Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Logist-ICS: статьи, анонсы, услуги Выпуск № 26 Таможня и ВТО


 

    О  компании        Учебный центр       Консалтинг         IT-решения          Рекрутмент          Клиенты       

 Содержание

Статья тренера
  • Таможня и ВТО
Новости учебного центра
  • Ближайшие мероприятия
 Статья тренера

Таможня и ВТО

В связи с предполагаемым вступлением России в ВТО участники ВЭД достаточно активно обсуждают таможенный аспект этого вступления. Прежде чем говорить о том, готова или не готова таможенная система Российской Федерации к интеграции в ВТО, стоит обратить внимание на то, для каких именно целей создавалась сама организация и какая роль в ней отведена таможенному регулированию. Как продекларировано самой ВТО, основной задачей данной структуры регулирование торгово-политических взаимоотношений участников организации.

Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим образом:
  • получение более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;
  • устранение дискриминации в торговле путем доступа к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов в случае, если они ущемляются партнерами;
  • возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.
Все страны-члены ВТО принимают обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином "Многосторонние торговые соглашения" (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами.
Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет по совокупности более 50 МТС и других правовых документов, основными из которых являются Соглашение об учреждении ВТО и прилагаемые к нему МТС.
Таким образом, мы видим, что Всемирная Торговая Организация отвечает, в первую очередь, интересам стран, которым есть что продавать. Членство в ВТО подразумевает взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождение, а также регулирование торговли преимущественно тарифными методами.
С этой точки зрения, таможня присваивается функции по урегулированию, сбору статистики. Ярким примером таможенной структуры такого типа является любая европейская таможня. Многим участникам ВЭД известно, что европейские таможенники намного лояльнее и спокойнее своих коллег. Они действуют четко по инструкциям, которых, в отличие от РФ не такое огромное количество. Причем инструкции не противоречат одна другой. В большей степени европейские таможенники озабочены правильностью декларирования ввозимых/вывозимых товаров, а также сбором статистики.

К сожалению, нынешнее состояние российской экономики не позволяет говорить о том, что Россия заинтересована в освоении новых рынков. Нам, в принципе, просто нечего поставлять кроме энергоресурсов и вооружения. Нет у нас необходимости в новых рынках сбыта. Зато велика опасность того, что поток импортируемой продукции на российский рынок, доля которой и сейчас уже непозволительно велика, окончательно захлестнет и погребет под собой российского производителя. На сегодняшний день наша, постоянно ругаемая и проклинаемая таможня, все еще является слабеньким, но заслоном на пути иностранной продукции. Она все еще выступает в роли защитника российской промышленности.

Созданная на обломках советской таможни, российская ее дочь, унаследовала большое количество контролирующих функций: таможня бдит и за наличием СЭЗ, и лицензий, и разрешений, и сертификатов. Не будем говорить о том, насколько четко и эффективно это все выполняется на местах, насколько коррумпированность сотрудников таможни, действительно, позволяет защитить россиян от контрафакта, некачественной, а подчас откровенно вредной продукции. Сама по себе, функция, заложенная в нынешнюю российскую таможенную структуру очень полезна. Хотя и доставляет логистам массу неприятностей и головной боли.

Еще одной важной, пусть и не очень приятной для участников ВЭД задачей таможни является сбор денег в бюджет государства. Российские таможенники добывают для своего государства в разы больше денег, чем их европейские коллеги. Связано это с тем, что, как уже было сказано выше, РФ в большей степени покупает-продает, чем производит.
Таким образом мы видим, что задачи и функции российской таможни и таможен стран-участниц ВТО существенно различаются. Различие в задачах обуславливает различие в механизмах таможенного оформления, правилах, законодательной базе.

В настоящее время мы в прямом и переносном смысле находимся по разные стороны, пусть не баррикад но кордона. Российские и иностранные таможенники откровенно не понимают друг друга. Для большинства из них таможенное оформление у другой стороны является темным лесом.
На сегодняшний день это незнание и непонимание выливается в задержки при таможенном оформлении: наша таможня не всегда толком знает как читать тот или иной документ, а "импортный" таможенник недоумевает, зачем с машиной идет ворох непонятных документов и почему ему надо ставить печать на кредит-ноте, выпущенной по поводу пробитой бочки.
Однако в преддверии возможного вступления в ВТО ситуация начала усугубляться. Обе стороны одержимы желанием гармонизировать свои системы, привести наши таможенные стандарты в соответствие со стандартами стран членов ВТО. А как можно говорить о приведении в соответствие того, о чем не имеешь ни малейшего представления?

С пожеланиями успехов,

Мария Канаева,
руководитель отдела логистики А/О Байер.
Эксклюзивный тренер-консультант Информационно-консалтинговой службы Logist-ICS

 Новости учебного центра

Ближайшие мероприятия
  • Продолжает действовать акция: 10% скидка при участии в двух семинарах в июне и в июле!


  • С уважением,
    Logist-ICS

     

    В избранное