Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику ВОСПИТАНИЕ ДУХА


Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику ВОСПИТАНИЕ ДУХА   113   2013-01-31 13:38

Добрый день Вам, Друзья - со-путники!

В данном выпуске помещены материалы лаборатории гуманитарных знаний на Седьмых Всеукраинских Педагогических Чтений в г. Киеве 17 ноября 2012 г. в НПУ имени М.П.Драгоманова. В разделе «Новости и ссылки» смотрите ссылки на галереи, библиотеки, другие интересные ресурсы, читайте новости о новой книге В.Г.Ниорадзе, выпуске собраний сочинений Ш.А.Амонашвили, ссылки на новые материалы на сайтах центров гуманной педагогики, информационное письмо о XII Международных Педагогических Чтениях «Манифест гуманной педагогики – путь в будущее» в г. Москве, 22-24 марта 2013 года.

 ВСЕХ ПОДПИСЧИКОВ ПОЗДРАВЛЯЮ С НАСТУПАЮЩИМ 10 февраля 2013 года НОВЫМ ГОДОМ ПО ВОСТОЧНОМУ КАЛЕНДАРЮ! ЖЕЛАЮ ВАМ ТВОРЧЕСКОГО ВДОХНОВЕНИЯ, РАДОСТИ, ЗДОРОВЬЯ, ЛЮБВИ И СОСТРАДАНИЯ, ГАРМОНИИ И РАВНОВЕСИЯ И ВСЕГО САМОГО СВЕТЛОГО В 2013 ГОДУ И НАСТУПИВШЕМ НОВОМ ЦИКЛЕ!

VII Всеукранские педагогические чтения по гуманной педагогике

 

 

Лаборатория гуманитарных знаний
Весь смысл гуманного воспитания есть воспитание духа.
К.Д. Ушинский

                         Руководители:

Томас В.Н., учитель русского языка и литературы, учитель-методист ООШ № 9 (г. Красноармейск Донецкой области), Отличник образования Украини, сотрудник Донецкого областного отделения ВАГП, Рыцарь Гуманной Педагогики;
Розенкова С.В., учитель русского языка и литературы Запорожского УВК «Основа», Председатель Запорожкого отделения ВАГП, Отличник образования Украини.

В работе творческой лаборатории гуманитарных знаний принимали участие около 30 слушателей чтений, приехавших из Киева и Запорожья, Кировограда и Кременчуга, Житомира и Новой Каховки, Полтавщины, Донеччины, Криворожья. Это были студенты педагогического университета, учителя русского, украинского, английского, немецкого, языков, зарубежной, русской, украинской литературы, истории, художественной культуры и этики, преподаватели педагогики и психологии, сотрудники музеев.

Работа началась с посвящённой памяти В.Г. Ниорадзе песни А. Тальковского на стихи П. Вегина «Уходя, оставить свет – это лучше, чем остаться…». Светлый образ Валерии Гивиевны, музыка, стихи создали атмосферу эмоциональной близости, доверия, открытости.
Учитывая, что в аудитории были студенты университета, первым шагом работы Лаборатории стало осмысление особенностей самой формы лаборатории как педагогического исследования, требующего особой духовной дисциплины и ответственности. (Её основной инструмент – сердце!) Создание особой сердечной атмосферы (настрой) – самый первый и важный шаг лаборатории. Для всех присутствующих таким шагом стало поэтическое откровение японского поэта:
Хочу я, чтобы был передо мною
Хрустальный шар,
Когда я думаю о людях.

Мы имеем дело не только с новой формой работы, но и с новым типом общения и сотрудничества, основанным на гуманистической философии. Здесь каждый из участников погружается в процесс поиска педагогической истины, самопознания и самосовершенствования.
Лаборатория существует как совокупность пространств: культурного, художественно-творческого, учебного, игрового. Это творческое содружество, где каждый имеет возможность сам выстраивать деионстрацию своих знаний, формировать ценности, культуру мысли и чувства, открывать новое. Здесь тесно взаимосвязаны содержательное общение, самостоятельная деятельность, реализация творческого потенциала участников. Это возможность постепенного восхождения от собственного опыта к аксиомам классиков педагогики.
Главное условие этой формы работы – свободное самовыражение, внутренняя независимость личности, способность по-новому реагировать на происходящее, в итоге - собственное творчество.
Лаборатория помогает создать творческую атмосферу, психологический комфорт, дарит радость сотворчества, способствует росту личности (даёт заряд преображающей энергии для внутреннего совершенствования).
Результат работы может быть внешним – некий творческий импульс, новый подход (формы работы и прочее); и внутренним – углубление в тему, осознание её значимости, новые вопросы и переживания.
Наверное, эту работу можно было бы сравнить с поисками прекрасных жемчужин: в глубины океана устремляется в поисках драгоценного жемчуга неутомимый ныряльщик, чтобы в результате трудных поисков добыть крупицу красоты, способной подарить людям радость. Не так ли и каждый ищущий отправляется из своего родного дома, чтобы, погрузившись в атмосферу творческого поиска, отыскать драгоценные крупицы знания и приобрести опыт?..
Вспомним удивительного художника Николая Константиновича Рериха. Каждая его картина – это результат философского осмысления бытия и существует как духовное прозрение. «Всмотритесь в картину Рериха «Жемчуг исканий», написанную художником в 1938 году», - предложено было участникам. Всё многообразие жизни подобно жемчужному ожерелью. В нем могут быть и подлинные, и фальшивые бусины. Без опыта, без Учителя их не распознать. Учитель и ученик склонились над "ожерель​ем" в поисках той единственной жемчужины, без которой впустую был бы прожит день. Но Учитель не предлагает простого решения. Он сам - в новых исканиях и увлекает за собой ученика.
Ожерелье и в восточной, и в западной символике олицетворяет вечность. Бесконечны и поиски жемчужин мудрости, ибо толь​ко познающий достоин быть Учителем, и только ищущий не для себя одного умеет отыскать истину. Познание - это вечный поиск, постоянное восхождение к новым истинам. Всё наше знание есть лишь ступень к знанию еще более полному и высшему. Конца же познанию нет.
Наши учителя сегодня - классики – «связующая духовная нить разных поколений». (Ф. Абрамов) Но каждый из нас – тоже учитель. Быть учителем, сознательно выбравшим Путь Добра и Света, - значит стоять в единой цепи всех Учителей, впитывая и преобразуя их опыт в свой индивидуальный образ учителя.
Работа лаборатории гуманитарного знания проходила как многоаспектный творческий диалог, в котором принимали участие не только присутствующие, но и те, кто из глубины веков посылает нам дары духа: философы и классики педагогики, писатели и художники нашего времени.
Участники Лаборатории собрались, чтобы обсудить вопрос о том, как может измениться образовательный мир, принявший постулаты гуманной педагогики, изложенные в Манифесте.
Основным лейтмотивом лаборатории стала мысль К.Д. Ушинского «Под именем гуманного образования надо разуметь развитие духа человеческого, а не одно формальное развитие».

Участникам лаборатории были предложены следующие вопросы для размышления:
- Как вместить в наше сознание измерение духовности и научиться мыслить на его основе?
- Как облагораживать свой характер, утончать своё отношение к детям и окружающим?
- Как гармонизировать свой внутренний мир? В чём состоят ваши секреты, рецепты гармонизации своего духовного мира?
- Как выращивать в себе творческое терпение, усовершенствоваться в искусстве любить детей, любить ближнего, радоваться всему возвышенному и прекрасному?
- Как создавать своё образовательное поле (творческая практика: опыт, достижения, вершины)?
- Как научиться руководствоваться в решении педагогических задач мудростью, тянуться к чтению трудов классики педагогики?
Каковы же ступени нашего диалога?
1. Гуманная педагогика – фокус утверждения духовности в педагогике
Гуманная педагогика - это «высочайший уровень мысли и практики», она вобрала в себя мировой классический опыт образования и воспитания, обогатила его особенностями современного периода. Сегодня это новая философия образования. (Философ Иван Ильин называл философию духовным деланием!).
По мнению авторов Манифеста, фундаментальными понятиями, способными содействовать непрерывному эволюционному процессу улучшения природы человека, стать опорой личности на её трудном пути восхождения, являются Духовность и Гуманность.
Расширяющееся движение гуманной педагогики может стать фокусом утверждения духовности в педагогике. Правда, как гласит «Манифест», «самая большая трудность в творении гуманного образовательного мира, - находится внутри нас самих.»
«Чтобы стать творцами гуманного образовательного мира, чтобы наше субъективное образовательное поле было радостным для наших воспитанников и учеников, нам нужно будет, в первую очередь, принять в наше сознание измерение духовности и мыслить на его основе».
Вслушайтесь в ответ на вопрос, что такое духовность, учащихся 4-8 классов Запорожья:
«Духовность – это то, что ты чувствуешь в душе, твоё духовное состояние».(8 кл. Антон)
«Духовность – это Вера в Бога и в себя». (7 кл. Александр)
«Духовность – это что- то очень важное». (4 кл. Влад)
«Духовность – это спокойствие и храбрость». (4 кл. Лиза)
«Духовность – это Дух внутри!» (8 кл. Лена)

Как глубоки и проникновенны ответы! Как серьёзны они для самих ребят!
Все участники лаборатории тоже приняли активное участие в осмыслении понятия духовность. Вот лишь некоторые из размышлений:
«Духовность – это внутренний свет… Это путь, работа над собой…».
«Духовность – особое внутреннее состояние человека, ощущающего свою сопричастность к Высшему источнику и изливаемое вовне как доброделание, нравственность, любовь».
«Духовнiсть – це надбання внутрiшнього свiту особистостi».
«Духовнiсть – це ознака життєдiяльностi людини, яка демонструє результат виховання i самонавчання; це дзеркало душi особистостi, це вiра, надiя, любов у гармонiї душi».
«Духовность – это принципы, которые помогают оставаться Человеком, это вера, мораль, собственное мировоззрение, которое не должно навредить другим».

Вдумаемся в строки Манифеста
«Духовность есть сугубо личностное состояние внутреннего мира каждого человека. На основе духа и духовности совершенствуется в нём духовная жизнь, вовлекая в себя мысли, чувства, переживания, впечатления, увлечения, вкусы, отношения, устремления, мечты, фантазии мировоззрение, нравственность, оценки… Духовность объединяет всё, что происходит в сознательном и подсознательном мирах человека…»
На протяжении многих десятилетий изучал Ш.А. Амонашвили труды философов и педагогов, религиозные источники, прежде, чем назвать свою педагогику гуманной. (Вспомним постулат К.Д. Ушинского: «Весь смысл гуманного воспитания есть воспитание духа»).
В представлении Шалвы Александровича Гуманизм – это духовный труд, опирающийся на идеальную природу человека, это эволюционная задача развития жизни на земле: преодолеть свою биологическую ограниченность и выйти на духовные орбиты.
«Гуманность мыслится как процесс поиска человеком своей бессмертной основы – духа, своей связи с Творцом, поддержание этой связи. Это есть процесс обретения веры и жизнь в вере. Гуманность вносит в духовную жизнь особый порядок: в этом процессе внутреннего поиска и обретения веры упорядочивается и гармонизируется духовная жизнь, она становится целенаправленным потоком творчества и созидания», - гласит Манифест.
«Понятия духовность и гуманность переплетаются друг с другом как смысл и путь, как содержание и форма. Вместе они образуют смысл гуманной педагогики: гуманная педагогика есть теория и творческая практика становления личности растущего человека через систему содержания и средств, разрабатываемых на основе понятия духовного гуманизма», - это одно из основных положений, обсуждаемых на чтениях.
2. Душа и духовные состояния – это особые уровни внутренней жизни человека
Педагогика, носит универсальный, многогранный, интегрированный характер, это сфера духовного. Она наследует при этом величайший дар - воспитывать души человеческие. Душа и духовные состояния – это особые уровни внутренней жизни человека. Ещё Марк Аврелий утверждал, что «телу принадлежат ощущения, душе – стремления, духу – основоположение». Известный философ Иван Ильин объясняет: «Дух открывает человеку ценности творения, горизонты совершенства; Душа – ценности переживания, горизонты мира чувств». Выработка целостной модели жизни невозможна без одновременного развития как духовности, так и душевности.
Духовность, - по мнению современных учёных, - это способность и потребность ориентироваться на высшие универсальные ценности Истины, Добра, Красоты в их единстве.
Душевность – эмоционально-нравственное отношение, способность к сочувствию, милосердию, терпимость, чистосердечие.
Душа каждого человека – сугубо индивидуальный феномен, она составляет и выражает собой уникальные возможности, особенности личности. Все её функции помогают человеку ориентироваться в мире, во взаимоотношениях с другими людьми в процессе общения.
Тайны человеческой души настолько глубоки, что невыразимы обычным человеческим языком: здесь нужны и поэзия, и музыка, и весь арсенал средств духовной культуры. Б. Неменский уверен: «Искусство – труд души».
Люди хотят видеть чудеса,
Но забывают,
Что самое большое чудо –
Это душа человека,
Что чудо могут создать только
Наши светлые силы души.     (Карлис Скалбе)

Духовность не ограничивается только отношением к универсальным ценностям (Абсолюту), она включает в себя и ценностное отношение к миру и самому себе. Этот пласт духовности формируется на основе развитой душевности человека. Т.е. духовность и душевность человека генетически взаимосвязаны.
Известный психолог А. Ухтомский объясняет: «Духовный организм может возникнуть при наличии особой доминанты души, такой доминантой должно быть внимание к духу.»
«Всё, что связано с душой, идёт от души, нужно для души – это и есть духовная культура», - уверен Д.С. Лихачёв.
Классическое педагогическое наследие всегда признавало двойственную природу ребёнка. В своём воспитательном воздействии настоящий учитель обращается прежде всего к душе и сердцу ребёнка, а через них к его уму и интеллекту. К.Д. Ушинский писал: «При распределении предметов преподавания в общеобразовательной школе следует иметь в виду не науки в отдельности, а душу учащегося в целости и её органическое, постепенное и всестороннее развитие».
3. Искусство как духовное образование
В груди человека нет чувства более благородного, чем … удивление перед тем, что выше его. (Т. Карлейль)
«Одухотворить – значит воодушевить, наполнить высоким смыслом, внутренне облагородить», - читаем у Ожегова. Как же наполнить высоким смыслом и внутренне облагородить ребёнка? В первую очередь, через художественное общение – механизм реализации духовной жизни. (Недаром ведь И. Ильин считал искусство – духовным образованием!).
Считавший делом своей жизни становление духовных основ человечества, философ Иван Ильин уверен:
«Произведение искусства есть форма духовности».
«Главный предмет искусства – духовное начало мира и человека».
Художник всегда был «строителем духовной жизни человека». Рассмотрим лишь один пример. Есть у Александра Грина удивительная повесть «Алые паруса». К. Паустовский назвал её поэмой, утверждающей силу духа. Здесь поразительно показано чудо духовных открытий, которое «может обнаружить себя во всём: в улыбке, в веселье, в каждом сказанном вовремя нужном слове». (А. Грин). Но «главное чудо, главное открытие, подаренное нам писателем, – талант постижения одним человеком душевного мира другого человека». (А. Грин)
О своей героине, в чьём имени таится для писателя музыкальное ощущение, уже скрыт внутренний облик человека (его перевод с испанского – «к солнцу») он пишет: «В ней две девушки, две Ассоль, перемешанных в замечательной прекрасной неправильности. Одна была дочь матроса-ремесленника, мастерившая игрушки, другая – живое стихотворение со всеми чудесами его созвучий и образов, с тайной соседства слов, во всей взаимности их теней и света, падавших от одного на другое. Она знала жизнь в пределах, поставленных её опыту, но сверх общих явлений видела отражённый смысл иного порядка. … Она видела ещё сверх видимого. Без этих тихих завоеваний всё просто понятное было чуждо её душе. Она умела и любила читать, но и в книге читала преимущественно между строк, как жила. Бессознательно, путём своеобразного вдохновения, она делала на каждом шагу множество эфирно-тонких открытий, невыразимых, но важных, как чистота и тепло. Иногда - и это продолжалось ряд дней – она даже перерождалась; физическое противостояние жизни проваливалось, как тишина в ударе смычка, и всё, что она видела, чем жила, что было вокруг, становилось кружевом тайн и образов повседневности».
Открывая для себя «Алые паруса», наши воспитанники, может быть, впервые встречаются с тем, что можно видеть мир не только глазами, но и внутренним зрением, несравненно более сильным, чем обычный взгляд.
Объясняя духовную природу воспитания, Симон Соловейчик пишет: «…Чем ближе к нижним сферам, к быту, тем труднее выполнять требования жизни, Но чем выше поднимаемся мы по ступеням духа, тем легче и прочнее усваивает ребёнок законы людей. Из высокого прорастает и будничное, оно содержится в высоком. Но из будничного высокое не рождается... В воспитании детей всё зависит от того, что всё-таки пересиливает в нашей душе, какие стремления, какие желания: конечные или бесконечные». Обращаясь к учителю, Соловейчик советует: «…Основное поле наших усилий должно быть направлено не на внешний, а на внутренний план учения… Вывести ребёнка в надбытовое, менять не характер его, а содержание его внутреннего мира, направление его интересов. Школа буквально создаёт иной мир в душе ребёнка, захватывает его новым, прежде недоступным содержанием жизни, раскрывает кругозор, уводит от пустых домашних разговоров о быте…»
Неоценимую помощь учителю оказывают здесь уроки поэтической педагогики. (Одна из участниц лаборатории рассказала о своём опыте гармонизации духовного пространства: у неё началом урока становится стихотворение дня).

Подумайте, как могут расширить горизонты мира современных прагматичных старшеклассников строки Сергея Есенина:
Там, где вечно дремлет тайна,
Есть нездешние поля,
Только гость я, гость случайный,
На полях твоих, земля.
Широки леса и воды,
Крепок взмах воздушных крыл.
Но века твои и годы
Затуманил бег светил.
Не тобой я поцелован,
Не с тобой мой связан рок.
Новый путь мне уготован
От захода на восток.
Суждено мне изначально
Возлететь в немую тьму.
Ничего я в час прощальный
Не оставлю никому.
Но за мир твой, с выси звёздной,
В тот покой, где спит гроза,
В две луны зажгу над бездной
Незакатные глаза.

Мудрец Вольтер называл поэзию музыкой души. Вслушайтесь в мелодию души Марины Цветаевой:
Где судьба бы вам жить не велела,
В шумном свете иль в сельской тиши,
Расточайте без счёта и смело
Все сокровища вашей души!
Как созвучны учительскому сердцу откровения поэтессы:
Золото моих волос
Тихо переходит в седость.
- Не жалейте! Всё сбылось.
Всё в груди слилось и спелось.
Спелось – как вся даль слилась
В стонущей трубе окраины.
Господи! Душа сбылась,
Умысел твой самый тайный.

Законы жизни её безмерной души – это и наши с вами законы:
Есть у меня моих икон ценней - сокровище.
Послушай: есть другой закон, законы кроющий.
Пред ним – все клонятся клинки,
Все меркнут - яхонты.
Закон протянутой руки,
Души распахнутой.

Не отражение ли это сущности нашего творческого содружества?..
4. «Учитель – духовное достояние страны» (И. Ильин)
Размышляя о духовной природе личности, философ Николай Бердяев, пишет: «Глубинное «я» человека связано с духовностью. Человек должен всё время совершать творческий акт в отношении к самому себе. В этом творческом акте происходит самосозидание личности: это есть постоянная борьба с множеством ложных «я» в человеке». А разве учительская профессия не есть тот самый творческий акт, в котором происходит самосозидание?
Духовность – высшая точка, доминанта образовательного процесса, пик духовно-интеллектуального поиска и жизнетворчества современного учителя и современного ученика.
Прислушаемся к классикам…
«Чтобы увидеть духовное и священное, надо самому обратиться к миру духа и святыни; чтобы увидеть свет и тайну, надо иметь в душе орган для тайны и света, - пишет Иван Ильин. - И поэтому надо укрепить и развить в себе этот орган; надо приобрести око для духа и внутреннее огнилище для любви. И только тогда откроется нам, что, действительно, «нет на земле ничтожного мгновенья», и станет понятно, почему есть немало людей, которые смотрят и не видят, или, по Гераклиту, «присутствуя, отсутствуют».
Предлагая нам критерии гуманного урока, Валерия Гивиевна Ниорадзе предупреждает: «Нужен труд души: интуиция (внутреннее чувствознание) вдохновение надеждой, сотрудничество на фоне чистоты мыслей и чувств, чарующая улыбка и доброе сердце». - «Чувствуйте себя учениками, способными к самосовершенствованию».
Как созвучны этому призыву строки:
Людям, разуверившимся прежде,
Сколько б ни исполнилось им лет,
Я преподаю предмет «Надежда» -
В школе жизни есть такой предмет.
Но и сам беру уроки веры:
У меня здесь далеко не «пять»,
Я решаю вновь и вновь примеры,
Горы верой как переставлять… (А. Логинов)

Сегодня становится очень важной задачей учителя воспитание у себя духовности как свойства высокоразвитого человеческого сознания, эмоционально ощущаемое человеком в виде чувства радости, полноты бытия, умиротворения, душевной ясности и сердечной теплоты.
Понимаем ли мы природу радости как явления духа? В одном из своих писем молодёжи Е. И. Рерих пишет: «Радость можно сравнить с сильным магнитом, ибо она, именно как магнит, притягивает к себе сердца и даёт обладателю её импульс жизни и сопротивляемости всяким неприятностям и препятствиям, тогда как уныние порождает безволие и повергает человека в бездну…
Нужно, чтобы молодые сердца зажглись радостным подвигом, который может преобразить всю их жизнь даже незаметно для них самих. Но не в унынии, не в сомнении и не в подозрении нужно вступить на этот путь подвига, но в радости о будущем, в радости от сознания возможности что-то и кому-то дать».
«И вот радость даёт человеку какие-то особые силы, причины которых ещё не установлены наукой. Она наполняет человека каким-то особенным светом, действующим и на других..
Где искать причину такой метаморфозы? Следовало бы обратить больше внимания на действия наших мыслей и наших чувств на окружающее. Не ясно ли даже из такого примера, что причина кроется во внутреннем духовном равновесии вновь пришедшего, т.е., что человек, полный Радости бытия, обладает огромной жизненной силой и энергией, которая сейчас же передаётся и другим…»
«Но как же всё-таки сохранить в себе постоянную радость, несмотря на всякие печали?
Старая восточная поговорка гласит: «Держи в себе радость с утра в течение часа, а она будет держать тебя целый день». («О радости»)
Великий художник жизни Лев Толстой предлагает свои рецепты:
«Дело жизни, назначение её – радость. Радуйся на небо, на солнце, на звезды, на траву, на деревья, на животных, на людей. И блюди за тем, чтобы радость эта ничем не нарушалась. Нарушается эта радость, значит, ты ошибся где-нибудь. Ищи эту ошибку и исправляй».
«Только один есть путь, одно средство жить с радостью – это не освещать себе жизнь внешним светом, а самому быть свечой, светить и гореть».
В нашем дисгармоничном мире больше всего наши воспитанники нуждаются в гармонии. А гармоничны ли мы сами? В чём секреты, рецепты гармонизации духовной жизни? Эти вопросы вызвали живой отклик участников лаборатории. Целую программу для ищущего педагога предложил один из них:
«Читаю книги по философии, истории, психологии, педагогике.
Черпаю вдохновение в традициях (добрых и понятных), в общении.
Огромным толчком к созданию и поддержанию определённого внутреннего состояния (настроя) является посильная помощь ближнему…
Помогает гармония с природой, людьми, понимание целостности этого мира, видение простого в простом.
Вдохновение подпитываю энтузиазмом и желанием стать лучше, светлее, научиться чему-то новому…»
Размышляя над секретами, рецептами гармонизации своего внутреннего мира, участники чтений говорят об очищении мыслей, о благотворном влиянии молитвы, советуют:
«Ищите источники света!»
«Держите духовный мир в тонусе!»
«Чаще обращайтесь к классике!»
«Сумейте вдохновляться результатами труда ваших коллег, учащихся!»
Улыбайтесь друг другу почаще, И не бойтесь друг друга хвалить…
А разве не нуждается в гармонизации наш школьный мир? Каждому из нас необходимо совершенствоваться в, казалось бы, знакомых вопросах педагогической этики! Учение – научение – обучение – процесс, особый ритм. (Общеизвестно, к чему ведёт нарушение любого ритма.) В течение дня в средних и старших классах перед детьми меняются 5-7 учителей – каждый со своими требованиями, особенностями, темпераментом, тональностью голоса. Как «передать» урок от одного учителя другому с наименьшим нервным перенапряжением в цепочке «учитель – ученик»? Входишь после одного учителя – в классе «сонное царство», после другого – «гибель Помпеи», после третьего – «…буря, скоро грянет буря!» - Как передать (принять) урок, как эстафетную палочку: я старался изо всех сил, дальше беги ты – спокойно и уверенно! Редко мы задумываемся об этом, ещё реже говорим и говорим ли на педсоветах?
В марафоне школьных лет побеждает КОМАНДА, имеющая общую цель, единый настрой, дружеский тон общения, взаимоподдержку, взаимовыручку: учитель- ученик, учитель-учитель, учитель-родитель. «Это вам не у Марии Ивановны на уроке, у меня работать надо!» «Перед мамой так себя вести будешь!» Такие заявления нарушают творческий ритм взаимопонимания! От кого это зависит? - Как мы входим в класс? Как раздаём тетради? Как встречаем, провожаем коллегу из класса? Какую фразу произносим первой? Эти мелочи, но из них складывается мозаика школьных будней… Каких красок больше? – Блеклых? Темных? Раздражающих? Завораживающих своей теплотой? От кого это зависит? Как нам в этом меняться, может каждому шепнуть только его Совесть. А меняться надо! Ведь как страшно, если учитель, блестяще знающий предмет, уважаемый детьми за свои знания, бесцеремонно входит к коллеге во время урока, ходит по классу, поливает цветы, собирает или раздаёт дневники, тихо разговаривает по телефону или пьёт кофе в конце класса?!.
Часто бывает, что прикоснувшись к каким-либо знаниям, учитель непременно хочет быстро передать их детям. Вот тут-то и надо вспомнить о «хрустальном шаре»! В известной сказке Евг. Шварца «Дракон» (существует экранная версия «Убить дракона») рыцарь Ланцелот, победив Дракона, входит в тронный зал, а все подданные, привыкшие повиноваться, падают перед ним на колени. Ланцелот просит их подняться, но его не слушают. Он снова обращается, уже повышая голос до крика: «Вы свободны! Встаньте!» Подданные коленопреклонены… Тогда он выхватывает меч и кричит: «Я заставлю вас быть свободными!» И тогда ситуацию спасает невеста Ланцелота – она выплёскивает вино из бокала в лицо рыцарю, отрезвляя его… Не так ли порой ведём себя и мы, желая во что бы то ни стало сделать знающими наших учеников?..
Только примером собственной жизни и жизнями, освещенными величием духа, мы можем вести детей по пути самосовершенствования.
ПРИТЧА
Однажды женщина пришла со своим сыном к старцу.
- На моего мальчика напала порча, - сказала она. – Он ест финики с утра до вечера. Только сладкие финики и ничего больше! Что мне делать?
Старец посмотрел на мальчика и сказал: «Добрая женщина, приходи завтра!»
На следующий день женщина снова пришла. Старец посадил мальчика себе на колени, взял у него из рук финик, посмотрел прямо в глаза и сказал: «Сын мой, помни, что на свете есть и другие вкусные вещи».
После этого он благословил ребёнка и отпустил к матери. Озадаченная мать спросила: «Но почему ты не сказал этого вчера? Зачем нам надо было ещё раз пускаться в такой долгий путь?» «Добрая женщина, - ответил старец. - Вчера я не мог убедительно сказать твоему сыну то, что сказал сегодня. Потому что вчера я сам с наслаждением ел финики».
Смысл этой притчи прост: начни с себя. Любые советы и поучения обретают силу только тогда, когда они подтверждены твоей собственной жизнью.
5. Моё образовательное поле (творческая практика: опыт, достижения, вершины)
Вся вторая часть лаборатории была посвящена обмену опытом создания собственноего образовательного поля. Рассказывая о своём опыте, учитель украинского языка и литературы, словесности, художественной культуры Житомирского лицея № 25 Цюрко Татьяна Григорьевна говорит о собственном творческом примере практической деятельности (учитель пишет вместе с учащимися сочинения по предложенным темам, исполняет роль в ученических «сценариях» урока, использует народную мудрость для активизации мышления, обращается к ассоциативным диктантам, творческим ассоциативным алгоритмам. В своих поисках использует юмор как обязательое условие разрядить обстановку, создать комический эффект, а чтобы продемонстрировать ошибочность и категоричность суждений, преодолеть проявления безразличия, даже доведение ситуации до абсурда. Учитель проэцирует образовательные цели на жизненный опыт учащихся и их родителей, создаёт ситуацию успеха, предусматривая всевозможные средства поддержки и стимулирования учащихся.
«Достижение – это прежде всего личное ощущение удовольствияот работы с детьми, гармония желаний и результатов в личной жизни и в своей работе».
«Вершины… Я их пока еще не вижу, потому что, как нет границ человеческого ума, так и не должно быть ограничения учительского устремления, овеянного гуманными духовными целями.
Образовательное поле засею знаниями и желанием творить Добро. Наблюдая открытые, заинтересованные глаза своих учеников, их искренние улыбки, я верю в их будущие успехи.»
Многие участники лаборатории говорили и о принципах создания образовательного поля:
Учитель, будь честен с ребёнком и самим собой! Пропускай через собственную душу всё, о чём говоришь!
Неси добро и тепло в мир!
Смотри на мир глазами детей!
Не установливай дистанцию между учителем и учеником.
Находи в каждом ребенке что-то хорошее и говори ему об этом, пусть он знает.
Не скупись на ласку для детей.
Заботься о педагогическом мастерстве, но и о своей душе не забывай. Технологии меняются, а душа ребенка остается на уроке с учителем наедине. Делись достижениями своей души!

Гуманная педагогика обращена к идеальному образу человека, заложенному в его генотипе. Дальнейшее развитие педагогики будет наиболее эффективным на основе синтеза всех наук о человеке. Синтез науки, искусства, религии рассматривается учёными сегодня как один из главных путей воспитания духовной культуры, позволяющей наполнить современное образование особым светом духовности, сформировать целостное представление о человеке и мире.
Представляя свой опыт создания образовательного поля, учитель ОШ № 15 г. Часов Яр (Донецкая область) Жевновак Вера Владимировна отмечает, что научной базой её собственного опыта является идея ноосферного образования В. Вернадского, целостное мышление как основа познания и постижения всеобщих законов природы и общества, биоадекватные учебники; мировоззренческой основой – теория генетического энергоинформационного единства мира, а методология представлена классической педагогикой, основами гуманной педагогики. Но практика любви – главное в опыте учителя. Именно здесь определяется социальная и личностная направленность Человека: творить вокруг себя красоту и гармонию жизни через творение красоты и гармонии жизни внутри себя».
…В книге Н. Уранова, названной очень символично - «Жемчуг исканий» (1970), есть несколько мыслей о законах духовного даяния, аккумулирующих творческие поиски участников лаборатории:
«Рудокоп, спускающийся в шахту для добывания алмазов, добывает их не для того, чтобы их носить, но для того, чтобы ОТДАТЬ их другим. Лишившись этой возможности, он утратит интерес к своей работе. Так же и дух с открытыми центрами высшего сознания черпает знания не для себя, но для других, и высшее счастье для него - отдать это знание ДОСТОЙНЫМ. Пекарь, испекший тонны хлеба и не могущий накормить плодами своего труда толпы голодных, будет испытывать страдания. Так же и дух, добывший с помощью своих высших центров знание и не имеющий возможности передать его ДОСТОЙНЫМ, будет испытывать скорбь».
«У крана сидит хранитель воды. Щедрость его безгранична, он каждому готов налить сколько угодно, но щедрость его ограничена сосудом просящего, и каждый получает сколько, сколько вмещает принесённый сосуд».
«Каждый отмерит себе сам!» - насколько любишь, настолько и будешь любим, сколько дашь, столько и получишь».
Оценивая работу лаборатории, одна из её участниц (Векшина В.I.) написала:
«Интересно, живо,
Творчески, прекрасно
И необычно,
И чудесно.
Душевно,
Мудро и духовно,
Разумно, тепло, безусловно.
Какая глубокая и в то же время простая информация, которая питает, побуждает, зовет к новому»

Приложение
Из «Антологии гуманной педагогики»: И. Ильин
«Дух есть дыхание Божие в природе и в человеке; сокровенный внутренний свет во всех сущих вещах; - начало, во всём животворящее, осмысливающее и очистительное. Он освящает жизнь, чтобы она не превратилась в мёртвую, невыносимую пустыню, в хаос пыли и вихрь злобы; но он же сообщает всему сущему силу, необходимую для того, чтобы приобщиться духу и стать духовным. А это и есть самое важное в воспитании».
«Духовность требует, во-первых, внутреннего, нечувственного опыта, для которого всё чувственное является лишь верным знаком или орудием; духовность требует, во-вторых, уменья отличать нравящееся и приятное от объективно-достойного и совершенного (истинного, нравственного, художественного, справедливого, Божественного); в третьих, чтобы чувство, помысел и воля человека предпочитали именно объективно-достойное и совершенное, к нему тянулись, его искали, его творили. Всё это вместе придаёт человеку значение духовного существа, открывает ему духовное измерение вещей и деяний; и тем самым вводит его на тот уровень, в ту атмосферу, где живёт, творится и сияет истинное искусство».
Воспитать – значит сделать из ребёнка не преуспевающего человекоугодника, а духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. А для этого надо зажечь и раскалить в нём как можно раньше духовный «уголь»: чуткость ко всему Божественному, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте.
Чтобы увидеть духовное и священное, надо самому обратиться к миру духа и святыни; чтобы увидеть свет и тайну, надо иметь в душе орган для тайны и света. И поэтому надо укрепить и развить в себе этот орган; надо приобрести око для духа и внутреннее огнилище для любви. И только тогда откроется нам, что, действительно, «нет на земле ничтожного мгновенья», и станет понятно, почему есть немало людей, которые смотрят и не видят, или, по Гераклиту, «присутствуя, отсутствуют».

Только духовный опыт может указать человеку, что есть подлинно главное и ценнейшее в его жизни. Самым глубоким и могучим источником духовного опыта и веры является духовная любовь. Самое важное в воспитании – это духовно пробудить ребёнка и указать ему источник силы и утешения в его собственном духе.
«Чтение – это художественное ясновидение»
Искусство чтения побеждает одиночество, разлуку, даль и эпоху. Это есть сила духа – оживлять буквы, раскрывать перспективу образов и смысла за словами, заполнять внутренние «пространства» души, созерцать нематериальное, отождествляться с незнакомыми и даже умершими людьми и вместе с автором художественно и мыслительно постигать сущность богозданного мира.
Читать – это искать и находить: ибо читатель как бы отыскивает скрытый писателем духовный клад, желая найти его во всей полноте и присвоить его себе. Это есть творческий процесс, ибо воспроизводить – значит творить.
«Искусство это духовное образование»
«Искусство не есть промысел, приспособляющийся к внешним условиям, к спросу и заказу; оно есть служение, ориентирующееся по внутренним требованиям, по духовным звёздам».
«…Предметный «замысел», задуманный не мыслью и не произвольным хотением, но зачатый в сфере той бессознательной духовности, которая присуща каждому из нас, - именно он подыскивает себе необходимые образы и верную чувственную материю. Он есть тот «духовный цветок», который художник увидел в просторах духа; этот цветок пленил его, и он взял его с собою, чтобы подобрать для него художественное одеяние и показать его в таком виде другим людям. Этот духовный цветок можно было бы обозначить как «идею», но с тем, чтобы не приписывать ей никакой рационалистической формы: ибо эта идея постигается иррациональным сердце-созерцанием, которое не следует смешивать с обычной мыслью это есть, если угодно, «мысль», но в смысле духовной медитации; это есть созерцание, но осуществляемое не чувственными силами души, а сердцем, луч которого постигает, пленяется и «берёт с собою».
Этот «духовный цветок» не есть субъективная выдумка или чисто личная химера художника. Он есть реальность, духовная сущность. Его можно было бы обозначить как духовный «первообраз» или как живой способ бытия, как классическое, каждому человеку доступное жизнесостояние.
Согласно этому, каждое произведение искусства как бы хочет сказать человеку: «впусти меня в дух твоей души, переживи меня цельно, дай мне состояться в твоём внутреннем пространстве», в твоей жизненной ткани; я подарю тебе счастье, а может быть и музыку; я дам тебе углубление и озарение, постижение и очищение, видение и умудрение»…
Таков смысл подлинного произведения искусства; в этом его смысл и предназначение: оно призвано нести людям истинный аромат духа».
Условия восприятия духовного состава художественного произведения
Богатство духовного опыта воспринимающего произведение искусства.
Схватывание произведения всей целостностью своего внутреннего мира: и духом, и психикой, и сознанием, и внесознательной сферой, и переживанием, и мышлением, - словом – всем собой.
Бережно относитесь к традиции формирования опыта духовного «проживания» жизни: жизнь чувства, значительность развитого воображения, способного повести человека к высшему содержанию, наполненному искренней любовью и сочувствием.
Поскольку произведение искусства есть форма духовности, то и объективное прочтение этого требует акта духовного. Он состоит в том, что человек, воспринимающий произведение, находится на «больших высотах обозрения» мира, он подымается сам на те высоты, которые заключены в произведении искусства.
Восприятию произведения искусства должно предшествовать «очищение души», освобождение её от корыстных, суетных моментов, подготовка к чистому, незамутнённому принятию в себя духовно-художественного состава произведения. Такой опыт формируется и обогащается в течение всей жизни человека

Целостность мира и явления может быть схвачена только целостным же методом, всеми «способностями души человека в единстве: жизненный опыт, чувственное переживание, созерцание, память, мышление, интуиция, озарение, узнавание.
Симон Соловейчик
«Воспитание – это духовный процесс»
Смысл жизни состоит в охране и развитии жизни, в развитии духа и укреплении его. Человечность, сильный дух – вот что может и что должно дать воспитание.
Духовность – не одно из многих качеств человека, а главное, оно определяет все его моральные достоинства, его цену. Именно в духовности заложены возможности воспитания. В каких бы неблагоприятных условиях ни рос маленький человек, я, воспитатель его, имею возможность и силу влиять на его душу, потому что высокий дух всегда сильнее бездуховности. Воспитывать – значит в духовном общении возбуждать и поддерживать веру в правду, чувство любви к людям и надежду на гармонию мира, укреплять творческую волю к правде, добру и красоте.
На самом деле воспитывать – значит учить человека относиться к людям и к делу по-человечески, по правде.
Слово «правда» - ключевое понятие воспитания и вообще всей духовной жизни. Вера в правду, стремление к ней – последняя, глубочайшая причина, по которой вырастают хорошие или дурные дети. Когда мы верим в правду, мы стараемся поступать с детьми справедливо, у них развивается совестливость – и вырастают порядочные люди, на них можно положиться. Лишь то воспитание прочно, которое приучает ребёнка к правде, приучает быть самим собой.
Имей дух и умей вырастить его! Нет духа – ничего не сделаешь, ни на один педагогический вопрос не ответишь. Да ведь и всех вопросов о детях не множество, как нам кажется, а всего лишь три: как воспитать стремление к правде, то есть совестливость; как воспитать стремление к добру, то есть любовь к людям; и как воспитать стремление к красивому в поступках и в искусстве.
Спрашивают: но как же быть тем родителям, у которых нет этих стремлений к высокому? Как им воспитывать детей? Ответ звучит ужасно, я понимаю, но надо быть честными… никак! Что бы такие люди ни предпринимали, у них ничего не выйдет, дети будут становиться всё хуже и хуже, и единственное спасение – какие-нибудь другие воспитатели. Воспитание детей – это укрепление духа духом, а иного воспитания просто нет, ни хорошего, ни плохого. Так – получается, а так – не получается, вот и всё.
Великое, красивейшее явление человеческого духа – воспитательная сила… Это не сила авторитета, не сила характера, не воля и даже не любовь и не мудрость, а духовная сила соединить противоречивые духовные движения в одно, достигать гармонии, нравственной красоты… воспитательная сила не гнетёт человека, не подавляет, а возвышает его. Это подъёмная сила души.
Во внутреннем мире человека нет никакого «материала», в нём лишь то, во что человек верит.
Семья – это не налаженный быт, семья вообще не быт, семья – духовная поддержка в жизни, питание души человеческой.
Душа – это система желаний или система отношений. А чувство – это не что-то рядом, не что-то сопровождающее желание, нет, чувство – это сила желания. В этом заключается таинственная цельность души: вера и надежда порождает желание, а чувство – ощущение его силы. Воспитывать чувства – значит воспитывать желания, и наоборот. Культура чувств и культура желаний – одно и то же.
Вера, надежда, любовь – это первая забота каждого воспитателя, а может быть, и единственная забота. Представим себе человека, который ни во что не верит, ни на что не надеется и ничего, никого не любит. Это строгое описание мёртвой или, лучше сказать, парализованной души. Так бывает после большого несчастья или при несчастном воспитании, когда родители делают из своих детей душевных паралитиков.
Только силы веры, любви и надежды бесконечны, все другие силы рано или поздно иссякают. И только в детстве можно дать ребёнку эти бесконечные силы.
Почти все, если не все трудности с детьми и подростками связаны с тем, что ребята не доверяют взрослым, не верят их словам, недоверчиво относятся к их ценностям, а то и вообще ни во что не верят. Воспитывать таких детей практически невозможно: они бессердечны и не знают пределов безжалостности. Они не понимают наших слов не потому, что глупые или упрямые, а потому что у них нет чувств, нет способности не только сочувствовать, но и просто чувствовать. Чувство и вера связаны между собой. Без веры и надежды чувства нет.
Вера в правду, в людей, в жизнь соединяет, собирает внутренний мир человека. Нет веры – и всё распадается, сразу появляется необходимость в механизмах принуждения, внутреннего и внешнего.
Воспитывать – значит вселять в ребёнка веру в успех.
Представим себе: вот зло, вот родители, вот ребёнок. Родители не могут представлять зло как добро, не могут и скрывать зло. Они могут лишь одно: быть источниками доброго взгляда на мир. Насколько им это удастся, настолько и будут их дети добрыми.
Единственный путь воспитания: от детской слепой веры в добро, внушённой родителями и воспринимаемой как нечто бесспорное, - через собственные поиски правды в людях, в жизни, в книгах – к мировоззрению, глубоким и стойким убеждениям.
Мир многообразен, внушаем мы ребёнку, но тем не менее помни:
- всё на свете или честно, или нечестно;
- всё на свете или добро, или зло;
- всё на свете или красиво, или некрасиво.
И не путай! И не ищи середины! Выбирай честное, доброе и красивое.
Ведь представление детей о мире складывается не столько от наших разговоров о нём, сколько из тех реальных выборов, которые сделает сам ребёнок.
Результат воспитания зависит лишь от духовности окружающих людей.
Приёмы воспитания духовной культуры на уроке литературы
Произведение литературы содержат в себе огромный духовный потенциал, оказывающий значительное влияние на формирующуюся личность школьника. Объектом художественного познания выступает преимущественно сама реальная действительность, а предметом художественного интереса и соответствующего познания является динамика душевных состояний человека или, иначе говоря, своеобразная «действительность человеческого чувства». Уроки литературы – это уроки «жизни», уроки «поиска истины», уроки «красоты». Художественные произведения несут заботу об утверждении общечеловеческих ценностей, о совершенствовании понимания жизни человека, о средствах и путях утверждения нравственности. Иными словами, они отвечают концепции гуманизма, построенной на вечных идеалах: истине, добре и красоте. Какие же задачи ставятся перед современным учителем-словесником?
Расширение и углубление жизненного и художественного опыта учащихся;
введение в художественный мир произведений с опорой на лучшие литературные образцы, обогащающие духовные начала школьников;
усиление творческого восприятия школьниками художественных образцов от наивно-реалистического до художественно-эстетического;
взращивание читательской культуры учащихся, непосредственно и опосредованно воздействующей на их личные качества, в частности на способность эмоционально и творчески воспринимать художественные ценности, видеть нравственный подтекст произведений.
Доминантой уроков становятся художественные образы, через которые автор способен преподать читателю наиболее высокие образцы отношений, к которым стремились люди разных времён и народов, показать ранее неизвестные стороны жизни, заставить почувствовать их и задуматься над ними. Читатель как бы становится участником событий, поэтому очень важно, что несёт в себе художественное произведение, какие ценности оно возвышает.
В центре любого урока стоит триединая задача: образование, развитие, воспитание, причём развитию, как двигателю личностного самосовершенствования уделяется особое внимание. Гераклит писал: «Знание не цель, а средство развития ума». Именно поэтому методы проблемного изложения находятся в центре современного урока. Именно поэтому особую роль в работе с детьми приобретают педагогические приёмы, индивидуальное мастерство учителя – всё то, что создаёт условия для раскрытия внутренних движущих сил ребёнка, его способностей, для полноценного общения учителя и ученика, для нахождения истины, являющейся ядром любого урока. Эти методы и приёмы позволяют в большей степени проникнуть в глубинный смысл художественного образа, понять его предназначение, его актуальность и роль в жизни современного человека. А главное, эти приёмы и методы способствуют развитию духовной сферы школьника, становлению его внутреннего «Я».
В центре внимания на уроке не столько художественные особенности произведения, сколько сам герой, качества его характера. Задача учителя – приблизить образ героя к человеку 21 века, проследить его духовные искания, перенести переживания и чувства литературного образа в современный мир, извлечь уроки доброты, красоты и истины из судеб художественных образов. Раскроем сущность некоторых из таких приёмов.
Приём полифонизации – публичного соразмышления всех его участников, в ходе которого обсуждается проблемная ситуация, задаются вопросы, формулируется проблема. Преодоление ситуации противоречия продвигает участников диалога, помогает им выяснить свою позицию, аргументировать свои решения. Руководящая идея этого приёма – идея соборности как умения и способности людей брать у другого, сочувственно слушать его и понимать. Это особенный способ создания мыслительного содержания, отказ от готовой истины. Умение открыто и всесторонне обсуждать проблемы предполагает момент сомнения, понимания своей позиции, способность отказываться от заблуждения. Этот метод развивает умение аргументированно говорить и умение слушать. Кроме этого снимает скованность, нерешительность. Главная цель диалогического взаимодействия: истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, в совместной деятельности. Таким образом, приём полифонизации – соборный поиск истины, главного, разнообразие творческих ситуаций, живое обсуждение – даёт возможность учащимся актуализировать свои знания, раскрепоститься в общении, направить свой духовный поиск на самосовершенствование.
Приём актуализации представляет собой оригинальный способ управления познавательной деятельностью. Стремясь разрешить проблему, вычлененную из того или иного источника, сначала над ней размышляем, находим аналогии в современном мире, записываем все мысли, ход поисков, варианты аргументов и выводов. А лишь затем обращаемся к источникам и обсуждению проблемы. И всегда выводы делаем самостоятельно. Невозможно достичь духовного совершенства, если не предоставить своему разуму идти самостоятельно, самому образовывать первую цепь соображений. Этот приём можно назвать «ключом мудрости», который каждый может открыть в себе. Этот ключ к творческому освоению всех богатств духовной культуры, в частности, и художественной литературы как одного из источников духовно-нравственного совершенствования.
Приём сопричастности. Духовная деятельность не может и не должна быть только информационной, она предполагает обогащение эмоционального опыта как отношения человека к миру, к людям, к своей деятельности. Развитие духовных потребностей, внутреннего побуждения к развитию невозможно без эмоционального подъёма, переживаний, сомнений, радости достижения, преодоления, восхождения. Интеллектуальные, моральные и эстетические эмоции обогащают духовный мир личности.
Как равноправный приём познания вводится путь освоения содержания духовной культуры через переживание духовных ценностей – путь искусства. Это целесообразно, потому что духовное развитие – процесс, протекающий не только в интеллектуальной, мотивационно-потребностной, но и эмоционально-волевой сфере личности. Этот приём развивает способность сопереживать другому человеку, чувствовать ответственность. То, что пережито, не стирается из памяти, становится духовно-значимым, стимулирует стремление к истине, правде, добру и красоте.
Приём воссоздания – воссоздание, реконструкция событий, происходящих в художественном произведении. Ученик должен воочию представить себе всё то, что происходит в книге, вообразить себя участником событий. Для этого учителю необходимо включить в процесс изучения нового все источники восприятия: аудитивные, визуальные, кинестетические. Использовать для создания атмосферы, эпохи художественного произведения все виды искусства: музыку, живопись, театр, кино и т.д.
Таким образом, на уроках мы раскрываем многообразие жизненного содержания литературы, показываем формы её отображения, многоликость литературных образов, осознаём изображённые писателем конфликты, жизненные ситуации, своеобразие характеров героев, тем самым фиксируем у учащихся тот уровень развития, который станет впоследствии базой для саморазвития, самодвижения, самоопределения личности.
Сегодня судьба школы, как никогда ранее, находится в руках учителя, ибо воспитание достойной личности может произойти только под воздействием духовного влияния личности педагога. Профессионализм, знание своего дела, высокая культура, лучшие человеческие качества позволяют усилить динамику и продуктивность педагогического общения. Если учитель строит свою работу с детьми на принципах сотрудничества и сопереживания, то он позитивно влияет на ребёнка, вдохновляет для творческой деятельности. Активно-положительный стиль преподавания, субъект-субъектные межличностные отношения, использование неординарных методов и приёмов обучения, желание помочь, понять, принять ребёнка таким, как он есть, - всё это создаёт прекрасную почву, на которой со временем появятся ростки духовности, составляющие основу личности человека. Итак, всё в наших руках! Надо только отойти от старой традиционной системы, приложить свои силы, талант, творчество и превратить каждый урок в урок жизни, истины, красоты и любви!

(По статье Е.Ф. Григорьевой (г. Москва)
См. «Три ключа», Педагогический вестник, 2008 год, с. 126-128)

Уроки поэтической педагогики
Нужен хлеб человеку. А нужен ли стих?
Стих – одно лишь мгновенье в душах людских.
Строки – детские санки. Живут и без них.
Могут вырасти дети без санок таких.
Могут – вроде берёзок болотных, кривых.     В. Белшевич
* * *
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Сердце в будущем живёт;
Настоящее уныло:
Всё мгновенно, всё пройдёт;
Что пройдёт, то будет мило.  А. Пушкин
* * *
Воды глубокие Люди премудрые
Плавно текут.     Тихо живут.
Аполлон Майков
* * *
В чём счастье?..
- В жизненном пути,
Когда твой долг велит, - идти,
Врагов не знать, преград не мерить,
Любить, надеяться и верить.
А. Фет
Учись у них – у дуба, у берёзы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слёзы,
И треснула, сжимаяся, кора.
Всё злей метель и с каждою минутой
Сердито рвёт последние листы.
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат, молчи и ты!
Не верь весне. Её промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.

Ф.И. Тютчев

Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвётся из ночной тени
И, свет обрётши, ропщет и бунтует.
Безверием палим и иссушён,
Невыносимое он днесь выносит…
И сознаёт свою погибель он,
И жаждет веры, но о ней не просит…     («Наш век»)
Когда на то нет божьего согласья,
Как ни страдай она, любя, -
Душа, увы, не выстрадает счастья,
Но может выстрадать себя…
С. Маршак
* * *
Безмерно мало нужно людям:
Вода и хлеб, трава и снег.
Да знать, что где-то тоже любит
Тебя такой же человек.
* * *
Привычный круг. Привычная работа.
Жизнь без чудес, К ним даже вкус исчез
Живёшь, и вдруг тебя полюбит кто-то,
За что? Про что? Вот чудо из чудес.
* * *
Любили тебя без особых причин.
За то, что ты – внук,
За то, что ты – сын,
За то, что малыш,
За то, что растёшь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
* * *
Если хочется пить, то колодец копай,
Если холодно станет – печь истопи,
Если голоден, то испеки каравай.
Если ты одинок, то чуть-чуть потерпи,
И потянутся путники по одному
И к воде, и к теплу, и к тебе самому.
* * *
Человечество – смешанный лес,
Так что нечего хвою топорщить
И презрительно листьями морщить:
Все равны по законам небес!
* * *
В одно окно смотрели двое:   
Один увидел – дождь и грязь,   
Другой - листвы зеленой вязь,

Весну и небо голубое!

… В одно окно смотрели двое.
Ольга Безымянная
* * *
Прочти стихи!
В них струны-строки плачут
В предчувствии, что надо жить иначе.
Иначе жить. Творить. Любить. Страдать.
Иначе провожать. Иначе ждать.
Иначе всё встречать…
---------

НОВОСТИ И ССЫЛКИ:

Киевский клуб любителей астрономии "Астрополис" > Forum (Правила) > Астрономические форумы > Астрофотография (Модераторы: LifeIsGood, MaxMan) > Конкурс "Лучшее астрофото сезона: Зима 2012". Победители - http://www.astroclub.kiev.ua/forum/index.php?PHPSESSID=757un8840mfcv3lro6ol4mogj7&topic=28204.msg280345#msg280345

Галереи Натальи Зайцевой-Борисовой: http://www.nzb8.ru/news/

Алексей Леонов * ГАЛЕРЕЯ СКУЛЬПТУРЫ * Под категории: http://www.idea.in.ua/component/option,com_datsogallery/Itemid,2/func,viewcategory/catid,2/lang,ru/

Картины Лолы Лонли/Живопись, Графика/http://lolalonely.narod.ru/

ЖИВОПИСЬ/ ПЕРЕЧЕНЬ ГАЛЕРЕЙ / Детская студия «ЭХО»: http://www.ecostudio.ru/ru/gallery/jiv/

http://www.ex.ua/view/7420991 VA - Большая коллекция песен для детей (2011)

http://www.ex.ua/view/5773097 «Сказки и истории» выпуск 1-3 DVD (Телекомпания "Мироздание") [2010, Обучающая видеопрограмма для детей]

Детский портал «Солнышко» - http://www.solnet.ee/

Сайт для умных родителей «Твой ребенок» - http://www.tvoyrebenok.ru/index.shtml

Все для детей - http://allforchildren.ru/

СТРАНА МАСТЕРОВ: http://stranamasterov.ru/technics

Освітні ресурси - http://www.kmpu.edu.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=1758:2009-12-16-08-44-34&catid=371:2009-12-16-08-34-44&Itemid=1427

Российский научно-образовательный электронный журнал Академиан : СОДЕРЖАНИЕ :

1. НАУКА
2. ОБРАЗОВАНИЕ
3. ИССЛЕДОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ
4. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО
5. КОНФЕРЕНЦИИ
6. ТУРНИРЫ, КОНКУРСЫ И ШКОЛЫ
7. ИНФОРМАЦИЯ
8. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНКУРСЫ

http://www.oim.ru/Default.asp - Международный научный педагогический Интернет-журнал с библиотекой "Образование: исследовано в мире" ("oim.ru", "ОИМ" ) существует только в электронном виде и состоит из собственно журнала и библиотеки при нем.

Международный центр гуманной педагогики - http://gumannaja-pedagogika.ru/

Видео и другие материалы прошедших ХІ Международных педагогических чтений в январе 2012 г. в г. Москве - http://gumannaja-pedagogika.ru/2011-09-10-11-31-19/2012

СТРОМАТЫ - http://gumannaja-pedagogika.ru/news/stromats

Интернет-журнал "Дельфис", Педагогика Будущего - http://www.delphis.ru/journal/sections/767

Издательский центр Шалвы Амонашвили - http://izdatamon.narod.ru/misli.htm

Артемовский Центр Гуманной педагогики имени Ш.А.Амонашвили - http://art-roerich.org.ua/humaneped/about_center.html

Уважаемые подписчики! На сайте Артемовского Рериховского Общества в разделе Библиотека добавлена новая книга.

Валерия Ниорадзе По ступенькам СКАЛЕ. Уроки письменной речи. Часть первая

Валерия Гивиевна Ниорадзе - доктор педагогических наук, профессор, академик Академии педагогических и социальных наук, автор системы развития письменноречевой деятельности у школьников.

Система выращивания в детях письменноречевой деятельности основывается на принципах Гуманной Педагогики и строится на идее Л.С.Выготского о том, что в процессе культурного развития ребёнка происходят мощные благодатные изменения «благодаря овладению письменной речью, благодаря возможности читать и, следовательно, общаться опытом со всем тем, что создал человеческий гений в области письменного слова».

Скачать книгу (566 kb) 

Скачать иллюстрации (архив rar 900 kb)

Одесский областной центр гуманной педагогики - http://od.gum-ped.ru/

Всеукраинское общественное объединение «Всеукраинская культурно-образовательная Ассоциация гуманной педагогики» - http://gumanpedagog.org.ua/

Заочные курсы повышения квалификации по теме "Основы гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе." Негосударственное высшее учебное заведение "Академия педагогического искусства и социализации Шалвы Амонашвили" предлагает заочные (дистанционные) курсы повышения квалификации по теме "Основы гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе". С этой целью открыт сайт http://www.amonashvili.com/  Для прохождения курсов через "личные кабинеты" приглашаются учителя, воспитатели, педагоги, психологи, методисты, руководители школ, работники образования. Все подробности вы найдёте на сайте.

Издательство «Амрита-Русь» продолжает  издание сочинений Ш.А.Амонашвили в 20 книгах под общим названием «Основы гуманной педагогики». Главным редактором издания является член-корреспондент РАО, профессор М.В.Богуславский. В отдельных книгах психолого-педагогические и литературные произведения автора группируются по содержанию.

Уже вышли и находятся в продаже первые две книги: «Улыбка моя, где ты?» и «Как любить детей». Они практически вмещают девять книг, которые вводят читателя в романтический мир гуманного образовательного храма, указывают на подводные камни, о которых спотыкается авторитарное педагогическое сознание. Эти первые книги Ш.А.Амонашвили, как и все издание, обращены к широкому кругу читателей – учителям, воспитателям, работникам образования, родителям, студентам, ученым. Общий объем книг – 600 стр., в твердых обложках, цена двух книг 436 р.

Кроме того, издательство «Амрита-Русь» выпустило кники: 1. Амонашвили Ш.А. – Гуманная педагогика (часть 1 и часть 2. Общий объем – 500 стр., в твердом переплете, цена книг -171 р и 198 р. соответственно.) 2. Амонашвили Ш.А. Педагогические притчи ( Объем – 238 стр., в твердом переплете, цена 132р.) 3. Амонашвили Ш.А. Искусство семейного воспитания ( Объем – 335 стр., в твердом переплете, цена 197 р.) 4. Ниорадзе В.Г. Письменное слово – светоч души ( Объем 250 стр., в твердом переплете, цена 228 р.) Книги можно приобрести в Интернет-магазине издательства «Амрита-Русь» (перейти к списку книг). в Интернет-магазине издательства так же доступны книги Издательского Дома Шалвы Амонашвили

Сайт Международного Центра Гуманной Педагогики: В Интернет-Музее Гуманной Педагогики обновлена экспозиция. Открыт новый "Зал Детства".  В материале "Археология детских воспоминаний" уникальные архивные материалы и бесценные воспоминания ребят - жителей военного Сталинграда.

 Презентация книги. К.А.Молчанова. УЧИТЕЛЬ (Книга «Учитель» написана председателем Эстонского общества Рериха и Ассоциации гуманно-личностной педагогики в Эстонии К.А.Молчановой по предложению Ш.А.Амонашвили. Книжку можно будет приобрести в марте 2013 г. на Международных чтениях по гуманной педагогике)

Сайт Артемовского центра гуманной педагогики: Амонашвили Ш.А. "Сердце матери". (48,5 кб) 

В Центральной городской библиотеке состоялась встреча «Как любить ребенка», посвященная Янушу Корчаку. 

Педагогический семинар «Нравственно-этическое развитие дошкольников и младших школьников в ходе преподавания эколого-этического курса "Мир красоты"». 

Сайт Одесского областного Центра Всеукраинской культурно-образовательной Ассоциации Гуманной Педагогики: Ирина Яворская. Поющие снега или что и как наблюдать с детьми в природе.

Валерий Кучеровский. Облагородить сердце учителя будущего   Валерий Кучеровский. В душе засвищут соловьи...  Урок № 1 (Продолжение) Воспитывающая нас поэзия. (Практическое задание).

Двенадцатые Международные Педагогические Чтения «Манифест гуманной педагогики – путь в будущее» Москва, 22-24 марта 2013 года

Уважаемые коллеги, дорогие друзья!

Приглашаем вас принять участие в Двенадцатых Международных Педагогических Чтениях «Манифест гуманной педагогики – путь в будущее».

http://gumannaja-pedagogika.ru/2011-09-10-11-31-19

 Чтения будут проходить в ГОУ ВПО "Московский городской педагогический университет" Институт иностранный языков (Малый Казенный пер., д.5Б, М. Курская)

 «Манифест гуманной педагогики», вызревший в недрах классиков, стал поистине эпохальным явлением в развитии современного образования. Он вобрал в себя всё лучшее, что подарила миру педагогическая мудрость, стал отражением живого творчества и призывает к более высокому уровню осознания долга и ответственности перед будущим.

 В «Манифесте» понятия Духовность и Гуманность переплетаются друг с другом как смысл и путь, как содержание и форма. Вместе они образуют смысл гуманной педагогики – теории и творческой практики становления личности растущего человека через систему содержания и средств, разрабатываемых на основе понятия духовного гуманизма.

 Мы все понимаем, что для обновления мира образования на основе идей гуманной педагогики придется преодолевать препятствия, возникающие как во внешнем, так и в нашем внутреннем мире.

 Принимая Манифест гуманной педагогики как руководство к действию, нам предстоит всмотреться более пристально в себя и постараться найти такие слова и новые интересные формы, которые способны рассказать и продемонстрировать, как дух творчества зарождается и совершенствует нас самих, как он облагораживает нас, наше окружение, учеников и мир образования. Нам предстоит искать ответы на вопросы:

- как расширять своё сознание и учиться мыслить и действовать согласно понятию духовности;

- как личность человека рождается в борьбе с самим собою;

- как взращивать в себе любовь к детям и учиться нести её красиво;

- как пристраститься к источникам педагогической мудрости;

- как постоянно совершенствовать своё педагогическое искусство, наполняя его глубоким содержанием и изяществом исполнения;

- как взращивать в себе понимание, терпение, благородство, великодушие, внутреннюю культуру.

 Мы полны веры в неизбежность гуманной педагогики. Образовательный мир может и должен стать достойным для нового поколения детей только через наше возвышенное и расширенное педагогическое сознание, культуру мышления и творческую практику. Пусть каждый из вас станет организатором Чтений: сообщите об этом информационном письме вашим коллегам и пригласите их стать участниками Чтений. Очень важно привлечь молодых учителей, студентов педагогических колледжей и университетов. Приглашаются также ученики школ, желающие стать учителями.

 На Чтениях будут работать лаборатории, выражающие основные идеи «Манифеста Гуманной педагогики как руководства к действию»:

1. «Манифест: духовный гуманизм», руководитель Елена Николаевна Чернозёмова (Москва);

2. «Манифест: о цели воспитания», руководитель Елена Сергеевна Евдокимова (г. Волгоград);

3. «Манифест: духовная общность – основа воспитания», руководители Ирена Стулпинене (Литва, г. Клайпеда); Виктория Фёдоровна Бак (Украина, г. Артёмовск),

4. «Манифест: родительский дом – начало начал», руководитель Клара Шарафовна Мансурова (Москва);

5. «Манифест: как победить себя», руководитель Дайнис Озолс (Латвия,г. Рига); Марина Игоревна Шишова (Москва)

6. «Манифест: искусство управления образованием», руководитель Талис Яунземис (Латвия, г. Смилтене);

7. «Манифест: Чаша педагогической мудрости», лаборатория Валерии Гивиевны Ниорадзе, руководитель Вера Геннадьевна Александрова (Москва); Хулимат Зелимхановна Султанова (Чеченская республика, г. Грозный).

 Мы просим участников привнести в работу лабораторий свое педагогическое чутье, мудрость, сердечность, задумки, вопросы, все лучшее, что удалось выработать в себе, но не отчеты о проведенных мероприятиях.

 В ходе Чтений состоится работа мастер-классов.

 На проведение мастер-класса отводится – 1,5 часа. Заявки на проведение мастер-классов продолжают приниматься. Автор должен представить в оргкомитет краткое описание мастер-класса с указанием темы, содержания инновации для включения в программу Чтений. Приветствуется представление видеоматериалов с фрагментами занятия. Заявки представляются через республиканские и региональные центры и отделения гуманной педагогики. Тема и содержание мастер-класса должны развивать общую тему Чтений.

 На мастер-классе демонстрируется новый творческий опыт осуществления идей «Манифеста». Недопустимо превращать мастер-класс в лекцию, доклад или отчет о проделанной работе.

 Время, отведенное на мастер-класс (1,5 часа) желательно разделить следующим образом: 5-10 минут – вступительное слово автора, 40-50 минут – демонстрация опыта, 30-45 минут – вопросы и обсуждение участниками предлагаемого опыта. Ходом мастер-класса руководит председатель, который следит за соблюдением регламента, подводит итог и представляет отчет. На Чтениях состоятся также встречи с лидерами движения гуманной педагогики.

 Если Вам необходим вызов на Чтения, сообщите, пожалуйста, заранее.

 Вы можете заказать гостиницу. Ориентировочная стоимость – 1000 -1200руб.- в сутки. Организационный взнос – 500 рублей.

 Для участия в Чтениях нужно заполнить анкету и выслать до 25 февраля 2013 года по электронной почте: ichp@yandex.ru Ця електронна адреса захищена від спам-ботів, Вам потрібно включити JavaScript для перегляду , или по адресу: 119019, Москва, Малый Знаменский пер. д. 3/5, Международный Центр Гуманной Педагогики.

Тел./факс: (495) 697-14-46, (499) - 134-13-75 Моб. тел.: 8 (909) 626-12-70,

Регистрация участников Чтений: 21 марта с 10.00 до 16.00 в Международном Центре Рерихов. Москва, Малый Знаменский пер. д. 3/5

22 марта 2013 г. с 8 часов в здании Московского городского педагогического университета по адресу: Малый Казенный переулок, д. 5Б. ст. метро «Курская» (Проезд: ст. метро «Курская», далее через подземный переход выходить в правую сторону по улице Земляной вал до Малого Казенного переулка.)

 Желаем вам, дорогие коллеги, творческого вдохновения!

Президент Международного Центра гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили

Председатель Оргкомитета В.Г. Александрова

Download this file (Анкета.doc)Анкета.doc (33 Kb)
Download this file (Информационное письмо МЦГП.doc)Информационное письмо МЦГП.doc (36 Kb)

Всего Вам самого светлого и до встречи в следующем выпуске!

С уважением,

Ведущий рассылки Алексей Сеев  

Архив Рассылки

Письмо Ведущему рассылки:

economics.education.scale0ethics-owner@subscribe.ru


В избранное