Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

1С и электронная коммерция

  Все выпуски  

1С и электронная коммерция Как в «1С:Бухгалтерии 8» списать основное средство при приме


1С и электронная коммерция
Купить сервер STSS Flagman, HPE, IBM, Supermicro, Intel, Lenovo, AMD, Huawei, Minecraft, Майнкрафт, CS 1.6. Продажа серверного оборудования. Подробнее на: stss.ru >>>


Экскурсии по монастырю Новый Иерусалим. Место, где происходят чудеса исцеления и исполняются желания. Описание и заказ экскурсии подробнее на: vk.com/ierusalimru >>>


Семейное образование. Методички и занятия. Подробнее на: vk.com/vadyulia >>>


Как в «1С:Бухгалтерии 8» списать основное средство при применении новых ФСБУ


Как в «1С:Бухгалтерии 8» списать основное средство при применении новых ФСБУ
Начиная с версии 3.0.97 в "1С:Бухгалтерии 8" внесены изменения в бухгалтерский учет доходов и расходов при ликвидации основных средств после перехода на ФСБУ 6/2020 "Основные средства" с учетом требований ФСБУ 5/2019 "Запасы". Эксперты 1С рассказывают о новых возможностях программы.
 

 

Порядок учета ценностей, извлекаемых при списании ОС

Начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год организация должна применять Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 "Запасы" (утв. приказом Минфина России от 15.11.2019 № 180н). Организация может принять решение применять указанный стандарт ранее установленного срока.

Основные новации ФСБУ 5/2019 подробно изложены в информационном сообщении Минфина России от 10.04.2020 № ИС-учет-27.

В частности, новым стандартом изменен порядок определения фактической себестоимости запасов, остающихся от выбытия основных средств (ОС) или извлекаемых в процессе их текущего содержания, ремонта, модернизации или реконструкции (п. 16 ФСБУ 5/2019). Затратами, включаемыми в фактическую себестоимость таких материальных ценностей, считается наименьшая из следующих величин:

  • стоимость, по которой учитываются аналогичные запасы, приобретенные (созданные) организацией в рамках обычного операционного цикла (по сути - это рыночные цены);

  • сумма балансовой стоимости списываемых основных средств и затрат, понесенных в связи с демонтажем и разборкой объектов, извлечением материальных ценностей и приведением их в состояние, необходимое для потребления (продажи, использования) в качестве запасов.

Согласно Рекомендации Бухгалтерского методологического центра (БМЦ) № Р-63/2015-КпР "Материальные ценности от ликвидации основных средств" (принята Фондом "НРБУ "БМЦ" 24.04.2015), в момент извлечения запасов от ликвидации ОС в бухгалтерском учете (БУ) доход не образуется, поскольку:

  • поступления новых активов в организацию не происходит;

  • экономических выгод организация не получает, так как выбывающее основное средство уже признавалось активом организации, и в прошлом организация несла затраты на его получение и последующую эксплуатацию.

Поэтому материальные ценности от ликвидации ОС следует принимать к учету за счет балансовой стоимости выбывающего объекта одновременно с его списанием с учета (п. 3 Рекомендации Р-63).

Если материальные ценности, остающиеся от ликвидации ОС, планируется продать, то такие активы признаются долгосрочными активами к продаже (ДАП).

Учет ДАП регулируется ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности" (утв. приказом Минфина России от 02.07.2002 № 66н).

При списании объекта ОС ДАП оценивается по наименьшей из величин (п.п. 2, 4 Рекомендации Р-63):

  • суммы балансовой стоимости списываемых ОС и за-трат на извлечение ценностей и доведение их до состояния, пригодного к продаже;

  • чистой стоимости продаж. Это предполагаемая цена продажи ценностей, уменьшенная на сумму ожидаемых затрат, необходимых для их извлечения из ликвидируемого объекта, доведения их до готовности к продаже и осуществления продажи.

Для целей налогообложения прибыли рыночная стоимость полученного имущества включается в состав внереализационных доходов на дату составления акта о списании объекта ОС (п. 13 ст. 250, пп. 8 п. 4 ст. 271 НК РФ).

Поскольку порядок учета извлекаемых материальных ценностей в бухгалтерском и налоговом учете (НУ) различается, это может привести к возникновению временных разниц и признанию отложенного налога согласно ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" (утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н). О вариантах применения ПБУ 18/02 в "1С:Бухгалтерии 8" .

Учет доходов и расходов при выбытии ОС

Начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год организация обязана применять Федеральные стандарты бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 "Основные средства" и ФСБУ26/2020 "Капитальные вложения" (утв. приказом Минфина России от 17.09.2020 № 204н). По решению организации ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 26/2020 можно применять досрочно.

Подробный комментарий ФСБУ 26/2020 и ФСБУ 6/2020 изложен в информационных сообщениях Минфина России от 03.11.2020 № ИС-учет-28, ИС-учет-29.

В частности, в ФСБУ 6/2020 уточнен порядок отражения в бухгалтерском учете операций по выбытию ОС (п.п. 42-44 ФСБУ 6/2020):

  • при списании объекта ОС суммы накопленной амортизации и накопленного обесценения по данному объекту относятся в уменьшение его первоначальной стоимости;

  • затраты на демонтаж, утилизацию объекта и восстановление окружающей среды признаются расходами периода, в котором были понесены (если в отношении этих затрат ранее не было признано оценочное обязательство);

  • разница между суммой балансовой стоимости списываемого объекта ОС и затрат на его выбытие с одной стороны и поступлениями от выбытия этого объекта с другой стороны признается доходом или расходом в составе прибыли (убытка) периода, в котором списывается объект ОС. Таким образом, финансовый результат от выбытия ОС теперь отражается в отчете о финансовых результатах свернуто.

В налоговом учете остаточная стоимость объекта ОС при его ликвидации и при применении линейного метода начисления амортизации единовременно учитывается в составе внереализационных расходов (пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ). Убыток от реализации ОС учитывается в особом порядке по правилам, изложенным в пункте 3 статьи 268 НК РФ.

Разные правила учета убытков в бухгалтерском и налоговом учете также могут привести к возникновению временных разниц и признанию отложенного налога согласно ПБУ 18/02.

 

Отражение ликвидации ОС в "1С:Бухгалтерии 8"

Начиная с версии 3.0.97 в "1С:Бухгалтерии 8" внесены изменения в бухгалтерский учет доходов и расходов при ликвидации основных средств после перехода на ФСБУ 6/2020 "Основные средства" с учетом требований ФСБУ 5/2019 "Запасы". Рассмотрим на примере.

 

Пример

Организация (ОСНО, плательщик НДС) переходит на применение ФСБУ 6/2020 с 2022 года. 
В феврале 2022 года организация списывает одно из основных средств в связи нерентабельностью его использования. 
В бухгалтерском и налоговом учете первоначальная стоимость ОС - 1 000 тыс. руб., накопленная амортизация - 325 тыс. руб., сумма ежемесячной амортизации ОС - 25 тыс. руб. Для демонтажа основного средства привлекается сторонняя организация. Стоимость работ по демонтажу составила 120 тыс. руб. (в т. ч. НДС 20 %). 
Оценочное обязательство по демонтажу, утилизации имущества и восстановлению окружающей среды ранее не признавалось, обесценение не учитывалось. 
В процессе демонтажа извлечены материальные ценности, которые организация планирует использовать в обычной деятельности.
Затраты на демонтаж ОС с привлечением сторонней организации в программе можно отразить документом Поступление (акт, накладная УПД) с видом операции Услуги (рис. 1). В поле Счета учета следует отразить счета учета затрат по демонтажу для целей бухгалтерского и налогового учета.

006-01.jpg

Рис. 1. Отражение затрат на демонтаж ОС

В бухгалтерском учете затраты на демонтаж, утилизацию объекта ОС признаются расходами периода, в котором были понесены. В то же время указанные затраты необходимо учесть при определении:

  • финансового результата от выбытия основного средства;

  • стоимости материальных ценностей, извлекаемых при списании основного средства.

Именно поэтому затраты на демонтаж в бухгалтерском учете рекомендуем отражать на счете 01.09 "Выбытие основных средств" с указанием выбывающего ОС. По окончании процедуры выбытия балансовая стоимость объекта с учетом затрат на демонтаж, отраженная на счете 01.09, спишется на счет 91 "Прочие доходы и расходы" (см. Инструкцию по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н). При этом программа корректно рассчитает финансовый результат от выбытия ОС, а также сможет его учесть при определении стоимости извлекаемых ценностей.

В налоговом учете расходы на ликвидацию (демонтаж/разборку) выводимого из эксплуатации ОС включаются в состав внереализационных расходов (пп. 8 п. 1 ст. 265, п. 1 ст. 272 НК РФ). Поэтому в программе затраты на демонтаж в налоговом учете следует отражать на счете 91.02 "Прочие расходы".

Проводки, сформированные при проведении документа поступления с видом операции Услуги, приведены в таблице 1.

Таблица 1. Проводки при отражении работ по демонтажу ОС

006-tabl1.jpg

Как и раньше, списание ОС отражается одноименным документом, а доходы и расходы от списания учитываются на счетах 91.01 и 91.02 (рис. 2).

006-02.jpg

Рис. 2. Списание ОС

Но теперь в документе можно учесть материальные ценности, остающиеся при ликвидации ОС (далее - оставшиеся материалы).

Для этого в шапке документа следует установить флаг Остались материалы после списания ОС, после чего в табличной части документа появляется поле Оставшиеся материалы.

В поле Оставшиеся материалы размещена гиперссылка, по которой можно перейти в одноименную форму (рис. 3), где для каждого списываемого ОС можно указать наименование извлеченных материальных ценностей (выбрав их из справочника Номенклатура), их количество, рыночную цену и счета учета. Предположим, общая рыночная стоимость оставшихся материалов составляет 50 тыс. руб.

007.jpg

Рис. 3. Оставшиеся материальные ценности

Из документа Списание ОС по кнопке Печать, помимо других печатных форм, использовавшихся ранее, теперь доступна справка-расчет Стоимость оставшихся материалов при списании ОС (рис. 4).

008.jpg

Рис. 4. Справка-расчет стоимости оставшихся материалов при списании ОС

Проанализируем справку-расчет:

  • балансовая стоимость ОС (первоначальная стоимость за вычетом накопленной амортизации и начисленной амортизации за текущий месяц) - 650 тыс. руб. (1 000 тыс. руб. - 325 тыс. руб. - 25 тыс. руб.);

  • затраты на демонтаж - 100 тыс. руб.;

  • сумма затрат на выбытие ОС (балансовая стоимость ОС и затраты на его демонтаж) - 750 тыс. руб. (650 тыс. руб. + 100 тыс. руб.);

  • рыночная стоимость оставшихся материалов - 50 тыс. руб.;

  • фактической стоимостью оставшихся материалов считается их рыночная стоимость (50 тыс. руб.), поскольку она не превышает сумму балансовой стоимости ОС и затрат на его демонтаж (50 тыс. руб. < 750 тыс. руб.);

  • финансовый результат от ликвидации ОС (расход) рассчитывается как разница между суммой затрат на выбытие ОС и фактической (рыночной) стоимостью оставшихся материалов и составляет 700 тыс. руб. (750 тыс. руб. - 50 тыс. руб.).

Проводки, сформированные при проведении документа Списание ОС, приведены в таблице 2.

Таблица 2. Проводки при списании ОС с учетом оставшихся материалов

007-tabl2.jpg

В бухгалтерском учете выгоды от продажи извлеченных ценностей могут быть признаны доходом в момент их продажи при соблюдении условий ПБУ 9/99 "Доходы организации" (утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н), но не в момент их извлечения (см. раздел "Основа для выводов" Рекомендации Р-63).

А если оставшиеся материалы будут иметь высокую стоимость?

Предположим, рыночная стоимость оставшихся материалов составляет 1 000 тыс. руб., то есть по условиям Примера превышает сумму балансовой стоимости ОС и затрат на его демонтаж (1 000 тыс. руб. > 750 тыс. руб.).

В этом случае фактической стоимостью всех оставшихся материалов будет считаться сумма балансовой стоимости ОС и затрат на его демонтаж (750 тыс. руб.). А стоимость каждой извлеченной материальной ценности программа рассчитает автоматически пропорционально рыночной стоимости, указанной в форме Оставшиеся материалы.

 

 

 

Сумма расхода в бухгалтерском учете рассчитывается как разница между суммой затрат на выбытие ОС (балансовой стоимостью ОС и затрат на его демонтаж) и фактической стоимостью оставшихся материалов (750 тыс. руб. - 750 тыс. руб.).

Таким образом, при проведении документа Списание ОС в бухгалтерском учете будет получен нулевой финансовый результат.

Поведение программы не изменится, если хозяйственные операции, описанные в Примере, отразить в 2021 году.


В избранное