Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Маркетинг и маркетинговые исследования


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Маркетинг и маркетинговые исследования

Рассылка маркетинг и маркетинговые исследования. ВЫПУСК 5. На Московском  рынке требуется новая  стратегия. (Обзор исследования рынка замороженных овощей, ягод и фруктов)

 

Замороженные фрукты и овощи, в том виде как мы привыкли их видеть, имеют в России сравнительно недолгую историю. В Советский союз поставлялись замороженный картофель  и замороженные ягоды, и фруктовые смеси из Польши. С 1994 года, торговые связи России с Польшей получили новое развитие  и замороженные овощи, фрукты и ягоды стали вновь завозиться в нашу страну из Польши. К этому времени  у Польской продукции появились конкуренты – замороженные овощи и смеси из Бельгии, Нидерландов и др. Рынок замороженных овощей, ягод и фруктов с начала 90-х годов рос интенсивными темпами, ежегодно почти удваивая свой объем, и основными поставщиками на российском рынке стали производители из Польши и Бельгии. Это продолжалось до августов­ского кризиса 1998 года, когда после масштабной девальвации рубля импортная замороженная продукция стала слишком доро­гой для большинства россиян. Это немедленно сказалось на объеме и структуре рынка. Поставки  в последующий после кризиса год сократились в три раза. Структурные изменени­я, затронули продукцию и производителей, торговых компаний, стратегию деятельности. Структуру замороженных продуктов на сегодняшний день можно видеть на диаграмме 1.

Диаграмма 1.

После кризиса 1998г. на российском рынке замороженных овощей лидерство захватили Польские производители, и основная конкурентная борьба развернулась между Польскими фирмами, хотя кроме их основных конкурентов Бельгийских и Нидерландских производителей, в России начался активный процесс по созданию собственных производств и торговых марок замороженных овощей, ягод и фруктов.

 

Диаграмма 2.

Поэтому наиболее перспективными для сотрудничества иностранными  компаниями, предлагающим замороженные овощи, ягоды и фрукты на Российском рынке можно назвать в основном польские фирмы.  Это такие компании как:  "HORTEX" (Эту компанию  http://www.hortex.com.pl , можно назвать символом  отрасли, она является основным поставщиком замороженных овощей, ягод и фруктов на российский рынок, еще с советских времен. "HORTEX"  - компания, выросшая на богатой традиции польского садоводства и присутствует на этом рынке 44 года. Фирменный знак "HORTEX" свидетельствует, прежде всего, о качестве выпускаемой продукции, и именно поэтому, концерн "HORTEX" выигрывает с другими товарными марками не только Польши, но и западных стран.);   Компания "CHLODNIE ZGODA", является одним из лидеров отрасли. Ее продукция замороженные овощи и ягоды широко известна не только в России, но и в Европе; Компания  «АГРАМ»,     суще­ствует с 50-х годов, тогда она назы­валась "Хлодня - Люблин" и с 1995 года она существует как "Аграм". На российском рынке она с 1993 года.   Но российские компании - производители не остались в стороне от столь привлекательного рынка.  В последние годы все активнее на рынке проявляют себя отечественные производи­тели замороженных овощей, фруктов и ягод. Российские компании действуют по двум основным направ­лениям  на этом рынке. Во первых  это расфасовка продукции импортного и отече­ственного производ­ства на производст­венных мощностях в России под своими торговыми марками. Во-вторых - это самостоятельное производство из российского сырья  замороженных овощей, фруктов и ягод. Можно назвать несколько торговых марок выпускаемых в России замороженных овощей и фруктов, это:  «Снежана» (ТД «Лёдово», Долгое Ледово,  Щелковский р-н, Московская область http://www.supplier.ru/members/memb004.htm); «4 сезона» и  «Наш шеф» (ЗАО «Хладокомбинат Западный», г. Одинцово, Московская область); «Янтарное» (ООО «ЯНТАРНОЕ» Аксайский район, Ростовская область http://www.yantarnoe.ru );  компания "Эликом", которая осенью прошлого года наладила производство мороженых овощей под  торговой маркой «Эликон» в Краснодарском крае используя в основном отечественное сырье. Мощность линии невелика и составляет несколько тонн в сутки. В прошлом году в компания «Эликом» стала замораживать смесь с цветной капустой, зеленый горошек с морковью, сладкий перец.                                        По итогам прошедшего сезонного пика торговли замороженными ово­щами и фруктами, который принято считать с января по март, можно говорить о продолжении  роста продаж замороженных овощей, фруктов и ягод, и  о дальнейшей  готовности рынка к росту. Основные продажи замороженных овощей, ягод и фруктов приходятся через компании  Московского региона,  по некоторым оценкам до 80 % всех продаж.

Диаграмма 3.

Основное изменение товарной структуры по сравнению с до кризисной товарной структурой - это уменьшение доли различных смесей и увеличение доли однокомпонентных продуктов. Не смотря на существенные улучшения в снабжении Москвы свежими овощами и фруктами в зимний и весенний период, как видно из

Диаграмма 4.

 диаграммы 4 (по данным ГОСКОМСТАТА) потребление свежих овощей и фруктов  снижается в 1-2 квартале (с января по июнь),  во многом за счет повышения цены. К тому же, по результатам некоторых исследований, во время сушки овощи теряют около 70-80 % витамина «С», а в процессе консервации порядка 45-55 %. Поэтому  замороженные овощи и фрукты могут по своим характеристикам  удовлетворить потребность  покупателей в овощной продукции и фруктах в этот период.

Диаграмма 5.

Это связано с тем, что полезные свойства продуктов сохраняются в результате «шоковой» заморозки.  Так,  потери по витамину «С» составляют всего 20-30%.  На приведенной выше диаграмме,  представлено изменение емкости рынка замороженных овощей и фруктов в Москвы за последние несколько лет.

С замороженными овощами, ягодами и фруктами на рынке Московского региона наиболее активно работает ряд торговых компаний. Это компании: «Инко» ( http://www.inco.ru ), «Мультифрост», «Тимакс» ( http://www.timax.ru/ ), фирма «АЙС-БИТ» (http:// www.icebit.ru представитель торговой марки «4 сезона», «Наш шеф»), компания «ДАРТ» (http://www.grdart.ru/ ),  ООО ТФ «Страйл»( представитель производителя торговой марки «ЭЛИКОМ»),  ТД «Лёдово» (http://www.ledovo.ru  представитель торговой марки «СНЕЖАНА»),  Московская компания УНИЯ-ТРЕЙД   (http://www.unia.ru/),   ООО «Стейлар»     ( http://steylar.everest.ru ).                                                                                              В основном стратегия данных компаний в Московском регионе построена на основе работы с розничными магазинами, что было оправдано на период спада. Однако сейчас это не исчерпывает все возможности сбыта на рынке замороженных овощей, ягод и фруктов, которые могут быть использованы оптовыми продавцами и дистрибьюторами на Московском рынке. Так, в результате обследования московских магазинов  и павильонов торговой площадью до 150 м. кв.  было установлено, что ассортимент замороженных овощей , фруктов и ягод свыше 10 позиций присутствовал в 10 % торговых точек, с  5 до 10 в 22 %, до 5 в 48 %, отсутствовал полностью на момент проведения обследования в 20 %. На оптовых рынках Москвы, где до кризиса продавались значительные объемы замороженных овощей, фруктов и ягод, на время проведения обследования они имелись  в наличии только в 10% торговых точек, имеющих необходимое морозильное оборудование. Важным фактором, определяющим работу с данной продукцией является торговая наценка, так на пример, средняя наценка на замороженные овощи, ягоды и фрукты на оптовых рынках составляет 15-20%, при средних наценках на другие продовольственные товары 8-12%. Это говорит о низкой конкуренции по данному виду товаров на оптовых рынках. Торговой маркой, фактически захватившей оптовые рынки по замороженным овощам, ягодам и фруктам, является "HORTEX", около 90%.  Однако отрадно заметить присутствие отечественной торговой марки «Снежана» - 4%.  Опрос экспертов показал, что причина столь высокого процента отсутствия замороженных овощей, ягод и фруктов  и их низкий ассортимент, в магазинах торговой площадью до 150 м кв. связана  с практически полным отсутствием  мерчендайзерской поддержки торговых точек и слабое развитие дистрибьюторской сети. Это опять возвращает нас к оптовым рынкам, где небольшие магазины и павильоны производят закупку значительной части своего товарного ассортимента и могли бы закупать  замороженные овощи, ягоды и фрукты. Не достаточно используются и другие ресурсы, например некоторые компании,  имеющие разветвленную структуру доставки в магазины Москвы и Подмосковья, и поставляющие широкий ассортимент продовольственных товаров, в том числе и имеющие специализированный транспорт для  доставки замороженных продуктов могли бы включить в ассортимент своих товаров замороженные овощи, фрукты и ягоды.

На  наш взгляд, рынок замороженных овощей и фруктов в ближайшие годы будет развиваться довольно активно. Уже в  силу того, что после кризиса экономическая ситуация стабилизировалась  рост продаж будет весьма активным и объем продаж равный  до кризисному, можно  достичь уже к 2002\2003 г. Соответственно емкость рынка может расти и расти еще долгое время, однако для успешной конкуренции производителям, дистрибьюторам и оптовым компаниям необходимо развивать новые каналы сбыта, разрабатывать и применять новые стратегии удержания и расширения рынка.

  Успехов в работе. При подготовке рассылки использовались открытые материалы сети Интернет. Р.Сидорчук mmuller@mail.ru



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Рейтингуется SpyLog

В избранное