← Апрель 2009 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
||
---|---|---|---|---|---|---|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://ecc-kyivdar.narod.ru/index.html
Открыта:
31-10-2005
Адрес
автора: economics.education.scale0ethics-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику Искорка знаний
Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику Искорка знаний 68 2009-04-29 19:23 ![]() Добрый день Вам, Друзья - со-путники! Ш.А.Амонашвили БАЛЛАДА О
ВОСПИТАНИИ Истинное
воспитание Ребёнка – в воспитании самих себя Нинце и Геги – прекрасным молодым
родителям моей красавицы правнучки Тамусики Синтии и Дайнису –
голубоглазым
родителям моего же голубоглазого крестника Кришьяниса посвящаю с любовью Шалва Амонашвили ...Может быть, на
тысячу семей найдётся одна семья, где обратят внимание на природу детей. Живая Этика Вариации об Адамах и Евах Что есть
воспитание? Как будто наивный
вопрос. Ведь все мы занимаемся воспитанием, значит, знаем, чем занимаемся! Но, к сожалению,
понимание воспитания у многих родителей далеко от истины. Во всяком случае, от
той истины, которая заключена в самом слове. Попытаемся
исследовать это слово. Запишем его так: ОС–ПИТАНИЕ. Получается: ПИТАНИЕ
ОСИ. Какой ОСИ? Разумеется, ОСИ
духовной. Что это за ОСЬ
духовная? Это есть ОБРАЗ
ТВОРЦА, который заложен в Ребёнке. Бог сотворил
человека – нас всех – по ОБРАЗУ и ПОДОБИЮ самого Себя. Образ, который от
Бога, может быть только прекрасным, великолепным. Он у каждого, и у нашего
Ребёнка тоже, единственный такой, неповторимый. Этот ОБРАЗ
и есть ОСЬ духовная. А теперь о ПИТАНИИ. Чем можно ПИТАТЬ
ОСЬ – этот ОБРАЗ ТВОРЦА? Образ ПИТАЕТСЯ
только образами, которые Ребёнок впитывает от нас – родителей и близких,
воспитателей и учителей, знакомых и незнакомых, от всей окружающей среды, в
которой он растёт. И если они достойны, прекрасны и благородны, то ОБРАЗ в
Ребёнке начнёт раскрываться. Так со временем, в
процессе ОСЬ–ПИТАНИЯ, перед нами проявится Человек Образованный. Получается, что мы
действительно «соработники у Бога»: мы вместе с Творцом продолжаем великое
творение новых Адамов и Ев. А если образы,
творимые нами, безобразные? Произойдёт
крушение воспитания. Если мы все дружно
будем показывать Ребёнку безобразную гримасу, тогда то, что самое прекрасное в
нём, разрушится, исказится, и вместо Чуда получим мы чудовище. Какими должны быть
образы, в которые мы будем погружать Ребёнка? Они должны быть
прекрасными, духовно и нравственно возвышенными. Чувство красоты изначально
присутствует в ребёнке. Оно и помогает ему искать в окружающем мире красоту.
Ребёнок «требует» от нас: – чтобы мы любили
его красиво, ласкали нежно и красиво; – чтобы речь наша,
обращённая к нему и звучащая в его окружении, была добрая, чистая, мудрая, то
есть, красивая; – чтобы он видел,
как близкие ему люди и люди вообще общаются друг с другом с уважением, с
любовью, то есть, красиво; – чтобы вещи, с
которыми он соприкоснётся – будет играть, будет пользоваться, будет созерцать –
были полезными и красивыми; – чтобы мы
оберегали его от всего дурного: от дурных зрелищ, от сквернословия, от грубой
музыки, от проявлений хамства и злости... Ребёнку нужно,
чтобы всё это и многое другое в целом составляли Образ Жизни семьи.
Одухотворённая жизнь его семьи, её красота и культура станут достойным
источником для потоков образов, которые обласкают в Ребёнке его Божественную
Природу, его неповторимый Образ, который есть для него и Суть, и Путь. Красота образа
Творца, которым заполнен Ребёнок, нуждается в красоте Образа Жизни, в который
погружён сам ребёнок. Тогда получится так, что воспитание произойдёт как бы
само собою. Проблема воспитания обостряется там, где разрушена Красота Образа
Жизни не только в обществе, но и в семье. Общество пока
далеко от одухотворённого, гармоничного Образа Жизни. Но семья в состоянии, при
общей воле её членов достичь этого и, кстати, не без помощи самого Ребёнка. Мы воспитываем
своего Ребёнка, но Ребёнок тоже воспитывает всех нас. Интермедия о Вечном Ребёнке Вопрос Синтии: – Вы действительно
полагаете, что дети могут нас воспитывать? Воспитание, что
есть питание духовной оси, никогда не завершается. Воспитываются и
дети, и взрослые. Но нам, взрослым,
почему-то кажется, что дети рождаются, для того чтобы мы их воспитывали, а
самих себя по отношению к ним считаем уже воспитанными людьми. Но взрослый –
это не значит совершенство воспитанности. Было бы хорошо
подумать и наоборот: Дети приходят в этот мир потому, чтобы исправить то, что
мы напортили, исправить нас самих. То, что мы
заботимся о детях, об их воспитании и благополучии, и что они создают нам
проблемы, – это и есть невидимая водящая нас рука Ребёнка. Почему дети часто
ведут себя не так, как нам хочется и как мы их наставляем, а по-своему? Потому что через
такие действия они дают нам понять, как нам самим надо или не надо себя вести.
Однако, как правило, мы этого понять не хотим и не приемлем, чтобы наш Ребёнок
нас воспитывал. Мы ругаем Ребёнка за плохие поступки, а сами ведём себя хуже. Нам не нравится,
скажем, что дети шалят. Слово «шалун» по
всем толковым словарям (психологические и педагогические словари и энциклопедии
это понятие вовсе не признают, как будто и нет самих детей шалунов) – это
ребёнок, который балуется, резвится, своевольничает, нарушает общий порядок,
бездельничает. Таким образом,
шалость, судя по этим толкованиям, отрицательное явление в характере Ребёнка.
Нам не нравятся детские шалости, они нарушают наше спокойствие, нам нужно,
чтобы Ребёнок не шалил и вёл себя подобающе, тихо. Но по закону
духовной природы Ребёнок должен шалить, ибо он находится в поиске способа
нового обустройства мира. Попытаемся
осмыслить в целостности иррациональный смысл трёх слов: Ребёнок, Дети, Шалость.
Но не забудем ещё, что есть воспитание. Ребёнок – это
возрождённое новое бытие. Дети – народ,
действующий в истине. Шалость –
улавливать совершенное. Таким образом,
тот, кто пришёл в Земную жизнь со своей истиной и импульсом утверждения нового
бытия, тот с детства начинает упражнять себя, набирает опыт. А мы в этом видим
нарушение нашего порядка; потому это своеволие, балагурство. И ищем пути, чтобы
Ребёнок не шалил. Какими будут эти
пути, если шалость Ребёнка вызывает в нас раздражение? Какими бы они
внешне ни выглядели, пути эти будут авторитарными, пресекающими,
принудительными, запретительными и, конечно же, конфликтными. Если мировому
сообществу родителей, а также всем воспитателям и учителям удалось бы избавить
детей от шалостей и погрузить их в дела спокойные и благоразумные, мир потерял
бы будущих двигателей прогресса, жизнь с помощью так воспитанных детей стала бы
замедленной, заторможенной, застойной и скучной. Может ли шалость
нашего Ребёнка воспитывать нас? Может, если мы
позволим себе быть не только воспитателем Ребёнка, но и его воспитанником. Так
же, как мы стараемся влиять на него, дадим ему возможность влиять на нас. Тогда
мы увидим: – он призывает нас
дружить с ним на равноправных началах; – предлагает нам
тоже стать Ребёнком и шалить вместе с ним; – даёт возможность
развить в нас творящее терпение; – учит нас быть
искренними, правдивыми и любить Истину; – предоставляет
себя стать точилкой для нашего воспитательного искусства; – ведёт нас к мудрости
взаимопонимания, добра и красоты. Шри Чинмой скажет
нам о том, что цель духовной жизни – стать ребёнком, вечным ребёнком для
того, чтобы совершить настоящий прогресс. Дети, говорит он, напоминают нам о
нашем вечном детстве, и если мы это поймём, то можем совершить быстрый
прогресс. Чувствуйте, скажет он, что вы служите детям потому, что тоже хотите
стать Ребёнком. Элегия Ходит по Миру
Мудрец Педагогика Божественная Люди опять
обратились к Мудрецу: – Нам не нужна
педагогика джунглей. Расскажи нам о другой педагогике. Сказал Мудрец: – Послушайте тогда
другую притчу. Объявил Царь царей
конкурс на божественную Педагогику. Пришли к нему мудрейшие мужи из разных
стран и эпох. Сказал им Царь царей: – Достопочтенные
мужи, скажите мне о трёх вещах своей педагогики: об основополагающей идее, о
главной цели и о главных методах воспитания. Сказал Марк Фабий
Квинтилиан: – О, Царь царей!
Вот моя главная идея воспитания: «Отец, как только родится у тебя сын, возложи
на него самые большие надежды». Цель же – развитие души, ибо она у нас
небесного происхождения. Методами я провозглашаю: заботу, естественность, игру.
Удивился Царь
царей мудрости Квинтилиана: – Истинно, это
есть Божественная Педагогика! Предстал перед ним
Ян Амос Коменский. – О, Царь царей!
Основополагающую идею моей педагогики я извлекаю из сердца: «Ребёнок, пойми,
что ты микрокосмос, способный объять макрокосмос». Цель воспитания Ребёнка –
воспитание в нём разума. Методы же – природосообразность и мудрость. Восхитился Царь
царей: – Истинно, тоже Божественная
Педагогика! Преклонил свою
голову перед Царём царей Иоганн Генрих Песталоцци: – Послушай, о,
Царь, главную идею моей педагогики: «Глаз хочет смотреть, ухо – слышать, ноги –
ходить, а руки – хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет
мыслить». Цель же в том, чтобы развить в ребёнке ум, сердце и руки в их
единстве. Методами я предлагаю: природосообразность, доверие, сострадание. Царь царей
зааплодировал: – Поистине, ты
тоже даришь нам Божественную Педагогику! Поклонился Царю
царей Константин Дмитриевич Ушинский и произнёс: – В основе моей
педагогики заложена мысль: «Воспитание должно просветить сознание человека,
чтоб перед глазами его лежала ясная дорога добра». Целью я ставлю воспитание
духовно и нравственно возвышенного человека. Методы мои – народность,
общественное воспитание, жизнь и устремленность. Царь царей
торжественно произнёс: – Признаю твою
Педагогику Божественной! Перед Царём царей
преклонил свою голову Януш Корчак и грустно произнёс: – Вот вам моя
вера: «Нет детей – есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками
опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств». Цель моя – воспитание радостного
человека. Методы мои идут от сердца моего: романтика воспитания,
непосредственность, преданность и самопожертвование. Царь царей
преклонился перед Янушем Корчаком: – Свою
Божественную Педагогику ты защитил своей жизнью! Перед Царём царей
предстал Василий Александрович Сухомлинский. Он приложил руку к сердцу и
произнёс: – Основание моей
педагогики есть моя вера: «Имея доступ в сказочный дворец, имя которому – Детство,
я всегда считал необходимым стать в какой-то мере ребёнком. Только при этом
условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за
ворота их сказочного мира». Цель, к которой я стремлюсь, – это воспитание
гражданина, духовно и нравственно чистого. Методами воспитания я признаю:
любовь, воспитание сердцем, творчество и радость. Царь царей пожал
руку Сухомлинскому. Он провозгласил: – Каждая
Педагогика, преподнесённая нам, Божественная. Дадим их народам наших царств,
пусть люди сами выберут, по какой Божественной Педагогике хотят воспитывать
своих детей! Мудрец умолк. Молчание людей
затянулось. Смотрел Мудрец на
них и с грустью думал: «О, человек, ты не осилишь проблему воспитания до тех
пор, пока не осилишь самого себя, ибо она в тебе, а не в Ребёнке. Пока ты
полагаешь, что сам уже воспитан, Ребёнок твой много раз пострадает от твоих
воспитательных оплошностей». Вариация Цель Воспитания Цель подсказывает
путь воспитания. Она и поможет нам
указывать такие потоки содержательных образов для воспитания Ребёнка, которые
соответствуют ей. И, вообще,
воспитание без цели – шаткое воспитание. Воспитание и так
процесс незащищённый, а без определённой цели оно изнутри само себе будет
противоречить. Цель же придаст ему силы противостоять внешним нападкам. Нам нужна цель,
достойная воспитания. Оно – необратимый
процесс, второй раз нашего Ребёнка не воспитаем, не будет у нас возможности
исправить ошибку в выборе цели. Цель должна быть
высокой, даже такой, что превосходит наши возможности. Великий римский
педагог Марк Фабий Квинтилиан призывал родителей: «Отец, как только родится у
тебя сын, возложи на него самые большие надежды». Почему самые
большие надежды? Потому что большие
надежды помогут нам искать и находить «большую педагогику», а малые надежды
заставят ограничиться «малой педагогикой». И в какой
педагогике Ребёнок полнее проявит себя? Конечно, в
педагогике больших надежд. Цель – это не свет
в конце туннеля. Она должна растворяться в нашей каждодневной жизни, ею мы
должны пропитывать каждое наше соприкосновение с Ребёнком, через неё нам надо
будет осмысливать наши способы и методы воспитания, всё его содержание. Цель
должна направлять всё наше воспитательное поведение. Ясно, что мы не
будем воспитывать нашего Ребёнка верным строителем капитализма, или преданным
слугой какой-либо политической партии, или верным солдатом какого-либо вождя.
Из-за таких целей мы дорого поплатились. Нам нужна цель,
которая содержит в себе вечное начало и поведёт Ребёнка, а может быть, нас
тоже, к поиску в себе своего высшего Образа, который и является благом для
человечества. Такая цель
воспитания существует, педагогическая классика давно бережёт её для нас. Это есть:
Воспитание Благородного Человека. Цель эта вбирает в
себя всё самое лучшее и возвышенное, что только может украсить человека. Благородный – это: великодушный, духовный, любящий, добрый, честный, бескорыстный, справедливый, без чувства
собственности, без чувства
мщения, щедрый душой, терпеливый, самостоятельный, прекрасномыслящий, трудолюбивый... Благородство
направит человека на его дальнейшее совершенствование. Благородство
поощрит устремления человека к общему благу. Благородство
поведёт человека ко всем успехам, достойным его способностей. Мир беден
благородными людьми и из-за этого страдает. А ребёнок для того и родился, чтобы
стать благородным, стать благодетелем мира. Но таким он станет
только через наши воспитательные усилия. Кто-то скажет: «Это слишком высокая
цель, не достигнем!» Но попытаемся
стать героями духа для наших детей, попытаемся свершить чудо. До какого бы
уровня в воспитании благородства в Ребёнке мы ни поднялись, всё равно, это
будет достижением нашим. Кто-то скажет:
«Нам самим не хватает благородства, как же воспитаем его в Ребёнке?» Действительно,
педагогическая аксиома гласит: «Благородство воспитывается благородством». А если нам самим
его не хватает, то наберёмся мужества для совершенствования самих себя. Аксиома
также гласит: «Устремлённость воспитывается устремлённостью». Устремление к благородству
уже есть благородство. Если мы устремимся сделаться благородными, то сможем к
тому же устремить Ребёнка. Воспитывая, будем
воспитываться сами. Это же прекрасно! Гимн Гуманной
Педагогике Если мы решились
устремиться к такой возвышенной цели – воспитывать в Ребёнке Благородного
Человека, то наш воспитательный процесс должен быть тоже благородным. Такое воспитание
называется гуманно-личностным подходом, в более широком смысле – гуманной
педагогикой. Слово «гуманный»,
как нам представляется, имеет следующий смысл: смертный человек, ищущий в себе
своё бессмертное начало, ищущий связь с Творцом. Есть
противоположное слово «дура». Оно означает: человек, порвавший связь с Высшим
(санскрит). Классик педагогики
Константин Дмитриевич Ушинский писал, что весь смысл гуманного воспитания есть
воспитание духа. Будем считать, что
воспитанный дух и есть благородство человека. Наш воспитательный
процесс будет гуманным, если мы: – погрузим Ребёнка
в творимые нами образы доброты, любви, красоты, искренности, преданности,
мужества, справедливости, уважения, сострадания... – направим его
взор на свой внутренний, духовный мир и поможем найти и постичь там свой Путь,
свою Миссию, своё Предназначение, своё богатство духа, которые нужно будет
проявить; – пробудим в нём
чувства, через которые проявляются и утверждаются благородные переживания и
поступки; – разовьём
добромыслие и прекрасномыслие, доброречие, ответственность за свои мысли и за
своё слово; – научим жить
духовной жизнью в своём внутреннем мире: размышлять, желать, воображать себя
героем и свершать достойные поступки, мечтать, созидать, молиться, общаться; – разовьём волю,
смелость, самостоятельность, будем утверждать в нём искренность, желание
говорить правду, быть внимательным к мыслям других; – поможем вникнуть
в смысл понятия «совесть» и жить по совести; – возбудим и
разовьём познавательную страсть, любовь к трудностям в познании, интерес к
знаниям, любознательность... Это есть намётки
той содержательной воспитательной деятельности, которую мы могли бы продумать
для нашего Ребёнка. Всё это содержание может уместиться в двух понятиях: сердце и разум. Воспитание
благородства есть проблема облагораживания сердца и разума Ребёнка. Мысль Льва
Николаевича Толстого поможет нам ещё больше углубиться в содержательную суть
гуманного воспитания. Он пишет: «...Я полагаю, что первое и главное знание,
которое свойственно прежде всего передавать детям и учащимся взрослым, – это
ответ на вечные и неизбежные вопросы, возникающие в душе каждого приходящего к
сознанию человека. Первый: Что я такое и
каково моё отношение к бесконечному миру? И второй,
вытекающий из первого: Как мне жить, что
считать всегда, при всех возможных условиях, хорошим и что, всегда и при всех
возможных условиях, дурным?» Мы, по всей
вероятности, попытаемся зародить эти вопросы в сознании нашего Ребёнка. Но и
нам тоже, может быть, было бы хорошо искать ответы на них для себя. А где их
искать, об этом Лев Николаевич говорит: «Ответы на эти вопросы всегда были и
есть в душе каждого человека». Разъяснения же ответов на эти вопросы, говорит
Лев Николаевич, находятся в учениях религии и нравственности, которые высказаны
всеми лучшими мыслителями мира от Моисея, Сократа, Кришны, Будды, Конфуция,
Христа, Магомета до Руссо, Канта, персидского Баба, индийского Вивекананды,
Эмерсона, Сковороды и других. Наш воспитательный
процесс станет гуманным и личностным, если мы: – будем строить
отношения с Ребёнком сообразно его природе, его естеству; – примем его
таким, какой он есть; – будем искать
пути дружбы и сотрудничества, пути духовной общности с ним; – будем восполнены
пониманием и творящим терпением; – в случаях
нарушения Ребёнком норм поведения и оговорённой условности научимся создавать
такие духовно-нравственные ситуации, которые породят в нём переживания и
чувства раскаяния, исповеди, извинения, сожаления, самонаказания. Скажем на всякий
случай: крики, раздражение, гнев, унижения, насмешки, издевательства, насилие,
принуждение и тому подобные действия разрушают гуманный педагогический процесс;
они недостойны нас, и потому мы сжигаем их, а пепел отдаём земле. Наш воспитательный
процесс станет гуманным, если мы поймём, что: – смысл нашей
любви к Ребёнку не только в том, что мы не можем иначе, но и в том, чтобы он
отозвался заботливой любовью к нам и проявил её к другим; – смысл заботы о
Ребёнке не только в том, чтобы уберечь его от разрушительного влияния среды, но
и в том, чтобы наша забота обернулась в его душе заботой о нас, об окружающих; – смысл нашей
доброты к Ребёнку не только в том, что нам для него ничего не жалко, но и в
том, чтобы в душе его родилась ответная доброта к нам и ко всем; – смысл всех наших
деяний не только в том, что мы живём и совершенствуемся, но и в том, чтобы
Ребёнок принял их как норму для своих жизненных деяний. Слепая
родительская любовь не ведёт Ребёнка к благородству. Родительская
забота до самозабвения тоже не в пользу гуманного воспитания. Родительская
доброта до собственного унижения противоестественна гуманному воспитанию. Такая неразумная
услужливость порождает грустную действительность, когда родители с болью в
сердце обнаруживают, каким неблагодарным стал повзрослевший уже Ребёнок, а
сколько раз мы лишали самих себя чего-либо, чтобы ему было хорошо. В гуманном
воспитательном процессе, цель которого – воспитание Благородного Человека, мы должны
держать себя благородно. Наша любовь, наша
доброта, наша забота, наша преданность и всё остальное, что мы дарим Ребёнку от
всего сердца, должны быть, прежде всего, воспитательными, а не услужливыми.
Мало, чтобы Ребёнок за всё это каждый раз говорил нам спасибо. Разве для
«спасибо» мы трудимся? Надо нести Ребёнку
все наши дары духа так педагогически красиво и с таким чувством надежды, чтобы
он воспринимал не их, эти дары, а нас с ними вместе, и чтобы он восхищался не
столько ими, сколько нами. Нельзя в процессе
воспитания так просто разбрасывать любовь, заботу, доброту, самопожертвование;
а делать это надо так, как заботливое поливание плодового деревца. Наконец, наш
воспитательный процесс будет гуманным и обращённым на личность Ребёнка, если мы
сами тоже устремлены к духовному гуманизму, ибо мы есть вдохновители и творцы
этого процесса. Он будет таким, какие мы сами есть. Пусть мысль Льва
Николаевича Толстого, приведённая ниже, не касается нас, но приведём её на
всякий случай. Он пишет: «Дети нравственно гораздо проницательнее взрослых, и
они, часто не выказывая и не осознавая этого, видят не только недостатки
родителей, но худший из всех недостатков – лицемерие родителей, и теряют к ним
уважение и интерес ко всем их поучениям... Дети чутки и замечают его сейчас же,
и отвращаются, и развращаются». Прелюдия о Духовном мире Нет человека без
духовной жизни. Нет человека без
своего собственного, скрытого от всех других внутреннего мира, в котором он
живёт духовной жизнью. У кого этот мир
светлый и богатый. У кого – скудный,
бедный. У кого же – злой,
ненавистный. И каждый живёт в
своём мире по-своему. Человек живёт в
своём духовном мире постоянно, ни на минуту не покидая его. Но одни любят свой
духовный мир, он у них как храм, живут там сознательно, творчески, растут и
развиваются. Другие живут там
полусознательно, лениво, без особой охоты, не зная, что там делать. Человек живёт в
духовном мире параллельно с жизнью во внешнем мире. Духовная жизнь и жизнь
материальная неотделимы друг от друга, хотя они совершенно разного плана бытия:
духовная жизнь есть высший план бытия, и от неё рождается внешняя жизнь. Обе жизни – и
внутренняя, и внешняя – реальны, действительны. Но первая – это жизнь
нематериальная и скрытая. Внешняя же жизнь – открытая и материальная. Тот образ жизни,
который существует в духовном мире, каким бы скудным он ни был, гораздо шире и
многограннее, чем жизнь во внешнем мире. Это потому, что во внутреннем мире нет
условностей и ограничений, жизнь там вольная. Внешний же мир полон условностей,
и жизнь в нём протекает в рамках множества ограничений. Духовная жизнь
есть матерь внешней жизни, внешняя жизнь – тень духовной жизни. Первый человек –
Адам – был наделён способностью мыслить, т.е. способностью творить духовный мир
и жить в нём духовной жизнью. В свой первобытный духовный мир он погрузил весь
внешний мир. Там, во внутреннем мире, представил он внешний мир в преображённом
виде, а потом попробовал изменить его. Что-то получилось, но многое не
поддалось изменениям. Так происходит и сегодня: мы постоянно погружаем внешний
мир в свой внутренний, там воображаемо изменяем его, а потом стараемся
перестроить внешний мир так, как вообразили его в себе. И видим, что получается
далеко не всё. Есть силы объективные и субъективные, которые не допускают нашу вольность
во внешнем мире так же, как это может происходить во внутреннем мире. Жизнь людей на
Земле вообще можно представить как внешний диалог их внутренних миров. То и
дело (и очень часто) происходит столкновение этих миров, а во внешнем мире в
это время возникают конфликты, противостояния, агрессии, войны, перевороты,
революции. Вся жизнь во
внешнем мире, какой бы прекрасной или безобразной она ни была, есть
утверждённая воля духовного мира прошлых и современных поколений людей. От нас,
от нашей сознательной, то есть, духовной воли зависит: сменить обстоятельства и
образ внешней жизни так, чтобы ускорилось наше эволюционное продвижение. Ясно, что если в
духовном мире царствуют светлые образы и мысли, облагороженные чувства и
устремления, если в нём торжествует культура и если жизнь в нём героическая, то
с таким духовным миром мы будем утверждать во внешней жизни возвышенные,
одухотворённые ценности. Если же этот мир
наполнен тьмой, злобой, завистью и ненавистью, если в нём правят всем чувства
собственности, гордыни и самости, и жизнь в нём подчинена этим устремлениям, то
с таким внутренним миром мы будет нести беды и разрушения многим, и не только в
настоящем, но и в будущем. Рапсодия «Дедушка, Бабушка
и Я» Вопрос Синтии: – Расскажите,
пожалуйста, о вашем духовном мире детства. Духовный мир не
имеет возраста: он может быть богатым или бедным, но не молодым или старым,
детским или взрослым. Образы, которыми в детстве наполняется духовный мир,
вовсе не детские. Они, как семена, которые со временем растут и раскрываются,
принося благородные плоды. А так как семена бывают разные, то их можно сеять и
в раннюю весну, и в позднюю осень. Возраст не ограничивает принятия человеком
новых образов. Все мы, взрослые,
имеющие дело с воспитанием Ребёнка, сеятели, а не жнецы. Мы сеем тщательно
отобранные и очищенные семена – это наши образы любви и доброты, творчества и
созидания, забот и переживаний, мудрости и доброречия... Дальше семена начинают
жить в духовном мире, принося человеку мудрость и опыт, облагораживая в нём
чувства. Говоря иначе, образы, приобретённые в детстве и в последующие периоды
жизни, могут воспитывать – питать духовную опору человека – в любом возрасте,
включая старость. Таким образом,
могу рассказать не о духовном мире моего детства, а о тех образах, которые
наполняли меня в отрочестве и юности, и которые и тогда, и в дальнейшем
составляли опору и содержательный смысл моей духовной жизни. В разные периоды
детства во мне сеяли образы любящие меня и заботящиеся обо мне люди – мама,
дедушка, бабушка. Отец тоже успел оставить во мне прекрасные образы. Потом он
погиб в Великой Отечественной Войне. Мне было тогда 12 лет. В моём духовном
мире до сих пор живут и раскрываются образы, которые поселились во мне тогда. Это образ моего
дедушки, крестьянина, виноградаря, мастера строительства каменных домов и
выжигания извести. Я любил бывать с ним, помогать ему, задавать вопросы. Мне было шесть
лет. Он закреплял ровные длинные палки возле саженцев винограда и привязывал к
ним лозу. Я спросил: – Дедушка, зачем
ты так делаешь? Он мне сказал: – Самой лозе
хочется, чтобы я привязывал её к ровной палке. – Почему? – Без поддержки
она распластается по земле и не будет развиваться, значит, и детей не народит
хороших. – Каких детей,
дедушка? – Как каких?
Виноградные гроздья! – А если к палочке
прикрепишь? – Тогда она будет
расти стройной и ровной, и урожай даст богатый. И после паузы
добавил: – Я для тебя тоже
вроде палочки, а ты – как саженец. – Но мы не
привязаны друг к другу! – Как же нет? Я
люблю тебя, а ты любишь меня. Что ещё нужно, чтобы мы были привязаны друг к
другу? Этот образ
теплился во мне и часто напоминал о себе, о дедушке. Прошли десятилетия.
Однажды я увидел педагогическую книгу, на обложке которой был рисунок: стоит на
одном колене старик у ростка виноградной лозы и привязывает её к ровной
палочке, что закреплена рядом. Вновь всплыл во мне образ дедушки, и я подумал:
росток лозы – это я, ровная палочка – это мой дедушка. Но кто же есть этот
старик, который привязывает нас друг к другу? Может, Бог? Может, Природа? И я
начал развивать в педагогике идею о законе привязанности. А теперь об образе
бабушки. Всё лето я
проводил в деревне у дедушки и бабушки. Перед сном бабушка усаживалась у моего
изголовья и начинала шептать молитву. Я смеялся и
говорил: – Где твой Бог,
бабушка? Бога нет! Она тут же
прикрывала мой рот ладонью. – Не говори так,
сынок, Бог есть, Он тебя любит! – и продолжала нашёптывать молитву. Она читала молитву
ласково, с такой верой и упоением, таким нежным шёпотом, что душа моя начинала
таять от блаженства, и я уходил в сладкий сон. Шло время. Образ
бабушкиных молитв всё чаще всплывал в моём сознании и куда-то тянул. Родились у
меня дети и, как бабушка моя, я тоже перед сном начал читать им ту же самую
молитву. А спустя десятилетия, когда я увлёкся педагогической классикой, с
удивлением для себя обнаружил, что вся классика, которая создала вершины
педагогического сознания, опирается не на так называемые научные основы, а на
Христианское Учение. И я принял постулат, что в начале всех начал стоит Творец.
Это помогло мне увидеть образовательный мир иным – духовным зрением. Вернусь к дедушке. Было знойное лето. Он работал в
винограднике, а в полдень я принёс ему еду от бабушки. Мы расположились в
шалаше. Дедушка стёр ладонью со лба обильный пот и глотнул воды из кувшина. – Жарко! – сказал
он. – Да, дедушка,
сегодня очень жарко! – согласился я. – Сынок, я работал
в эту жару и всё время думал, надо ли нам возмущаться, что Солнце так сильно
печёт? А если оно вовсе погаснет, что тогда будет? Ведь этот небесный огонь, в
конце концов, должен погаснуть? Что будет тогда? Ты учёный. Объясни мне, что говорит
об этом наука? Я был тогда в
седьмом классе. О такой проблеме ещё не думал. – Не знаю,
дедушка, нас такому не учили... – Ладно, не нужна
нам наука, ты сам наука. Мне трудно представить, что может произойти с нами,
если Солнце начнёт гаснуть. Я умею только известь выжигать, за виноградниками
ухаживать. А ты учёный, подумай и расскажи мне. Я был озадачен.
Начал думать, воображать. Солнце и вся Вселенная вошли в меня как часть моего
духа. Солнце может
погаснуть, – так сказал дедушка. Я сел за стол и начал писать трактат: «Начало
конца света». Это была моя попытка космического мышления. В то время я был не
я, а вселенская сущность, которая созерцает жизнь Земли и землян в эпоху
угасания Солнца. Я волновался, переживал, пугался тем событиям на Земле, которые
созерцал, и искал выход. Трактат получился
длинный. Я прочёл его дедушке. Он внимательно слушал, потом долго молчал. А
через несколько дней сказал мне: – Тебе надо найти
выход, чтобы Земля была спасена... Солнце может гаснуть, но чтобы жизнь не
погасла... Эти вопросы
дедушки направили моё сознание к поиску разгадки проблем образования через
способы духовного и космического миросозерцания. Хочу оговориться:
развитие и раскрытие в моём духовном мире этих и многих других образов не
происходило прямолинейно. Жизнь образов в духовном мире более сложное явление,
чем я описал. Я попытался только показать, что образы – это как живые существа
в духовном мире, и они тоже растут и раскрываются вместе с нами. Рапсодия «Скажи Богородице» Вопрос Нинцы: – Как быть с
религиозной ориентацией Ребёнка? Преднамеренно, в
силу требований и угроз делать из Ребёнка верующего нельзя. Вообще чувство веры
изначально присутствует в нём, но оно свободно от религии. При её развитии, –
вера в родных, в людей, в свои возможности, вера в любовь, вера в дружбу и
т.д., – Ребёнок приближается к свободному и сознательному принятию религии.
Этому способствует ещё и то, что Ребёнок обращает внимание на свой духовный мир
и на мир красоты в природе. Надо помочь Ребёнку пофилософствовать о жизни, о мироздании,
о беспредельности, о душе, о бессмертии. Наряду со всем этим пусть он и видит
нас – верующих родителей, пусть наблюдает, как мы почитаем свою веру, как живём
по законам веры. Пусть сопровождает нас в православную церковь (синагогу,
мечеть), может ставить свечку, тоже помолиться. Можно посоветовать помолиться
Богу перед сном, поговорить с Ним наедине, в душе, рассказать Ему о прожитом
дне. Но всё это мы
должны делать без хитрости приманить Ребёнка, а искренне. Принуждать молиться,
принуждать сидеть и слушать наши религиозные беседы и проповеди нельзя. Любое
принуждение, даже с благими намерениями, вызывает в ребёнке отторжение. Вот что пишет по
этому поводу Константин Дмитриевич Ушинский: «Религиозное развитие Ребёнка
должно быть плодом его самостоятельного, самобытного творчества, в результате
которого ему должна быть дана возможность придти к своей собственной религии,
выросшей свободно и естественно изнутри, а не навязанной путём прямого или
косвенного насилия извне. Задача истинного воспитателя в данном случае
ограничивается только доставлением детям возможности более широкого материала
для их свободного религиозного творчества». А вот что говорят
нам старцы Епифаний и Порфирий. Старец Епифаний: «Больше говорите
Богу о ваших детях, чем детям о Боге. Душа юного жаждет
свободы. Поэтому он с
трудом принимает разнообразные советы. Вместо того чтобы
постоянно давать ему советы и порицать за
любую мелочь, возложи это на Христа,
Богородицу и на святых и
проси Их образумить его». Старец Порфирий: «Не дави на своих
детей. То, что ты хочешь
им сказать, говори с молитвой. Дети не слышат
ушами. Только когда
приходит божественная благодать и просвещение их, они слышат, что мы
хотим им сказать. Когда хочешь
что-нибудь сказать своим детям, скажи это Богородице,
и Она всё устроит». Рапсодия «Папа, Мама и Я» Вопрос Нинцы: – Вы сказали об
образах дедушки и бабушки. Может быть, расскажете об образах отца и матери? Образ отца до сих
пор влияет на мою жизнь. Он погиб на фронте
в Крыму, когда ему было 36 лет. Он был рабочим
типографии, делал набор книг, издавал газеты. Имел сложное
детство и сбежал от отца деспота из деревни. Стал членом партии и искренне
верил в новую жизнь. До начала войны повредил себе правую руку под прессом и не
мог сгибать пальцы. Но в первые же дни войны пошёл добровольцем, умудрившись
скрыть от медкомиссии свою инвалидность. В 1942 году его направили на фронт в
Крым, где и погиб. Я любил отца.
После школы шёл прямо к нему на работу, мы вместе обедали в рабочей столовой,
там я готовил уроки, а его сослуживцы дружили со мной и баловали меня. Однажды, – было
мне тогда пять или шесть лет, – я скрутил бумагу как папироску, прикурил
спичкой и начал выпускать дым изо рта. – Пап, смотри, как
я курю! – сказал я отцу и продемонстрировал ему своё умение. Отец сам не курил. Он посмотрел на
меня очень строго и приказным тоном произнёс: – Брось сейчас же! Я понял, что
сделал что-то плохое. Прошло четыре
года. Как обычно, после школы я прибежал к отцу на работу. Я застал его в своём
кабинете. В тот день с одним рабочим произошла какая-то беда, и он был
встревожен. – Пап, пойдём
обедать! – сказал я. – Да, пойдём, но
сначала закрой дверь на ключ, чтоб никто нам не помешал. Я хочу поговорить с
тобой! Таким серьёзным
тоном отец раньше не говорил со мной. Я закрыл дверь. – Сядь рядом со
мной! Я сел. Он молчал. – Пап, что ты
хотел мне сказать? Я чувствовал
важность этого разговора, хотя такое было впервые. – Тебе уже девять
лет, ты у меня взрослый и, надеюсь, выполнишь мою просьбу. – Какую? – спросил
я. – Вот какую:
никогда, никогда в своей долгой жизни не занимайся курением табака! – Я не курю! – Да, сейчас не
куришь... Но не делай этого никогда, никогда в жизни. Вот о чём я тебя прошу.
Ну, как? – Я выполню твою
просьбу! – ответил я с жаром. – Смотри мне в
глаза, сынок... Я больше об этом говорить тебе не буду. Ты же мужчина и даёшь
мне слово! – Хорошо, пап! – Нет, скажи,
какое мне даёшь слово не как маленький, а как мужчина! – Никогда не
курить табак! – Никогда... Не
говори о нашем разговоре никому. Пусть это будет нашей тайной! – Хорошо! И отец свершил то,
что мгновенно сделало меня человеком слова. – Дай мне пожать
тебе руку, как моему другу, который умеет держать слово! Это было
рукопожатие двух взрослых мужчин. Шли годы. Отец погиб. Я стал
старшеклассником. В школьных
туалетах многие мои одноклассники становились курящими. – Давай тоже... –
предлагали они мне папиросу. Я сдержал данное отцу слово. Стал студентом.
Видел, что почти все студенты-первокурсники курят. Соблазн был большой, чуть
было тоже не взялся на это дело. Образ отца спас
меня. Я влюбился. Опять
попытался курить, чтобы девушке показать свою мужскую волю. Ей нравились мои
сигареты. Но образ отца заставил меня образумиться, и я бросил эту затею. Так я помог своему
сыну бросить курить. Так я помогаю многим
другим отказаться от курения. Образ отца – его
преданность партии и его искренняя вера в новую коммунистическую жизнь – помог
мне принять весьма сложное и важное для себя решение. Это было в 1990 году,
когда я был членом Верховного Совета СССР. На заседании Совета был поставлен
вопрос об упразднении шестого пункта Конституции, который закреплял верховную
власть партии. Решалась судьба страны: идти путём диктатуры или путём свободы.
Мои коллеги, сидящие рядом, уговаривали меня проголосовать за сохранение этого
пункта Конституции. Они даже шантажировали меня тем, что партия наберёт ещё
силы и это будет опасно для меня. Но я закрыл глаза и призвал образ отца. «Как
мне быть, отец? – спрашивал я у него. – Твои ожидания не оправдались, партия не
даёт людям свободно мыслить. Мою гуманную педагогику называют буржуазной. Новую
жизнь, которую ты хотел утвердить для меня и для народа, эта партия не построит
никогда. Как мне быть, отец, за что голосовать (нажать палец): за то, чтобы
сохранить конституционную власть партии, или за то, чтобы лишить её этой
власти? Скажи мне, отец!» Это были духовные муки. И я почувствовал ответ отца.
Он был примерно таким: «Я действовал по вере и был прав. Действуй по своей вере
и тоже будешь прав». Я проголосовал за упразднение пресловутого шестого пункта
Конституции авторитарного государства. Так я живу с
образом отца по сегодняшний день. Об образе матери. Было мне тогда
15-16 лет. Однажды вечером я разгулялся с друзьями и возвратился домой после
полуночи. У меня были ключи от квартиры. Зная, что мама и сестрёнка должны уже
спать, я осторожно открыл дверь и вошёл в прихожую. Вижу: сидит мама
на табуретке в коридоре и при тусклом свете керосиновой лампы штопает носки. Я
обеспокоился. – Мама, почему ты
не спишь? – Тебя ждала! –
сказала она усталым голосом, без раздражения. – Почему ждала,
мама, я же не пропаду? И то, что она
ответила, осталось во мне как образ, из которого черпаю я мудрость до сих пор.
Она сказала мне таким же спокойным и усталым голосом: – Пока у тебя не
будет своих детей, ты этого не поймёшь! Мама улыбнулась
мне грустно и пошла спать. Тогда я
действительно не понял смысла маминых слов. Шло время. Я уже не раз
возвращался домой поздно, а то и к утру. Мама так же сидела
на табуретке в прихожей и ждала меня. Иногда это меня раздражало: среди веселья
с друзьями я вдруг вспоминал, что сейчас мама сидит в прихожей и ждёт. Это меня
мучило. – Не жди меня,
мама... Я уже не маленький! – возмущался я. А она грустно
улыбалась и отвечала: – Я должна ждать
тебя! – Почему? – Что мне тебе
сейчас объяснять. Придёт время, сам поймёшь. Шли годы, и этот
образ всё раскрывался и совершенствовался в моём духовном мире. Что же он
свершил во мне? Вначале изменилось
моё отношение к матери: я стал более заботливым к ней, более ласковым. Дальше мои мысли
не раз возвращались к образу матери: то вспоминал голос, лицо, глаза матери и
уже теперь разгадывал, сколько в них было любви к сыну. Вспоминал, что она
держала в руках, встречая меня: иголку с ниткой и мои носки, она их штопала.
Любовь к матери становилась во мне более нежной. Ещё больше времени
прошло. Подросли мои дети. И вот сын вернулся
домой поздно. Ожидая его, мы с
супругой места себе не находили, возмущались – как он посмел, да ещё не
предупредил, с кем и где сейчас находится. Наконец мы услышали,
как он осторожно открывает дверь, чтобы не разбудить нас. Но мы с женой,
раздражённые, сразу набросились на него: «Где ты был... Как ты посмел...» А на другой день в
моём воображении предстала мама и сказала: «Ты сейчас лучше поймёшь, что есть
дети... Береги их и жди». «Боже мой, – подумал я, – действительно: я только
сейчас могу понять, почему мама тридцать лет тому назад ждала меня». Я постиг
мамину мудрость: «Пока у тебя не будет своих детей, ты не поймёшь, почему я жду
тебя». О чём же она
думала, часами ожидая меня, проводя бессонные ночи и штопая носки? И образ
раскрылся во мне ещё глубже: о чем же она могла думать? Обо мне, о том, каким
она хочет меня воспитать, от чего надо меня уберечь; о том, чтобы в ночных
парках и на улицах ничего плохого со мной не случилось. Может быть, она
молилась Богу уберечь меня. А мы устроили
конфликт сыну, который впервые поздно вернулся домой. Мне стало стыдно перед
образом матери: она же никогда не ругала меня, не расспрашивала, а только
грустно улыбалась и уходила спать. До сих пор я всё
глубже и глубже познаю этот образ, и он дарит мне новые открытия. Он помог мне
уяснить для себя психологию отношений между взрослеющим Ребёнком и родителями,
помог утвердить в педагогике принцип творящего терпения. А самое главное:
моя мама не имела какого-либо официального «образования», она окончила четыре
класса начальной школы. Она не читала педагогических пособий о воспитании детей
без отца. Откуда же тогда пришла к ней мудрость воспитания: «Я должна тебя
ждать!» И я понял, – но не тогда, когда образ начал входить в меня, а спустя
десятилетия, когда он начал раскрываться, – что сердце матери, материнское
чувство знает мудрость о том, как воспитывать не любого ребёнка, а именно
своего. Элегия Ходит по Миру
Мудрец В деревне появился
Мудрец. Женщина подала ему
кувшин с водой. Пожаловалась: – Глаза моего
Ребёнка ослепли, не видят родительскую заботу. Сказал Мудрец: – Помажь глаза
Ребёнка слезинкой твоей в день десять раз в течение десяти лет. – Ожесточилось у
него сердце. Сказал Мудрец: – Окуни сердце его
в море добра в день десять раз в течение десяти лет. – Ребёнок глух к
моим наставлениям. Сказал Мудрец: – Говори с ним в
духе в день десять раз в течение десяти лет. Спросила женщина: – Почему говоришь:
десять раз в день в течение десяти лет? Ответил Мудрец: – Ибо в полноте
родительских деяний растёт Дух Ребёнка. (Продолжение следует.) ДУХ НЕРОЖДЁННЫХ * Д. Р. (начало) Несомненно и то, что в надлежащие,
определённые сроки для обновления сознания человечества и внесения новой ступени
Учения Великое Братство избирает одну или двух личностей, как было с Блаватской и
после ее смерти с Франчиа Ла Дью, через которую Уч[итель] Ил[ларион] давал свое
Учение...Но повторяю, что помимо таких главных
приемников, получающих “Океан Учения”, как сказал Один из Вел[иких] Учителей, и
находящихся в постоянном сознательном общении с Иерархией, непрестанно даются
отдельные послания и через иные каналы, и мы знаем немало таких прекрасных
книжечек. Часто они даются ищущим душам, которые ничего или очень мало слышали о
Вел[иком] Братстве. Пишутся эти книжечки большею частью или автоматически, или, что
реже, под диктовку. Но красота нравственной ценности таких
книжечек не может быть умалена тем, что они писались без разрешения и благословения
некоторых авторитетов. Е.И. Рерих 17.02.34 г. Вступление Я есмь Дух Нерождённых! Я иду ходатайствовать за лучшие тела, в
которых буду жить. * * * Я есмь Дух Нерождённых! Я есмь Дух всех нерождённых детей Нового
Мира. Я есмь их целое. Каждый из них является частицею Моей. Я иду с призывом ко всем с настоятельной
просьбой о Чистоте. И не только к живым направлено Моё
обращение, но и к мёртвым тоже. Ибо в будущем они опять будут жить на земле. Ко всем
обращаюсь. Ко всему человечеству обращён Мой голос. Умерьте свои желания и прислушайтесь к
Моему голосу! Грядущая раса Я здесь, чтобы просить подготовить тела для
Меня — Духа Нерождённых, для детей Будущей Расы. Я есмь Единый, который
представляет их всех. Ибо Я являюсь Им, пребывающим в сердцах всех. Я буду говорить в этой книге в пользу детей
Новой Расы. Особенно ради них требуется чистота, на которой Я и
настаиваю. Никогда ни один из них не станет ребёнком таких родителей, которые не будут
во всех отношениях Чистыми. Вы, не желающие самоочищения, вы можете
производить на свет детей, если желаете этого, но вам придётся удовлетвориться
любым ребёнком, могущим прийти в ваш дом, ибо у нечистых родителей не может родиться
чистое и высокоразвитое дитя. В дом осквернённый и эгоистичный могут прийти
только те, кто ещё не достиг необходимой ступени, чтобы образовать Новую Расу. Но к вам, о родители, которые чисты и
неэгоистичны, не придёт кто-либо из недостойных вас. Никогда вы не дадите
рождение ребёнку, который не явит собой всё, что должно быть реализовано и что
может быть ожидаемо от Будущей Расы. Только если родители настоящей расы
займутся очищением своих тел и своих привычек, своих эмоций и своих мыслей, Я
смогу в Моих новых телах выразить те качества, которые создадут на земле небеса,
а жизнь сделают вечным благословением. Я, Дух Нерождённых, пришёл сплотить вместе
родителей Новой Расы! Время приблизилось для раздела людей мира на тех,
кто подготовлен к утверждению Моей Новой Расы, и на тех, кто ещё не готов. Я иду! Слушайте те, кто жаждет красоты в
своих детях: Ещё раз — Я призываю! Защита Чистоты Я зову к красоте. Ещё не очистившийся, — не должен отчаиваться. Тот, кто чист, — не должен пренебрегать. Тот, кто борется, — стоит ближе к вратам, ведущим в Мою Расу, нежели все те, кто с виду добился, но всё ещё критикует и осуждает. Очищение от страсти Над миром человека, над городами и всюду,
где только люди построили свои жилища, нависло облако: грязное клейкое астральное
облако чувственности. Бросая взгляд на землю с Моих высот чистого
духовного царства, Я вижу земной шар, покрытый красновато-коричневым
туманом, который исходит от людей. Кажется, что с каждым часом этот мутный
туман становится грязнее и плотнее. Его болезнетворное зловоние становится ещё
более губительным. Он создан непрестанными чувственными действиями,
чувственными разговорами и чувственными мыслями людей. В это облако Я должен
опуститься! Через этот почти непроходимый барьер Я, Дух Нерождённых, должен пройти и
обрести новое воплощение! Как Я могу достичь земли? Как вы, —
помрачённые её нечистой окраской, — можете ожидать от Меня найти подходящие тела,
пригодные для Моего выражения и пригодные для Будущей Расы? Неустанно Я ожидаю возможностей воплотиться
в чистых телах, рождённых родителями, живущими в чистоте. Брак —
священный союз любви, на который Я смотрю как на случай найти тела, созданные в
чистоте, а что люди сделали из него? Он был осквернён, лишён священного значения,
разжалован в институт легализованной безнравственности, унижен привычным
исканием плотского удовлетворения. Это должно быть изменено, если вы желаете,
чтобы Я пришёл! Только в чистых телах могу принять рождение — Я, Дух Нерождённых,
Дух Расы Будущего. Творческая сила должна быть использована вами
ради Меня, чтобы Я мог найти новые тела и проявить в них то лучшее и высшее,
что есть во Мне. Творческая энергия является наиболее Божественной частицей
вашей, в ней не только ваше сходство с Божественным, но и ваша собственная
Божественность! Поэтому не злоупотребляйте ею! Что сделали вы с нею? Что делаете вы с нею?
Ответьте на этот вопрос сами себе с совершенной честностью. Я знаю ответ, ибо
из Моего мира Я свободно обозреваю наиболее скрываемые факты вашей жизни. Так как вы сами можете думать и сами можете
познавать, а не кидаться бесцельно по следам большинства, то Я хочу, чтобы вы
спросили себя: могу ли Я прийти к вам и найти в вас чистоту, в которой Я столь
неотложно нуждаюсь, необходимую для Моего полного проявления? Или атмосфера
вокруг вас будет также удушлива для Меня? Не слишком ли Я пристрастен, не слишком ли
суров, применяя этот способ срывания повязок, наложенных на грязные болезни
современного человечества? Перестаньте внимать Мне, если хотите. Но тогда никогда
не жалуйтесь на последствия своего непослушания, на свою настойчивость в
своевольном невежестве. И знайте: Я вижу. Я вижу каждое ваше действие прошлого и
настоящего, и будущие возможности также. И это потому, что Я предвижу вероятность
вашего заботливого отношения к Моим словам и того, что в своей жизни вы
подниметесь к ним, Я и нашёл необходимым для Себя прийти и говорить с вами в той форме,
которую Я избрал. Я вижу! А каковы действия, на которые мне
приходится смотреть? Расточение творческой энергии старыми и молодыми, даже весьма
юными! Чья вина в этом? Кого винить за тревожное распространение самообмана и
безнравственности среди молодых людей? Вина ваша, о родители, не живущие Моею
чистотою! Вина ваша, о мужчины и женщины зрелого возраста, наполняющие атмосферу
излучениями вашей нечистоты. На других отражается то, что привлекаете вы своими
действиями, эмоциями, мыслями. А нежная молодёжь чрезвычайно чувствительна; ею ваши
действия и влияние наиболее легко подхватываются. Вас одних можно винить! Вы, имеющие детей, помните ли вы, с каким
мотивом вы их вызывали на свет? Было ли это с мыслями о любви к ним, могущим
прийти в ваш дом? Или же вы бессмысленно руководствовались лишь своею страстью ради
удовлетворения чувственности? И когда в пределах своего святилища
маленькое тело строилось, уважали ли вы святость его развития? Или в вашем случае
можно сказать, что даже многие незаконнорожденные были зачаты в большей
любви и чистоте, нежели ваши собственные дети, которыми вы пренебрегли? Рождённые от греха, — что является грехом
против Святого Духа, как это правильно было сказано, — большинство детей
вырастает, дыша и впитывая в себя влияние чувственности, черпая его в действиях и
мыслях окружающих их людей и условий. Таким образом, чувственность возбуждается и
в них. Это предостережение вам, а кто предостережёт их? Лишённые истинного
знания о наиболее жизненных вещах, они погрязают всё глубже в фатальных тайных
грехах. Как результат этого: слабые, хилые существа, ищущие то, что они называют
“удовольствием”, в проституировании себя и других... и всё это ценою Меня! И
куда бы они ни шли, облако чувственности становится всё темнее и
непроницаемее. Куда бы они ни шли, там нет места для Меня! И печально сказать: большая
часть современного человечества состоит из них! Поэтому Я призываю,
призываю, и опять призываю к великой чистоте! Но очень мало серьёзно слушающих. И ещё
меньше жаждущих записаться в Мою армию, которая с твёрдой решимостью будет стоять
за чистоту, подготовляя путь Мне, Духу Нерождённых. Терпеливо наблюдаю Я за просветами в этом
удушливом облаке, которые может сделать каждый, кто борется за чистоту в
себе. Каждый прилагающий усилия очиститься, может
приостановит дальнейший рост этого ужасного тошнотворного облака, не питая его
более материалом своей чувственности. Каждый продвигающийся,
борясь, может стать, подобно маленькому солнцу, излучающим центром светлой чистоты
и пронизать это мрачное облако. Из Моего мира Я не могу сделать этого, ибо это
безнадёжная задача: чистить там, где люди постоянно загрязняют вновь. Но когда где-нибудь кто-то в вашем мире
пытается это сделать — Я вижу это и радуюсь, и к нему идёт Моя помощь. А с Моею
помощью его сила возрастает, делая его способным пробить брешь в этом облаке,
сквозь которую Я смогу спуститься вниз и найти беспрепятственное выражение,
будь то в его детях или, если возможно, в нём самом! Я, Дух Новой Расы, пришёл ходатайствовать
перед вами: чтобы не только в тех, кто будет рождён вами, вы вложили все
необходимые для Моего проявления инструменты и качества, но чтобы и в вас самих Я смог
найти выражение Своим качествам, дабы вы тоже могли быть достойными и избранными в
Грядущую Расу! Я настаиваю на чистоте во всяком возможном
случае. В первую очередь: на чистоте половой жизни, на чистом использовании всех
творческих сил только ради творения. Прекратите безрассудную трату вашей
божественной энергии на самоуслаждение низшего, грубейшего рода. Преобразуйте её,
когда нет нужды в создании новых тел, в силу творческих ободряющих слов, в
облагораживающие мысли, с которыми вы сможете помогать миру. Примените свои
зарождающиеся силы к преображению своих собственных качеств. Тогда смогу Я, Дух
Новой Расы, быть рождённым в вас! К мужчинам и женщинам, и ко всей молодёжи
обращён Мой призыв, Моя просьба о чистоте! Помогите Мне, каждый из вас.
Станьте лучом незапятнанной чистоты, вокруг которого облако чувственности не
сможет существовать. Страстность — причина, посеянная в прошлом,
результат которой проявляется теперь в болезненном рождении детей, в бесконечных
физических расстройствах и в умственных аномалиях, что приводит к ещё
худшим последствиям, пока она не побеждена. Страсть появляется от
аномального возбуждения божественного импульса. Страсть перерастает всякий контроль в силу
порочной привычки — продолжительной неправильной мысли. Вы её раб, потому что
вы сами ей дали власть над собой. Не браните своего Создателя за всё это! Вы
сами способствовали переводу естественной силы в эту искусственную
аномалию. И теперь вы сами же должны её покорить. Каждый из вас должен сделать это
если хочет быть готовым принять Меня. Там, где вы хотите, чтобы Я пришёл и
построил тело, там даже посев семени должен быть произведён без страсти. Подобно тому
как удовольствие опьянения и сильно приправленных кушаний склонно естественно
исчезнуть, когда личность занята очищением своей жизни и образа мыслей,
точно также чувство удовлетворения страсти при половом сношении совершенно
оставляет того, кто следует по пути совершенной чистоты. Грядущая Раса, высоко поднявшись над
властью чувств, не будет знать страсти. Она приобретёт и будет жить чистейшей и
величайшей любовью, которая не ищет телесного удовлетворения. Только ради
любви, любви к ещё не рождённым, выполнит Новая Раса наиболее священную функцию
природы, давая душам, которые воплотятся в будущем, высшее, что она может дать. Освободитесь от страстности! Этим вы
поможете себе и также Мне, ибо с каждым предпринимаемым вами шагом к большой
чистоте, вас ожидает большая радость, радость чистая и постоянная. Очищение от преступления Освобождения от преступлений Я хочу от вас
всюду, где только Я спускаюсь вниз! Не только от того, что вы в настоящее время
подразумеваете под преступлением, но и от всего того, что и Я, Дух Новой Расы,
разумею под ним. Деяния, которые ныне считаются преступными, являются лишь
грубейшим примером того, что называется преступлением в Моём представлении. Миллионы людей сейчас не согласятся со
Мною, но всё же разделят мою мочку зрения тогда, когда они сами будут готовы стать
членами Расы Будущего, когда они поднимутся туда, где им возможно будет
проявить Меня. До тех пор пока вы придерживаетесь иного мнения, вы не вполне
приготовились для Меня. Пока вы продолжаете убивать или
пользоваться созданиями, убитыми для вас, вы не можете быть приняты в Мою вскоре Грядущую
Расу. Я нуждаюсь в телах, незапятнанных пролитием крови, неомрачённых
ни в каком отношении. Не должно быть и следа жестокости в сердцах тех, в ком Я
буду рождён. Убиения не должно быть там, куда Я иду! Ибо убиение, даже для
пищи, является нарушением Моего Закона, закона любви. Вы полагаете, что это необходимо, или
просто не задумываетесь об этом, потому что слишком любите это; вы наполняете свои
желудки трупами без страха стать одним из них, но знайте, что душа каждого
создания, которое убито вами или для вас, создаёт преграду на пути между вами и
Мною. Не имеет значения, что съедаете вы: будь то мясо, рыба или дичь — Я смотрю
на вас как на преступников, а пищу вашу нахожу скверной и грязной. Подумайте! Как цените вы жизненное
проявление в себе, также ценит её всякое живое существо. Подумайте о чудесном
строении, которым природа наделила тела даже мельчайших организмов и созданий,
которых вы без необходимости поглощаете в качестве пищи. Подумайте! Подумайте и постарайтесь теперь
войти в их сознание. Посмотрите в их глаза! Через их прекрасные и чистые глаза
сама Жизнь (которая есть Бог) смотрит в мир. Чувствуете ли вы смертельный удар,
поражающий их, даже если ему не предшествует ужасная пытка мучительного
ожидания смерти при медленном истечении кровью или же участь снятия шкуры с
живого... Это всё только ради того, чтобы ваше блюдо вышло “деликатеснее”! Чувствуете
ли вы их страх и ненависть против человечества, которые остаются в атмосфере
и должны неизбежно отразиться на человеке в форме страдания? Немало ваших страданий, против которых вы
восстаёте и называете несправедливыми, — есть последствия вашего собственного
занятия убиением в близком или отдалённом прошлом. Знайте: во Вселенной нет такой
вещи или явления, как несправедливость! Что случается с вами, тому причина вы сами;
что вы делаете для других, — делом, словом или мыслью отражается на вас со
временем. Вы утверждаете, что никогда не убивали, но
не делалось ли это именно для вас? Тогда ваше преступление двойное. Во-первых,
вы виновны в смерти, причиной которой являетесь вы, и во-вторых, вы
беззаботно поощряли жестокость в ваших сотоварищах, толкая их на поступки, за
которые в будущем они должны пострадать. То и другое отразится на вас. Я знаю ваше
оправдание: должно же что-нибудь быть уничтожено ради питания тела. Но в вашей
власти перенести это уничтожение на менее развитые вещи, таким образом причиняя
значительно меньше страдания. Даже уничтожения в растительном царстве можно
избежать, если вы этого захотите: когда ваше сострадание возрастёт и вы примете это
царство под своё покровительство. Вы сами должны расширить свою любовь, и тогда
найдёте, что можно существовать и прожить не убивая. Вам нет нужды бояться, что скот или дичь
станут столь многочисленны (если не будут истребляться вами), что они
переполнят ваши сады, дома и города. Не тронут они и вашей пищи. Любовь основа ваших
действий и отношения к жизни — никогда не принесёт вам зла. Любовь — основание
творения, фундаментальный Закон всей Вселенной. Где люди живут любовью, там этот
закон сам собою приводится в исполнение, согласуя условия и гармонизируя
все вещи. Вивисекция Я содрогаюсь, когда думаю о ней! Возможно
ли, чтобы человек мог так заблуждаться в своих мыслях, когда он совершает это
научное преступление? Человек! В твои руки была вручена забота о
немых, беззащитных существах, дабы вести их, поднять их к более развитому
состоянию. Они — твои младшие братья — все в одной семье в уме Создателя. О, люди! Вы обвиняетесь в преступлении! Вы
не только поработили, плохо обращались и эксплуатировали беззащитных
существ с эгоистическими намерениями, но и морили голодом, замораживали,
поджаривали, засаливали, запекали и сдирали кожу с живых Божьих созданий. Бессовестно
перепачкавшись в крови агонизирующих чувствительных и чутких существ, вы
причиняли им мучительную боль страшной практикой вивисекции. Вместо старших
братьев и любящих руководителей вы были для них безжалостными мучителями. Это всё ещё
продолжается и теперь! Пожалейте своих бедных маленьких братьев, которые тысячами
служат объектом экспериментов. Но, в конце концов, имейте и жалость к этим
заблудившимся экспериментаторам, так как последствия их преднамеренной жестокости
будут ужасны. Никто не может снять с их плеч то, что после смерти и в других
будущих жизнях на земле им придётся перенести. Все поступки влекут за собой
последствия — таков закон. Благодаря чрезмерному страху и боли этих умученных
животных они создают много причин для страдания, которые и отразятся на
мучителях, чтобы через свои страдания они научились щадить и защищать все живые
существа. Имейте жалость и к ним! Но не избегайте и своей собственной
ответственности, поощряя и оправдывая вивисектора в его нечеловеческих деяниях.
Своей невежественной жестокостью — а её происхождение идёт от веков далёкого
прошлого — вы воссоздали в слоях верхне-эфирной материи мыслеобразы,
которые, собранные вместе, усиливают ужасные склонности экспериментатора. Благодаря
своему одобрению, или сомнениям и даже просто равнодушию и безразличию в этом
жизненном вопросе вы являетесь соучастниками преступления! Часто вы внутренне одобряете вивисекцию,
так как полагаете (хотя и ошибочно), что она поможет при лечении болезней.
Поймите тогда: боль и болезни являются результатом нарушения закона, и не могут
быть преодолены нарушением этого же закона. Космический закон любви и
правосудия не может быть обойдён. Вы думаете, что вивисекция поможет вам
продлить вашу жизнь или жизнь близких людей? Я бы пожелал скорее не иметь тела
для своего выражения, нежели иметь тело, поддерживаемое ценой страдания
какого-либо существа! Этот взгляд должен быть вашим, если вы хотите идти со Мною! (продолжение следует) К ВЫПУСКУ ПРИСОЕДИНЕНЫ ФАЙЛЫ: фото скульптуры Алексея Леонова "Свет Мой прими". НОВОСТИ И ССЫЛКИ: Алексей Леонов * ГАЛЕРЕЯ СКУЛЬПТУРЫ * Под категории: http://www.idea.in.ua/component/option,com_datsogallery/Itemid,2/func,viewcategory/catid,2/lang,ru/ Картины Лолы Лонли/Живопись, Графика/ http://lolalonely.narod.ru/ ЖИВОПИСЬ/ ПЕРЕЧЕНЬ ГАЛЕРЕЙ / Детская студия
«ЭХО»: http://www.ecostudio.ru/ru/gallery/jiv/ ВСЕУКРАИНСКИЙ ЦЕНТР ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКИ Сайт Всеукраинского Центра Гуманной
Педагогики создан с целью широкого распостранения идей гуманной педагогики как
эволюционной философской основы современной системы образования. 10.03.2009 Совет Международного
Центра Гуманной Педагогики Информационное письмо Девятые Международные педагогические чтения «Чтобы дарить
Ребенку искорку знаний, учителю надо впитать море Света» Дорогие коллеги! Начинаем готовиться к Девятым Международным
Педагогическим чтениям, которые пройдут в Москве 9-11 января Каждые
Чтения есть ступеньки нашего роста. В процессе подготовки к Девятым Чтениям мы и впредь должны: – укреплять в себе веру; – расширять сознание на основе понятия духовности; – впитать в себя знания из классических, духовных,
педагогических, философских учений. – совершенствовать жизнь вокруг себя; – утончать наше общение с родными, коллегами, подчиненными,
с учениками и воспитанниками, их родителями… – стремиться к прекрасному во всем; – утончать свою речь,
чувства, отношения; – утверждаться в великодушии и благородстве; – находиться в постоянном педагогическом горении. Мы не можем
забыть о том, что детям Света нужны учителя Света. Девятые Чтения должны проявить
нашу устремленность к Свету. Предполагаем
следующий регламент работы Чтений: 9
января 10.00 – 12.00 Первая общая встреча. Открытие Чтений.
Приветствия. Установочные доклады. 12.00 – 12.30 Перерыв 12.30 – 14.00 Мастер-классы (7 мастер-классов) 14.00 – 15.00 Обеденный перерыв 15.00 – 16.30 Мастер-классы (7 мастер-классов) 16.30 – 16.45 Перерыв 16.45 – 18.15 Персона в гуманной педагогике 10
января 10.00 – 11.30 Вторая общая встреча 11.30 – 12.00 Перерыв 12.00 – 13.30 Мастер-классы (7 мастер-классов) 13.30 – 14.30 Обеденный перерыв 14.30 – 16.00 Персона в гуманной педагогике 16.00 – 16.45 Перерыв 16.45 – 18.00 Круглые столы 11
января 10.00 – 12.00 Третья общая встреча 12.00 – 13.00 Обеденный перерыв 13.00 – 14.30 Завершающая общая встреча 14.30 – 15.00 Перерыв 15.00 – 16.00 Концерт участников Чтений Совет
Центра предлагает следующие формы работы: Заявки на проведение мастер-классов
(планируется всего 21 мастер-класс) должны быть представлены в Оргкомитет
чтений до 30 сентября Что касается встреч «Персона в
гуманной педагогике» – просим вас предложить, с кем из учителей-новаторов вы
хотели бы встретиться, чтобы узнать о них больше. Это должна быть неординарная
личность с богатым творческим опытом. Просим каждого из вас стать
организатором Чтений: сообщите об этом информационном письме вашим коллегам и
пригласите их стать участниками Чтений. Очень важно привлечь к Чтениям молодых
учителей, студентов педагогических колледжей и университетов. Приглашаются
также ученики школ, желающие стать учителями. Желаем вам, дорогие друзья, творческих
успехов. Ваши пожелания и вопросы, которые
могут возникнуть у вас в связи с данным информационным письмом, просим
направлять в адрес Оргкомитета. 119019, Москва,
Малый Знаменский пер. д. 3/5, Международный Центр Рерихов, Центр Гуманной Педагогики. Эл.
почта: ichp@icr.su, Тел./факс (495) 697-14-46, моб.т. 8-909-626-12-70, факс (495)
697-71-84, О месте проведения Чтений и др. организационных вопросах мы
сообщим дополнительно. О мастер-классах Заявленный
мастер-класс может отражать любую форму педагогической жизни: Заявленный
мастер-класс должен удовлетворять следующим условиям: Время для каждого мастер-класса – 1 час. 30
мин. Из них час предоставляется автору мастер-класса, 30 мин. – участникам
Чтений для вопросов и обсуждений. В демонстрации педагогических приемов
автором мастер-класса могут быть вовлечены участники Чтений. Мастер-класс может выражать результаты
творческих поисков одного педагога, группы педагогов, педагогического
коллектива. Он может быть представлен с помощью аудио или видео-материалов и
других технических средств. Мастер-класс не должен проводиться в форме лекции
или доклада. Он есть живой процесс, а не теоретизированное описание этого
процесса. Предлагаем образец заявки на проведение мастер-класса, однако, каждый
автор может найти более удобную для себя форму. Образец заявки на
мастер-класс Фото, отражающее
какой-либо процесс из предлагаемого содержания мастер-класса Ф.И.О:
Амонашвили Шалва Александрович Место
работы, звания, контактный тел, эл. адрес Академик
РАО, руководитель Международного центра Гуманной педагогики Форма –
урок. Тема – «Математика –
симфония чисел». Лейтмотив: «Семь раз отмерь – один раз отрежь» Всего Вам самого светлого и до встречи в следующем выпуске! С уважением, Ведущий рассылки Алексей Сеев Письмо Ведущему рассылки: |
В избранное | ||