Мастерская Тренерских Технологий. Все для тренера 4 измерения работы фасилитатора. 17, 2010-02-16 09:05
>16/02/2010
>>Дорогой Подписчик!
>В этом выпуске:
Статья Ольги Кабалик, в раделе "Фасилитация"
>>Итак, Коллега. Начнем!
>4 режима фасилитации командных игровых видов деятельности на тренинге.
У каждого тренера есть свои предпочтения в способе фасилитации командной игры или
других интерактивных видов деятельности.
>>Предпочтения тренеров
Кто-то любит игры с зубодробительным соревнованием, жесткой конкуренцией, кто-то, наоборот, предпочитает идеи всеобщей сплоченности, любви и братства.
Некоторые тренеры ориентированы на жесткий регламент и четкие инструкции, прописывая на доске и чуть ли не заставляя участников повторять, кто, что и в каком порядке должен делать.
Некоторые намеренно
дают слегка размытые инструкции и не слишком ограничивают группу правилами, таким образом, стимулируя ее творчество и самостоятельность. Предпочтения есть у каждого.
Однако опытные тренеры знают, что универсального способа фасилитации командной игры не существует.
В зависимости от целей игры и тренинга в целом параметры работы фасилитатора меняются.
В последнее время мы заметили, что тренеры-новички частенько ищут на тренерских форумах готовые игры, в том числе командные, кратко
обозначая тип тренинга, его тему и иногда цели. Мы взяли важнейшие, на наш взгляд, измерения работы фасилитатора в проведении командных игр и предположили, что они могут лечь в основу новой типологии стилей – назовем их режимами фасилитации командных игр.
>>2 оси измерения режима фасилитации
В качестве измерений мы выбрали два фактора – стратегию поведения участников игры и структуру. Положим эти факторы в основу оси
координат.
>Ось «Соревнование – сотрудничество». Игра может быть нацелена на отработку как навыков сотрудничества, так и конкуренции.
Если фасилитатор ориентирует игру на сотрудничество, он выстраивает контекст и правила игры так, что, сотрудничая, команды достигают лучших результатов, чем при соперничестве. Однако соперничество также позволяет развить определенную группу навыков и личностных качеств, необходимых
в профессиональной деятельности. Левая сторона нашей горизонтальной оси будет олицетворять соперничество (соревнование), а правая – сотрудничество.
>Ось «Жесткая – гибкая структура». Под структурой мы понимаем последовательность и продолжительность этапов, наличие или отсутствие правил и ограничений, порядок введения правил и ограничений. Фасилитатор может быть ориентирован на жесткое структурирование игры или на ее гибкое
ведение.
Если он ориентирован на гибкую структуру, то он дает группе свободу выбора способа достижения цели и поощряет инициативу и креативность. Если же он ориентирован на жесткую структуру, то от группы ожидается четкое следование предписанным процедурам и правилам. Верхняя сторона вертикальной оси будет олицетворять жесткую структуру, а нижняя – гибкую.