.
По памяти процитирую одного читателя рассылки "это преступление перед детьми, - десять лет растолковывать им такую простую вещь, как школьная математика".
|
Пусть повстречается на Вашем Пути хороший человек! Пусть день у Вас выдастся удачным! Автор рассылки - Григорий Олегович Громыко. |
Послать письмо в рассылку Подписаться на рассылку На главную |
Ссылка на автора рассылки, на его е-адрес и на сайт www.paarschoolrus.narod.ru при перепечатке обязательна. |
Подразумевается по умолчанию, что любая информация, присланная читателями автору рассылки, может быть опубликована без ограничений, включая имя и е-адрес |
Книга "ИНО СТРАННАЯ РЕЧЬ. САМО УЧИТЕЛЬ" содержит полное описание тренировок. Делая простые тренировки, Вы осваиваете тот иностранный язык, который Вам необходим. Цена 99 евро.
Запросить условия покупки книги
|
http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/ |
Подписан адрес: Код этой рассылки: economics.education.juss |
Отписаться |
В избранное | ||