Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику Нужна Сильная Добрая Воля!


Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику Нужна Сильная Добрая Воля!   127   2014-05-13 23:48

Добрый день Вам, Друзья - со-путники!

В данном выпуске помещены продолжение листа 27 - «Украине лично», 23 – «Предвестник зарождающейся закономерности?», 22 – «Слово и действительность в образовательном мире» из Строматов Ш.А.Амонашвили, а также Итоги Тринадцатых Международных Педагогических Чтений по Гуманной педагогике в Тбилиси и ссылку на другие его материалы.

«Выявляется все, что должно быть очищено

Безумствует тьма в России. Безумствует тьма на планете. Тьма, которая еще не изгнана. Безумствует, зная, что скоро ее изгонят изо всех миров жизни. Безумствует, инвольтируя своих сознательных и бессознательных пособников среди человечества. Много жестокости, насилия, нелепостей в межгосударственных отношениях, и внутри государств, и внутри национальных вопросов. Так выявляется все, что должно быть очищено, трансмутировано или изжито, чему не будет места в Новой Эпохе.»

Подробнее на http://agnitime.com/

В разделе «Новости и ссылки» смотрите ссылки на галереи, библиотеки, другие интересные ресурсы, ссылки на сайт МЕТАПЕДАГОГИКИ Д.В.Морозова и терапевтического сообщества и общины приёмных семей «КИТЕЖ», страницу видеоматериалов и семинаров с участием Ш.А.Амонашвили, сайт научно-просветительского педагогического журнала «ПЕДАГОГИКА КУЛЬТУРЫ», читайте новости на сайтах центров гуманной педагогики, программу абонемента Киевских студий гуманной педагогики на май 2014 г., а также статью «Чего хотят мужчины от женщин или как достичь гармонии в семье?».

Искренне желаю Вам Открытия Сердца, Радости, Здоровья, Любви, Мудрости и стремления к самосовершенствованию!

Шалва АМОНАШВИЛИ

СТРОМАТЫ / Украине лично / Лист двадцать седьмой / Продолжение  

Украине лично (Продолжение)

О, Великая Сущность по имени Украина! Среди твоих сыновей и дочерей есть одно прекрасное сословие, Твоя гордость, Твоя честь и Твоя надежда – это учителя. Они тихие, мирные, творческие строители будущего своей Родины – они воспитатели достойных граждан страны. Хочу обратиться к ним, но не с наставлениями (ибо не осмелюсь потомкам Ушинского и Сухомлинского, Пирогова и Макаренко давать наставления), а с пожеланиями, хочу поделиться с ними мыслями, которые одолевают меня.

Дорогие учителя и воспитатели молодого поколения Великой Страны! Примите, пожалуйста, мое почтение и любовь. Я так часто бываю в Украине, такие у меня образовались близкие и родственные по духу связи, что судьба ваша вплелась в мою жизнь: радость ваша радует меня, борьба ваша задевает меня. Так позвольте вообразить себя простым учителем Украины, сердце которого ранено осколками взрыва прошлого, а разум озабочен будущим своей Страны, и примите мое обращение к вам, обращение любящего вас учителя.

Дорогие друзья-коллеги! Наступило время испытаний, сложное время, когда надо переосмыслить прожитое и делать выводы. Мы с вами знаем закон причин и следствий: «Что посеешь, то и пожнешь»,- говорит народная мудрость. Время, которое мы с вами сейчас переживаем, есть следствие прошлого. Народ встряхнул с себя груз прошлого, с которым нельзя, недостойно войти в будущее. Народ обновляется. Это не то, что из гардероба достать новый костюм, чтобы переодеться и выйти в люди. Это гнев, возмущение, борьба, свержение, жертва, подвиг, не обошлось и без пролития крови.

Это время испытаний. Кто-то будет оплакивать прошлое, кто-то поспешит покинуть корабль, кто-то отколется, кто-то с оружием в руках станет на стражу, кто-то засучив рукава и затягивая пояс терпеливо и с надеждой будет строить новое, кто-то возьмет на себя смелость принять власть и поведет свой народ мудро и осторожно. Многие заблудятся, соблазнятся, но народ выстоит и проложит себе путь.

А учителя в народе – это особая категория людей, они – надобщественное явление, они те, которые берегут и взращивают дух и культуру народа, облагораживают разум народа, вселяют в сердца людей любовь и доброту.

Время это и для испытаний каждого из нас. Каждый пусть превратится в философа, чтобы задуматься над определением и уточнением смысла своей педагогической жизни. Что это за время, в котором мы оказались: время жатвы или время посевов?

Если это время жатвы всех прошлых дурных посевов, и мы займемся выискиванием провинившихся, их осуждением, озлобимся, начнём судить других, то получится, что мы застрянем в архивах злопамятства, и искусственно продлим то прошлое, от которого хотим избавиться. Народ, который устремлен в будущее и верит в него, возьмет из прошлого только то, что ускорит его движение, а об остальном скажет так же, как сказал Иисус Христос: «Пусть мертвые хоронят своих мертвых».

Если мы, учителя, превратимся в жнецов и забудем о посеве, то о нем забудет и весь мир образования. Учитель не жнец, это не наша профессия. У нас другая миссия: мы сеятели самых отборных семян любви, добра и знаний. Мы должны успеть это сделать, пока «поле» греется солнцем и орошается майским дождем.

Страна, народ стремятся к свободе духа и диктатуре совести. Это лучшие стремления, возвышающие, облагораживающие. А к чему стремимся мы – учителя? Что мы хотим привнести в эти устремления собственного народа? Наша участь в этом великом деле решающая: мы те, кто в состоянии исполнить мечту народа, и получится это у нас через воспитание нынешнего поколения детей.

Конечно, какая бы не пришла власть, она будет следовать общей инерции других стран и потребует от нас исполнения стандартов образования, по той же инерции будет стандартизировать нас самих. Не будем обижаться. Сказано: отдайте кесарево кесарю. Потрудимся на славу и отдадим кесарю дань с таким качеством, чтобы тот гордился нами, гордился образованием своего народа.

Но мы же знаем, что самую главную и самую прекрасную дань должны отдать Богу. Он требует от нас не наполнение детей образовательными стандартами, а воспитание, развитие, взращивание в каждом ученике воли духа, нравственности, веры, любви, добра и устремленности к Свету. Если кто из нас, в силу своей молодости и неопытности, или же в силу замкнутости в своем авторитаризме, не успел обновить свое сознание, то пусть пофилософствует о времени, которое настало и которому нет возврата – оно вам и подскажет, и убедит в необходимости обновления.

Пора отбирать зерна для посева. Нельзя допускать, чтобы в них прокрались такие вредные сорняки, которые не раз отравляли нам жизнь. Будем зоркими, чтобы не упустить при отборе злобу и ненависть, зависть и жестокость, алчность и мщение, грубость и сквернословие, самость и гордыню, бездушие и безразличие… Их надо собрать и сжечь, чтобы впредь они не оскверняли наше образовательное пространство.

Проявим мудрость и не будем творить в сознании наших детей образ врага; мы не знаем, как изменятся обстоятельства и какие наступят времена спустя 10-20 лет. Нам лучше открыть более утонченные способы воспитания в детях чистой, преданной любви к Родине, развить в них чувство служения Родине, дать им глубокие знания об истории, о культуре Украины, воспитать бережное отношение к родному языку, уважение к родной литературе. Таким образом исполним завет Константина Дмитриевича Ушинского о том, что национальная школа должна служить своему народу, должна воспитывать граждан своей страны.

Если кто-либо из нас не успел еще расширить свое сознание понятиями духовности и гуманности, пора это сделать. Время испытаний проверяет нашу педагогическую совесть: будущее не потерпит авторитарного учителя, оно требует воспитания свободы в сочетании с долгом и ответственностью. Без расширения сознания, без понимания того, что ни хлебом единым жив человек, и что воспитание духа есть наша первостепенная забота, можем навредить будущему. «Истинный гуманизм есть воспитание духа человеческого, а не только формальное образование», - говорил Константин Дмитриевич Ушинский.

Нам нужно освоить родную классическую педагогику. Какая еще страна имеет сразу трех классиков педагогики мирового уровня! К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский – это вершины педагогического сознания. Время испытаний проверяет нашу совесть: педагогическим коллективам школ и образовательных учреждений нужно создавать свои авторские концепции и программы на основе идей Ушинского или Сухомлинского, Пирогова или Макаренко и жить по ним. В каждом городе, в каждом регионе должно быть несколько таких авторских школ на радость детям, их родителям и обществу. Труд учителей в таких школах превратился бы в сплошное творчество и служение.

Какие у нас сложились отношения с нашими детьми, и что их скрепляет: любовь и взаимопонимание или власть и принуждение? Действует ли закон Сухомлинского: без духовной общности воспитание не состоится, или инерция авторитаризма не позволяет многим из нас преодолеть в себе прошлое, отжившее. Наступило время испытаний: сможем ли мы возвыситься до принятия и утверждения закона Сухомлинского, найдем ли в себе мудрость и силы, чтобы войти в духовную общность с нашими воспитанниками и учениками. Дети ждут от нас такого подвига.

Время испытаний требует, чтобы мы определились в целях образования. Кого мы воспитываем, что мы хотим вложить в наших детей? Родители обычно отвечают: чтобы ребенок был счастлив. А что такое счастье – университетские дипломы, богатство, власть, слава? Да, для многих в этом и заключается смысл воспитания. А для нас, учителей, в чем он заключается? Если скажем, что в прочных знаниях, то ошибёмся: нужны не прочные знания, а умение обновлять и углублять знания, разбираться в знаниях… Но главное не в этом, а в том, что знания не есть воспитанность. Отношение к знаниям и миру - есть воспитанность. Классические учения и время испытаний подскажут нам: воспитывать нужно благородных и великодушных героев духа. Самой могущественной страной мира стала бы та страна, граждане которой – герои духа, благородные и великодушные. Страна такая была бы непобедима.

Дорогие коллеги-друзья! Неужели будет для вас странным, если со всей серьезностью буду утверждать: учитель реформирует школу, он же и деформирует ее. Да, именно так. Истинные реформаторы образования – это мы сами. Если реформа не произойдет в нашем сознании, то мир образования не изменится. В образовании не будет тепла и радости, пока тепла и радости не будет в наших сердцах.

Время испытаний предъявляет нам счет: изменяться самим, обновляться душой и сердцем. Может быть, кто-то уже преуспел в этом деле. Похвалим таких и возьмем их в пример. У вас есть раздражение? Избавьтесь, пожалуйста, от этого зверя. Вы злой и грубый? Боже упаси – ученики ваши возненавидят вас. Вы мстительный? Не годится…

В образовании действуют аксиомы: доброта воспитывается добротой; любовь воспитывается любовью; честность воспитывается честностью; благородство воспитывается благородством и т.д. Так что, сами можете перепроверить себя в духе исторического времени испытаний и заняться очень сложным, но весьма необходимым делом – самосовершенствованием, самовоспитанием. Возраст здесь не помеха.

Закрываю глаза и воображаю, каким будет образовательный мир в Украине, спустя совсем немного времени. Он будет самым гуманным и светлым. Я радуюсь вместе с вами, мои дорогие и любимые друзья-коллеги.

Желаю вам высшего вдохновения и творчества.

Бушети, Грузия 14.03.2014  

Предвестник зарождающейся закономерности? / Лист двадцать третий  

Мари Ивановна, случилась трагедия! Парень десятиклассник ворвался в свою школу с двумя винтовками. Охранник попытался не пропустить его, однако парень передернул затвор, направил на него винтовку и приказал проводить в класс. Охранник успел нажать тревожную кнопку, и довел парня до кабинета биологии. По пути в коридоре встретился его же учитель географии, молодой, начинающий. Он, поняв, в чем дело, попытался уговорить ученика, отвлечь его внимание. Но ученик моментально направил на него винтовку и выстрелил в своего учителя. Молодой учитель был смертельно ранен и вскоре умер от потери крови. Говорят, в той же школе работает его жена учителем начальных классов, и они воспитывали маленькую дочку. В кабинете биологии, где в это время шел урок, он взял в заложники учительницу и всех десятиклассников. Подоспела полиция. Молодой полицейский попытался вступить в контакт с захватчиком, но тот убил его тоже, а другому полицейскому причинил тяжелое ранение. Кровопролитие, по всей вероятности, могло продолжаться, но подоспел отец, который уговорил сына отпустить заложников и сдаться полиции.

Вы, Мари Ивановна, наверно полагаете, что я американскую историю рассказываю. Совсем нет! Это произошло сегодня в Москве, в московской школе! Говорят - ученик учился на отлично, метил на медаль. Что же тогда его вынудило так поступить? В американских школах подобные вещи происходят так часто, что, по-моему, таким трагическим случаям там и счет потеряли. А мы с Вами, Мари Ивановна, соболезнуя американцам, в душе радовались, что у нас в школах нет стрельбы и что наши ученики другого рода, более нравственные, воспитанные, они убивать своих учителей, друзей, полицейских, прохожих не станут, такое им и в голову не придет. Но вот, ошиблись. Мы пока еще можем вести счет таким случаям, такое в нашей действительности произошло всего два или три раза. Потому можем выразить глубокое соболезнование родным погибших, возвысить голос и потребовать, чтобы виновного наказали строго (кстати, был бы он совершеннолетним, присудили бы ему пожизненное заключение, но теперь ему грозит только десять лет в колонии для подростков). Мы можем еще сетовать на то, что наших подростков сводят с ума современные зрелища, помойки Интернета, можем осудить родителей, которые так мало времени уделяют воспитанию собственных детей. Можем осудить весь мир, который стал таким жестоким и так далее. Но сам свершившийся факт сочтем случайностью: факт этот нас возмутит, но его «случайность» успокоит. Пройдет немного времени, все забудется, и это до тех пор, пока другой подобный факт не возмутит наше сердце, а «философия» о случайностях не успокоит наш разум.

Я сегодня раз десять включал телевизор послушать, что же произошло в московской школе. Каждый час заглядывал в Интернет. И знаете, Мари Ивановна, какой я сделал печальный вывод? Говорит Министр: в школе защита детей должна быть абсолютной. Сказал Мэр: надо в каждой школе проверить охрану. Но ни один, ни другой, и никто вообще, и слова не промолвил о том, что скоро такая случайность может стать закономерной. Ну, хорошо, превратим школьные здания в подобие крепостей, поставим электронное оборудование для досмотра школьников, учителей и любого прихожего (как в аэропортах для пассажиров). Ну и что? Вооруженный двумя винтовками ученик может поджидать свою жертву вне здания школы и опять произойдет трагедия. И что тогда будем говорить? Сейчас охрана оказалась слабой. А тогда на кого и на что будем сетовать? Неужели не понятно: стрелять и убивать невинных людей нельзя ни в здании школы, ни вне здания! Но как укрепить открытое пространство?

Вот почему, Мари Ивановна, мне захотелось поговорить с Вами об этой трагедии. Она не только в том, что люди погибли, даже не столько в том, что ее свершил ученик этой же школы, притом – отличник, вундеркинд, побеждающий во всех мыслимых и не мыслимых конкурсах. Эта трагедия ни есть случайность, а есть предвестник зарождающейся закономерности. Мари Ивановна, бывает ли что-либо без причин? И что такое случайность? Люди случайностью называют все, причины чего не видят, или не хотят видеть. «Они весьма охотно посеют причины, но не подумают, что сорные травы будут единственным урожаем». Но мы же с Вами знаем, что закон причин и следствий неумолим. Мы могли бы приостановить действие закона, если бы прекратили сеять причины, или же наоборот: если бы сеяли такие причины, которые не дали бы возможность рождению дурным, тем более трагическим последствиям. Что сеем, то и пожинаем – это же вечная мудрость! Но видите, Мари Ивановна, как трудно людям жить по мудростям, и как легко, получается жить по глупостям.

Сегодняшний день не был бы омрачен этой жуткой историей, если бы в ближайшем и отдаленном прошлом не были бы посеяны семена, отравляющие жизнь мальчика. Говорят, винтовки принадлежали отцу на законном основании. Этот закон и есть первопричина зла: зачем нам, обществу, этот закон? Вот и приобрел отец сразу две винтовки (мог бы приобрести весь арсенал огнестрельного и другого оружия). Смотрел с детства подросток, как отец заряжает ружье, может быть, он и баловал сына - давал ему иногда стрелять… Устрани этот закон сегодня, отними все оружие, которое в домах хранится, и в будущем люди не будут гибнуть ни от злонамеренных, ни от случайных выстрелов. Тем более что хорошо знаем, как рука подростка тянется к опасным вещам. Может быть, Мари Ивановна, у Вас есть сосед, который депутат Госдумы, или Министр какой-нибудь, может быть, есть знакомство с Мэром крупного города, с каким-либо Губернатором, Сенатором… (Эх, были бы мы с Вами приближенные к Президенту!). Объясните им закон причин и следствий, убедите проявить инициативу и лоббировать упразднение всех дурных законов, в том числе закона о праве иметь и носить огнестрельное или другого рода оружие. Если бы сегодня из жизни будет изъята дурная причина, конечно же, исчезнут в будущем соответствующие трагические последствия, и люди, которые сейчас обречены, стать преступниками и жертвами преступников, будут спасены.

А теперь что? Укрепить охрану в школах? Кстати, Мари Ивановна, об охране. Во все время советской власти школа не знала такую охрану, и стольких трагедий тоже не было. Даже во время войны в школах был свободный вход. Сейчас, в мирное время, школа превращается не только в укрепленный объект, но и в закрытую, а то и засекреченную систему: родители отдают туда своих детей, но как с ними там обращаются, каков там педагогический процесс, они об этом могут судить только по рассказам самих детей, или по воспоминаниям своих школьных лет. Ну, бог с ней, с охраной. Общество сейчас так напугано, и действительность тоже стала настолько опасной, что, видимо, меры принять надо. Но я совсем о другом, Мари Ивановна! Хотел поговорить с Вами о тех причинах, которые зависят от нас, от наших коллег, от родителей. Точнее, поговорить о нас самих и наших посевах. Мы с Вами сеятели, Мари Ивановна, но сеятели чего? Сорных трав? Нет, сеятели добра. Но бывает же, когда сеем без отбора, лениво, забыв о самом важном? Вот в таком положении мы сейчас и находимся: в образовательном мире сеятели дисквалифицировались, или их вынудили дисквалифицироваться. И в чем это проявляется? Сперва подумаем, что бы мы сказали о земледельце, который посеял пшеницу без отбора, да еще на не вспаханном поле? То же самое можно сказать о нас самих. По логике вещей, нас должны звать художниками жизни, мы есть строители, преобразователи жизни. Все наши уроки и наставления, которым нет счета - это наши семена, они вырастают, и получается жизнь. Им-то нет счета, но это не значит, что они вне контроля. Каждый из нас каждый день несет своим ученикам по три, по шесть уроков-семян, и мог бы тщательно отбирать их, очистит от сорняков, хорошо перепахать поле и сеять с любовью. Семена – это наши наставления и знания, перепаханное поле – это облагороженное сердце каждого ученика. Мы дисквалифицировались, даже забываем, что нужно воспитывать, забываем, как нужно воспитывать. Мы учим, мы преподаем знания, закрепляем их, проверяем, и горизонт нашего учительского успеха – это когда наши ученики побеждают на разных предметных конкурсах, а затем «успешно» сдают так называемые единые государственные экзамены. Они не выявляют человечность наших учеников, не проверяют их устойчивость в нравственности. Даже полагается, что раз у молодых есть знания, значит, есть и нравственность. Ой, какое это заблуждение и невежество! Вот и этот парень – он отличник, он победитель многих конкурсов. Но мы же видим, что превосходные знания не сделали его превосходным, благородным человеком. Почему так получилось? Потому что, Мари Ивановна, воспитывать нужно сердце. Нам уже две тысячи лет терпеливо объясняют: «Добрый человек из доброго сердца выносит доброе, злой человек из злого сердца выносит злое». Почему многие наши нынешние и бывшие ученики не радуют нас своим образом жизни? Потому, что мы сами не радовали и не радуем их нашим образом общения с ними.

Воспитывать нужно сердце, Мари Ивановна! Ни сердце вообще, ибо нет такого сердца, а наше собственное учительское сердце и сердце каждого нашего ученика. Нам надо бороться за свое учительское сердце и сердца наших учеников, за то, чтобы больше было бы и в нас, и в них любви и доброты, терпения и вдохновения, и совсем не было бы злобы и одичания. Вот что я расскажу Вам, Мари Ивановна! Недавно на своем семинаре с учителями пригласил второклассников, чтобы провести с ними на сцене показательный урок. Мне доставили класс из одной школы и заверили, что дети у этой учительницы «очень хорошие». Урок у меня назывался: «Слова-подарки». На этом и подобных уроках я стараюсь столкнуть детей со своим внутренним миром, с сердцем своим. Сперва с помощью красочного задания они открывают у меня слово «любовь». Спрашиваю: «Вы принимаете это слово в подарок?» Да – говорят они. Потом даю возможность пофилософствовать о любви, о том, что делает любовь в жизни людей. Ответы детей прекрасные. Потом тоже с помощью необычной формы задания они открывают мой другой подарок, это слово «сердце». Опять философствуют, и я узнаю, что в их сердцах обитают доброта, любовь, душа, мысли. Тоже прекрасные ответы. Наконец они разгадывают и третье слово «человек» и высказывают мысли, каким должен быть человек. Но у меня на уроке развивается параллельная линия, как будто независимая с тем, чем мы занимаемся, но, ясное дело, на фоне моих подарков и их философствования. Рассказываю им притчу: «Жили два соседа в мире и согласии долго-долго. Но однажды один сказал другому: «Сосед, мы же никогда не ссорились. Давай хоть раз устроим распрю». «А я не знаю, как это делать»,- ответил другой. «Я научу тебя. Вот кладу я кирпич и говорю: кирпич этот мой. А ты говоришь: нет, мой. И начнется распря». «Давай попробуем», -ответил соседу сосед…». На этом я прекращаю притчу и предлагаю каждому выступить моим соседом и посмотреть, получится ли у нас распря. Подхожу к каждому и говорю: «Сосед, этот кирпич мой». И что же я вижу? Да, они только что приняли в подарок слова «любовь», «сердце», «человек», высказали прекрасные мысли. Но отдать, уступить мне кирпич, - даже тогда, когда не требую, а прошу, объясняю, что я дом строю и только одного кирпича не хватает, напоминаю, какие слова только что получили от меня в подарок, - никто не хочет. Кто-то и голос завышает, кричит: «Не отдам, кирпич мой!». Только после - после, когда веселый смех в зале переходит в ропот и возмущение, дети догадываются, что кирпич соседу можно уступить или хотя бы продать.

Эти дети, конечно, выдержат любые тесты на знания. Они знают, что любовь и доброта живут в сердце. Но почему не руководствуются ими в своих поступках? Потому, что учитель не озаботился о воспитании сердца своих учеников, не считает нужным. Он, может быть, даст своим ученикам знания о нравственности, то есть, скажет, что можно и чего нельзя, но не будет взращивать в их сердцах облагороженные чувства доброты, дружбы, любви, взаимности, терпения, уступчивости, щедрости, преданности, помощи, защиты… Он будет гордиться своими «сильными» учениками, но забудет, что более достойно для учителя гордиться их благородством и великодушием. Мне очень жалко, Мари Ивановна, и самого ученика, который навлек пожизненную беду и на себя тоже. Его будут судить. Сами его учителя, товарищи и, может быть, родители тоже, будут его осуждать – как он такое посмел! Сейчас найдут в нем много таких вещей, которые укажут на его неуравновешенность, несдержанность, амбициозность и т.д. Но скажут ли учителя-воспитатели, как они сами обделили растущего человека, вкладывая в нем знания и упуская из виду самое важное: облагораживание, воспитание его сердца? Заботились ли они, чтобы в нем зародился смысл жизни и отношение к жизни, возвышенный взгляд о мире, духовные ценности, истинная любовь? И вообще, какие учителя, и воспитатели заботятся о воспитании таких вещей в своих учениках? Мы с Вами, Мари Ивановна, знаем ответ на этот вопрос: в становлении личности духовно-нравственные ценности возвеличивают те учителя и воспитатели, которые те же ценности постоянно взращивают в себе. Есть классические аксиомы: любовь воспитывается любовью; доброта воспитывается добротой; преданность воспитывается преданностью… , и, вообще, сердце воспитывается сердцем. Я совсем не уверен, что учителя и родители этого несовершеннолетнего, к сожалению, надо сказать, преступника воспитывали в духе любви и высших духовно-нравственных норм. А скорее в растущем человеке они спровоцировали, может быть, совсем этого не желая, раздражение, гордыню, нетерпимость, завышенную самооценку, замкнутость, злобу, мщение… То есть, все то, что имели сами, или же в общении с учениками перевоплощались в образы строгого, требовательного авторитара. Очень опасно накапливать в подростке эти отравляющие духовно-нравственный мир вещества. Они вызывают в нем особый «химизм» и могут направить его свершить асоциальные поступки и трагедии. Мари Ивановна, думаю, время вспомнить прекрасную притчу Иисуса Христа. Посеял человек доброе семья на своем поле. Ночью пришел его враг и посеял между пшеницею плевелы. Когда показался плод, тогда и явились плевелы. Хозяин, узнав об этом, сказал своим рабам: враг мой сделал это. Оставьте расти то и другое до жатвы, а во время жатвы соберите сперва плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь, а пшеницу уберите в житницу мою. Это о нас, Мари Ивановна! Плевелы много в нашем образовании, их посеяла недобрая сила, посеяла прямо в наших сердцах и умах и продолжает это делать. И время жатвы настало. Пора собрать плевелы и сжечь в огне беспощадном. Но мы же знаем: кроме нас самих этим никто не займется.

03.02.2014

 Слово и действительность в образовательном мире / Лист двадцать второй

Слово «формирование» в отношении Ребенка в обиходной и научной речи употребляется без разбора. При том так часто, что слабеют,  а то и теряют смысл понятия:  воспитание,  развитие,  взращивание, обучение, привитие,  становление, образование,  просвещение.         

Формирование запросто заменяет смысл воспитания и развития. Если следовать  нынешним тенденциям педагогической речи, можно формировать и духовность,  и нравственность, и личность, и человека, и интересы, и навыки, и знания, и смысл жизни, и мировоззрение, и мышление, и ценности, и умения. В общем, все, что нам заблагорассудится. По этой «логике», воспитание нравственности и формирование нравственности, или развитие мышления и формирование мышления, или же становление личности и формирование личности и т.п. имеют одинаковые значения. 

 Воспитание, обучение, образование, просвещение – являются основными понятиями педагогики. Они обращены, как правило, к Ребенку, к детям, подрастающему поколению. Они сложились давно, и вокруг них сосредоточиваются опыт, знания, мысль, и возникают классические педагогические учения и системы.

Потом для более точного описания педагогических процессов стало необходимо заимствовать из других сфер знаний понятия: развитие, взращивание, привитие, становление и др. Понятия эти обращены к живым организмам, а не к косному миру. Они не потеряли свою смысловую основу; в психологической и педагогической речи они стали носителями тех оттенков знаний, которые открылись в последнее время и  не могут в полной мере уместиться в основных понятиях. Они не вытесняют основные  понятия, не заменяют их, а выполняют свою часть работы. 

Но бывает, что в педагогическую речь врываются неестественные слова и стараются вытеснить или обесценить значимость основных понятий. Обычно слова эти исходят из технократического мира, где они относятся к вещам неживым. В 60-70-ых годах так ворвались в речь слова алгоритмизация и программирование, которые попытались  вытеснить, подвергать сомнению основное понятие педагогики – обучение. Прошло время, и значимость этих слов в осмыслении педагогических процессов развеялась. Теперь настала очередь для слова формирование.

Слово формирование опять из мира технократии и, конечно, оно никак не относится к живому миру. Но в педагогической речи упорно пробивает путь стать основным понятием, относящимся именно к Ребенку. Все процессы, связанные с Ребенком, вот-вот будут называться одним словом – формирование.  Какое сознание могло  втягивать в наш огород слово формирование? Это могло сделать только авторитарное педагогическое сознание, для которого естественен силовой подход к Ребенку.  

Процесс формирования подразумевает внешнее вмешательство в объект, который подлежит преобразованию по уже имеющейся форме. То есть, есть форма, есть объект, есть и внешняя физическая сила. Эта сила подвергает объект  процессу формирования по заданной форме. Так можно получить, скажем, тысячу одинаковых деталей. Если влить в формы расплавленную пластмассовую жидкость, можно получить сколько угодно одинаковых пластмассовых чашек.  В общем, это известный процесс в технике. Главное, заранее создать форму того предмета, который потом будет производиться серийно. Форма и формирование связанные друг с другом понятия.

Как может послужить понятие формирования пониманию и обозначению педагогических процессов? Можно ли это понятие применить в отношении растущего человека? Если считать, что Ребенок есть такая же масса, как воск, которому можно придать любую форму, или верить, что Ребенок есть чистый лист, на котором можно записать, что угодно, тогда понятие формирования имело бы смысл: мы знаем, что хотим (это форма) то и творим из Ребенка (формируем). Ребенок, как и воск или чистый лист не может оказать сопротивления нашей воле. Но мы прекрасно знаем, что Ребенок не есть ни воск, ни чистый лист, а есть странное полено в руках папы Карло. Великий психолог Дмитрий Николаевич Узнадзе пишет: «Если ребенок был бы tabula rasa (чистый лист), тогда дело закрутилось бы совершенно по-другому. Однако видно, что природа не есть плотник, который готовит и хранит отшлифованные доски. Нет. Она создает уже потенциально определенные лица, в сущности которых изначально посеяны семена их будущих личностей».                                                                     Таким образом, Ребенок есть не расплавленный металл, который нужно только заливать в приготовленную форму, он есть не воск, которому можно придать любую форму, а есть духовно-природное существо,  уже имеющее импульсы к  своей внутренней личности, то есть, к своей форме. Она в каждом Ребенке индивидуальна и неповторима. Ребенок сам устремлен к своей личности. Суть его будущности в том, что в нем заключен его путь, его предназначение, его миссия, и все это нам неизвестно.  Вот почему придумано слово воспитание, то есть, питание духовного стержня в  Ребенке, и почему придумано еще слово  образование, то есть, питание его внутреннего мира  самыми возвышенными образами, чтобы раскрылся заключенный  в нем образ Творца. Мы не можем говорить о формировании личности в Ребенке, ибо у нас не может быть  заготовленной формы личности.  А если мы все же создали такую форму, то это будет нечто вроде стандарта для массового производства личностей по заказанному образцу, и тогда вообще теряется всякий смысл личности, она исчезает.  

Нам лучше сотрудничать с  Природой в Ребенке, ей лучше известно,  к какому личностному состоянию стремится духовно-нравственный мир Ребенка, какой в нем заключен путь, какое заключено предназначение. Поможем, насколько нам хватает знания, опыта, мудрости, чувствознания, догадливости, терпения. Природа очень нуждается в нашей помощи. Ее мы можем проявить: нашим примером, нашей устремленностью, нашим характером; созданием вокруг Ребенка духовно-нравственной атмосферы; нашим педагогическим искусством. Все это лучше назвать или воспитанием личности в Ребенке,  или взращиванием личности в Ребенке (в нем «уже посеяны семена его будущей личности»), можно говорить и о развитии личности Ребенка, но никак не о формировании личности. Весьма уместно будет пользоваться и словом забота, – забота о воспитании личности в Ребенке, - если помнить смысл этого слова – «за божественной тайной». Действительно,  состояние будущей личности каждого конкретного Ребенка для нас есть заключенная в нем Божья тайна. 

Слово формирование допустимо в связи с навыками (навык каллиграфичного, скорого письма, навык быстрого счета и т.п.). Можно говорить о формировании навыка, хотя в этом нет особой необходимости, ибо давно принято более мягкое слово «выработать»: выработать навык письма и т.д.

Гуманное педагогическое мышление нуждается в  крайне осторожном отношении к понятиям и словам, так как некоторые из них ввергают нас в заблуждение, вредят наиболее точному отображению в речи гуманных образовательных процессов и явлений.

Итоги Тринадцатых Международных Педагогических Чтений по Гуманной педагогике в Тбилиси

Бак В.Ф., г. Артемовск, Украина 

21-23 марта 2014 г. в Тбилисском государственном университете имени Иване Джавахишвили состоялись Тринадцатые Международные Педагогические Чтения по Гуманной педагогике на тему «Учитель». 

Чтения проходили в Тбилиси по предложению и поддержке президента Грузии Георгия Парменовича Маргвелашвили. Они собрали более 700 участников из 18 стран: России, Грузии, Латвии, Литвы, Эстонии, Украины, Белоруссии, Азербайджана, Казахстана, Финляндии и др. 

На первой общей встрече с основным докладом перед участниками Чтений выступил Шалва Александрович Амонашвили - почётный президент МЦГП, академик Российской академии образования, дважды лауреат премии Правительства РФ в области образования, почётный доктор Софийского университета имени Св. Климента Охридского (Болгария), Хмельницкого национального университета (Украина), почётный профессор Национального педагогического университета имени М. П. Драгоманова (Украина), Южноукраинского национального педагогического университета имени К.Д.Ушинского (Украина) и многих государственных педагогических университетов России, иностранный член Национальной академии педагогических наук Украины, заслуженный профессор Московского городского педагогического университета, Рыцарь Гуманной Педагогики, Рыцарь Детства. 

В своем выступлении он отметил, что современные дети не принимают насилия и авторитаризма, они нуждаются в учителях, носителях Света. Такими учителями должны стать мы. Чтения дают импульс к изменению наших качеств. Для того, чтобы стать учителем Света нужно приложить усилия и стремиться: 

* всегда оставаться сознательным учеником, постоянно учиться не только у тех, кто является для нас авторитетом, но и у своих учеников; 

* для того, чтобы изменяться нужна сильная Добрая воля, гуманный учитель с помощью воли держит себя в терпении и творчестве, а для Доброй воли нужна любовь, а не стремление управлять. В наше время Добрая воля учителя и его устремление к собственному преображению есть подвиг; 

* учителю необходима Вера. Вера это предчувствие знаний. Нужно верить в ребёнка, верить в себя. Обычно учителя гордятся своими сильными учениками, а гуманный учитель гордится своими слабыми учениками, которых он сделал сильными; 

* учитель должен принадлежать Красоте и искать Красоту во всём. В своем внутреннем мире необходимо пресечь поток низких образов и мыслей, жить в Красоте мыслей и поступков – задача учителя; 

* любить детей, потому что они дети; взращивать в себе преданность детям и безусловную любовь, это жертва и большой труд

* нам необходимо освободиться от грубости, раздражительности, ненависти, зависти и мстительности и научиться любить своих врагов, превращая их в друзей

Для того, чтобы достичь всего этого учитель должен иметь большую смелость и начать изменяться уже сейчас, а не тогда, когда будут подходящие условия. Дети ждут учителей смелых, отважных и бесстрашных. 

На Чтениях были представлены мастер-классы: 

- академика Ш.А. Амонашвили на тему: «Каждый для меня учитель»; 

- педагогического коллектива образовательного Центра «Бобек», который представил целостную педагогическую систему образования и воспитания, разработанную педагогами Казахстана под руководством Первой Леди Казахстана Сары Алпысовны Назарбаевой. Тема мастер-класса - «Самопознание». 

В разделе «Персона в гуманной педагогике» были представлены: 

Ким Тагиетдинович Султанов, президент Дагестанского Республиканского центра гуманной педагогики, член Координационного Совета МЦГП, директор гимназии Культуры мира, имеющей почетное звание «Образовательное учреждение Гуманной Педагогики», Рыцарь Гуманной Педагогики (Дербент, Дагестан); 

Мансурова Клара Шарафовна, руководитель Международного общественного движения «Родительская забота», член Координационного Совета МЦГП, кандидат химических наук, Рыцарь Гуманной Педагогики, (Москва, Россия); 

Баранюк Марина Андреевна, член Координационного Совета МЦГП, член правления Ассоциации гуманно-личностной педагогики в Эстонии, руководитель Эстонского общественного центра гуманной педагогики, руководитель Ласнамяэского детского центра, Рыцарь Гуманной Педагогики, обладатель почётной медали «За вклад в развитие образования» (Таллинн, Эстония); 

Амонашвили Натела Александровна, доктор педагогических наук, учитель начальных классов Республиканской экспериментальной школы № 1, Рыцарь Гуманной Педагогики (Тбилиси, Грузия). 

В ходе Чтений учителя объединились для работы в семи лабораториях. Темы лабораторий: «Учительство есть одна из высших степеней государства»; «Преображение учителя»; Лаборатория имени В.Г. Ниорадзе «Чаша педагогической мудрости»; «Учитель среди учеников»; «Духовный мир учителя»; «Родители – первые учителя»; «Школу реформирует учитель». 

На общих встречах были заслушаны выступления: 

- Игоря Михайловича Реморенко, профессора, ректора ГОУ ВПО МГПУ, тема « У учителя глаза должны гореть» (Москва, Россия); 

- Ирены Стульпинене, автора книги «Физика языком сердца», члена правления Литовского центра гуманной педагогики, Рыцаря Гуманной Педагогики, тема «Стремлюсь к учителю» (Клайпеда, Литва); 

- Дмитрия Шотаевича Надирашвили, доктора психологических наук, профессора, декана факультета психологии Университета имени Св. Апостола Андрея Первозванного Патриарха Грузии, тема «Психологический портрет учителя через призму теории установки» (Тбилиси, Грузия); 

- Беха Владимира Павловича, доктора философских наук, профессора, академика Украинской академии политических наук, первого проректора Национального педагогического университета им.М.П.Драгоманова, Рыцаря Гуманной Педагогики, тема «Учитель в контексте современного мира» (Киев, Украина); 

- Марины Анатолиевны Кореневской, директора негосударственной специальной школы «Светлячок, президента Литовского центра гуманной педагогики, вице-президента МЦГП, Рыцаря Гуманной Педагогики (Клайпеда, Литва) и Мзии Самуиловны Гвилавы, учителя начальных классов Республиканской экспериментальной школы №1, Рыцаря Гуманной Педагогики (Тбилиси, Грузия), тема «Как светлый ангел побеждает»; 

- Натальи Петровны Толоконской, доктора медицинских наук, профессора, академика РАЕН, Заслуженного врача РФ, президента Региональной общественной организации «Институту Человека», научного руководителя Института общей врачебной практики, действительного члена Российской академии естественных наук, действительного члена Международной Славянской Академии, президента International Union «Space of Possibilities», тема «Духовное и физическое здоровье учителя» (Новосибирск, Россия); 

- Александра Михайловича Анохина, председателя Международной общественной организации «Севастопольский городской фонд Рерихов», директора общественной организации «Севастопольский городской центр детского творчества «Уриель», Рыцаря Гуманной Педагогики, тема «Учитель Культуры» (Севастополь, АРК, Украина). 

Одним из главных вопросов Чтений было принятие «Кодекса чести и служения учителя», проект которого разработан творческой группой летом 2013 г. в Бушети (Грузия) под руководством Ш. А. Амонашвили. После обсуждения Кодекса на Чтениях была избрана редакторская группа, которая предложила окончательный вариант «Кодекса чести и служения учителя» и этот вариант был утвержден участниками Чтений. Было отмечено, что Кодекс представляет собой целостный документ, дающий представление об образе гуманного учителя и каждый, кто выбирает для себя следование этому образу, становится на путь самосовершенствования, требующий мужества в борьбе, прежде всего, с собственными недостатками. 

В завершение Чтений состоялась церемония награждения: присвоение почетных званий «Рыцарь Гуманной Педагогики», «Учитель Гуманной Педагогики» и «Образовательное учреждение Гуманной Педагогики». 

Закрывая Тринадцатые Педагогические Чтения Шалва Александрович Амонашвили сказал: «Кроме добра и любви для нас другого пути в педагогике нет. Мы в поисках этого пути. Для его обретения нам нужно: 

Жить по «Манифесту Гуманной Педагогики» и «Кодексу чести и служения учителя»;

 Осознать свой учительский долг и постараться показывать пример гуманного учителя, а для этого постараемся жить в Добре, в Любви, в Вере, в Красоте». 

Следующие Международные Чтения по Гуманной Педагогике состоятся в 2015 г. в г.Грозном Чеченской Республики (Россия). Тема Четырнадцатых Чтений: «Учитель, укажи путь красоты духа». 

Участники Чтений также имели возможность ознакомиться с работой Республиканской экспериментальной школы № 1, детского художественного центра «Басти Бубу», с достопримечательностями Грузии.

НОВОСТИ ЧТЕНИЙ/Материалы Тринадцатых Международных Педагогических Чтений по Гуманной педагогике в Тбилиси/ http://gumannaja-pedagogika.ru/2011-09-10-11-31-19/2014  

НОВОСТИ И ССЫЛКИ:

Студенческий Портал Гуманной Педагогики - http://student.gumannaja-pedagogika.ru/

Терапевтическое сообщество «Китеж» –посёлок в Калужской области: www.kitezh.org

"КИТЕЖ" приглашает волонтеров: http://www.kitezh.org/RUS/volunteer-program/the-trades-necessary-to-us.html

http://metapedagogika.ru/Современный этап развития цивилизации требует пересмотра культуры отношенийвзрослых к своим детям. Новое время требует

 универсальной ПЕДАГОГИКИ НА ВСЕ ВРЕМЕНА – тоесть Метапедагогики. МЕТАПЕДАГОГИКА – это НЕ новая целостная теория, а условное название  практическихприемов, нравственных требований, и теоретических взглядов

  которыми пользуются приемные родители,учителя и психологи Китежа. (СНОСКА НА КИТЕЖ) Гипотеза - Ребенок уже приходит с неким маршрутом своейбудущей судьбы, который предопределяется от

 рождения темпераментом,  скоростью и силой реакций,способностью набирать информацию, а также окружающими условиями.

Киевский клуб любителей астрономии "Астрополис" > Forum (Правила) > Астрономические форумы > Астрофотография (Модераторы: LifeIsGoodMaxMan) > 

Галереи Натальи Зайцевой-Борисовой: http://www.nzb8.ru/news/

Алексей Леонов * ГАЛЕРЕЯ СКУЛЬПТУРЫ * Под категории:http://www.idea.in.ua/component/option,com_datsogallery/Itemid,2/func,viewcategory/catid,2/lang,ru/

Картины Лолы Лонли/Живопись, Графика/http://lolalonely.narod.ru/

ЖИВОПИСЬ/ ПЕРЕЧЕНЬ ГАЛЕРЕЙ / Детская студия «ЭХО»: http://www.ecostudio.ru/ru/gallery/jiv/

http://www.ex.ua/view/7420991 VA - Большая коллекция песен для детей (2011)

http://www.ex.ua/view/5773097 «Сказки и истории» выпуск 1-3 DVD (Телекомпания "Мироздание") [2010, Обучающая видеопрограмма для детей]

Детский портал «Солнышко» - http://www.solnet.ee/

Сайт для умных родителей «Твой ребенок» - http://www.tvoyrebenok.ru/index.shtml

Все для детей - http://allforchildren.ru/

СТРАНА МАСТЕРОВ: http://stranamasterov.ru/technics

Освітні ресурси - http://www.kmpu.edu.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=1758:2009-12-16-08-44-34&catid=371:2009-12-16-08-34-44&Itemid=1427

Российский научно-образовательный электронный журнал Академиан : СОДЕРЖАНИЕ:

1. НАУКА
2. ОБРАЗОВАНИЕ
3. ИССЛЕДОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ
4. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО
5. КОНФЕРЕНЦИИ
6. ТУРНИРЫ, КОНКУРСЫ И ШКОЛЫ
7. ИНФОРМАЦИЯ
8. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНКУРСЫ

http://www.oim.ru/Default.asp - Международный научный педагогический Интернет-журнал с библиотекой "Образование: исследовано в мире" ("oim.ru", "ОИМ" ) существует только в электронном виде и состоит из собственно журнала и библиотеки при нем.

Международный центр гуманной педагогики - http://gumannaja-pedagogika.ru/

СТРОМАТЫ - http://gumannaja-pedagogika.ru/news/stromats

ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ с участием Ш.А.АМОНАШВИЛИ - http://gumannaja-pedagogika.ru/offers/master-klass/master-vystuplenija

СЕМИНАРЫ - http://gumannaja-pedagogika.ru/offers/master-klass/master-seminary

Интернет-журнал "Дельфис", Педагогика Будущего - http://www.delphis.ru/journal/sections/767

Издательский центр Шалвы Амонашвили - http://izdatamon.narod.ru/misli.htm

Артемовский Центр Гуманной педагогики имени Ш.А.Амонашвили - http://art-roerich.org.ua/humaneped/about_center.html

        О Центре

        Интервью с Ш.А. Амонашвили

        Идеи Гуманной педагогики и их защита

        Конференции и семинары

        Вести из Центров Гуманной Педагогики

        Авторские программы

        Открытые уроки

        Статьи

        Презентации

        Классическое педагогическое наследие

Одесский областной центр гуманной педагогики - http://od.gum-ped.ru/

НОВЫЕ ДЕТИ - http://od.gum-ped.ru/?do=news_deti

Всеукраинское общественное объединение «Всеукраинская культурно-образовательная Ассоциация гуманной педагогики» -http://gumanpedagog.org.ua/

Заочные курсы повышения квалификации по теме "Основы гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе."Негосударственное высшее учебное заведение "Академия педагогического искусства и социализации Шалвы Амонашвили" предлагает заочные (дистанционные) курсы повышения квалификации по теме "Основы гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе". С этой целью открыт сайт http://www.amonashvili.com/  Для прохождения курсов через "личные кабинеты" приглашаются учителя, воспитатели, педагоги, психологи, методисты, руководители школ, работники образования. Все подробности вы найдёте на сайте.

Издательство «Амрита-Русь» продолжает  издание сочинений Ш.А.Амонашвили в 20 книгах под общим названием «Основы гуманной педагогики». Главным редактором издания является член-корреспондент РАО, профессор М.В.Богуславский. В отдельных книгах психолого-педагогические и литературные произведения автора группируются по содержанию. Уже вышли и находятся в продаже первые две книги: «Улыбка моя, где ты?» и «Как любить детей». Они практически вмещают девять книг, которые вводят читателя в романтический мир гуманного образовательного храма, указывают на подводные камни, о которых спотыкается авторитарное педагогическое сознание. Эти первые книги Ш.А.Амонашвили, как и все издание, обращены к широкому кругу читателей – учителям, воспитателям, работникам образования, родителям, студентам, ученым. Общий объем книг – 600 стр., в твердых обложках, цена двух книг 436 р.
Кроме того, издательство «Амрита-Русь» выпустило кники: 1. Амонашвили Ш.А. – Гуманная педагогика (часть 1 и часть 2. Общий объем – 500 стр., в твердом переплете, цена книг -171 р и 198 р. соответственно.) 2. Амонашвили Ш.А. Педагогические притчи ( Объем – 238 стр., в твердом переплете, цена 132р.) 3. Амонашвили Ш.А. Искусство семейного воспитания ( Объем – 335 стр., в твердом переплете, цена 197 р.) 4. Ниорадзе В.Г. Письменное слово – светоч души ( Объем 250 стр., в твердом переплете, цена 228 р.) Книги можно приобрести в Интернет-магазине издательства «Амрита-Русь» 
(перейти к списку книг). в Интернет-магазине издательства так же доступны книги Издательского Дома Шалвы Амонашвили

Сайт Международного Центра Гуманной Педагогики: ИНТЕРНЕТ-МУЗЕЙ ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКИ http://www.gumannaja-pedagogika.ru/museum

Научно-просветительский педагогический журнал «ПЕДАГОГИКА КУЛЬТУРЫ» - http://www.pedagogika-cultura.ru/

http://culture-into-life.ru/ - «Культуру в жизнь!»

 Презентация книги. К.А.Молчанова. УЧИТЕЛЬ (Книга «Учитель» написана председателем Эстонского общества Рериха и Ассоциации гуманно-личностной педагогики в Эстонии К.А.Молчановой по предложению Ш.А.Амонашвили.)

НОВЫЕ ДЕТИ: http://od.gum-ped.ru/?do=news_deti

РИСУНКИ САШИ ПУТРИ: http://putrya.3dn.ru/index/0-4

ДЕТИ НОВОГО СОЗНАНИЯ: http://www.found-helenaroerich.ru/deti/new_epohe/

ПРОСТРАНСТВО ВАЛЕРИИ ГИВИЕВНЫ НИОРАДЗЕ, ч. 1 - http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=D5qtytlj4-Y

http://www.inter-pedagogika.ru/ - Авторский сайт Ирины Хоменко для учителей и родителей. Педагогическая библиотека, фильмотека, игротека, форумы, биржа педагогического труда. Этот сайт создан для преподавателей, родителей и студентов.
Автору хотелось объединить всех людей, которым интересен внутренний мир Человека, его поиски, ошибки и взлеты. А педагогика как раз такая наука, которая может подсказать, как изучать и строить себя.

Департамент образования и науки, молодежи и спорта Киевской городской государственной администрации

Всеукраинская культурно-образовательная ассоциация гуманной педагогики

Киевский городской и областной центры гуманной педагогики

Киевский городской дом учителя

Киевские Студии гуманной педагогики

Абонемент на 2013 - 2014 у. г.

Учитель!

Измени себя и мир претерпит изменения

«Никто из нас - учителей, воспитателей, родителей -

не является маленьким человеком,

от которого мало что зависит.

Не надо унижать себя,

ибо от нас зависит очень много:

мы являемся основной силой в мире образования,

и поэтому судьбы наших детей в наших руках»

/«Манифест гуманной педагогики»/

Руководители студий: Зинаида Хоменко, Игорь Эрметов

Гуманизация образования не является новым явлением для учителей. Новым является реализация принципов гуманности в сегодняшних условиях.

Современная школа - это школа так называемого переходного периода в жизни общества, характеризующаяся быстрым темпом изменений, кризисами, конкуренцией. Украина живет в последствиях трех кризисов - духовного, образовательного, экономического. Учителя являются профессионалами в области духовности и образования, поэтому и прилагать усилия стоит там, где мы имеем знания, умения, призвание.

Чтобы не сойти с тропы гуманного подхода к ученику, следует иметь четкий указатель. На данном этапе таким указателем для педагогов является Манифест гуманной педагогики. Каждая страница Манифеста, каждый абзац побуждает к работе над собой, мотивирует к самовозрастанию.

Создание Киевских Студий гуманной педагогики обусловлено потребностью объединения учителей г. Киева и Киевской области, которые стремятся вносить в свое ежедневное сотрудничество с учащимися идеи гуманной педагогики. Эти учителя убеждены, что обучению ребенка предшествует процесс воспитания, мировоззрение ребенка формируется с детства, а духовность является стержнем развития личности.

Студии - это реальная возможность систематически общаться, делиться опытом, расти профессионально и вдохновляться на бесконечную работу над собой, поддерживать свой ​​энтузиазм, заполнять свое сердце любовью и зажигать других.

Киевский городской дом учителя, г. Киев, ул. Владимирская, 57, ауд. № 103, нач. в 10-00, окон. в 13-00

17 мая 2014 г.

«Самая большая трудность в создании гуманного образовательного мира находится внутри нас самих»  /«Манифест гуманной педагогики»/

«Сто советов учителю» В.А.Сухомлинского.

З.И.Хоменко, кандидат психологических наук, заместитель председателя Киевского городского центра ВАГП, научный консультант и практический психолог Финансового лицея г. Киева.

Чего хотят мужчины от женщин или как достичь гармонии в семье?

Гузель Наиловна Миннегалиева, методист, Лейсан Халимовна Мингалеева, педагог ЦДР «Светлячок».

«Мужчина - с Марса, женщина – с Венеры.…» Как встретиться им, таким разным и найти свою «половину»? А встретившись и полюбив друг друга, создать Семью, в которой жить, согласно финалу добрых сказок - «долго и счастливо»? Как понять и понимать друг друга, ведь от этого понимания желаний (принципов, устремлений) своего спутника жизни зависит семейное счастье?

Тема взаимопонимания мужчины и женщины – вопрос довольно- таки философский, проросший заблуждениями не один десяток лет. Ведь что хотят женщины от мужчин, мы обычно знаем. В силу своей эмоциональности женщины говорят об этом открыто, а что же хотят наши молчаливые мужчины? Вооружившись девизом: «У счастливых родителей - счастливые дети!», организаторы мероприятия - ЦДР «Светлячок» и пытались выяснить, чего хотят мужчины от женщин на очередном «заседании» «Родительского Университета». Выбранная форма проведения встречи «сильной и слабой половины человечества»- формат ток- шоу позволил собрать в уютном Театральном зале Дворца немалое количество жаждущих получить ответы и задать вопросы. Присутствующим на мероприятии мужчинам и женщинам в количестве 280 человек посчастливилось в этот день быть активными участниками презентации устного журнала «Домашний очаг», на страницах которого было представлено мнение авторитетных специалистов города в области психологии. Открыв первую страницу журнала - познакомившись со словом главного редактора «Домашнего очага»- Людмилы Александровны Сидоровой, настроившись на результативные поиски ответа с помощью упражнений от ведущих ток- шоу – методиста ЦДР «Светлячок» Гузель Наиловны Миннегалиевой и бизнес- тренера по развитию личности Рамиля Вафина, мужья и жены принялись искать ответ на принципиальный вопрос.

Перефразируя слова современного русского писателя, поэта Александра Георгиевича Каменского: «Понимание другого начинается с понимания не его, а своих (примечание авторов) заблуждений», присутствующие в зале степенно разматывали клубочек заблуждений, определенных сложившихся представлений о психологии мужчины и женщины, о характере их взаимоотношений. Авторитетные эксперты журнала готовых решений и алгоритмов своим «читателям» не предлагали, каждый из приглашенных знакомил гостей со своим видением составляющих взаимного Понимания, давал повод для размышления. Рамиль Вафин, бизнес – тренер по развитию личности, подчеркнул важность в семейной жизни взаимной поддержки, замечать достоинства супруга, дарить друг другу комплименты. Большой эмоциональный всплеск у аудитории вызвала предложенная экспертом техника «Да, дорогой», «Хорошо, дорогой». Галина Юрьевна Бочковская, психолог ГДТД и М №1 в статье «Сила женщины в ее женственности» вызвала прекрасную половину человечества, сидящую в зале, на душевный разговор на тему составляющих женственности. Данная статья журнала позволила встрепенуться: услышанное заставляло задать вопросы к своему внутреннему «Я», невольно примерить на себя: «А соответствую ли я сегодня званию Женщины?», «Не растеряла ли в темпе современной жизни мудрость, заботу, любовь, красоту, свое предназначение – быть Женщиной - Женой - Матерью?» Вопрос эмансипации, роли жены и мужа в семье, отношения в «вечном треугольнике»: «женщина- мужчина- ребенок», принцип «капитализация чувств» в семейной жизни были рассмотрены в статье практикующих психологов ЗАГСа г.Набережные Челны Альбины и Юджин Рэйс «Верните мужчине его трон!» Яркий всплеск эмоций и добрый смех вызывала статья «Ода незакрытым тюбикам и разбросанным носкам» Марины Викторовны Захаровой, педагога-психолога ПМК «Подросток», в которой присутствующие получили возможность взглянуть на бытовые проблемы со стороны, понять, что чувства – сильнее быта, подчас так глупо разрушающего семьи. Так, постепенно вырисовывалась картина, почему возникает непонимание между женщиной и мужчиной, женой и мужем: нежелания замечать и ценить хорошие качества друг друга, акцентирования внимания на мелочах, подчас невольного и где-то осознанного неуважения интересов любимого человека, нежелания слышать и слушать друг друга, брать ответственность за свои мысли, чувства, поступки. Об этом говорили и эксперты статьи «Любить – это что-то делать» Кудрин Сергей Валентинович, практикующий психолог по вопросам семьи, руководитель общественной организации «Рука помощи» и Наталья Владимировна Аблизина, психолог семейного центра психологической помощи «Знаю». Конечно, передать словами всю глубину обсуждаемых вопросов и полученных ответов невозможно, ведь за ними - живые эмоции, порой ничем не пробиваемые «закоренелые шаблоны» представлений о семейной жизни, человеческие судьбы. Несомненно, каждая проблема, камень преткновения в отношениях мужчины и женщины, рассмотренные на ток – шоу, был важен для слушателей, так как поставленный вопрос параллельно рождал новые вопросы, ценные не только ответами, а самой возможностью их УСЛЫШАТЬ и ЗАДАТЬ:

«Чего хочет женщина от мужчины?»

«Каким хотят видеть мужья свих жен, а жены - своих мужей?»

« Как достичь гармонии в семье?»

«Как создать и сохранить в семье атмосферу любви, чтобы дети были счастливыми?»

Благодаря форме проведения, формату обсуждения, очарованию ведущих, профессионализму выступавших экспертов, предлагаемым психологическим упражнениям практического характера, «присутствовавшим» смешным сценкам из семейной жизни, соучастию, искреннему желанию экспертов рассказать, донести до людей свое знание, ток- шоу позволило безболезненно обнажить сокровенное, легко говорить о главном. Это был откровенный диалог людей, душевный разговор о семейном счастье. Венцом лирики ток- шоу стали песни челнинского барда Сергея Анатольевича Степанова, вновь открывшие сердцу бесценные истины - любовь, понимание, умение ценить каждый миг жизни.

А по завершении мероприятия некоторые семейные пары, делясь впечатлениями о прошедшем ток - шоу, радостно восклицали: «Оказывается, мы – идеальная, гармоничная семья, у нас все замечательно, мы живем именно так!» Другие проводили параллель с отношениями в своей семье, делая умозаключения следующего характера: «Заставило задуматься о своих отношениях», «В приведенных примерах узнал свою семью…» «Я извлек урок из увиденного и услышанного», «Некоторые моменты помогли посмотреть на себя со стороны и сделать соответствующие выводы».

И с подкупающей откровенностью, достойной самого большого уважения, на вопрос: «Что понравилось и почему», делились:

- «Понравилось, что затронули такую важную тему, как семья и семейные отношения с разных точек зрения»

-«У меня взрослые сын и дочь, жаль, что их не учат семейным взаимоотношениям до того, как огни вступят в брак».

- « В каждом выступлении узнала что-то важное»

-«Выступление семейной пары Рейс. С рождением двух детей, все, о чем они говорили, все это знакомо».

… И здесь же, отвечая на вопрос: «Что вы готовы изменить после ток- шоу?» выражали полную готовность начать работать над собой и отношениями:

-«Привнести женственности и любви в семью, не обращать внимания на мелочи»

-«Изменить себя, сделать семью еще крепче»

-«Изменю (постараюсь) свое отношение к мужу, детям, буду верить, что они - самые лучшие, смелые, умные»

-«Я готова продолжать дальше работать над отношениями, достигать еще большего взаимопонимания. Ток - шоу меня очень вдохновило»

-«Говорить еще больше приятных слов поддержки своей жене, стараться любить, не требуя и не ждать чего-то взамен»

-«Не придираться по мелочам, вовлекать мужа в воспитание ребенка с момента рождения, быть женственной, помнить, что мысли материальны».

-«Буду говорить жене комплименты, не игнорировать вопросы жены»

- «Готов быть внимательным. Побольше комплиментов, уважения, служения семье»

-«Готов говорить, общаться, решать проблемы сообща, учиться уметь слушать»

« Буду стараться быть более женственной, радоваться жизни, сделать так, чтобы в семье появились какие- то семейные традиции и было больше совместных дел, уделять больше внимание мужу, строить счастье». И много- много других…

Все гости мероприятия единодушно отметили теплую, душевную атмосферу, высокий уровень организации мероприятия, необходимость систематического проведения мероприятий данной направленности - «Чем чаще, чем больше, тем лучше!»

Символично, что в зале присутствовали не только семейные пары, имеющие разный стаж семейной жизни: месяц, год, 5лет, 10 лет , 40 лет, но и «зеленые студенты семейной жизни», представители высших учебных заведений города. Это 18- 20- летние, юные представительницы женского пола, которые только учатся строить отношения. Возможно, что у этих девушек не будет горького сожаления, присущего для поколения их мам: «Очень жаль, что в пору становления меня, как женщины и жены, не было подобных мероприятий», и на их семейном небосводе изначально звезды будут светить по – другому. И все же, мы верим, что в некоторых семьях, по какому-то великому недоразумению утративших тепло, появится блик надежды, который озарит бывалый семейный небосвод не холодным светом, а светом возродившейся любви и понимания. Ведь неслучайно страницы блокнотов «Рецепты семейного счастья», розданные гостям ток- шоу в начале мероприятия, были сплошь исписаны рекомендациями экспертов- психологов. И неслучайно в блокноте остались чистые листы - есть возможность создать свой неповторимый рецепт счастья!

Кстати, после ток – шоу желающие создать свой авторский рецепт счастья, начать менять свою жизнь к лучшему, работать над собой, смогли сделать первый шаг «здесь и сейчас». В холле Дворца были организованы «пункты экспресс - консультаций» психологов, а консультации представителей ведущих косметических фирм подарили присутствующим женщинам возможность пройти «моментальные» курсы по обретению женской красоты.

Кто знает, может, в скором времени теория о том, что мужчина и женщина с разных планет станет безосновательной, и во всех уголках мира будет главенствовать другая эволюционная теория семейного гуманизма:

«Ты и Я, МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА - разумные существа не с разных планет, а с одной - венеромарсиянской, С ЛЮБОВЬЮ И МУДРОСТЬЮ ВОЗДЕЛЫВАЮЩИЕ ОДНУ ОБЩУЮ, СВОЮ ПЛАНЕТУ С ВЕЛИКИМ ПРОДОЛЖЕНИЕМ ПОД НАЗВАНИЕМ СЕМЬЯ.

Всего Вам самого светлого и до встречи в следующем выпуске!

С уважением,

Ведущий рассылки Алексей Сеев  

Архив Рассылки

Письмо Ведущему рассылки:

economics.education.scale0ethics-owner@subscribe.ru


В избранное