Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Полезные новости для юриста, бухгалтера и руководителя


Уважаемые коллеги!   

Мы рады, что Вы с нами! В данном выпуске будут рассмотрены следующие темы:   

1.   НОВОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.

  • Новые специальные правила внесения вкладов в имущество акционерных обществ.

  • Банк России прекращает публиковать сведения о средних ставках банковского процента по вкладам физических лиц для целей применения ст. 395 ГК РФ.  

2. АНАЛИТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ.

  • Нужно ли предпринимателю сообщать в инспекцию о смене места жительства?  

3. ОБЗОР ПИСЕМ МИНФИНА РОССИИ И ФНС РОССИИ.

  • Неамортизируемое имущество нельзя списывать в налоговом учете разными способами в зависимости от его стоимости.

  • Как налагается штраф по ст.122 НК РФ, если у налогоплательщика имеется переплата?

  • О взаимодействии ФНС России и правоохранительных органов.

  • Как заполнить 6-НДФЛ в части премии, выплаченной работнику? 

4. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА.

  • ВС РФ: Оплата проезда работодателем для личных нужд работника является его доходом в натуральной форме.  

5. КАДРОВОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО.

  • Трудовые книжки. 

6. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ.

  • Отвечаем на вопросы наших клиентов. 

7. ПОЛЕЗНЫЙ ОН-ЛАЙН СЕРВИС.

Вы узнаете о том, где можно посмотреть сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчетность более года.

Уважаемые коллеги, по-прежнему доступен для приобретения эксклюзивный видеоматериал по налогу на имущество организаций, который уже неоднократно пригодился в работе практикующим бухгалтерам и аудиторам, а также студентам экономических вузов, изучающим курс «Налогообложение». 

Прослушав данным видеоматериал, Вы будете с легкостью разбираться в том, какое имущество облагается, а какое не облагается налогом на имущество организаций. Кроме того, Вы получите информацию о том, с какого момента организация обязана платить налог на имущество, когда необходимо уплачивать авансовые платежи, а когда можно уплатить налог одной суммой по итогам года. Вы узнаете о том, как с 1 января 2016 года следует правильно рассчитывать  авансовые платежи по налогу на имущество организаций. Также Вы узнаете о том, где найти информацию по кадастровой стоимости имущества, как ее запросить, и на какую дату должна быть определена кадастровая стоимость. Мы расскажем Вам о том, как избежать штрафа при занижении налоговой базы по налогу на имущество организаций. 

Ваши вопросы и заявки на приобретение Вы можете присылать:

НОВОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. 

О НОВЫХ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРАВИЛАХ ВНЕСЕНИЯ ВКЛАДОВ В ИМУЩЕСТВО АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ.

С 15 июля 2016 года вступили в действия поправки, внесенные Федеральным законом от 03.07.2016 №339-ФЗ в Федеральный закон "Об акционерных обществах". Новые положения Федерального закона «Об акционерных обществах» касаются безвозмездных вкладов, которые не увеличивают уставный капитал общества и не изменяют номинальную стоимость акций.

Такие вклады вносятся акционерами в любое время для финансирования и поддержания деятельности компании.

Договоры о внесении вкладов в имущество акционерного общества по общему правилу потребуют предварительного одобрения совета директоров (наблюдательного совета).

Исключения для непубличных обществ:


Уставом непубличного общества может быть предусмотрено, что решением общего собрания акционеров непубличного общества на акционеров общества может быть возложена обязанность по внесению вкладов в имущество общества, а также могут быть предусмотрены порядок, основания и условия внесения вкладов в имущество общества.

Если уставом непубличного общества предусмотрена возможность возложения обязанности по внесению вкладов на всех акционеров непубличного общества, решение общего собрания акционеров о возложении на акционеров непубличного общества обязанности по внесению вкладов в имущество непубличного общества принимается единогласно всеми акционерами общества.

Уставом непубличного общества может быть предусмотрено, что по решению общего собрания акционеров допускается возложение обязанности по внесению вкладов в имущество непубличного общества только на акционеров - владельцев акций определенной категории (типа). В этом случае решение общего собрания акционеров о возложении на акционеров обязанности по внесению вкладов в имущество непубличного общества принимается большинством в три четверти голосов акционеров, принимающих участие в общем собрании акционеров, при условии, что за такое решение единогласно проголосовали все акционеры - владельцы акций каждой категории (типа), на которых возлагается обязанность по внесению вклада в имущество непубличного общества.

Вклады в имущество непубличного общества на основании положений пункта 3 Федерального закона «Об акционерных обществах» вносятся пропорционально принадлежащей акционеру доле акций в уставном капитале непубличного общества, если иной порядок определения размеров вкладов в имущество непубличного общества не предусмотрен уставом непубличного общества.

Вклады в имущество непубличного общества на основании положений пункта 3 Федерального закона «Об акционерных обществах» вносятся деньгами, если иное не предусмотрено уставом непубличного общества или решением общего собрания акционеров непубличного общества.

Обязанность по внесению вкладов в имущество непубличного общества несут лица, которые являлись акционерами на дату возникновения такой обязанности.

Кроме того, уставом непубличного общества могут быть предусмотрены максимальная стоимость вкладов в имущество непубличного общества, вносимых всеми или определенными акционерами непубличного общества, и иные ограничения, связанные с внесением вкладов в имущество непубличного общества.

Обратите внимание на то, что с иском об исполнении обязанности по внесению вклада в имущество непубличного общества к лицу, уклоняющемуся от исполнения обязанности по внесению вклада в имущество общества, вправе обратиться в суд непубличное общество или его акционер.

  БАНК РОССИИ ПРЕКРАЩАЕТ ПУБЛИКОВАТЬ СРЕДНИЕ ПРОЦЕНТНЫЕ СТАВКИ ПО ВКЛАДАМ ФИЗЛИЦ.

На своем официальном сайте ЦБ РФ разместил Информацию от 29.07.2016 г. «О прекращении публикации сведений о средних ставках банковского процента по вкладам физических лиц для целей применения ст. 395 ГК РФ».

Сообщается, что «в связи с вступлением в силу с 01.08.2016 изменений в пункт 1 статьи 395 ГК РФ (в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 315-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») Банк России прекращает публикацию сведений о средних ставках банковского процента по вкладам физических лиц в рублях, долларах США и евро (в разрезе федеральных округов) в подразделе «Процентные ставки и структура кредитов и депозитов по срочности» раздела «Статистика».

Ретроспективные данные будут доступны на сайте Банка России в рубрике «Сведения о средних ставках банковского процента по вкладам физических лиц в рублях, в долларах США и евро для целей применения ст. 395 ГК РФ».

Напоминаем:

С 1 августа 2016 года, согласно новой редакции статьи 395 ГК РФ, размер процентов будет определяться ключевой ставкой ЦБ РФ, если иной размер процентов не установлен законом или договором).

АНАЛИТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ.

НУЖНО ЛИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЮ СООБЩАТЬ В ИНСПЕКЦИЮ

О СМЕНЕ МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА?

Согласно абз.5 п.4 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в случае изменения паспортных данных и сведений о месте жительства индивидуального предпринимателя регистрирующий орган обеспечивает внесение указанных сведений в соответствующий государственный реестр на основании имеющихся у такого органа сведений о паспортных данных и местах жительства физических лиц, полученных от органов, осуществляющих выдачу или замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, либо регистрацию физических лиц по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке, не позднее 5 рабочих дней со дня их получения.

Согласно п.3 ст.85 НК РФ, ФМС обязана сообщить в ИФНС о регистрации физического лица по новому месту жительства в течение 10 дней после дня регистрации. 

Как только налоговая инспекция получит соответствующую информацию, в течение 5 дней инспекторы откорректируют реестр.  

Таким образом, обязанность сообщать об изменениях в паспорте и смене адреса места жительства лежит на учреждении, выдающем паспорта и регистрирующем по месту жительства, то есть ФМС.  

Следовательно, предпринимателю не нужно подавать в налоговую инспекцию заявление о том, что он переехал и его адрес регистрации сменился.  

Соответственно, положения п.3 ст.14.25 КоАП РФ о наложении штрафа в размере 5000 руб. за просрочку уведомления о смене места жительства в этом случае не применимы. 

Однако на практике случаются сбои и данные о смене места регистрации бизнесмена налоговикам приходят не всегда. Поэтому предпринимателю целесообразно спустя какое-то время после смены места жительства все же заказать выписку из ЕГРИП и посмотреть, содержатся ли в ней обновленные сведения. 

Кроме того, можно не надеяться на чиновников из ФМС и самостоятельно уведомить налоговую. Для этого предприниматель должен подать в инспекцию по прежнему адресу жительства следующие документы:

- заявление по форме №Р24001, которая утверждена Приказом ФНС России от 25.01.2012 №ММВ-7-6/25@;

- копию паспорта;

- копию свидетельства ИНН;

- копию свидетельства о регистрации. 

Но даже если индивидуальный предприниматель не уведомит налоговую, штрафа, в соответствии с п.3 ст.14.25 КоАП РФ, не будет. 

ОБЗОР ПИСЕМ МИНФИНА РОССИИ И ФНС РОССИИ. 

МИНФИН РОССИИ: НЕАМОРТИЗИРУЕМОЕ ИМУЩЕСТВО НЕЛЬЗЯ СПИСЫВАТЬ В НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ РАЗНЫМИ СПОСОБАМИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЕГО СТОИМОСТИ.

Как мы все помним, с 1 января действует новая редакция п.1 ст.256 НК РФ, согласно которой для целей налогового учета амортизируемым имуществом признается имущество стоимостью более 100 000 руб. При этом для целей бухгалтерского учета лимит стоимости для признания активов основными средствами остался прежним – 40 000 руб. (п.5 ПБУ 6/01). В связи с этим бухгалтеры столкнулись с проблемой при учете имущества стоимостью от 40 000 до 100 000 руб.: в бухгалтерском учете это основные средства, а для целей налогового учета – имущество не относится к амортизируемому.

Положения пп.3 п.1 ст.354 НК РФ разрешают списывать в налоговом учете активы стоимостью до 100 000 руб. равномерно в течение более чем одного отчетного периода, если организация определит такой способ списания с учетом срока использования или иных экономически обоснованных показателей и закрепит его в учетной политике для целей налогообложения. Тогда в части учета активов стоимостью от 40 000 до 100 000 руб. разниц в бухгалтерском и налоговом учете удастся избежать. Однако в таком случае такие разницы возникнут применительно к имуществу стоимостью до 40 000 руб.: в бухгалтерском учете такое имущество не является основными средствами и не подлежит равномерному списанию через механизм амортизации, а в налоговом учете придется придерживаться избранного способа учета, согласно которому активы, не являющиеся амортизируемым имуществом (до 100 000 руб.) списываются на расходы равномерно в течение срока их службы.

Как же быть бухгалтеру? Можно ли для целей налогового учета в учетной политике предусмотреть два разных варианта списания: для имущества стоимостью до 40 000 руб. – единовременно как материальные расходы, а от 40 000 до 100 000 руб. – равномерно в течение срока службы (чтобы способ списания совпадал с бухгалтерским учетом)?

Минфин России в Письме от 20.05.2016 г. № 03-03-06/1/29124 высказал свое мнение по описанной ситуации в рамках ответа на частный запрос налогоплательщика.

Минфин напомнил о том, что согласно пп.3 п.1 ст.254 НК РФ к материальным расходам, в частности, относятся затраты на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.

Авторы письма подтвердили, что в целях налогообложения прибыли организаций налогоплательщик вправе списывать стоимость (затраты на приобретение) имущества, не являющегося амортизируемым, в течение более одного отчетного периода в порядке, определенном им самостоятельно с учетом срока использования такого имущества или иных экономически обоснованных показателей. При этом указанный порядок должен быть закреплен в учетной политике для целей налогообложения.

А на вопрос, можно ли варьировать способы списания в зависимости от стоимости, специалисты Минфина ответили отрицательно: «глава 25 НК РФ не предусматривает положений о возможности списания материальных расходов разными способами в зависимости от стоимости соответствующего имущества».

Вывод:

Таким образом, в налоговом учете нельзя списывать неамортизируемое имущество стоимостью до 40 000 руб. единовременно, а стоимостью от 40 000 до 100 000 руб. равномерно в течение срока полезного использования.

КАК НАЛАГАЕТСЯ ШТРАФ ПО СТ.122 НК РФ, ЕСЛИ У НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА ИМЕЕТСЯ ПЕРЕПЛАТА.

В Письме Минфина России от 27.06.2016 г. № 03-07-08/37247 ведомство разъяснило, как наличие переплаты по налогу влияет на размер штрафа, налагаемого по итогам проверки на основании ст.122 НК РФ.


Специалисты ведомства отметили, что при определении неуплаченной суммы налога рекомендуется учитывать разъяснение Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (Постановление от 30.07.2013 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

В пункте 20 названного Постановления указано, что в силу статьи 122 НК РФ занижение налоговой базы, иное неправильное исчисление налога или другие неправомерные действия (бездействие) налогоплательщика образуют состав предусмотренного данной нормой правонарушения лишь в том случае, если такие действия (бездействие) привели к неуплате или неполной уплате сумм налога, то есть к возникновению задолженности по этому налогу.


Минфин подчеркнул, что при применении приведенной нормы необходимо принимать во внимание соответствующие положения статей 78 и 79 НК РФ, согласно которым задолженность налогоплательщика по уплате налога подлежит погашению посредством ее зачета в счет подлежащих возврату налогоплательщику излишне уплаченных или взысканных сумм налога, пеней, штрафа.


Поэтому судам надлежит исходить из того, что по смыслу взаимосвязанных положений упомянутых норм занижение суммы конкретного налога по итогам определенного налогового периода не приводит к возникновению у налогоплательщика задолженности по этому налогу, в связи с чем не влечет применения ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ, в случае одновременного соблюдения следующих условий:

  • на дату окончания установленного законодательством срока уплаты налога за налоговый период, за который налоговым органом начисляется недоимка, у налогоплательщика имелась переплата сумм того же налога, что и заниженный налог, в размере, превышающем или равном размеру заниженной суммы налога;
  • на момент вынесения налоговым органом решения по результатам налоговой проверки эти суммы не были зачтены в счет иных задолженностей налогоплательщика.

Если при указанных условиях размер переплаты был меньше суммы заниженного налога, налогоплательщик подлежит освобождению от ответственности в соответствующей части (т.е. штраф начисляется с суммы недоимки, превышающей переплату по налогу).

О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ФНС РОССИИ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ.

Федеральная налоговая служба выпустила письмо от 02 июня 2016 №ГД-4-8/9849 «Об организации работы по взаимодействию с правоохранительными органами в случаях выявления признаков налоговых преступлений».

Налоговые инспекторы передают в правоохранительные органы материалы, содержащие сведения, позволяющие предполагать совершение налогоплательщиком преступления, предусмотренного ст. 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ).

Состав преступления, предусмотренный статьей 199.2 УК РФ, выражается в сокрытии денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в соответствии с действующим налоговым законодательством должно быть в установленном порядке произведено взыскание недоимки.

Субъектами данного преступления выступают:

  1. собственник имущества;
  2. руководитель организации - налогоплательщика (плательщика сбора), либо организации - налогового агента;
  3. иное лицо, выполняющее управленческие функции в такой организации;
  4. индивидуальный предприниматель или налоговый агент.

Квалифицирующим признаком преступления является сокрытие имущества или денежных средств в крупном размере, под которым понимается стоимость сокрытого имущества в сумме, необходимой для погашения задолженности, превышающей 1 500 000 рублей.

Субъективной стороной преступления, предусмотренного статьей 199.2 УК РФ, является прямой умысел с целью неуплаты (полной или частичной) налогов и сборов за счет денежных средств или имущества налогоплательщика.

Уголовная ответственность за совершение преступления по статье 199.2 УК РФ, в соответствии с пунктом 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.12.2006 №64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления», может наступить после истечения срока, установленного в полученном требовании об уплате налога и (или) сбора.

В письме указывается, что обстоятельствами, свидетельствующими о сокрытии денежных средств или имущества, могут быть:

  • перечисление руководителем организации денежных средств кредиторам путем дачи финансовых поручений дебиторам произвести оплату, минуя расчетные счета в банке организации-налогоплательщика;

  • использование наличных денежных средств, минуя расчетные счета, в отношении которых применена ст. 76 НК РФ, например через кассу предприятия;

  • использование денежных средств с бюджетного счета, на которые возможно приобретение векселей с целью их дальнейшего использования для расчетов с контрагентами;

  • открытие новых расчетных счетов;

  • несдача денежной выручки в кассу;

  • утаивание информации о денежных средствах или имуществе и документов, их удостоверяющих (в том числе бухгалтерских и иных учетных документов);

  • несообщение или искажение информации о денежных средствах или имуществе в бухгалтерских документах;

  • отчуждение имущества в порядке пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации «Основания прекращения права собственности»;

  • совершения с имуществом мнимых сделок.

Признаки, свидетельствующие о сокрытии денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов могут быть следующие:

  1. отсутствие деловой цели в осуществленной хозяйственной операции;
  2. темп роста расходов по бухгалтерской отчетности превышает темп роста расходов по налоговой отчетности;
  3. налогоплательщик заключает договоры, по которым денежные средства зачисляются на счета третьей компании;
  4. хозяйственные операции по реализации товаров, работ или услуг осуществляются с существенной рассрочкой платежа, что приводит к образованию большого объема дебиторской задолженности;
  5. заключение «формальных» («сомнительных») договоров с третьими лицами (к таким договорам могут быть отнесены договоры займа, договоры оказания услуг и т.д.);
  6. в цепочке приобретения или реализации товаров, работ или услуг участвуют фирмы, у которых присутствуют признаки «фирм-однодневок»;
  7. налогоплательщик препятствует осуществлению мероприятий налогового контроля.

Источниками информации, свидетельствующими о сокрытии денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов, в частности, могут быть:

  • налоговые декларации;
  • бухгалтерская отчетность;
  • акты проверок исполнения законодательства о налогах и сборах;
  • иные формы проведения налогового контроля;
  • материалы проверок исполнения законодательства о налогах и сборах иных органов;
  • заключение эксперта;
  • выписки по банковским счетам налогоплательщиков;
  • сведения из регистрирующих органов.

Расследование уголовного дела по статье 199.2 УК РФ в соответствии со статьей 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) производится следователями Следственного комитета Российской Федерации.


Порядок проверки сообщений и возбуждения уголовных дел по статье 199.2 УК РФ установлен статьями 144 - 145 УПК РФ.


В соответствии с указанными нормами следователь, получив заявление или сообщение о преступлении, в течение 3-х суток с момента поступления такого сообщения проводит доследственную проверку, в ходе которой он вправе производить процессуальные действия и собирать доказательства, необходимые для закрепления следов преступления.


Срок доследственной проверки может быть продлен руководителем следственного органа до 10 суток, а в исключительных случаях - до 30-ти суток.


По результатам проверки заявления или материала следователь в соответствии со статьей 145 УПК РФ выносит одно из следующих решений:

  • о возбуждении уголовного дела;
  • об отказе в возбуждении уголовного дела;
  • о передаче материалов по подследственности для принятия процессуального решения.

С целью сбора доказательственной базы, подтверждающей наличие признаков состава преступления по статье 199.2 УК РФ, материалы также могут быть направлены налоговым органом в органы внутренних дел для проведения мероприятий оперативно-розыскной деятельности.


При этом следует учитывать, что в соответствии с Федеральным законом от 28.06.2013 №134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» результаты оперативно-розыскной деятельности могут направляться в налоговые органы для использования при реализации полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по обеспечению представления интересов государства в делах о банкротстве, а также при реализации полномочий в сфере государственной регистрации юридических лиц.

 

ФНС РОССИИ РАЗЪЯСНИЛА, КАК ЗАПОЛНИТЬ 6-НДФЛ В ЧАСТИ ПРЕМИИ, ВЫПЛАЧЕННОЙ РАБОТНИКУ.


В Письме от 08.06.2016 г. № БС-4-11/10169@ ФНС России разъяснила, как отражается в расчете по форме 6-НДФЛ операция по выдаче премии работнику.


ФНС напоминает, что в соответствии с пп.1 п.1 ст.223 НК РФ дата фактического получения дохода определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц - при получении доходов в денежной форме.


Таким образом, датой фактического получения дохода в виде премии определяется как день выплаты дохода в виде премии налогоплательщику, в том числе перечислении дохода на счета налогоплательщика в банке.


Согласно п.4 ст.226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму НДФЛ непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных данным пунктом.

При этом налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного НДФЛ не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода (п. 6 ст.226 НК РФ).


Например, организация перечислила работнику премию в размере 10 000 руб. 10.06.2016 года. В разделе 2 расчета 6-НДФЛ за полугодие 2016 года указывается следующая информация:

  • по строкам 100 «Дата фактического получения дохода» и 110 «Дата удержания налога» указывается 10.06.2016;
  • по строке 120 «Срок перечисления налога» - 13.06.2016 (поскольку следующий за датой выплаты премии день 11.06.2016 приходится на выходной);
  • по строке 130 «Сумма фактически полученного дохода» - 10 000 руб.;
  • по строке 140 «Сумма удержанного налога» - 1 300 руб. 

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА.

ВС РФ: ОПЛАТА ПРОЕЗДА РАБОТОДАТЕЛЕМ ДЛЯ ЛИЧНЫХ НУЖД РАБОТНИКА ЯВЛЯЕТСЯ ЕГО ДОХОДОМ В НАТУРАЛЬНОЙ ФОРМЕ.

Письмом ФНС России от 07.07.2016 г. № СА-4-7/12211 направлен подведомственным налоговым органам для использования в работе Обзор правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в первом полугодии 2016 года по вопросам налогообложения.


Одним из вопросов, рассмотренных в Обзоре, является вопрос о налоговых последствиях, возникающих у физического лица в случае, когда работодатель оплачивает ему проезд на транспорте не для служебных, а для личных целей.

Бесплатный проезд работника по личным надобностям за счет средств работодателя, в силу положений статьи 164 ТК РФ, не может рассматриваться как компенсационная выплата, на которую распространяются положения пункта 3 статьи 217 НК РФ об освобождении такого вида доходов физических лиц от налогообложения.

Налогоплательщик обжаловал в судебном порядке действия общества по удержанию из заработной платы налога на доходы физических лиц со стоимости проезда, оплаченного работодателем.

По мнению налогоплательщика, право бесплатного проезда, на железнодорожном транспорте за счет средств соответствующих организаций, гарантированное работникам железнодорожного транспорта, относится к компенсациям, порядок и условия предоставления которых устанавливаются отраслевыми соглашениями и коллективными договорами.

Поддерживая общество, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу, что оплата работодателем стоимости проезда работника по бесплатным транспортным требованиям формы № 6 в поездах дальнего следования по личным надобностям представляет собой доход, полученный работником в натуральной форме, который подлежит налогообложению на доходы физических лиц, поскольку исчерпывающий перечень подлежащих освобождению от налогообложения доходов (статья 217 НК РФ) не содержит указаний для освобождения от налогообложения выплат, предоставляемых работнику в качестве гарантий.

Данные выводы содержатся в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.03.2016 № 8-КГ15-34. 

КАДРОВОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО. 

О ТРУДОВЫХ КНИЖКАХ.

На данный момент трудовая книжка - это основной документ о трудовой деятельности и трудовом стаже работника (ч. 1 ст. 66 ТК РФ, п. 2 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 (далее - Правила ведения и хранения трудовых книжек)).

В настоящее время на территории Российской Федерации применяются трудовые книжки нового образца (введены в действие в 2004 г.), а также ранее установленных образцов, которые обладают одинаковой силой и обмену на новые не подлежат (п. 2 Постановления Правительства РФ от 16.04.2003 № 225).

1. Трудовые книжки, утвержденные в 1938 г.

Форма трудовой книжки образца 1938 г. была утверждена Постановлением СНК СССР от 20.12.1938 № 1320. При этом данным документом не был предусмотрен вкладыш в трудовые книжки.

Трудовые книжки образца 1938 г. должны приниматься работниками кадровых служб или лицами, ответственными за кадровое делопроизводство, для внесения в них предусмотренных трудовым законодательством записей о трудовой деятельности работника.

2. Трудовые книжки, утвержденные в 1973 г.

Постановлением Совмина СССР, ВЦСПС от 06.09.1973 № 656 (далее - Постановление № 656) были утверждены образцы трудовой книжки и вкладыша к ней, которые были введены в действие с 1 января 1975 г.

Пункт 12 Постановления № 656 предусматривал возможность заполнения трудовых книжек и вкладышей к ним на двух языках: на языке союзной, автономной республики, автономной области, автономного округа, на территории которых расположено предприятие, учреждение, организация, и на официальном языке СССР.

3. Трудовые книжки, утвержденные в 2003 г.

Действующая в настоящее время форма трудовой книжки и вкладыша в нее была утверждена Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225, а введена в действие с 01.01.2004. Порядок заполнения трудовой книжки и вкладыша в нее установлен Трудовым кодексом РФ, в частности ст. 66, ч. 5 ст. 84.1, Правилами ведения и хранения трудовых книжек, Инструкцией по заполнению трудовых книжек (утв. Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69; далее - Инструкция по заполнению трудовых книжек).

4. Трудовая книжка колхозника.

Образцы трудовой книжки колхозника и вкладыша к ней утверждены Постановлением Совмина СССР от 21.04.1975 № 310. Данный нормативный акт действует и сейчас, являясь основным документом о трудовой деятельности членов колхозов.

Приказ Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 № 91 определяет трудовую книжку колхозника как документ, подтверждающий период работы члена колхоза, для включения этого периода в страховой стаж.

Таким образом, трудовая книжка колхозника, предъявляемая работником, принимается в целях подсчета его страхового стажа. Однако следует завести новую трудовую книжку согласно установленной форме.

5. Вкладыши в трудовые книжки

Форма вкладыша в трудовую книжку утверждена Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225.

Вкладыш оформляется в случае, если в трудовой книжке заполнены все страницы соответствующих разделов (п. 38 Правил ведения и хранения трудовых книжек). Он должен быть оформлен по правилам заполнения и ведения трудовой книжки и вшит в трудовую книжку. Пунктом 39 Правил ведения и хранения трудовых книжек предусматривается проставление штампа "Выдан вкладыш" в трудовой книжке, с обязательным указанием на серию и номер вкладыша. Штамп целесообразнее ставить на странице, где указана серия и номер самой трудовой книжки, а также ФИО работника. Подробнее о порядке внесения во вкладыш сведений о работнике и их изменении см. п. п. 3 и 3.1 настоящего материала.

Без трудовой книжки, к которой он выдан, вкладыш недействителен.

Кто уполномочен изготавливать и обеспечивать работодателей бланками трудовых книжек и вкладышей в них?

Согласно п.2-4 Приказа Минфина России от 22.12.2003 № 117н, работодатели обеспечиваются бланками на платной основе на основании договора, заключенного с объединением «Гознак» (изготовитель) или распространителем, который отвечает требованиям, установленным изготовителем. 

Изготовление бланков трудовых книжек и вкладышей в них другими предприятиями не предусмотрено.

Все бланки трудовой книжки и вкладыша в нее имеют соответствующую степень защиты. 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ. 

Вопрос:

Нужно ли менять график, если работник идет в отпуск не по графику? 

Ответ:

Если работник не уходит в отпуск в запланированный срок, менять график отпусков не нужно. В нем предусмотрены специальные графы для информации о перенесенных отпусках. Их заполняют вручную. В соответствующих графах указывают реквизиты документа, на основании которого отпуск был перенесен, и новую предполагаемую дату. Для переноса отпуска работнику нужно написать заявление в произвольной форме и указать в нем новую дату отпуска, а также причины его переноса. 

***

Вопрос:

Требуется ли в утвержденный график отпусков вносить изменения по новым сотрудникам? 

Ответ:

Законодательство не обязывает в таких ситуациях менять и дополнять утвержденный и действующий график отпусков. Новому сотруднику достаточно написать заявление на отпуск, а работодателю - издать приказ. Таким образом, вносить в утвержденный график отпусков какие-либо изменения в отношении вновь принятого работника не нужно. 

***

Вопрос:

Сколько нужно хранить график отпусков? 

Ответ:

Сроки хранения документов установлены в Перечне, утвержденном Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 №558. Согласно Перечню график отпусков хранят один год. При этом исчисление сроков производится с 1 января года, следующего за годом окончания их делопроизводства. Например, график отпусков на 2016 г., утвержденный в декабре 2015 г., заканчивает свое действие 31 декабря 2016 г. Значит, хранить его нужно весь 2017 г. 

Важно:

Работникам отдела кадров не следует забывать, что каждый отпуск, предоставленный работнику, необходимо отразить в личной карточке работника.

 ***

Вопрос:

Кто вправе обязывать работодателя компенсировать работнику задержку заработной платы – суд или трудовая инспекция? 

Ответ:

Однозначной позиции по данному вопросу у судов нет.

Невыплата компенсации за задержку выплаты заработка — популярная причина предписаний и штрафов от трудовой инспекции. Впрочем, у работодателя есть шанс оспорить санкции. 

Часть судов относит вопрос о выплате компенсации по ст. 236 ТК РФ к индивидуальным трудовым спорам, то есть неурегулированным разногласиям между работником и работодателем по вопросам применения трудового законодательства (ст. 381 ТК РФ). Такие споры — прерогатива судов и комиссий по индивидуальным трудовым спорам (ст. 382 ТК РФ). Значит, трудовой инспектор не вправе обязать работодателя компенсировать задержку выплаты заработка. Такая позиция отражена в Апелляционном определении Тамбовского областного суда от 20.01.2014 по делу № 33-144, Волгоградского областного суда от 02.04.2014 по делу № 33-3367/2014, Омского областного суда от 17.12.2014 по делу № 33-8215/2014, ВС Республики Башкортостан от 16.06.2015 по делу № 33-9721/2015, Липецкого областного суда от 16.03.2016 по делу № 33-809/2016.

Другая часть судов придерживается противоположной точки зрения. По их мнению, невыплата компенсации по ст. 236 ТК РФ — очевидное нарушение норм трудового права. Поэтому инспектор труда вправе обязать работодателя компенсировать работнику задержку заработка (ч. 2 ст. 357 ТК РФ). Индивидуальным трудовым спором такая задержка не является. Такая позиция отражена в Апелляционном определении Саратовского областного суда от 24.04.2014 по делу № 33-2419/2014, Московского городского суда от 28.08.2014 по делу № 33-34136, Пермского краевого суда от 03.09.2014 по делу № 33-7631, Челябинского областного суда от 08.06.2015 по делу № 11-6404/2015, Алтайского краевого суда от 12.08.2015 по делу № 33-7471/2015.

ПОЛЕЗНЫЙ ОН-ЛАЙН СЕРВИС.

На официальном сайте ФНС России в тестовом режиме запустили сервис «Сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчетность более года», с помощью которого можно проверить своего контрагента.

Данный сервис предоставляет возможность получения сведений о юридических лицах, не представляющих налоговую отчетность более года и/или имеющих по состоянию на 01.07.2016 превышающую 1000 рублей задолженность по уплате налогов, которая направлялась на взыскание судебному приставу-исполнителю.

Адрес сервиса: https://service.nalog.ru/zd.do

Надеемся, наши новости были Вам полезны. Удачной недели.  

Приглашаем в нашу группу Вконтакте https://vk.com/club103663823 , а также на нашу страничку https://vk.com/public121526684

С уважением, аудиторы ЗАО «Точка опоры». 


В избранное