Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Трейдинг. Психологический аспект торговли на бирже. Цена и ценность.


Материалы психотерапевта доктора Элдера.

Что такое "цена"? Когда я задаю этот вопрос на семинаре, то получаю самые разные ответы. "Цена - это ощущаемая
ценность". "Цена - это столько, сколько в данный момент один человек готов заплатить другому за какой-нибудь
товар". "Цена - это столько, сколько заплатил последний из покупателей. Это - цена на данный момент". "Нет,
цена - это сколько заплатит следующий".

Если биржевик не может дать точного определения цены - значит, он не понимает, о чем рассуждает. А понять это
необходимо! Ведь успех биржевика зависит от того, как он будет работать с ценами. В поисках ответа на,
казалось бы, простой вопрос некоторые биржевики входят в раж, и начинается оживленный спор, как в этой
записи одного из семинаров:

- Вот вам пример наихудшего случая. Акции компании "Зингер" продавались за 100 долларов. При крахе 1929 года
спрос пропал, испарился. А один кричит: "Мне надо продать. Сколько дадите?" Кто-то из биржевых клерков возьми
да и ответь: "Доллар". И тот скупил. Скупил весь фонд.

- Цена - это сколько готов выложить больший дурак.

- - Это еще не все. Пойдем дальше. То, за что вы платите, ровным счетом ничего не стоит. Это всего-навсего клочок
бумаги. Единственная его ценность - размер его дивиденда по сравнению с государственными облигациями на данный
момент.
- Нет, он имеет ценность: это столько, сколько за него дадут. Но если нет желающих купить, тогда он
действительно ничего не стоит.
- Но он принесет доход.
- А если вы ставите деньги на партию соевых бобов? Вы же можете их съесть!
- Ну, а если акция без дохода?
- Зато с активами.
- Денежную ценность имеет компания, выпустившая акции. Она зарабатывает деньги.
- Хорошо. Допустим, я даю вам акцию компании "Ай-Би-Эм". Но покупателя не нашлось. На что годится тогда эта
бумажка? Разве что на растопку.
- Чтобы у "Ай-Би-Эм" - и не нашлось покупателя?! Такого просто не бывает. Здесь всегда есть и спрос, и предложение.
- А возьмите компанию "Юнайтед Эйрлайнз": в один день ее курс - 300 долларов, а буквально на следующий - уже 150.
- И ведь никаких изменений на авиалиниях не произошло; прибыль та же, активы те же. В чем же разница?
- Курс акции почти не имеет отношения к компании, которая ее выпустила. И курс акций "Ай-Би-Эм" почти не имеет
отношения к самой компании. Связь между курсом акции и самой компанией "Ай-Би-Эм" - как резинка, которая может
растянуться на километр. "Ай-Би-Эм" идет себе своим шагом, так что она и цена весьма далеки друг от друга.
- Цена - это точка пересечения кривых спроса и предложения.
Настоящий биржевик должен знать, что такое "цена". Нужно знать, что измеряешь - только тогда есть смысл включать
ся в игру на повышение или понижение акций, опционов и фьючерсов. И валютных пар добавлю я к мысли Элдера.

Как разрешить спор?
Биржевиков можно разделить на три группы: покупатели, продавцы и колеблющиеся наблюдатели.
"Цена спроса" (ask price) - это цена, которую запрашивает за свой товар продавец.
"Цена предложения" (bid price) - это цена, которую предлагает за этот товар покупатель.
Споры между продавцами и покупателями - явление постоянное. Покупатели хотят заплатить как можно меньше,
а продавцы - взять как можно больше. Если представители обеих групп будут каждый стоять на своем, сделка
никогда не состоится. Нет сделки - нет и цены: ведь цены продавца и покупателя - лишь их желаемые ими цены.
У продавца есть выбор: либо дождаться роста цен, либо согласиться на предложенную меньшую цену. У покупателя
также есть выбор: либо дождаться снижения цен, либо надбавить свою цену.
Сделка совершается в тот момент, когда обе стороны оценивают рынок одинаково: либо напористый бык, согласившись
на условия продавца, платит за товар больше;
либо боязливый медведь, согласившись на условия покупателя, продаст товар дешевле. Колеблющиеся биржевики
своим присутствием побуждают к действиям и быков, и медведей.
Торгуйся продавец и покупатель без свидетелей, их переговоры могли бы затянуться надолго. Однако на рынке оба
поторапливаются. Ведь вокруг - масса колеблющихся наблюдателей, которые в любой момент могут стать
конкурентами.
Покупатель знает, что если будет чересчур долго раздумывать, то другой биржевик, вмешавшись в торги, уведет
товар. А продавец знает, что если не сбавит цену, то другой биржевик, вмешавшись в торги, может пойти на эту
уступку. Обилие колеблющихся биржевиков побуждает продавцов и покупателей быть посговорчивее друг с другом.
Сделка совершается в тот момент, когда два человека - покупатель и продавец - оценивают рынок одинаково.

Соглашение о ценности рынка (Consensus of Value)
Каждая точка цен на вашем котировочном экране отражает соглашение между покупателем и продавцом. Покупатели
покупают в расчете на рост цен. Продавцы продают в расчете на их снижение. Покупатели и продавцы торгуются
среди массы колеблющихся биржевиков. Последние могут стать игроками и на повышение, и на понижение, по мере
того как время идет, а цены меняются.
Покупая, быки толкают рынок вверх. Продавая, медведи толкают рынок вниз. Колеблющиеся биржевики ускоряют ход
событий, подстегивая продавцов и покупателей. На рынках играют люди со всего мира: лично, через компьютерную связь или через брокеров. Каждый может купить
или продать. Любая цена - это сиюминутное соглашение о ценности рынка, достигнутое биржевой толпой и
выраженное в факте сделки.
Цена - явление психологическое: это сиюминутная точка равновесия между игроками на повышение и понижение.
Цены создаются массами биржевиков: покупателей, продавцов и колеблющихся наблюдателей. Графики цен и объемов
торгов отражают психологию биржевой толпы.

Поведение биржевой толпы
Фондовые, фьючерсные и опционные биржи привлекают массу игроков - лично или представленных брокерами. Мелкие
сбережения и шальные состояния, деньги знатоков и растяп, банковские и частные капиталы - все стекаются на
рынок. Любая из цен представляет собой сиюминутное соглашение о ценности рынка, достигнутое покупателями,
продавцами и колеблющимися игроками в момент сделки. За каждым перепадом цен стоит толпа биржевиков.
Соглашение о ценности все время меняется. В одних случаях оно устанавливается в мирной обстановке, в других
- в буре страстей. В периоды затишья цены меняются понемногу. Когда же рынок охватывает паника или экстаз,
цены начинают скакать.
Представьте себе аукцион на корабле стоящем у причальной стенки: продается спасательный круг за сто долларов.
Да кому он там особо нужен. Эти круги в магазине можно купить за 80. А представьте тот же аукцион на (не дай
Б-г!) тонущем корабле. И за какую цену пойдет спасательный круг тогда? За 200, а может за 1000? Вот так же
скачут цены, когда какая-нибудь тенденция всколыхнет огромную массу биржевиков.
Опытный биржевик старается выбрать момент затишья для входа в игру и взять прибыль в штормовой период.
Затишье это обычно как раз срединная линия в канале цен.
Технический анализ рынка - это изучение психологии биржевой толпы. Каждый день - это сражение быков,
зарабатывающих на росте цен, и медведей, выигрывающих от их снижения. Цель технического анализа - определить
соотношение сил между быками и медведями, чтобы сделать ставку на более сильную группу. Если вы определите,
что существенное превосходство на стороне БЫКОВ, нужно покупать, а если сильнее медведи - продавать и играть
на понижение. В случае приблизительного равновесия сил_расчетливый биржевик держится в стороне. Пусть дерутся
желающие: он же вступит в игру, лишь удостоверившись в наметившемся перевесе одной из сторон. Цены, объем торгов и открытые сделки (open interest) отражают поведение толпы. То же самое касается и
индикаторов, основанных на них.
Технический анализ сродни опросам общественного мнения. Это сочетание науки и
искусства. Научная часть заключается в использовании статистических методов и компьютеров; творческая часть -
толкование полученных данных.

Читайте подобный материал на моем сайте ЗДЕСЬ.

В избранное