Думаю, что задача повышения конкурентоспособности компании – одна из наиболее важных.
Что же это такое и от чего зависит конкурентоспособность ?
Не усложняя текст терминами, скажу – что конкурентоспособность – это наличие ключевых компетенций у компании, важных для клиента. Компетенций, превосходящих аналогичные компетенции конкурентов.
Оцените конкурентоспособность Вашегорыночного предложения. Попробуйте его сформулировать и оценить с позиции клиента.
Часто бывает, что предложение не соответствует требованиям клиента. Простой пример: продукт премиум сегмента предлагается в розничную точку, типа павильон.
Если же ценовой сегмент соответствует целевой аудитории покупателей этой точки, то с этого момента можно оценивать конкурентоспособность Вашего предложения перед предложениями Ваших конкурентов.
Наличие эксклюзивного контракта от производителя (если Вы дистрибьютор) несомненно повысит Вашу позицию. Или работа с предоставлением товарного кредита, система бонусов, лучшая логистика и тд.
Это все известно и понятно, хотя правда не для всех. Но я хотел бы остановиться не на конкурентоспособности предложения, а на перспективной конкурентоспособности компании в целом.
Что позволяет компании создавать конкурентоспособный продукт, предложение, услуги ?
Люди, эффективное управление, эффективные бизнес-процессы ? Да, но не только это.
Допустим, Вы пригласили супер-начальника отдела продаж. С огромным опытом и ноу-хау. Продажи пошли вверх. Его уход – будет для компании кризисом. Чтобы этого не было – создаются и стандартизируются разного рода инструкции, процессы, технологии. Вы наверное заметили, какувлеклись наши компании разного рода стандартами работы.
И часто оцениваются не результаты, а соблюдения стандартов работы. Возможно где-то это важно, но… Вряд ли стандартная работа ведет к повышению конкурентоспособности.
Я бы отнес к наиболее важной компетенции, создающей конкурентоспособность компании долгосрочной перспективе – способность компании создавать новые знания.
Что имеется в виду ? Новая интерпретация существующих процессов, новая поступающая информация, анализ возникающих проблем, тесное взаимодействие с клиентами и тд – создает в результате новые идеи, которые улучшают существующие процессы, не допускают предыдущих ошибок, создают ноу-хау компании.
Процесс инновационной атмосферы, желание учиться и развивать свои способности, получая удовольствие от работы- это базовые вещи для возможности создания новых знаний.
Думаю, что это – самая перспективная компетенция компании, и не потому-что я этим занимаюсь в организациях, а потому-что это требование времени, когда все меняется так быстро, что стандартизация процессов – создает лишь стабильность, но не развитие.