Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Неестественность целостного видения


Сайт рассылки 
Open Organizer

Неестественность целостного видения   

Нашли себе какое ни будь дело, на которое вы никогда не могли осмелиться раньше?  Действие, которое помогло бы вам превратить заочную веру в свои силы в очную? Еще нет? 

"Надо! Надо! Надо нам, ребята, 

Жизнь красивую прожить!

Надо что то Главное, ребята

В нашей жизни совершить" (засел отрывок из песни времен "застоя" )

Надо! Чтобы не было до соплей обидно, выйдя на пенсию обнаружить, что до сих пор ещё и не жили. В наше время и в вашей сфере продолжительность жизни низкая - беспокойство, многолетнее нервное истощение и инфаркты косят стройные ряды менеджеров и руководителей. Может не хватить времени и не остаться сил наверстать упущенное. 

Странно жизнь устроена. Как часто люди выбирают рисковать, нервничать, беспокоиться и выбиваться из сил для кого то, но не для себя. Причем, удивительно, что делать приходится то же самое! 

Представьте, двум парням третий говорит: "Ребята, на той горе строится обзорная площадка. Нужно доставлять туда стройматериалы. Платят столько то." Они соглашаются и таскают тяжести по горной тропе. Рискуют свалиться в пропасть, замерзнуть, подвернуть ногу. В общем, подвергнутся всем опасностям, связанным с постоянными восхождениями в горы.

Один из ребят, что таскает грузы - тот, кто эту площадку задумал. Другой таскает тяжести для чужой площадки, а заодно и для своего фуникулёра, который он решил построить рядом. Третий просто нашёл подходящую работу.

Все таскают тяжести по одним и тем же горным тропинкам, тратят одинаково силы, одинаково рискуют. А спустя некоторое время один оказывается владельцем обзорной площадки, второй - фуникулёра, а третий... Нет, не владельцем фирмы по доставке грузов - он всё так же таскает тяжести. Ему платят "столько то".

Почему так?

Про одну серьезную причину я услышал сегодня утром по телевизору. Да, прямо по телевизору. Бывает же такое. Раньше людям были пророческие голоса с неба, а теперь из телеэфира.

В общем, наткнулся на концовку сюжета, где один художник рассказывал и показывал, как он создает портреты из мозаики. Весь стол был уставлен коробочками с мелкими (с рисовое зернышко) кусочками цветного стекла и эмали. Разных цветов и оттенков. Художник брал пинцетом и клеил на доску подходящие по оттенку кусочки. Получался портрет. В конце сюжета "голос с неба", вернее за кадром, резюмировал:

"Стать художником по мозаике непросто, но можно. Главное быть терпеливым и уметь видеть будущую картинку целиком"

Точно! Меня жена (когда мы все с малым занимались рисованием) всегда удивленно спрашивала, как ты рисуешь? Как получается, что всё оказывается на месте? 

И в самом деле, когда рисуют люди не умеющие этого делать, начинают с какой то части (например, ноги) и постепенно пририсовывают последовательно остальное. Выходит, конечно, черти что. Таким манером способен рисовать только плоттер, потому что у него фото в памяти и программа точного позиционирования и масштабирования.

А у людей не так.

После фразы из телевизора, я понял, как. А заодно и объяснение Микеланджело, как он создает скульптуры: "Беру подходящий кусок мрамора и отсекаю всё лишнее." 

Так вот, когда я рисую, я вижу как бы готовое изображение (фото) и просто его обвожу, прорисовываю, накладываю тени, цвет и свет. 

Обводить просто, не так ли? Главное - видеть будущее изображение в целости.

Это умение видеть ещё несуществующее - замечательное умение, но оно же может стать  и источником проблем. 

Каких? Я, например, столкнулся по меньшей мере с двумя.

Одна проблема в том, что я вижу то, что другие ещё не видят.

Другая, что многим со стороны не видно что я делаю.

Мне врезались в память слова моего хорошего приятеля и сотрудника, с которым мы начинали работать, мотаясь по сельским АТС. В последствии он стал начальником лаборатории, а я главным инженером узла. Как то мы разговорились. О трудностях работы с сотрудниками и вообще организации дел:

"Слушай, Генадич! Как так получается, что ты вроде ничего не делаешь - не кричишь, не давишь, не ругаешься, не... - а получается так, как тебе надо?"

Тогда я не мог бы толком объяснить этого эффекта. Сейчас, на примере с рисованием, постараюсь. 

Я уже наверно надоел с этим рисованием. Но я "привязался" к нему потому, что наконец то, к сорока годам, понял свой образ мысли и действий. Раньше мне не было нужды подумать, что если я рисовал практически ежедневно по несколько часов в сутки с 5 до 16 лет (более 10 лет, дальше - реже), то это занятие наложило серьезный отпечаток на мою личность. 

Так вот, видели ли вы, как рисуют, например, портрет? Посмотрите, когда представится возможность. А я опишу на что обратить внимание.

Сначала наносят 4-5 штрихов обозначая как бы рабочее пространство. Потом несколько линий - нечто такое угловатое, то ли ромб, то ли квадрат - "овал лица" Потом несколько линий - оси носа, глаз, губ... В общем, первые 30 - 40 линий и штрихов, если не знать, что именно рисуется и кто рисует - имитация процесса сумасшедшим. 

Еще линий через 20 уже можно понять, что рисуется чья то голова. Еще штрихов 30 - можно догадаться кого рисуют. Особенно, если показать оригинал. И только потом уже сразу начинают узнавать, кто изображён на рисунке. 

А что бы довести рисунок до фотографической точности, тут уж подсчитать сколько нужно наложить штрихов, растушевок, теней и т.д. и т.п. Наверно тысячи, если не десятки тысяч. 

Так вот, возвращаясь к вопросу про "ничего не делаешь, а получается, как надо"... 

Действую я так же, как рисую. Вижу общую картину, совершаю нужные для достижения результата действия, говорю нужные слова. "Набрасываю штрихи". 

Но вначале, если смотреть со стороны, кажется, что это несвязанные между собой действия. А если сказать, что они являются чем то единым, направленным на решение конкретной задачи, то покрутят пальцем у виска.

Когда рисуешь вопрос об адекватности решается просто - подожди 2-3 минуты и все непонятные штрихи уже складываются в картинку. 

С изменениями в сфере управления людьми и процессами сложнее. Масштаб времени увеличивается многократно. Последствия какого то разговора или действия могут стать очевидными через недели или месяцы. А могут так и остаться не узнанными и невидимыми, как разметочные штрихи под последующей растушевкой. 

Растянутость процесса во времени и кажущаяся хаотичность делают его незаметным.

Говорят, что лягушку можно сварить незаметно для неё, если подогревать воду медленно и малыми долями. 

Не знаю, лягушек варить не пробовал, зато могу рассказать, как ловили черепах в детстве. 

Они жили в болотистом мелком (по колено, по пояс) пруду и в воде были неуловимы. На берегу они не попадались - только в воде или на кочках - островках. Чуть что - нырь под воду и нет её. Через несколько минут ей обязательно придется высунуть голову над поверхностью воды подышать, но сделаешь шаг и голова снова скрылась. 

Однако, у детей много времени, терпения и наблюдательности. Мы выяснили, что черепахи не видят медленных движений. Если приближаться очень медленно и плавно, где-то по шагу в минуту, то можно подойти практически вплотную и быстро схватить руками.

Как говорится, песец подкрался незаметно. 

Люди конечно не черепахи. Но зацикливание на собственных делах и современная технократическая система образования частенько делает нас весьма костными. 

Эгоцентричность - свойство естественное и повсеместное. Что человека должно волновать прежде всего, как не он сам? А вот техноцентрированное образование - увы, не естественное. Но так как практикуется повсеместно уже несколько столетий, то воспринимается как естественное. И здесь подвох.

Под воздействием всей системы образования у людей с детства подавляется умение удерживать в голове цельный образ и способность видеть в штрихах - будущую картинку. Вытравляется творческий, художнический или композиторский способ мышления. Комплексный.

Внедряется же способ мышления и действий - функциональный и ограниченный. Система образования готовит кадры для работы и существования в мире автоматов и механизмов, поэтому формирует человека по их образу и подобию. Потому, что человеку выросшему на природе очень некомфортно и почти невозможно будет органично влиться в среду чернорабочих на каком ни будь металлургическом комбинате. От запаха мазута, масла и всех сопутствующих прелестей он изойдет пятнами и впадёт в тоску.

Да что далеко ходить? Мой пацан замучил жалобами на запах бензина в машине. Ну, ладно, моя двенашка, российский автопром, но ведь и в Лексусе,  и в Инфинити! То есть ещё не привыкший к индустриальным запахам человек чувствует себя плохо там, где мы себя чувствуем комфортно! 

Так вот, что бы жить в индустриальной среде нужно сделать человека "немного автоматом". А автомат - это четкие функции, нормы, правила, программы. Есть план, программа, есть начало, есть части, сделал одну, переходи к следующей.

И становясь "немного автоматами", люди становятся и "немного черепахами". 

Они видят процессы, только если они проходят достаточно быстро, концентрированно, прямолинейно, четкими разграниченными этапами. 

Если же северный белый пушной зверек подкрадывается медленно, то он остается незамеченным.

Например, в 2000 -ом году, я уже был первым зам директора, как раз  начались первые незначительные изменения в структуре и политике ОАО "Электросвязь". Я практически в точности предсказал во что в недалёком будущем превратится наш районный филиал. Разругался в хлам с непосредственным шефом, пытаясь подтолкнуть его к действиям, создал фирму под "дочку", убеждал, что скоро в наших руках никакой серьезной власти и влияния не останется, что пока мы самостоятельный филиал, нужно срочно выстраивать свою структуру, через несколько лет нас сведут до уровня цеха и мы уже ничего решать не будем... Что вы! Это невозможно! Ты с ума сошел!

Через 2 года уже до всех начало доходить, куда дело катится, но ещё думали, что обойдется. Не обошлось. 

Спустя пять лет - филиал превратился в центр услуг связи с подчинением не Москве напрямую, а через объединённый узел, да и тот уже в разы не так самостоятелен, как был филиал. Денег своих нет, печати нет, права заключения договоров нет, всё нужно выпрашивать, как на паперти... 

Шеф уже просто не находил себе занятий, все основные потоки информации и руководящие каналы шли уже мимо местного уровня руководства - большинство подразделений уже вошло в состав объединенного узла и их непосредственные начальники сидели там. "Ты был прав", -  всё чаще говорил он мне. А толку? Приплыли.

Я ушел заниматься бизнесом, шеф упал с инфарктом, на остатки "былого величия" поставили как раз начальника цеха. То есть теперь для руководства урезанным до уровня небольшого подразделения, как раз достаточно компетенции начальника цеха. 

Такие вот проблемы.

Видишь будущий рисунок, а людям не можешь показать ни чего, кроме почти чистого листа с хаотичными линиями. 

А что бы стало на что то похоже нужно время. Или способность видеть.

Скажете: "бизнес - это не рисование, а черчение"?

Как знать.

 

Возразить автору, поддержать автора, дополнить автора, двинуть свою мысль.


 

 Виктор Лымбин          

 

 

Всегда доступен на сайте и по эл. почте


В избранное