Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Маркетинг и маркетинговые исследования


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Маркетинг и маркетинговые исследования
    Выпуск № 7   ОБЪЕМ, ТЕНДЕНЦИИ И СТРУКТУРА РЫНКА МОЛОКА.

     Молоко – это полезный и важный  продукт питания, и рынок молока – это один
из важнейших  продовольственных  рынков. Все происходящее на нем имеет существенное
значение и для  потребителей, и для  производителей, и для иных участников этого
рынка.
     Очень важным критерием для продовольственных рынков в России является объем
импорта, поэтому и данный обзор начинаем с обзора импорта молока на российский
 рынок.  Объем поставок молока и молочных продуктов (в пересчете на молоко)
в Россию  невелик и  составляет около 0.3 % от общего объема импорта продовольствия.
     Структура импорта цельного молока и молочных продуктов (без добавления
сахара)  в Россию в пересчете на молоко в процентах от общего объема, по странам
импортерам представлено в таблице 1.

Страны импортеры           % от общего объема
Литва              18.5
Латвия             15.4
Германия                   31.4
Финляндия          13.5
Эстония             4.4
Другие страны      16.8
                                                            Таблица 1.

Структура импорта сухого молока представлена в таблице 2.

Страны импортеры        % от общего объема
Литва                 14,7
Украина               14,5
Германия              13,4
США                    9,8
Нидерланды            10,6
Другие страны         37
                                                Таблица 2.

    В настоящее время существует тенднция к сокращению  среднедушевого потребление
молока и молочных продуктов, в пересчете на молоко. В таблице 3 приведены значения
среднедушевого потребления молока в России за несколько лет.(в кг)

1996    1997    1998    1999    2000
232     229     221     217     215
                                                                                                Таблица 3
Для сравнения: среднедушевое потребление молока в Финляндии в 1998 году составило
317, а в Великобритании 292.
    При этом растут расходы домашних хозяйств на молоко и молочные продукты,
в пересчете на молоко в  процентах от общего бюджета в процентах приведена в
таблице 4.

1993    1994    1995    1996    1997    1998    1999    2000
5.9     5.9     7.4     6.8     6.1     7.3     7.0     7.1
                                                                                                                        Таблица 4.
    В результате снижения потребления молока и молочных продуктов объем рынка
молока в России за последние годы тоже снижается.
    В таблице 5 поведено изменение объема рынка молока и молочных продуктов
в пересчете на молоко по годам в млн. тонн.(объем рынка приведен с учетом промышленного
потребления)

1995    1996    1997    1998    1999    2000
47.2    42.78   41.66   39.56   37.06   34.96
                                                                                                            Таблица 5.

    На фоне снижающегося объема рынка возрастает конкурентная борьба между различными
производителями. При сокращении рынка и обострении конкуренции известность торговой
марки – один из ключевых компонентов ее ценности.
Известностью называется способность покупателя идентифицировать марку.

ИЗВЕСТНОСТЬ МАРОК - УЧАСТНИКОВ РЫНКА В МОСКВЕ.

    Марка, которая называется респондентов первой спонтанно, имеет очень важное
значение. Она является лидером рынка в сознании потребителей. Ее потребитель
в первую очередь связывает с категорией продукта, к которому марка относится,
т.е. к молоку
   Марками - лидерами рынка по приоритетной спонтанной известности в Москве
является «Домик в деревне» - 34%. Сильные позиции в Москве так же имеют: «Лианозовское»
-13%, «Милая Мила»- 11%, «33 коровы» - 9%, «Био макс» - 8 % и разливное молоко
(здесь и далее с учетом молока расфасованного в литровые целлофановые пакеты)
- 16%, другие марки 9%.
Спонтанная известность-припоминание относится к маркам, которые респонденты
назвали случайно, но не в качестве первой известной им марки, так сказать известность
припоминание выявляет вторую группу конкурентов. Здесь лидируют «Домик в деревне»
(32%), «Милая Мила» (26%), «Лианозовское» (12%), «33 коровы»(11%), и разливное
молоко (10%).
Известность-узнавание с поддержкой –это  показатель, дающий широкое представление
о состоянии рынка в сознании покупателей. Респондентам предлагается по перечню
марок назвать те, о которых они слышали. Известность-узнавание идентифицирует
марки, узнаваемые в местах продажи. В Москве покупатели способны идентифицировать
марки: «Домик в деревне» (94%), «Милая Мила» (81%),  «Лианозовское» (75%), «Можайское»
(67%), разливное молоко (73%), «Чудо-молоко» (48%) и «Останкинское» (47%), «33
коровы»(32%).
   Степень ассоциирования марки с категорией продукта показывает степень ассоциирования
потребителями марки с определенной категорией продукта. Низкий уровень указывает,
что марка не ассоциируется с молоком, что вызывает отвержение марки частью покупателей.
Московские покупатели с такой категорией продукта, как молоко, ассоциируют в
первую очередь «Домик в деревне» (37,2%), «Лианозовское» (16,8%), «Био Макс»
(12,5%) и «Милая Мила» (11,2%)

   ИЗВЕСТНОСТЬ РЕКЛАМЫ МАРОК - УЧАСТНИКОВ РЫНКА МОЛОКА В МОСКВЕ.

   Уровень замеченности рекламы указывает на  эффективность рекламы.
Уровень замеченности - это процент респондентов, которые говорят,
что ранее видели рекламу товара. Уровень известности оказывает значительное
влияние на показатель способности припомнить рекламное сообщение. Чем выше известность
марки, тем сильнее сообщение воздействует на рынок. Марками - лидерами по показателю
замеченности рекламы в Москве являются «Домик в деревне» и «Милая Мила».
   Но не всегда высокие показатели замеченности рекламы указывают на ее эффективность.
Одним из параметров эффективности рекламы является рост известности марки и
рост продаж. Удачное, но имеющее менее интенсивные повторы рекламное сообщение
дольше поддерживает известность в сознании потребителей.

Показатель намерения совершить покупку молока - УЧАСТНИКОВ РЫНКА МОЛОКА В МОСКВЕ.

    Коэффициент намерения использовать марку в будущем показывает соотношение
потребителей, узнающих марку в продаже с потребителями, которые намерены купить
марку при следующей покупке. Количество потребителей, намеренных купить марку
в будущем, составляет ядро продаж, вероятность которых очень высока. Чем выше
коэффициент намерения использовать марку в будущем, тем больше потребителей
решили ее использовать. Низкий индекс намерения использовать марку показывает,
что часть потребителей по каким-либо причинам решили не использовать марку в
будущем и «переключиться» на другие марки.
     Самый высокий коэффициент в Москве имеет «Домик в деревне», за ним следуют
разливное молоко,  «Лианозовское» и  «Милая Мила».
     Очень интересным результатом исследования было распределение
приверженности к маркам молока в разных округах Москвы. Это распределение по
большинству приведенных выше марок не равномерно. Так же неравномерно распределения
предпочтений руководителей молочных отделов (магазинов) к закупке различных
марок молока в торговых организациях разной торговой площади.

     При подготовке данной  рассылки были использованы:
база данных Государственного комитета по статистике РФ за 1995-2001 гг.,
справочники, публикации  журнала «Russian food market», данные исследований
рынка молока в апреле – мае 2001 г. в Москве.  Расчет объема рынка проводился
по формуле:
запасы + производство - экспорт + импорт - потери за год.
Успехов в работе. При подготовке рассылки использовались открытые материалы сети Интернет. Р.Сидорчук mmuller@mail.ru

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Рейтингуется SpyLog

В избранное