Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Безопасность труда России

  Все выпуски  

Безопасность труда России Выпуск 125


Безопасность труда России
Выпуск № 125 от 10.07.2017 г.


Новое в законодательстве.
Новое в законодательстве

При осуществлении государственного контроля в сфере охраны окружающей среды вводится обязательное использование проверочных листов (списка контрольных вопросов).

Использование проверочных листов (списка контрольных вопросов) при проведении проверок станет обязательным при проведении проверок в рамках:

  • государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
  • федерального государственного лесного надзора (лесной охраны);
  • государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения;
  • федерального государственного охотничьего надзора;
  • государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха;
  • государственного надзора в области использования и охраны водных объектов;
  • федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;
  • федерального государственного пожарного надзора в лесах;
  • федерального государственного экологического надзора;
  • государственного земельного надзора.

 

Постановление вступает в силу с 1 октября 2017 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 июля 2018 года.

Постановление Правительства РФ от 28.06.2017 N 762 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

Охрана окружающей среды

 

Скорректирована форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

С 2017 г. полномочия по администрированию взносов на временную нетрудоспособность реализует ФНС России. ФСС РФ при этом продолжает администрировать взносы по соцстрахованию от производственного травматизма и профзаболеваний.

В связи с этим форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и порядок его заполнения приведена в соответствие с законодательством России.

Приказ Фонда социального страхования РФ от 07 июня 2017 г. N 275 "О внесении изменений в приложения N 1 и N 2 к приказу Фонда социального страхования Российской Федерации от 26 сентября 2016 г. N 381 "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и Порядка ее заполнения".

Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации, 28.06.2017.

Начало действия документа - 09.07.2017.

 

Скорректирован регламент осуществления государственного надзора за деятельностью СРО строителей.

В Административном регламенте Ростехнадзора, в частности:

  • уточняются права и обязанности лиц, осуществляющих государственный надзор;
  • корректируются сроки направления копии протокола и постановления по делу об административном правонарушении в центральный аппарат Ростехнадзора;
  • устанавливается порядок и сроки внесения сведений в единый реестр проверок;
  • вводится дополнительное основание проведения внеплановой проверки - поступление информации об отсутствии у СРО сформированных в соответствии с законодательством компенсационных фондов;
  • уточняется перечень случаев, в которых внеплановая проверка на основании заявления и жалобы может проводиться при невозможности установить лицо, направившее соответствующее заявление или жалобу;
  • устанавливается порядок и случаи проведения предварительной проверки поступившей в орган надзора информации;
  • корректируются основания и порядок проведения систематического наблюдения за исполнением обязательных требований;
  • обновляется порядок досудебного (внесудебного) обжалования действий (бездействия) и решений Ростехнадзора, его территориальных органов и их должностных лиц;
  • актуализируется контактная информация Ростехнадзора и его территориальных органов.

 

Приказ Ростехнадзора от 26.05.2017 N 177 "О внесении изменений в Административный регламент по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденный приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 июля 2013 г. N 325".

Источник публикации: Официальный интернет-портал правовой информации, 23.06.2017.

Начало действия документа - 04.07.2017.

Строительство.

 

С 1 сентября 2017 года документы, необходимые для выдачи разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию в установленных случаях, должны будут подаваться исключительно в электронной форме.

Речь идет о случаях, когда проектная документация объекта капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненные для подготовки проектной документации, а также другие документы, необходимые для проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, представлялись в электронной форме.

При этом соответствующим федеральным, региональным и местным органам власти рекомендовано использовать при приеме документов в электронной форме инфраструктуру электронного правительства.

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июля 2017 г. N 788
О НАПРАВЛЕНИИ
ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ВЫДАЧИ РАЗРЕШЕНИЯ
НА СТРОИТЕЛЬСТВО И РАЗРЕШЕНИЯ НА ВВОД
В ЭКСПЛУАТАЦИЮ, В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ

 

В соответствии с частью 10 статьи 51 и частью 41 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

  1. Установить, что с 1 сентября 2017 г. документы, указанные в части 7 статьи 51 и частях 3 и 4 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, направляются в уполномоченные на выдачу разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию федеральные органы исполнительной власти, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос" исключительно в электронной форме в случае, если проектная документация объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, выполненные для подготовки такой проектной документации, а также иные документы, необходимые для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, представлялись в электронной форме.
  2. Рекомендовать высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации принять до 1 октября 2017 г. нормативные правовые акты, устанавливающие случаи направления документов, указанных в части 7 статьи 51 и частях 3 и 4 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в уполномоченные на выдачу разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления исключительно в электронной форме.
  3. Рекомендовать федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, уполномоченной организации, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" использовать при приеме документов, указанных в части 7 статьи 51 и частях 3 и 4 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в электронной форме инфраструктуру электронного правительства для создания единого механизма взаимодействия заявителя с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения информационно-технологического взаимодействия информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.
  4. Реализация настоящего постановления осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной численности работников их центральных аппаратов и территориальных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на соответствующий год на руководство и управление в сфере установленных функций.

 

 

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ

Законотворчество.
Законотворчество

Минэкономразвития России предлагает не допускать к руководству организацией лиц, в отношении которых принято решение об отказе в государственной регистрации сведений о нем, как о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени организации.

Федеральным законом от 30.03.2015 N 67-ФЗ были расширены основания для отказа в государственной регистрации. В частности, было установлено, что в отношении отдельных категорий лиц допускается принятие регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации сведений о таких лицах, как о лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени юридических лиц.

Вместе с тем трудовым законодательством не предусмотрено такое основание для прекращения трудового договора с руководителем организации, как принятие регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации сведений о нем, как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.

По мнению разработчиков проекта, его принятие устранит правовой пробел в трудовом законодательстве в части установления ограничения на занятие деятельностью по руководству организацией, корреспондирующего ограничению, установленному Федеральным законом N 67-ФЗ, а также позволит расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, в отношении которого принято решение об отказе в государственной регистрации, в случае заключения трудового договора в нарушение установленных ТК РФ и федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.

 

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации

 

Дополнить статью 273 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2006, № 27, ст. 2878) абзацем следующего содержания:

«К руководству организацией, в том числе выполнению функции ‎ее единоличного исполнительного органа, не допускаются лица в случае, если в соответствии с федеральным законом уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей федеральным органом исполнительной власти принято решение об отказе в государственной регистрации сведений ‎об этом лице как о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица.».

 

Президент Российской Федерации

Разъяснения федеральных органов исполнительной власти.
Разъяснения федеральных органов исполнительной власти

С января 2018 года после прекращения пенсионером трудовой деятельности полный размер пенсии с учетом всех индексаций будет выплачиваться за период с 1-го числа месяца после увольнения.

 

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИЯ

 

С января 2018 года после прекращения пенсионером трудовой деятельности полный размер пенсии с учетом всех индексаций будет выплачиваться за период с 1-го числа месяца после увольнения. Это стало возможным благодаря принятию 1 июля 2017 года Федерального закона N 134-ФЗ "О внесении изменения в статью 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях". Закон вступит в силу с 1 января 2018 года.

Напомним, с 2016 года работающие пенсионеры получают страховую пенсию и фиксированную выплату к ней без учета проводимых индексаций. Когда пенсионер трудовую деятельность прекращает, он начинает получать пенсию в полном размере с учетом всех индексаций, имевших место в период его работы.

В настоящее время в соответствии с пенсионным законодательством при своевременной подаче работодателем сведений в ПФР возобновление индексации пенсии и начало ее выплаты в полном размере происходит спустя три месяца с даты увольнения. Новый закон позволит пенсионеру получить полный размер пенсии за период с 1-го числа месяца, следующего за месяцем увольнения.

ВАЖНО!

Выплата полного размера пенсии будет реализована следующим образом. К примеру, пенсионер уволился с работы в марте. В апреле в ПФР поступит отчетность от работодателя с указанием того, что пенсионер еще числится работающим. В мае ПФР получит отчетность, в которой пенсионер работающим уже не числится. В июне ПФР примет решение о возобновлении индексации и в июле пенсионер получит уже полный размер пенсии, а также денежную разницу между прежним и новым размером пенсии за предыдущие три месяца - апрель, май, июнь. То есть пенсионер начнет получать полный размер пенсии спустя те же три месяца после увольнения, но эти три месяца будут ему компенсированы.

Консультация.
Консультация

Ошибки при увольнении за нарушение требований охраны труда.

Работники нарушают требования охраны труда, а работодатель их за это увольняет. Причем, по его мнению, на законном основании. Однако суд далеко не всегда с этим согласен. О том, какие ошибки работодатель совершает при увольнении работников за нарушение требований охраны труда, и поговорим. Право на судебную защиту своих прав и интересов в настоящее время активно используется всеми участниками и гражданско-правовых, и трудовых отношений. Естественно, работники, уволенные по инициативе работодателя, не желают пассивно реагировать на появление в своей трудовой книжке основания увольнения с отрицательным оттенком. И нередко обращаются в суд с исками как об оспаривании формулировки основания увольнения, так и о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе.

В соответствии с пп. «д» п. 6 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей - установленного комиссией по охране труда или уполномоченным по охране труда нарушения работником требований охраны труда, если оно повлекло тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, аварию, катастрофу) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий.

Какие ошибки совершает работодатель при увольнении нарушителей требований охраны труда и как суд реагирует на подобные упущения работодателей.

Неознакомление с инструкцией по охране труда

Статья 212 ТК РФ запрещает работодателю допускать к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда. Часть 3 ст. 68 ТК РФ требует от работодателя при приеме на работу (до подписания трудового договора) обязательного ознакомления работника под личную подпись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором.

Для привлечения к дисциплинарной ответственности необходимо одновременно наличие нескольких условий: противоправность поведения работника, причинение в результате его действий (бездействия) ущерба имущественного и (или) организационного характера, причинно-следственная связь между его проступком и возникшим ущербом, а также его вина в форме умысла или неосторожности.

Из указанных в ст.ст. 68 и 212 ТК РФ требований и запретов можно сделать вывод, что сотрудник до того, как приступить к работе, должен быть ознакомлен с инструкцией по охране труда, о чем он расписывается в специальном журнале. Если же по вине работодателя он так и не был ознакомлен с требованиями безопасности, в силу положений ст. 193 ТК РФ его нельзя привлечь к ответственности за нарушение этих требований: ведь он о них не знал.

Данной правовой позиции придерживается и суд при рассмотрении дел, вытекающих из увольнений по пп. «д» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Суд считает, что к работнику не может быть применена данная мера взыскания (увольнение) в связи с отсутствием основания для привлечения к ответственности.

Неправильная оценка ситуации как заведомо реальной угрозы наступления тяжких последствий

Ошибка является довольно распространенной, поскольку всегда присутствует субъективная оценка обстоятельств дела. Несмотря на то что расследование несчастного случая на производстве (факта нарушения работником дисциплины труда) проводится комиссионно и именно комиссия делает вывод о виновности работника в нарушениях и оценивает ситуацию как «заведомо реальную угрозу наступления тяжких последствий», подобный «коллективный» вывод может быть неправильным.

Так, оставление бригадой только что вырытого котлована без каких-либо ограждений, несмотря на фактическое отсутствие несчастного случая, смело можно квалифицировать как реальную угрозу тяжких последствий. А вот драка возле электрического щитка, по мнению суда, вовсе не означает реальной угрозы травмирования дерущихся.

Недоказанность причинно-следственной связи между фактом нарушения и наступившими последствиями

Приведенный выше пример показал еще одну распространенную ошибку – недоказанность причинно-следственной связи.

Казалось бы, практически сразу можно установить, что определенное действие или бездействие работника является причиной наступления несчастного случая на производстве или его реальной угрозы. Однако это не так. В каждом конкретном случае такая связь может либо отсутствовать, либо наличествовать. И данный фактор устанавливается комиссией. А как мы отметили выше, даже комиссия может ошибаться, что впоследствии подтверждает решение суда.

Так, работодатель может годами нарушать требования охраны труда, а сотрудник умрет на рабочем месте от острой сердечной недостаточности, которая не явилась прямым следствием невыдачи работнику средств индивидуальной защиты - спецобуви и одежды. Или, наоборот, вследствие непроведения аттестации рабочих мест не были выявлены вредные факторы труда сотрудника, которому такие условия труда противопоказаны по медицинскому заключению. В результате стечения указанных обстоятельств у него развилось профессиональное заболевание, а причиной тому явилось нарушение работодателем требований охраны труда, повлекшее негативные последствия в виде ухудшения состояния здоровья работника.

Увольнение по пп. «д» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ является мерой дисциплинарного взыскания, предусмотренной ст. 192 ТК РФ. Следовательно, увольнение производится с учетом процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности, установленной ст. 193 ТК РФ. Для того чтобы нарушитель был наказан за дисциплинарный проступок, необходимо, помимо прочего, наличие причинно-следственной связи между его неправомерным поведением и возникшим ущербом.

Неправильное установление виновного

Нередко складывается парадоксальная ситуация: на предприятии всегда нарушаются требования охраны труда. Однако при наступлении какого-либо несчастного случая на производстве или возникновении иных негативных последствий работодатель находит «крайнего» и его наказывает. Это не так страшно, если наказание заключается лишь в замечании, а вот если работника увольняют за нарушение охраны труда, ситуация усугубляется судебным разбирательством.

Проблема может осложниться и тем, что работник, признанный виновным в нарушении, и вовсе ничего не нарушал, а нарушение было допущено со стороны самого работодателя, не обеспечившего соблюдения требований охраны труда на предприятии.

Имейте в виду: если работодателем нарушаются требования охраны труда, это не означает автоматического возникновения у него права увольнять за нарушение этих требований ответственного работника, тем более, если вины последнего в нарушении нет.

Неправильное оформление документации комиссиями по охране труда, по расследованию несчастных случаев

ТК РФ установлены требования по процедуре формирования специализированных органов предприятия и оформлению документации, связанной с охраной труда и расследованием несчастных случаев на производстве. Так, ст. 218 ТК РФ урегулирован порядок создания комитетов (комиссий) по охране труда, а ст. 229 – порядок формирования комиссий по расследованию несчастных случаев.

Порядок проведения расследования несчастных случаев, в том числе объем и состав материалов, описан в ст. 229.2 ТК РФ. На основании собранных материалов расследования комиссия (в предусмотренных ТК РФ случаях – государственный инспектор труда, самостоятельно проводящий расследование несчастного случая) устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, а также лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, вырабатывает предложения по устранению выявленных нарушений, причин несчастного случая и предупреждению аналогичных несчастных случаев, определяет, были ли действия (бездействие) пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с работодателем либо участием в его производственной деятельности, в необходимых случаях решает вопрос о том, каким работодателем осуществляется учет несчастного случая, квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством.

К СВЕДЕНИЮ.

В оформлении документов поможет Постановление Минтруда России от 24.10.2002 г. №73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях».

Неправильное оформление создания органа предприятия, осуществляющего действия в области охраны труда, ставит под сомнение его полномочия. А неверное оформление документации или ее неполный объем могут стать причиной признания увольнения работника по пп. «д» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ незаконным. Такая ситуация возможна, если в нарушение положений ст. 229.2 ТК РФ комиссия не сделала нужных выводов, забыла что-то указать или приложить к материалам. К данному виду ошибки можно отнести также неуказание в сформированных документах конкретных норм, которые работник нарушил.

Для наказания нарушителя требований охраны труда факт нарушения должен быть установлен, а вывод должен следовать из акта комиссии по расследованию несчастного случая, а не из иных документов, сформированных в ходе расследования.

 

Работодатель планирует установить режим рабочего времени, предусматривающий разделение рабочего дня на части, для механиков по транспорту. В каких случаях возможно установление режима рабочего времени, предусматривающего разделение рабочего дня на части? Необходимо ли предупреждать об этом работника за два месяца?

Режим рабочего времени, предусматривающий разделение рабочего дня на части, вводится в определенных случаях: на тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены).

О предстоящем разделении рабочего дня на части работник должен быть уведомлен работодателем в письменной форме не позднее чем за два месяца до введения такого режима рабочего времени при его изменении в порядке, установленном ст. 74 ТК РФ.

При заключении с каждым из указанных в вопросе работников дополнительных соглашений к трудовому договору в порядке, установленном ст. 72 ТК РФ, двухмесячный срок предупреждения соблюдать не нужно.

В соответствии со ст. 105 ТК РФ на тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы.

Для некоторых отраслей актами федеральных органов исполнительной власти установлены перечни профессий и должностей работников, которым может быть установлен разделенный на части рабочий день. В отношении работников, замещающих должности механиков по транспорту, подобных нормативных актов федерального уровня нет.

Соответственно, в рассматриваемом случае работодатель исходя из норм ст. 105 ТК РФ должен оценить необходимость и основания введения данного режима рабочего времени механикам по транспорту, а также предусмотреть возможности и методы учета их рабочего времени в этом режиме.

Учитывая, что Трудовой кодекс РФ не указывает ни на количество частей, на которые может быть разделен рабочий день сотрудника, ни на минимальное или максимальное количество часов перерыва между частями рабочего дня при разделении, рабочий день работников может быть разделен на части по усмотрению работодателя. При этом разделение рабочего дня работников на части должно быть вызвано объективными причинами и наличием особых условий труда (смотрите определение Нижегородского областного суда от 07.08.2012 N 33-5783/2012).

При наличии таких причин и особых условий труда разделение рабочего дня на части производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (при его наличии) (ст. 105 ТК РФ). А при установлении такого режима необходимо помнить, что независимо от количества частей, на которые разделен рабочий день сотрудника, общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленной продолжительности ежедневной работы (смотрите часть вторую ст. 91, ст. 94, ст. 104 ТК РФ).

Также необходимо помнить, что положения локальных нормативных актов становятся обязательными для исполнения только после ознакомления работников с ними.

Поэтому с локальным нормативным актом, устанавливающим возможность разделения на части рабочего дня конкретных категорий работников, работники, указанные в вопросе, должны быть ознакомлены под роспись (ст. 22 ТК РФ). В последующем, если такой режим работы будет сохраняться для работников, принимаемых на соответствующую должность, с данным локальным актом необходимо будет знакомить вновь принимаемого сотрудника непосредственно при приеме на работу (ст. 68 ТК РФ).

При этом принятия одного локального нормативного акта, устанавливающего возможность разделения на части рабочего дня указанной категории работников, и ознакомления с ним работников под роспись недостаточно.

Ведь по смыслу закона режим рабочего времени всегда является условием трудового договора, даже когда он не отличается от общих правил, и поэтому может не указываться непосредственно в тексте договора (смотрите ст. 100, ст. 57 ТК РФ). А в силу ст. 72 ТК РФ изменение любых определенных сторонами условий трудового договора, в том числе и не подлежащих обязательному включению в трудовой договор, допускается только по письменному соглашению сторон этого трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ.

Поэтому для установления нового режима рабочего времени работодателю необходимо заключить с сотрудниками, режим работы которых меняется, соглашения в письменной форме, дополняющие трудовой договор условием о новом режиме работы. В соглашении указываются все изменившиеся условия рабочего времени.

По общему правилу дополнительное соглашение к трудовому договору действует с момента его подписания работником и работодателем либо с момента, указанного в самом соглашении (по нашему мнению, правила о вступлении трудового договора в силу, предусмотренные частью первой ст. 61 ТК РФ, действуют и в случае заключения дополнительных соглашений к трудовому договору). Поэтому при заключении таких соглашений предупреждать работников об изменении режима рабочего времени (разделении рабочего дня на части) заблаговременно нет необходимости.

В одностороннем порядке работодатель может изменить условия трудового договора только в том случае, если по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены (часть первая ст. 74 ТК РФ).

В таких случаях о предстоящих изменениях и о причинах таких изменений работник должен быть уведомлен работодателем в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения (часть вторая ст. 74 ТК РФ). Новый режим рабочего времени начнет действовать для работников не раньше чем истечет установленный уведомительный срок.

Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель, в силу части третьей ст. 74 ТК РФ, обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. Работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

При отсутствии подходящей работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается согласно п. 7 части первой ст. 77 ТК РФ (часть четвертая ст. 74 ТК РФ).

Если же обстоятельства, предусмотренные ст. 74 ТК РФ, отсутствуют, изменение режима рабочего времени происходит только путем подписания с работниками дополнительных соглашений к трудовым договорам и только с согласия работников, то есть в индивидуальном порядке для каждого работника (смотрите также постановление кассационной инстанции - Президиума Архангельского областного суда от 23.05.2012 N 44г-0006)*(2).

К сведению:

В силу ст. 149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

К условиям, отклоняющимся от нормальных, может быть отнесена и работа с разделением рабочего дня на части (смотрите, например, п. 1.7 Постановления ВС РСФСР от 01.11.1990 N 298/3-1). Поэтому работникам, рабочий день которых разделен на части, устанавливают доплату компенсационного характера.

 

Эксперт Каменщиков Александр

Правила трех вещей, которые притянут счастье в вашу жизнь.
Правила трех вещей, которые притянут счастье в вашу жизнь

Большинство наших несчастий, недугов, горя, плохого самочувствия и недовольства жизнью — это лишь следствие ваших плохих мыслей и необдуманных действий! Так часто мы забываем о самом главном, размениваясь на разные материальные мелочи, а ведь самое главное — это жить в полной гармонии с самим собой.

Однажды один древний мудрец сказал, что существует всего лишь 3 вещи, на которых построена вся наша жизнь. И именно это число 3 имеет мистическое значение практически во всех культурах и религиях по всему миру.

Золотое правило 3-х вещей обнажает суть всех вечных ценностей, которые являются основой нашего мироздания. Так что, придерживаясь его, можно познать секрет счастья и увидеть, как постепенно налаживается наша жизнь!

Правило 3 вещей: Восточная мудрость

3 вещи, которые никогда не возвращаются обратно: время, слово, возможность.

3 вещи, которые нам не следует терять: надежда, спокойствие, честь.

3 вещи, которые имеют наибольшую ценность: любовь, убеждение, доверие.

3 вещи, которые в жизни ненадежны: власть, удача, состояние.

3 вещи, которые определяют человека: труд, честность, достижения.

3 вещи, которые разрушают человека: гордыня, злость, вино.

3 вещи, которые труднее всего сказать: «Прости», «Я люблю тебя», «Помоги мне».

Ключи к заветному счастью — это твои поступки и отношение к себе и окружающим. Не давайте этим ключам заржаветь!



В избранное