Вы
не можете попасть туда, кудахотите попасть, пока не поймете,
где действительно находитесь.
(кто-то из великих)
Здравствуйте, друзья!
Кто я такой, что
хорошо, а что плохо, правильно или
неправильно,возможно
и невозможно, что бывает в мире, а что
нет,- ответы
на все эти вопросы отражают систему
убеждений человека.
Наши убеждения
относительно самих себя и своих
возможностей в окружающем мире в
значительной степени влияют на
повседневную деятельность, формируют
и изменяют уровень наших способностей,
состояние здоровья, социальные связи,
творческие способности, и даже
жизненный успех.
Если человек по-настоящему
верит, что он может что-либо совершить,
то обязательно это совершит. Но если
он убежден в невозможности этого,
никаких доводов не хватит, чтобы
убедить его в обратном.
Такие
убеждения, как «Уже слишком поздно», «Ничего
не поделаешь», «Здесь я бессилен», «Я
– жертва обстоятельств» часто не
позволяют человеку в полной мере
использовать весь потенциал своих
естественных ресурсов.
Большинство
убеждений были получены нами в раннем
детстве, еще до того, как мы могли
осознать их влияние на нашу жизнь и
сделать осознанный выбор.
Убеждение
является обобщением полученного
жизненного опыта или взаимоотношения
между различными проявлениями
жизненного опыта.
Если
полученный опыт вселяет в нас
уверенность в своих силах,
способностях и возможностях, мы
получаем мощный ресурс, подпитывающий
нас в любых ситуациях.
Но часто мы
получаем негативный опыт, приводящий
к ограничивающим убеждениям.
Более
обобщенно ограничивающие убеждения
можно описать как ощущения:
·Безнадежности.
Если человек не имеет никакой надежды,
он чувствует или убежден в том, чтодобиться результата невозможно.
Отсутствует надежда на получение
результата. А если добиться
результата невозможно, к чему
беспокойство?
·Беспомощности.
«Некоторые люди могут добиться успеха,
но это люди особого сорта», «Я
недостаточно хорош, я не обладаю
такими способностями», «Это возможно,
но я на это не способен», «У некоторых
бизнес процветает, но у меня нет того,
что для этого требуется».
·Незаслуженности.«Наверное, это возможно, может
быть, у меня есть все, что для этого
нужно, но достоин ли я этого? Заслужил
ли я это?» Люди не предпринимают
попыток добиться того, что по их
мнению, они не заслужили. Они будут
уверенно добиваться того, что считают
для себя заслуженным.
Ограничивающие
убеждения находят свое отражение в
следующих
суждениях:
1.Суждения «долженствования».
Суждения, указывающие на то, что кто-то
(или что-то) должен быть не таким, каков
он есть. («Я должен выиграть игру. Он
должен быть любезен по отношению ко
мне»).
2.«Ужасающие» суждения. Суждения о
том, что все ужасно, жутко и кошмарно
потому что все не так, как следовало бы
быть. («Будет ужасно, если я не кончу
уборку до прихода гостей»).
3.Суждения «надлежит» и «следует».
Суждения, отражающие неспособность
человека выдержать или вытерпеть мир,
если он отличается от того, каким ему «надлежит»
и «следует» быть.
4.«Порицающие» суждения. Суждения,
принижающие личность – собственную
или того человека, из-за которого
ситуация стала не такой, какой ей «надлежит»
и «следует» быть. («Он ужасный человек,
и должен быть наказан, потому что не
приехал вовремя».)
В более общем
виде наши ограничения связаны со
слишком большой озабоченностью
человека тем, что другие думают о нас.
А также нашими ожиданиями по поводу
того, чего другие люди ждут от нас, и
наши ожиданиями по поводу того, какими
должны быть другие люди и мир в целом.
Это такие
ожидания, в которые мы твердо верим, и
поэтому, если они не оправдываются,
это вызываету
нас всплеск эмоций: безнадежности,
беспомощности, незаслуженности.
Самонаблюдение за появляющимися
эмоциями позволяет осознать
существующие ограничивающие
убеждения.
Ниже для
простоты поиска и осознания своих
собственных ограничивающих убеждений
я привела примерный список наиболее
распространенных ограничивающих
суждений. Хотя у каждого существует
свои собственные, излюбленные
суждения.
-Я
должен брать ответственность на себя.
-Если
тебя просят, ты должен помочь. (Я
должен дать то, что меня просят).
-Я
должен сочувствовать и понимать,
опекать и защищать.
-Ты
обязан отблагодарить (Я в неоплатном
долгу. За услугу я должен быть
благодарен).
-Отказываться
нехорошо (Я не должен обидеть отказом).
-Я
никогда не должен терять
самообладания.
-Я
все должен делать быстро.
-Я
должен нравиться.
-Я
должен контролировать.
-Я
не должна быть одна.
-Я
должен вести себя правильно.
-Я
не должна быть лидером.
-Я
должна быть оригинальной.
-Я
должен быть мужчиной.
-Я
должен превосходить других.
-Я
должна быть великодушной.
-Я
должна быть смелой.
-Меня
должны любить и не должны критиковать.
-Люди
не должна просить у меня денег взаймы.
-Люди
должны создавать вокруг меня
атмосферу честности.
-Люди
должны быть справедливыми.
-Все
должны считать меня порядочным.
-Если
я долго работал, я больше заслужил.
-Будущее
важнее настоящего.
-Идеи
важнее человека.
-Надо
подчиняться мнению большинства.
Как же
научиться управлять убеждениями,
чтобы они не управляли нами? Вернее,
чтобы управляли, но в разрешенном нами
направлении.
Возможно ли
изменить или разучиться верить в свои
старые ограничивающие убеждения и
взять на вооружение другие, способные
дать нам большие возможности для
самореализации и успешной жизни?