Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Антиквар

  Все выпуски  

Выпуск №171


-----------

http://antiquark.ru

форум- http://antiquark.ru/forum/

Частные объявления- http://antiquark.ru/board/

-----------------------------------------------------------------

Выпуск №170

--------------------------------------------------------------------


Заморская бутылка для русской водки
Обзор авторских работ на OZON.ru
апрель 2009

 

Часто ли вам приходится делать подарки? Думаю, что многим знакомо ощущение растерянности в преддверии праздников и вечный вопрос: что подарить?

Изрядно поломав голову, многие из нас обратятся к Интернету. А там - огромный выбор подарков на любой вкус и кошелек. Отнюдь не последнее место среди них занимают спиртные напитки и сосуды для них. Причем, последние, отличаясь завидным разнообразием, нередко весьма отдаленно напоминают те формы, которые мы понимали под их сегодняшними названиями когда-то. Учитывая, что в нашей стране почти обязательным на столе спиртным напитком была и остается водка, уместно поговорить о штофе. Тем более, что уж его то вариации, встречающиеся в продаже, не устают удивлять своим количеством и конфигурациями. Итак, штоф.

Само название произошло от немецкого stof и раньше означало меру объема в одну десятую ведра, то есть около 1,2 л. В этом качестве штоф был известен очень давно, в том числе, на Руси, и использовался для разлива самых разных напитков - крепких и сладких вин, наливок и, конечно, водки. А вот штоф как сосуд - это один из вариантов бутылки, которая в России появилась лишь при Петре I. Сейчас штофом называют практически любую бутылку прямоугольной формы (хотя она может быть и иной) объемом более литра. Однако раньше штофом именовали бутылку, вмещающую именно один штоф жидкости.

В масштабе истории штоф - сосуд очень молодой. А вот его прабабушка-бутылка знакома людям с древности. Первые бутылки были глиняными. Их создавали в эпоху позднего каменного века, примерно шесть тысяч лет назад. Эти сосуды имели форму приплюснутой сферы с достаточно высоким горлышком, поскольку повторяли форму хорошо известной людям тыквы-горлянки. По бокам у них были специальные ушки, чтобы сосуд можно было подвесить.

Еще одной предшественницей бутылки можно считать греческую амфору. Удлиненная форма амфоры, в отличие от упомянутой выше древней бутылки, объяснялась иначе: греки специально придавали этим глиняным сосудам форму конуса, поскольку это позволяло плотно уложить амфоры в трюме корабля, а, значит, увеличить количество перевезенного вина. Такие транспортные амфоры, как правило, имели объем 2-40 л. Однако существовали и огромные амфоры, использовавшиеся для брожения вина. Они напоминали пифосы и достигали в объеме 100 л. Кроме того, в быту использовались столовые амфоры, по сути, представлявшие собой двуручные кувшины. В качестве пробок греки применяли глиняные затычки.

Кстати, кувшины использовали и в Древней Руси. Их делали из керамики и использовали для подачи вина на стол, а форма кувшина, бытовавшая в то время, мало изменилась до сегодняшнего дня. Еще одним популярным на Росси сосудом для подачи спиртного была ендова. Именно она заменяла в то время графины и бутылки. По форме ендова напоминала широкую миску с длинным и узким носиком. Первые ендовы делали из дерева и керамики, а позже - из металла и стекла.

Стеклянные сосуды, чем-то напоминающие бутылки, появились в Древнем Египте. Они были миниатюрными, использовались для хранения благовоний (20-50 гр.), а по форме, как и их глиняные предшественницы, напоминали тыкву-горлянку. Из Египта эти сосуды пришли в Рим, однако, вплоть до Средних веков их единственным назначением оставалось хранение духов и благовоний. Для хранения и перевозки вина люди продолжали использовать глиняные амфоры.

Одновременно у кочевых народов появился интересный сосуд, известный под названием "баклага". Изготовлялся он из дерева либо из глины, имел округлую форму и горлышко и использовался во время походов. По сути, баклагу можно считать предшественницей современной солдатской фляги.

Первые бутылки в традиционном понимании этого слова, по современным археологическим данным стали производить в странах Ближнего Востока и Северной Африки в VIв. По сравнению с современными они отнюдь не отличались красотой, поскольку изготовлялись из толстостенного мутно-грязного стекла с пузырями и были кривобокими. Однако уже к эпохе Возрождения в Венеции научились отливать в металлические формы удивительно красивые, изящные бутылки причудливых форм, которые украшались рельефными изображениями цветов, плодов или даже жанровыми сценками. Их по праву можно назвать произведениями искусства. Несмотря на высокую стоимость, венецианские бутылки уже использовались для хранения вина и иных напитков, приправ и жидких продуктов. Но только в богатых домах. Пробки для таких бутылок изготовляли из различных материалов, а сверху горлышко заливали воском, на котором владелец или изготовитель ставил свою печать.

В дальнейшем потребность в производстве бутылок росла, поскольку в эпоху Просвещения произошел значительный подъем винной торговли. Благодаря этому, в XVII-XVIII вв. стеклянные бутылки, подобные современным, все больше использовали именно для алкоголя, хотя применялись они и для хранения медикаментов и парфюмерной продукции. Кстати, именно в этот период времени, в 1635 г., на стекольном заводе в Подмосковном городе Истра началось заводское производство стекла в России, и была выпущена первая отечественная бутылка. Подлинный подъем бутылочного производства начался в XIX.в, когда в 1824 г. было изобретено прессованное стекло, что позволило производить стеклянные бутылки промышленным способом.

В России, как и в других странах, это привело к увеличению количества форм бутылок. Как правило, в нашей стране каждый напиток разливался в бутылку определенной формы и цвета. При этом цвет стекла говорил о ценности содержимого- темное стекло использовалось для дешевого алкоголя, а прозрачное- для дорогих напитков. По типу бутылки делились на ликерные, коньячные, столовые и другие. Но особой популярностью пользовался именно штоф - четырехугольная бутылка с коротким горлышком, который изготовляли как из бесцветного, так и из темного, чаще всего зеленого, стекла. Производство штофов стало возможным в России, благодаря тому, что в середине XIX в. русские мастера освоили технологию машинного литья бутылок, а, значит, теперь могли придавать бутылке любую желаемую форму. Этим с радостью воспользовалось большинство известных российских водочных домов. Каждый из них стремился создать особую фирменную бутылку, по которой продукция компании была бы хорошо узнаваема. Например, Шустов разливал коньяк в бутылку в форме графина, "Бекман и К" использовала бутылку-фляжку, "Торговый дом П.А.Смирнова"- конусообразную бутылку. При этом ни одна компания не стала бы использовать форму, встречающуюся у конкурентов. Существовали бутылки в форме лебедей, теремов, башен, сказочных рыб, богатырей, райских деревьев, а также бюстов известных людей: Пушкина, Ушакова и др. Рождественские бутылки делались в форме елки, снеговика и даже Дела Мороза. К 300-летию дома Романовых была создана новая серия коньяков и водок в бутылках, воспроизводящих внешний облик некоторых представителей династии. Нередко бутылки украшались различными надписями, вроде: "Пей, да меру разумей!", "А вот еще чарочку".

Кстати, штоф в России стал отправной точкой для создания целого ряда бутылок с объемом, кратным штофу жидкости. Так наряду с традиционным десятириковым существовал осьмериковый штоф (равный восьмой, а не десятой части ведра), полуштоф и более мелкие "штофики", различные по объему. Все они имели стандартную четырехгранную форму и короткие горлышки. Кстати, полуштоф широко используется и сегодня, поскольку современная водочная бутылка имеет именно этот объем.

А вот сами штофы отличаются в наши дни удивительным разнообразием. Наряду с традиционными четырехгранными существуют штофы в форме яйца, усеченного конуса, круга, а так же разнообразных художественных форм (Спасской башни, шапки Мономаха, нефтяной вышки, Российского герба, бензоколонки и многого другого). При этом объем сосуда уже не имеет принципиального значения и может варьироваться, как и материал.

Штофы, как и иные изделия, особенно интересны, если они созданы автором. Выполненный художником, даже классический по форме стеклянный штоф может приятно удивить красотой линий и изяществом декора.

При всем многообразии форм классические штофы продолжают привлекать внимание художников-создателей и покупателей. Они встречаются как сами по себе, так и в комплекте с четным количеством стопок. Конечно, наличие последних позволяет художнику создать более развернутую картину, полнее раскрыть свой замысел. Так интересный декоративный эффект заложен в оформлении набора "Петропавловский" (штоф и четыре рюмки). В то время, когда вы поднимете тост, рюмочки придут в движение, и парусники, выгравированные на стекле, словно проплывут вокруг Петропавловского собора, украшающего штоф.

Однако необычные и интересные сюжеты могут украшать и штофы, не входящие в набор. Пример этому - штоф "Охота", рисунок на котором представляет собой сцену охоты на оленя. Композиция разворачивается последовательно на всех четырех гранях изделия, заставляя вспомнить греческие вазы, которые украшались сюжетными росписями по всей поверхности стенок сосуда. Прозрачное стекло, из которого выполнен штоф, придает изображению глубину и объем, а лишенная декора пробка, выполненная в виде правильной сферы, прекрасно уравновешивает насыщенный деталями рисунок остальной поверхности изделия.

Похожим образом, но, все же, несколько иначе оформлен набор "Охота" (штоф и четыре стакана). В данном случае штоф, как и предыдущий, украшен изображением сцены охоты на оленя, однако сужающаяся кверху форма сосуда делает рисунок более плотным. Кроме того, наличие стаканов позволяет художнику несколько усложнить сюжет. Каждый из них показывает нам другие, небольшие, сценки, связанные с основным рисунком общей темой, однако, не являющиеся его продолжением. Скорее, их можно назвать вариациями на тему охоты. Подобный художественный прием вносит в оформление набора элемент повествовательности, создавая у нас иллюзию рассказа, прочитанного на стекле.

Очень красиво смотрятся штофы с граненым рисунком, который сразу сообщает изделию некоторую торжественность. В качестве примера можно привести два интересных набора: "Успенский собор" (штоф и четыре стопки) и "Штоф с вензелем Николая II и две стопки". В обоих случаях штоф выполнен в форме яйца, а главный рисунок расположен в резервах на его боковых гранях. Набор "Успенский собор" наглядно демонстрирует, каким богатством возможностей обладает обыкновенное стекло, даже при отсутствии каких бы то ни было дополнительных декоративных материалов. Все элементы рисунка: основные - Успенский собор и Чудо Георгия со змием, и дополнительные цветочные гирлянды выполнены вручную резцом по прозрачному стеклу, а декоративный эффект достигается за счет изысканности изображения и чередования матовых и полированных поверхностей.

Набор "Штоф с вензелем Николая II и две стопки" выполнен из стекла с нацветом. Благодаря этому, мы можем наблюдать игру цвета и света на поверхности сосуда- ведь нацвет, в силу особенностей техники, не сообщает стеклу глубину синего цвета, а, наоборот, подчеркивает его изначальную прозрачность. Еще больше этот эффект усиливается благодаря тому, что линии вензеля, а также элементы короны и листьев гирлянды частично освобождены от краски. В результате, все изображение приобретает визуальный объем и, словно, подсвечивается изнутри.

Стекло - удивительный материал. Его потенциал огромен, и сегодня, когда технологические возможности его обработки находятся на очень высоком уровне, лишь от таланта художника зависит, создаст ли он невзрачный сосуд или подлинное произведение искусства. И даже штоф, предназначенный для водки - напитка, который сегодня при всей его распространенности, имеет сомнительную репутацию, может стать украшением стола и изменить тон и стиль общения.

 

Набор "Петропавловский" (Стекло, гравировка - Ручная авторская работа)
Набор "Петропавловский" (Стекло, гравировка - Ручная авторская работа)

Штоф "Охота" (Стекло, гравировка - Ручная авторская работа)
Штоф "Охота" (Стекло, гравировка - Ручная авторская работа)

Набор "Охота" - В подарочной упаковке (Стекло, гравировка - Ручная авторская работа)
Набор "Охота" - В подарочной упаковке (Стекло, гравировка - Ручная авторская работа)

Набор "Успенский собор". Стекло, гранение. Ручная авторская работа
Набор "Успенский собор". Стекло, гранение. Ручная авторская работа

Штоф с вензелем Николая II и две стопки (Стекло - кобальтовый нацвет - гравировка)  Ручная авторская работа
Штоф с вензелем Николая II и две стопки (Стекло - кобальтовый нацвет - гравировка) Ручная авторская работа

Графин. Стекло, гранение. СССР, середина ХХ века
Графин. Стекло, гранение. СССР, середина ХХ века

Графин. Синее стекло, травление. Россия(?), начало ХХ века
Графин. Синее стекло, травление. Россия(?), начало ХХ века

Графин с пробкой. Стекло. Россия, начало ХХ века
Графин с пробкой. Стекло. Россия, начало ХХ века

Графин (Стекло, гранение - СССР, середина ХХ века)
Графин (Стекло, гранение - СССР, середина ХХ века)

Графин (Стекло, резьба, полировка - Россия, начало ХХ века)
Графин (Стекло, резьба, полировка - Россия, начало ХХ века)

Графин. Стекло, гравировка. Россия, начало ХХ века
Графин. Стекло, гравировка. Россия, начало ХХ века

Графин. Стекло, кракелюры. Россия, вторая половина XIX века
Графин. Стекло, кракелюры. Россия, вторая половина XIX века

-----------------------------------

Частные объявления:
продам схематическую карту Черноземной полосы Европейской России 1948 г., составил В. В. Докучаев, масштаб 1/4.200.000. Первая образцовая типография имени А. А. Жданова. promentos86@gmail.ru

--------------------------------------------------


добавить объявление http://antiqueshop.ucoz.ru/gb/

Авторские гобелены - http://antiquark.ru/index/0-8

Дневники(Блоги)-http://antiquark.ru/blog/

Фамильная библиотека - http://antiquark.ru/index/0-6

Галлерея-http://antiquark.ru/photo/ (можно добавить свои работы)

Каталог статей - http://antiquark.rupubl/ (можно добавить статьи по искусству)

------------------------------------------------

Посмотреть все объявления: http://antiquark.ru/gb/

----------------------------------------------------

 

В избранное