"Сказки школьного образования и как сказки сделать былью".
№8. При всём богатстве выбора, другой альтернативы нет!
Итак, мы обсудили многие (но не все!) изъяны системы школьного образования. Картина печальная.
Невозможность обучающегося влиять на процесс собственного обучения – главный изъян. Неужели от
него нельзя избавиться?
Можно. И такая система обучения существует давным-давно. Репетиторство. Этот вариант
предусматривает прохождение программы в темпе, диктуемом учеником, объём содержания, и уровень
владения оным определяется учеником, качество усвоения практически 100%. Но репетиторство
индивидуально.
«Когда в классе сидят более 20 человек все поднятые вопросы становятся риторическими» –
справедливо отметил Сергей Бутаков из Магнитогорска и продолжает: «Из всех приведенных Вами
аргументов напрашивается только один вывод: обучение должно быть штучным, индивидуальным. Вопрос
только один: "А способны ли Вы всё это оплатить?"
А может не мучиться? И действительно сделать обучение сферой платных услуг? И тогда пирамида
школьного образования, балансирующая на острие благодаря многочисленным, затратным подпоркам,
встанет на основание? Мы же знаем, бесплатного не бывает. В завуалированной форме сейчас каждый
из нас оплачивает и обучение второгодников, и видимость обучения предусмотренному государственными
программами тех, кому это не нужно.
Провожу анкету среди 11-классников.
1. Предмет «А» Вам даётся с трудом, предмет «Б» Вам даётся легко. На подготовку к какому
предмету Вы затрачиваете больше времени?
а) конечно к «А»! 65%
б) конечно к «Б»! 18%
в) приблизительно одинаково 17%
2. Предмет «А» Вам даётся с трудом. Изберёте ли Вы профессию, «замешанную» на этом
предмете?
а) вряд ли! 65%
б) да, люблю преодолевать трудности 0%
в) приложу максимум стараний, если эта профессия сулит большую выгоду 35%
Может стоит тратить самое ценное в жизни – жизнь, на развитие и реализацию
способностей?
«Если бы решение вопроса, будут или нет моих дочерей, год от года насиловать формулами
галогенирования ароматических углеводородов, зависело от того, что мне надо было заплатить 10
рублей, то я бы не заплатил и пятака. И тогда была бы надежда, что это зомбирование и насилие были
экономически приостановлены». А.Пинский.
Оплачивают всё это и родители, чьи дети учатся в «частных образовательных учреждениях».
При платном образовании родители от имени ученика будут выбирать предмет и глубину его содержания,
родители будут приглашать учителей на своё собрание, и терзать их вопросами. Сейчас иначе, учитель
рассылает родителям угрожающие приглашения, а приходят, в лучшем случае, всё те же 35%.
Как при наших весьма тощих доходах сделать обучение платным? Что вы думаете по этому вопросу? Как
должна выглядеть структура образования?
Но в любом случае остаётся открытым вопрос, как обучение сделать качественным и комфортным? Как
обучение на уроке приблизить к индивидуальному?
Мы предлагаем педагогическую технологию «Открытое образовательное
пространство». Я начну с результата её применения в школе на уроках
информатики.
В анкетировании приняли участие 163 ученика 5-ых, 6-ых, 10-ых, 11-ых классов. Результаты даны в
процентах.
1. Является ли приобретение знаний одной из главных целей
Вашего прихода на урок информатики?
а) да 91% б) нет 9%
3. Нравится ли Вам предложенная мною система взаимопомощи?
а) да 100% б) нет 0%
4. Является ли она (система взаимопомощи) формой общения?
а) нет 22% (есть и молчуны) б) да 78%
5. Какую долю времени урока информатики Вы работаете самостоятельно?
а) практически 100%; 40%
б) не менее 80%; 40%
в) от 80% до 50%; 18%
г) не более 50%. 2%
6. Вырабатывает ли наш урок привычку работать самостоятельно?
а) да 87% б) нет 11%
7. Какая форма проведения урока в большей мере способствует реализации лозунга «Учись
учиться»?
а) как на информатике 73% б) на традиционном 27%
8. Чем определяется темп освоения Вами учебного материала?
а) чаще моим внутренним состоянием 82%
б) чаще понуканиями учителя 18%
9. Есть ли у Вас возможность получить на уроке консультацию учителя?
а) да 98% б) нет 2%
10. Стараетесь ли Вы творчески выполнять предложенные задания?
а) да 92% б) и так сойдёт! 9%
11. Понятна ли Вам моя система контроля выполнения Вами заданий?
а) да 90% б) нет 10%
12. Комфортно ли Вам на нашем уроке?
а) чаще нет 11% б) чаще да 89%
13. Скучно ли Вам на нашем уроке?
а) ещё как! 7% б) мне скучать некогда 93%
Наблюдения показывают:
1. Ученики, начавшие с нами работать, через 1-1,5 месяца чётко уясняют, что наша задача
помочь им развиваться и всё! Поэтому во взаимоотношениях ученика и учителя практически нет
антагонизма.
2. В процессе обучения происходят личностные изменения: развиваются самостоятельность,
усердие, терпение, чувство собственного достоинства, отзывчивость, терпимость к чужому мнению,
внимание к соседу.
3. В процессе работы практически все ученики перестают перекладывать причину неудачи на
других, начиная критически оценивать себя.
4. В процессе работы многие ученики приобретают навыки выстраивания последовательности
действий, ведущих к успеху.
5. В процессе работы многие ученики приобретают функциональную грамотность.
Заказ учеников на ведение уроков именно в таком духе явствует из ответа на вопрос…
14. Я хочу вернуться к традиционному типу урока. Что скажете?
а) поддерживаю 11% б) протестую 89%
Со следующего номера я начну знакомить Вас с элементами этой технологии, надеясь, что
профессионалам это будет интересно, а родители расскажут о рассылке учителям своих детей.