Вы замечаете, как быстро все меняется. Были видеокассеты, сейчас только DVD- диски. Покупал обычный фотоаппарат, думал надолго. Сейчас одни цифровые фотоаппараты. Также и с видеокамерой – аналоговая уже устарела, только цифровые.
DVD проигрыватель заменили MP3 плееры. Книжные магазины уступают Интернет магазинам. PrivatLabel в продуктовых супермаркетах уже занимают значительную долю. Примеров можно приводить много.
Меняются продукты, меняется поведение людей. Это требует и быстрых изменений в организациях. А политика лидера вообще должна быть направлена на инициирование перемен.
О регулярном менеджменте я уже говорил в предыдущих выпусках. Казалось бы, как совместить регулярность и изменения. Очень просто.
Компания должна выработать политику регулярной систематизированной инновационной деятельности. Эта политика заставляет видеть каждого сотрудника в происходящих изменениях - новые возможности (как у П. Друкера).
Можно предложить инструмент менеджмента, построенный на регулярности, который изучает возникающие возможности, например - «Окна возможностей» (Систематический регулярный анализ и изучение):
∙неожиданные успехи или неудачи самой организации или конкурентов.
∙изменения в поведении потребителей
∙изменения в структуре рынка и отрасли
∙демографические изменения
∙новые области знаний
Только делать это необходимо регулярно. Информация собирается, группируется и раз в какой-то период обсуждается в творческой группе.
Программы развития определяются постановкой стратегических вопросов ( в цикле стратегического планирования – это будут стратегические темы для стратегических сессий), пример:
- Как будет развиваться дистрибьюция при прямых контрактах сетей.
- Какой будет книжный магазин через 10 лет – роль книги при развитии Интернет.
- Какая будет доля privatlabel – во что инвестировать в бренды или в производственную эффективность.
Т.е. идти не от желаемого будущего состояния компании, как это делается в классической системе стратегического планирования. А наоборот – от прогнозирования будущего состояния на рынке перейти к тому, как организация должна развиваться сейчас, чтобы будущее не стало неожиданностью.
Возможные варианты стратегий:
Постепенный рост («Плыть по течению»)– постепенное приспособление организации к условиям внешней среды путем мелких пробных шагов.
Творческий подход(«Создавать будущее») – акцент на предвидение при разрешении текущих и будущих проблем.
Гибкий подход («Планировать изменения») – быстрые изменения и планирование действий в зависимости от текущих условий.
Более подробно с подходами можно ознакомиться в книге Вадим Котельников. Новые бизнес-модели. Много полезного и интересного для развития инновационного мышления.