Вот так незаметно я
подобрался уже к двадцатому выпуску рассылки. Так что, можно сказать, что
сегодня у меня небольшой юбилей!
В прошлых рассылках мы
говорили о гигантской диспропорции, которая сложилась в результате
бесконтрольной эмиссии фиатных денег.
Дело в том, что для
непрерывного роста экономики необходим соответствующий рост потребительского
спроса. Но, как бы этого не хотелось продавцам товаров и услуг, физиологические
и духовные потребности человека значительно ограничены. Ну не может нормальный
человек (да и ненормальный - тоже) поместить в свой небольшой желудок все
обилие, которое предлагается ему сегодня с полок супермаркетов. Так же как не
может одновременно смотреть шесть телевизоров, читать три книги, разговаривать
по четырем телефонам и делать все это, сидя в кресле стоматолога или плавая в бассейне. Товаров и услуг сегодня производится
столько, сколько современное человечество не в состоянии потребить.
Естественно, утверждая это, я имею ввиду платежеспособную часть человечества.
Дефицит потребительского
спроса вызывает кризис перепроизводства.
Вы спросите: а как же
всемогущая «рука рынка», призванная следить за балансом между спросом и
предложением?
Отвечаю: экономические
законы, уходящие своими корнями еще в теорию Адама Смита, которую он
сформулировал в далеком 18 веке, безнадежно устарели. В эпоху глобальных
корпораций и электронных денег они утратили свою актуальность.
Например, закон конкуренции,
согласно которому рынок вынуждает производителей снижать цены, в условиях глобализации
давно не работает. Ведущие мировые игроки – производители товаров и услуг давно уже работают в убыток.
Конкуренция, действительно сделала свое дело. Захват мировых рынков не возможен
без демпинга. Но ведь убытки нужно за счет чего-то покрывать? Есть несколько
путей для этого.
Первый - диверсификация
бизнеса. Производители автомобилей, например, покрывают убытки от их
производства и продаж высокомаржинальными услугами по постпродажному
обслуживанию. Некоторые компании намеренно владеют многими, якобы
конкурирующими друг с другом брендами, прибыль от которых, на самом деле, идет
в один карман. Как вам такое:
Второй – субсидии
государства. Правительства для стимулирования производителей поддерживать
низкие цены на свои продукты, покрывают их убытки за счет государственных
бюджетов. Это тоже своего рода диверсификация, только не в рамках одной
корпорации, а в рамках целых государств – более прибыльные отрасли экономики
помогают менее прибыльным. Данный способ не одобряется Всемирной Торговой Организацией
(ВТО). У всех на памяти недавний скандал между США и Евросоюзом, когда первые
обвинили второго в помощи европейской корпорации «Эрбас» - основного конкурента
американского «Боинг».
Третий и, наверное, самый
действенный путь – фондовые рынки. Часть своих обязательств компании выставляют
на биржи и, путем манипуляций с информацией регулируют спрос и предложение на
них. В нужные моменты, покупая и продавая собственные долги, они зарабатывают
на этом, за счет чего покрывают убытки основных видов деятельности.
Неудивительно, почему политики
и монетарные власти так ревностно оберегает финансовых спекулянтов. Ведь обрушение
фондовых рынков лишит глобальные корпорации гарантированного источника дохода,
а это вызовет неизбежный крах всей мировой экономики.
К чему рано или поздно приводит
такой протекционизм, мы рассмотрим в следующий раз.
А пока читайте мой блог www.biscotto.ru, а также подписывайтесь на Телеграм –
канал под названием «Киберфилософ & Техноутопист» и аккаунт в Твиттере