Банковские продукты. Их описание и применение. Эквайринг.
Здравствуйте,
Сегодня поговорим о банковском продукте "эквайринг". Он необходим компаниям розничной торговли или компаниям, оказывающие услуги населению,для приема пластиковых карт в качестве оплаты. Итак, начнем:
Общее значение банковского термина «эквайринг» − обслуживание
пластиковых карт, т. е. приём их в качестве средства оплаты товаров и
работ, а также осуществление выдачи наличных денег.
Снятие денежных средств с карты производится с участием трех, если не
учитывать платежную систему, сторон: держатель карты, банк-эквайер,
являющийся владельцем банкомата, и банк-эмитент, в котором открыт счет и
произведен выпуск платежной карты.
Оплата товаров, услуг осуществляется с участием четырех, без учета
платежной системы, сторон: держатель карты, банк-эквайер, банк-эмитент и
торгово-сервисная компания, которая предварительно заключила с банком
договор эквайринга и получила таким образом право и возможность
принимать к оплате банковские карты.
Существует три способа приема платежей с помощью карт:
на стационарных торговых площадках – посредством терминала или специального кассового оборудования;
через интернет – с использованием соответствующего интерфейса;
в мобильных торговых точках: чтение карт производят мини-терминалы, присоединенные к смартфону продавца.
Платежные операции осуществляются сходным образом во всех трех
случаях, однако интернет-эквайринг выделяется рядом особенностей и
является самостоятельной банковской услугой. Техническая реализация
платежей и условия предоставления услуги эквайринга аналогичны для
стационарных и мобильных платформ. Стационарный способ приема
пластиковых карт называют торговым эквайрингом. Мобильный эквайринг,
позволяющий использовать портативное оборудование, является
разновидностью торгового.
Торговый эквайринг
Услуга предоставляется банками России на договорной основе. Каждый
банк-эквайер формирует собственные условия обслуживания предприятий.
Итоговый комплект предложений может быть составлен персонально для
определенной организации, но базовый пакет услуг будет одним и тем же в
любом банке. Параметры сотрудничества регламентируются договором
эквайринга, который предприятие заключает с банком. Можно выделить ряд
ключевых таких параметров.
Порядок установки оборудования для приема карт в
торговых/сервисных точках. Иногда банк предлагает выкупить оборудование
или сдает его в аренду, за которую следует вносить ежемесячную плату. В
ряде случаев банк бесплатно предоставляет оборудование для
использования. Установка и подключение производятся, как правило,
бесплатно.
Порядок обслуживания установленного оборудования, обучение
персонала компании работе с ним и выдача расходных материалов. Обучение и
расходные материалы предоставляются, как правило, бесплатно.
Срок возмещения денежных средств. Обычно он составляет от одного
до трех дней. Если компания открывает расчетный счет в банке-эквайере,
зачисление осуществляется на следующий день с предварительным вычетом
банковской комиссии. Межбанковский перевод средств (если расчетный счет
обслуживает не банк-эквайер) занимает 2-3 дня. Иногда зачисление средств
происходит в течение 5 дней; это связано с тем, что некоторые банки
ожидают поступления средств от платежных систем и только после его
осуществления переводят деньги на расчетный счет своего клиента.
Размер комиссионного вознаграждения банка, которое составляет
указанный в договоре процент от суммы оплаты товаров/услуг посредством
пластиковых карт за расчетный период. Обычная практика – индивидуальный
для каждого предприятия комиссионный процент. Его величина зависит от
среднемесячного торгового оборота компании, сферы ее деятельности,
количества точек продаж (оказания услуг) и занимаемых ими площадей, а
также других факторов.
Стоимость банковской услуги
В целом величина эквайринговой комиссии определяется тремя
составляющими: ожидаемая банком прибыль, риски и затраты банка на
обслуживание. Например, банк-эквайер выплачивает комиссионные платежной
системе, а также банку-эмитенту, если сам не является таковым.
Таким образом, банк не может опустить величину эквайринговой комиссии
ниже определенного уровня, ведь тогда он будет работать себе в убыток. С
другой стороны, банку невыгодно завышать комиссию, так как в этом
случае его клиенты могут уйти к конкурентам. В результате все банки
России назначают эквайринговую комиссию в довольно узком диапазоне: от
1.5 % до 4 % от суммы транзакций.
Преимущества использования торгового эквайринга
Среди основных преимуществ можно выделить следующие:
привлечение и удержание клиентов – многим покупателям удобнее и
привычнее расплачиваться банковской картой, нежели всегда держать при
себе наличные;
увеличение оборота – сумму покупки не ограничивает содержимое
кошелька, под влиянием кратковременных эмоций покупатель может
приобрести какие-то незапланированные товары, чему также способствует
использование кредитных карт;
повышение безопасности – в кассе меньше наличных средств,
вероятность мошенничества с использованием фальшивых банкнот снижается;
уменьшение расходов на инкассацию – для крупных торгово-сервисных организаций.
Следует отметить, что помимо явных преимуществ существуют и не столь
очевидные. Так по данным статистических исследований расплачиваться
пластиковой картой, а не наличными предпочитают люди с уровнем дохода
выше среднего. Таким образом, использование торгового эквайринга
привлекает в магазин покупателей с высокой платежеспособностью. Кроме
того, одна из самых неприятных конфликтных ситуаций – покупатель
утверждает, что кассир неправильно выдал сдачу, – исключена при оплате
пластиковой картой.
Расплатиться пластиковой картой сегодня можно практически в любом
магазине или ресторане, что неудивительно: эквайринг удобен и выгоден в
первую очередь для торгово-сервисного предприятия.
В следующим выпуске мы поговорим продукте, который поможет организовать прием пластиковых карт через интернет: "Интернет-эквайринг"