Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Как оценщик оценщику...

  Все выпуски  

#495 Концепция развития оценочной деятельности Республики Казахстан до 2020 года


Выпуск "Как оценщик оценщику". N 495
Он-лайн библиотека LABRATE.RU (количество подписчиков - 2282 )

Концепция развития оценочной деятельности Республики Казахстан

на период с 2010 до 2020 года

Введение

Концепция развития оценочной деятельности на среднесрочный период разработана в целях реализации основных направлений Концепции правовой политики Республики Казахстан, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан № 858 от 24 августа 2009 года, а также закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оценочной деятельности». 

В концепции правовой политики Республики Казахстан на 2010 - 2020 годы отмечается, что "Важным инструментом рыночной экономики является оценочная деятельность, правовое регулирование которой требует постоянного внимания и совершенствования". Оценка имущества - это один из тех механизмов, с помощью которых работает рынок. Без института оценки рыночная экономика просто не может существовать. С другой стороны становление и развитие оценки возможно только в условиях рыночных отношений при четком определении роли и места государства в вопросах ценообразования и правового регулирования предпринимательской деятельности. Рынок – это механизм саморегулирования экономических процессов, поэтому все его институты, в том числе и оценка, могут эффективно действовать в рыночной среде только в условиях саморегулирования. 

Оценка как профессиональный вид деятельности должна отвечать требованиям проводимых экономических реформ, а также учитывать как региональные, так и отраслевые особенности. Чтобы создать современную инновационную экономику, нужно развивать рынок объектов интеллектуальной собственности. Для этого требуется поставить на баланс предприятий имеющиеся у них в наличие технологии, доставшиеся им бесплатно в результате приватизации, и оценить их по рыночной стоимости. Только тогда появятся средства для их обновления в виде амортизационных отчислений. Это в свою очередь вызовет спрос на инновации, в результате начнут активно действовать изобретатели, появятся новые идеи.

В связи с тем, что на подавляющем большинстве казахстанских предприятий балансовая стоимость активов занижена от 3х до 10-ти раз, начисленной амортизации не хватает даже на простое воспроизводство, поэтому износ оборудования в некоторых отраслях достиг 70%.  

Для того, чтобы повысить эффективность использования всех материальных ресурсов, их нужно правильно оценить и обложить разумным налогом. Тогда плодородные земли не будут зарастать бурьяном, т.к. потребуется платить налог не с фактического дохода, а с такого, который может быть получен при наиболее эффективно использовании земли. По этой же причины не будут пустовать квартиры и появится рынок аренды жилья. Цивилизованным образом решится проблема сноса малоэтажного жилья, расположенного в центре города. Там просто не выгодно будет иметь одноэтажный дом, так как налог на землю будет достаточно высокий.  То есть с помощью правильной оценки можно решить многие проблемы управления экономикой. "Вы не можете управлять тем, что не можете оценить" утверждал глава компании Хьюлет-Паккард.

Достоверная оценка стоимости нужна постоянно: для кредитования, страхования, вклада в уставный капитал, развития рынка ценных бумаг и т.д. К чему может привести недостоверная оценка залогового имущества, наглядно показал финансовый кризис 2008 года.   

Как отмечается в Стратегии территориального развития Республики Казахстан до 2015 года, для привлечения иностранных инвестиций в экономику страны, необходимо иметь достоверную информацию о рыночной стоимости сырьевых ресурсов, которыми мы обладаем. Чтобы оценить эффективность инвестиций необходимо произвести оценку добавленной стоимости каждого проекта. А объективной положительной оценкой результата любой хозяйственной деятельности может служить только факт увеличения стоимости собственного капитала. Именно по этой причине в Международных стандартах финансовой отчетности была признана необходимость учета активов на балансе предприятий не по исторической, а по справедливой рыночной стоимости, которую определяет профессиональный оценщик.

Только достоверная оценка имущества и адекватная компенсация его порчи или изъятия могут быть реальным механизмом защиты права собственности, которое гарантировано Конституцией Республик Казахстан.

Таким образом, основной целью государственной политики на предстоящий период является принятие организационно-правовых мер для обеспечения достоверности оценки, расширения сферы применения рыночной стоимости в целях повышения эффективности использования производственных и природных ресурсов. Концепция государственной политики в области оценки имущества призвана содействовать осуществлению государственной стратегии Республики Казахстан по обеспечению устойчивого культурного и социально-экономического развития страны. 

Концепция базируется на следующих основных принципах: 

       - правового, методологического и информационного единства оценочной деятельности на всей территории Казахстана

       - конституционных гарантий соблюдения прав собственности; 

       - конституционного права свободы выбора общественных объединений;

       - национальной безопасности. 

1. Современное состояние оценочной деятельности

Формирование профессии оценщика в Казахстане началось в 1995 году, когда было создано Государственное агентство по регистрации и оценке недвижимости с территориальными подразделениями во всех областях республики. В этом же году наряду с государственной оценкой появились первые общественные объединения профессиональных оценщиков. 

7 августа 1997 года приказом Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан в нашей стране были утверждены квалификационные требования для лиц, профессионально занимающихся оценкой имущества, тем самым была официально признана новая профессия. В 1997 году законодательно в лицензируемые виды была введена оценочная деятельность и образован уполномоченный орган по оценочной деятельности. В это же время была создана Казахстанская Ассоциация Оценщиков (КАО), которая добилась в 1998 году принятия Казахстана в Международный комитет по стандартам оценки и инициировала разработку и принятие Закона «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан», который был принят в ноябре 2002 года. На первом этапе развития оценочной деятельности с 1998 по 2002 год лицензии получили всего 117 юридических и 343 физических лиц.

Несмотря на то, что начиная с 2002 года, были разработаны и утверждены нормативные правовые акты в области оценочной деятельности, качество оценки начало отставать от бурного роста численности оценщиков. Как показала выборочная проверка, различие в стоимости одного и того же объекта, оцененного практически в одно и тоже время разными оценщиками, очень часто могло расходиться в два и более раза. Основной причиной участившихся случаев недостоверной оценки стал низкий уровень квалификации оценщиков, т.к. выдача лицензий производилась заочно на основании документов об образовании, без проведения квалификационного экзамена. Кроме того, принятые в 2002 году Правила оценки были не конкретны, они разрешали оценщикам пользоваться устаревшими справочниками, такими как УПВС, выпущенные еще в СССР в 1069 году. В органах статистики не отслеживалась информация о ценах на различные виды имущества, показателях риска и внутренней нормы доходности различных категорий бизнеса, так как единый заказчик на эту информацию отсутствует. Проводимые уполномоченным органом плановые проверки оценочной деятельности не могли кардинально улучшить положение дел, так как ежегодно составлялось около миллиона отчетов, ревизия многих из которых невозможна без специальных знаний, которыми обладают только профессиональные оценщики высшей квалификации. По существу проверка отчетов была сведена к формальной процедуре рассмотрения их структуры, наличия в ней всех требуемых Правилами разделов и сведений. 

В результате всего вышеперечисленного появились первые признаки деградации оценочной деятельности как высококвалифицированной профессии. На ней начали действовать лица предлагающие оценить имущество по любой цене, которую назначит заказчик, оплачивающий эту работу. С каждым годом количество таких лицензированных псевдо оценщиков становилось все больше, что сформировало в обществе устойчивое недоверие к результатам их работы. В этих условиях банки и другие субъекты реальных рыночных отношений начали создавать свои службы оценки, которые в силу корпоративных интересов старались завысить стоимость залогового имущества, что и явилось первопричиной развития ипотечного кризиса.  

Следует отметить, что уже в преддверии кризиса начала появляться потребность в объективной оценке, в связи с чем встал вопрос о повышении достоверности отчетов, а осуществить даже выборочную экспертизу отчета уполномоченному органу без помощи квалифицированны оценщиков, стало физически невозможно. Если на первом этапе лицензирования уполномоченный орган мог в течение 2-3 лет проверить работу всех оценщиков с выездом на место, то на сегодня для этого не хватит и 10 лет.. То есть объективно возникла необходимость перехода от государственного регулирования оценочной деятельности к саморегулированию. 

2. Цели государственной политики на среднесрочный период

Государственная политика в области оценочной деятельности определяет основные требования к оценщикам и оценочной деятельности, устанавливает правовые основы регулирования и саморегулирования оценочной деятельности.

Целью настоящей Концепции является изложение основ государственной политики в области развития оценочной деятельности на современном этапе.

Основные задачи Концепции заключаются в следующем: 

        обеспечение защиты прав собственности на имущество за счет объективной рыночной оценки его стоимости;

        формирование и развитие цивилизованного саморегулируемого рынка оценочных услуг; 

        разработка, внедрение и поддержание единых правил добросовестной конкуренции на отечественном рынке оценки

        совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров профессиональных оценщиков;

        формирование и поддержание нормативно-правовой базы оценочной деятельности как одного из стержневых элементов казахстанской экономики;

        совершенствование государственного контроля за деятельностью оценщиков; 

        создание системы общественного контроля субъектов оценочной деятельности;

        защита интересов оценочного сообщества от непредусмотренного законодательством вмешательства государственных органов и должностных лиц;

        обеспечить эволюционный переход от лицензирования к саморегулированию оценочной деятельности.

3. Для достижения намеченных целей необходимо решить следующие задачи:

        разработать и утвердить государственную программу развития оценочной деятельности в Республике Казахстан на среднесрочный период;

        создать системы и организационную структуру саморегулирования оценочной деятельности;  

        совершенствовать нормативную правовую базу оценочной деятельности;

        создать постоянно действующий Межведомственный совет по оценочной деятельности;

        разработать механизм эффективного контроля качества оценочных работ;

        реорганизовать РГП Центры по регистрации недвижимости, исключив из их функций деятельность по оценке имущества, т.к. в большинстве случаев для оформления технического паспорта они требуют обязательной оценки недвижимости и выполняют эту работу по лицензии, выданной их учредителем;

        обеспечить переход от лицензирования к саморегулированию эволюционно - без потерь для субъектов оценочной деятельности – как потребителей услуг оценочной деятельности, так и самих оценщиков; 

        не допустить возникновения недобросовестной конкуренции, как между оценщиками, так и между объединениями оценщиков; 

        обеспечить меры по поддержанию качества оценочных услуг, в частности, за счет неукоснительности соблюдения требований Закона и Стандартов, а в дальнейшем, и повышения требований к оценщикам за счет разработки и внедрения единой системы сертификации;

        добиться протекционистских мер по защите отечественных производителей оценочных услуг, подобных осуществляемым в банковской и страховой сферах (задача-максимум). Добиться на отечественном рынке равных условий с западными оценщиками (задача-минимум)

        создать единую систему обучения и переподготовки оценщиков для чего ввести аккредитацию ВУЗов и учебных центров и утверждение (согласование) программ обучения и переподготовки оценщиков;

        исключить из законодательства понятие «оценщик-юридическое» лицо и установить, что оценщик – это только физическое лицо, которое несет личную ответственность за недостоверную оценку. Оценочная компания, заключившая договор с заказчиком в соответствии с ГК РК несет ответственность за ненадлежащее исполнение договора, но персональную ответственность должен нести оценщик. 

        создать системы досудебного регулирования споров и массовой оценки недвижимости, путем создания экспертных советов и третейских судов;

        принять меры по расширению рынка оценочных услуг, что в свою очередь будет способствовать развитию рыночных отношений в различных сферах деятельности и повышению их эффективности. Включить следующие виды объектов оценки: инвестиционные проекты, кадастровая оценка земли, налоговая оценка имущества физических лиц, ломбарды, интеллектуальная собственность, материальный и моральный ущерб, которые должны выполнять оценщики.

        осуществить переход всех сфер деятельности на рыночную стоимость (налоги, аренда госсобственности, контракты на недропользование, оценка инвестиционных проектов, и т.д.);

        разработать нормативные правовые акты, регулирующие взаимоотношение между оценщиками и аудиторами, банками, страховыми компаниями, финансовыми институтами и т.д.

        создать систему информационного обеспечения оценочной деятельности; 

        создать условия для организации научных исследований в области оценки имущества в рамках программы инновационного развития Казахстана (гранты, госзаказ). 

4. Оценщики и их объединения

4.1. Оценщик и его место в системе саморегулирования

1) Оценщик в соответствии с терминологией Международных стандартов – это физическое лицо (далее – ФЛ), обладающее необходимой квалификацией и являющееся членом профессиональной организации. Для того, чтобы привести положения закона «Об оценочной деятельности в РК» ( далее – ЗОД РК) в соответствие с МСО 2007, необходимо исключить термин: оценщик - юридическое лицо (далее – ЮЛ). В настоящее время ЮЛ имеет право получить лицензию, если в его штате числится и работает не менее 2х лицензированных оценщиков ФЛ. Кроме того, в приказ (приложение к лицензии) включаются и другие лица, имеющие право осуществлять оценку. Такая система не позволяет осуществить учет и подсчитать, сколько же ФЛ в Казахстане имеет право заниматься оценочной деятельностью. Кроме того, ФЛ часто переходят из одного ЮЛ в другое, и проконтролировать этот процесс сложно. Есть случаи, когда оценочную фирму организовывает и возглавляет лицо, не имеющее лицензии, но являющееся родственником (свойственником) руководителя банка или другого крупного заказчика. Так как ФЛ и ЮЛ не обязаны сообщать о перемене своего почтового адреса, в настоящее время связь с ними у уполномоченного органа полностью утрачена. После отмены лицензирования положение еще более усугубится.

2) Внесенные изменения в ЗОД РК требуют, чтобы все профессиональные оценщики, а также юридические лица, в обязательном порядке стали членами одной из Палат оценщиков. То есть тем самым законодательно будет введено обязательное двойное членство оценщиков ФЛ и ЮЛ, которое будет ликвидировано с отменой лицензирования. Обязательное членство всех ФЛ позволит, наконец, наладить их учет, но чтобы принять в члены ФЛ не имеющих лицензию, а работающих по списку приложенному к лицензии ЮЛ, они должны сами иметь лицензию. Необходимо за установленный 9-ти месячный период всех их аттестовать и лицам подтвердившим свою квалифицированным выдать лицензии. 

3) Каждое лицо имеет право выбора, в какую палату ему вступать. Работники ЮЛ могут вступить вместе со своей организацией в одну палату, а могут выбрать разные палаты. Этот конституционный принцип права выбора, создаст конкуренцию между палатами и позволит лучшим из них стать настоящими саморегулируемыми организациями (далее - СРО). Оценщики выберут те СРО, которые имеют собственную материальную, методическую и информационную базу, необходимую для повышения квалификации и оценки. За период до отмены лицензирования в Казахстане на базе объединения региональных палат должно образоваться 3-4 СРО с численностью оценщиков ФЛ не менее 300 человек.

4) В течение 9 месяцев оценщики обязаны вступить в одну из региональных палат. При их приеме Палаты имеют право провести аттестацию своих членов, если включат этот пункт в Правила приема. При этом они имеют право присвоить им категории, как это сделано в странах ближнего и дальнего зарубежья. В квалификационном свидетельстве палаты должны быть указаны виды объектов оценки, которые может профессионально оценивать данное ФЛ, и категория его квалификации:

        - Оценщик – высшее образование, бакалавр по специальности «Оценка» или экономическим и техническим специальностям с дополнительной подготовкой по профилю оценочной деятельности, без предъявления требований к стажу работы. Данный уровень квалификации позволяет оценщику участвовать в осмотре объекта оценки и выполнять простейшие расчеты совместно со специалистами более высокой квалификации.

        - Оценщик II категории – высшее образование, бакалавр по специальности «Оценка» или экономическим и техническим специальностям с дополнительной подготовкой в области оценочной деятельности, стаж работы по специальности не менее 3 лет. Данный уровень квалификации позволяет оценщику производить оценку отдельных объектов движимого и недвижимого имущества и подписывать отчет в качестве исполнителя

        - Оценщик I категории – высшее образование, бакалавр по специальности «Оценка» или экономическим и техническим специальностям с дополнительной подготовкой в области оценочной деятельности, стаж работы по специальности не менее 5 лет. Данный уровень квалификации позволяет оценщику производить оценку всех активов предприятий, включая объекты интеллектуальной собственности. 

        - Главный оценщик – высшее образование, бакалавр по специальности «Оценка» или экономическим и техническим специальностям с дополнительной подготовкой в области оценочной деятельности, стаж работы по специальности более 5-ти лет. Данный уровень квалификации позволяет оценщику производить оценку всех видов имущества и проводить экспертизу отчетов своей организации.

        - Магистр оценки – высшее образование, магистр, магистр делового администрирования, доктор PhD, кандидат или доктор экономических наук и дополнительная подготовка в области оценочной деятельности, стаж работы по специальности более 5-ти лет. Данный высший уровень квалификации позволяет оценщику производить оценку всех видов имущества, проводить экспертизу любых отчетов и повышать квалификацию оценщиков в качестве преподавателя на семинарах.

5) Оценщик ФЛ обязан регулярно повышать свою квалификацию. Повышение квалификации производится по инициативе оценщика, либо в обязательном порядке. В обязательном порядке должны повысить свою квалификацию или подтвердит имеющий уровень квалификации:

        Оценщик – не реже одного раза в два года;

        Оценщик II категории – не реже одного раза в три года;

        Оценщик I категории, Главный оценщик - не реже одного раза в 5 лет;

        Магистр оценки не обязан проходить переподготовку (он сам учит оценщиков).

6) После аттестации и наличии в палате достаточного количества высококвалифицированных оценщиков, проводится конференция, на которой избираются коллегиальные органы. В период массового приема в члены палат, нет необходимости в создании коллегиального органа, принимающего решение о членстве, т.к. отказать в приеме лицензированному оценщику палата не имеет права.

7) Палата на своей конференции избирает Президиум, Экспертный и дисциплинарный совет, а также ревизионную комиссию (ревизора).

8) Палата разрабатывает и доводит до всех своих членов Стандарты организации и Кодекс поведения, которые все члены обязаны выполнять.

4.2. Основные принципы перехода на саморегулирование оценочной деятельности

        максимальная независимость саморегулируемых организаций от государственных структур; 

        прозрачность процессов саморегулирования; 

        независимая и стабильная финансовая обеспеченность процессов саморегулирования; 

        соблюдение принципа повышения компетентности при аккредитации и сертификации организаций, аттестации и сертификации персонала (специалистов-оценщиков); 

        гармонизация стандартов и правил осуществления оценочной деятельности; 

        объединение в составе палаты не менее 200 оценщиков; 

        наличие опубликованных правил и стандартов оценочной деятельности, обязательных для выполнения всеми участниками (членами) саморегулируемой организации; 

        наличие у саморегулируемой организации оценщиков механизмов обеспечения ответственности ее участников (членов) перед потребителями; 

        наличие функционально специализированных органов, осуществляющих контроль выполнения правил и стандартов оценочной деятельности участниками (членами) саморегулируемой организации и рассмотрение дел о наложении на ее участников (членов) мер ответственности. 

4.3. Система контроля качества оценки

В целях совершенствования действующей системы регулирования и организации проведения экспертизы отчетов об оценке предлагается:

        четко сформулировать перечень единых (обязательных для всех субъектов рынка) требований к оформлению и содержанию отчета об оценке с учетом специфики оцениваемого объекта (при этом, каждый конкретный потребитель оценочных услуг вправе их только расширить).

        сформировать единый порядок проведения экспертизы, перечень, состав и глубину этапов и элементов проверки, максимально формализовать проверяемые параметры, по которым осуществляется оценка отчета.

        унифицировать форму экспертного заключения и возможные выводы по результатам экспертизы.

        сформировать унифицированные квалификационные требования к экспертам.

        Все указанные элементы необходимо сформулировать на уровне обязательных нормативных требований 

        Важнейшими условиями создания институциональной структуры экспертной деятельности являются:

        четкое разделение функций заказчика и эксперта (т. е. проверки отчета потребителями услуг, в том числе и госструктурами, на предмет соответствия отчета предъявляемым заказчиком требованиям экспертизой не является).

        исключение возможности осуществления экспертизы отчетов об оценке субъектами предпринимательской деятельности на рынке оценки.

        исключение возможности монополизации рынка экспертизы.

        формирование ответственных экспертных органов исключительно на базе СРО или уполномоченного органа (т. е. экспертное заключение должно носить характер официального документа, заверенного подписью уполномоченного лица, и отражать официальное мнение организации, а не специалиста-эксперта).

        обеспечение коллегиальности и объективности экспертного заключения (т. е. наличие формализованной и документальной процедуры оценки отдельных элементов отчета об оценке, формирования, оформления и утверждения итогового экспертного заключения для каждого экспертного органа).

        обеспечение ответственности экспертного органа за сформированное заключение, создание механизма и процедуры апелляции.

        формирование механизма подготовки и аттестации экспертов.

        формирование в рамках СРО третейских судов, в том числе рассматривающих претензии по экспертным заключениям.

        формирование третейского суда в региональных палатах, а при несогласии с ним в Республиканской палате, решения которой носят характер последней инстанции и обязательны для всех субъектов рынка.

 

5. Основные направления развития оценочной деятельности

5.1. Совершенствование законодательной и нормативно-справочной базы

В целях завершения формирования нормативной правовой базы по оценке всех видов имущественных прав необходимо: 

        - разработать и утвердить стандарты в области оценки имущества;

        - максимально унифицировать понятийный аппарат и терминологию, применяемую в оценочной деятельности, с понятийным аппаратом и терминологией бухгалтерского и первичного учета, налогообложения, регистрации объектов оценки в Республике Казахстан, а также с понятийным аппаратом и терминологией международных стандартов оценки;

        - утвердить государственные требования к программам профессиональной переподготовки оценщиков;

        - утвердить порядок аттестации и аккредитации оценщиков;

        - законодательно определить функции, права и обязанности саморегулируемых организаций профессиональных оценщиков и создать условия для их работы;

        - привести систему налоговой отчетности в соответствие с МСФО, не облагать налогом прирост стоимости активов, вызванный их переоценкой в целях перехода системы бухгалтерского учета на МСФО, пересмотреть систему учета амортизации при расчете величины налогооблагаемого дохода; 

        - устранить на законодательном уровне пробелы, связанные с оборотом результатов интеллектуальной деятельности, земельных, лесных ресурсов, полезных ископаемых и других специализированных активов;

        - произвести амнистию нематериальных активов (технологий), которые фактически используются в процессе производства, но не стоят на балансе.

Кроме этого требуется организовать разработку нормативной, информационной и методической базы оценки имущества, включающей в себя:

        - методики оценки всех видов имущества для различных целей;

        - затратные справочники;

        - базы данных о ценах на основное производственное оборудование, инструменты и инвентарь

        - информационную базу о ценах предложения, продажи и реальных сделок с имуществом;

        - информационную базу о показателях доходности и риска по различным видам бизнеса. 

        - следует провести ревизию всех нормативных актов в сфере оценочной деятельности и отменить все положения, согласно которых методы оценки, порядок заключения договоров на оценку и процедура оценки рыночной и иной стоимости установлены не уполномоченным органом.

        - подготовить нормативный акт, в котором запретить проведение аккредитации оценщиков любыми органами, кроме уполномоченного органа.

        - при наделении территориальных органов юстиции контрольными функциями, проверку производить совместно с территориальной палатой оценщиков и палатой, членом, которой является данный оценщик. Периодичность проверки установить в соответствии с утвержденным положением по управлению рисками. 

        - для создания базы данных о ценах на недвижимое имущество создать и постоянно обновлять базу данных на основе анализа договоров купли-продажи, регистрируемых в Центрах недвижимости.

        - разработать и опубликовать Комментарий к закону «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан»

 

5.2. Уполномоченный орган и Межведомственный совет

Уполномоченным органом по регулированию оценочной деятельности является Минюст РК. В тоже время официально выполнение данной функции не проучена ни одному из комитетов МЮ РК. Ее отчасти выполняет отдел лицензирования оценочной деятельности Комитета регистрационной службы и оказания правовой помощи. Так как в этом отделе всего три сотрудника, которые перегружены своей основной работой, то у них не хватает времени на выполнение функций установленных законодательством для уполномоченного органа по регулированию оценочной деятельностью. Кроме того в МЮ РК имеется комитет по интеллектуальной собственности, который частично занимается и вопросами оценки нематериальных активов. В связи с тем, что оценка имущества является чрезвычайно важной сферой правового регулирования, считали бы целесообразным создать для выполнения этих функции отдельный Комитет имущественных отношений Минюста РК. В России для этих целей создано специальное Министерство имущественных отношений.

Концепция развития оценочной деятельности в Республике Казахстан, должна в первую очередь корреспондировать с общей концепцией развития экономики, поскольку вопросы оценки являются вопросами межведомственными и выходят за рамки одного или нескольких ведомств. Являясь уполномоченным органом, Министерство юстиции Республики Казахстан должно не только осуществлять контроль за деятельностью оценщиков, но и выполнять функции координатора работ по оценке в Казахстане, а Межведомственный совет, по сути, должен стать основным аналитическим органом, призванным вырабатывать решения по вопросам оценочной деятельности.

Отсутствие Межведомственного совета затягивает рассмотрение проектов законодательных актов в области оценочной деятельности. Так Методика оценки недвижимости при изъятии для государственных нужд согласовывалась более двух лет, пока эта проблема чрезвычайно не обострилась. Законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оценочной деятельности» согласовывался в Министерствах и рассматривался в Парламенте более 4х лет.

 

5.3. Стандарты оценки

Система стандартов оценки, как и любых стандартов в мире, должна состоять из трех уровней:

1) Международные стандарты – для Казахстана это МСО 2007

Они устанавливают ЧТО обязан делать оценщик

Использование других зарубежных стандартов (TEGONA, RICS, USPAP, РОО и т.д.) на территории Республики Казахстан законом «Об оценочной деятельности в РК» не разрешено. В этой связи отметим, что оценщики так называемой «большой четверки», используют на территории Казахстана свои стандарты, что не законно. Более того, имеются факты, когда стоимость государственного пакета акций высоко рентабельных предприятий рассчитанная по этим стандартам может стоить всего один доллар. Поэтому следует обратить внимание всех заказчиков не необоснованность требования выполнить оценку по стандартам RICS или большой четверки, а также предоставления оценщиками рекомендательных писем от этих компаний.

2) Национальные стандарты оценки, утверждаемые уполномоченным органом

Они кратко излагают основные правила, КАК нужно составлять отчет и как рассчитывать стоимость основных видов имущества. Они должны быть составлены по типу существующих Правил оценки. Можно использовать опыт России, там тоже эти стандарты достаточно лаконичные. Для нас это еще важно тем, что необходимо будет сделать перевод на государственный язык. Так как в законе «Об оценочной деятельности в РК», в отличие от закона «О техническом регулировании» о Стандартах организации (т.е. стандартах Палат) ничего не сказано, то в национальных стандартах должна быть отсылка на эти стандарты. Например, что методы доходного подхода следует применять в соответствии с соответствующим стандартом Палаты оценщиков

Предлагается следующая структура национальных стандартов:

НСО 1 – «Основные термины и определения». В этом стандарте указать только те термины, которые не будут даны в следующих стандартах. Кроме того, предлагается закрепить в данном стандарте условные обозначения различных показателей применяемых в оценке. 

НСО 2 – «Назначение оценки, порядок ее проведения и виды стоимости». Так как в пункте 14 статьи 2 закона «Об оценочной деятельности в РК» указано, что виды стоимости устанавливаются стандартами оценки, то в данном стандарте следует все их перечислить с указанием к в каких случаях их следует применять. 

НСО 3 – «Составление отчета об оценке»

НСО 4 – «Оценка недвижимости;

НСО 5 – «Оценка автотранспорта;

НСО 6 – «Оценка машин и оборудования;

НСО 7 – «Оценка нематериальных активов и объектов интеллектуальной собственности;

НСО 8 – «Оценка бизнеса»

НСО 9 – «Оценка для ипотечного кредитования»

НСО 10 – «Оценка (переоценка) активов предприятий для подготовки финансовой отчетности»

НСО 11 – «Массовая оценка для налогообложения имущества»

НСО 12 – «Оценка прав недропользования, аренды и других финансовых интересов»

Стандарты не должны дублировать Международные стандарты оценки, а лишь раскрывать суть описанных там методов, чтобы оценщик смог понять не только ЧТО надо делать, о чем подробно описано в МСО 2007, но КАК производить оценку в каждом конкретном случае.

Для разработки национальных стандартов необходимо изыскать источник финансирования. Инновационный Евразийский Университет, где я работаю, может заключить договор и выполнить эту работу по госзаказу.

 

3) Стандарты Палат оценщиков

Каждая палата оценщиков разрабатывает стандарты своей организации. Все они должны соответствовать международным и национальным стандартам оценки. Отличие в них может заключаться в установлении более жестких требований к качеству и точности оценки. То есть в величине вариации стоимости полученной разными подходами, и даже, разными оценщиками (от 10% до 33%). Но чтобы повысить единообразие результатов, стандарт должен содержать различные справочные материалы и детально разработанные методики расчетов.

Чтобы сделать Стандарты организации официальным документом, т.к. закон «О техническом регулировании», где данный вид стандартов описан, не распространяется на стандарты оценки, предлагается в национальных стандартах указать, что этими следует пользоваться членом палаты оценщиков.

5.4. Сотрудничество Республики Казахстан с международными организациями и иностранными государствами

Важной сферой международного сотрудничества Республики Казахстан явилось участие Казахстана в работе Международного комитета по стандартам оценки (МКСО) с 1998 года в качестве наблюдателя, а с 2005 года как полноправного члена этой авторитетной международной организации.

Развивая интеграционные связи в области оценочной деятельности между странами СНГ и ЕВРАЗЭС, по инициативе казахстанских оценщиков в 1998 году был создан Координационный совет оценщиков СНГ, а затем в 2002 году Совета объединений оценщиков СНГ (СОО СНГ), куда вошли ассоциации оценщиков следующих государств: Азербайджан, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Украина. Эта организация создана для решения следующих первоочередных задач:

1.     Совершенствования законодательства в области оценочной деятельности с целью развития независимой от государства системы оценочной деятельности, как необходимого условия функционирования рыночной экономики. 

2.     Разработке национальной системы стандартов оценки на основе международных стандартов оценки и внедрении их в практику хозяйственных отношений. 

3.     Обеспечению гармонизации основных положений в нормативных актах и оценочных стандартах стран СНГ. 

4.     Налаживанию либо оптимизации взаимовыгодного сотрудничества органов государственной власти и управления с профессиональными объединениями оценщиков, осуществляющих деятельность на территории соответствующих стран. 

Перед казахстанскими оценщиками в области международного сотрудничества стоят следующие задачи:

1.     Принять участие в обсуждении изменений и дополнений в Международные стандарты МСО 2007

2.     Подать заявку на вступление в члены европейской группы оценщиков TEGoVA

3.     Регулярно принимать участие в международных конференциях, организуемых IVSC.

5.5. Развитие инфраструктуры оценочной деятельности.

1. Подготовка оценщиков является одним из основных условий развития рынка оценки. Первоочередным шагом должно стать принятие Государственных требований к программам профессиональной переподготовки оценщиков в Республике Казахстан для основных четырех специализаций "Оценка стоимости недвижимости", "Оценка стоимости машин, оборудования и транспортных средств", "Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности", Оценка стоимости предприятия (бизнеса)". 

Необходимо также завершить разработку программ повышения квалификации оценщиков в Республике Казахстан. 

В целях повышения качества обучения оценщиков и ответственности учебных заведений предлагается ввести систему аккредитации ВУЗов, которым уполномоченный орган предоставляет право выдачи сертификатов, являющихся основанием для выдачи лицензии.

2. Развитие оценочной деятельности связано с проведением научных и методологических исследований. В качестве первоочередной задачи научных исследований в области оценочной деятельности рассматривается разработка следующих направлений:

        - совершенствование регламентации, порядка проведения и методологии переоценки основных средств в связи с переходом на МСФО;

        - развитие методик определения стоимости акционерного капитала; взаимосвязь оценки и управления стоимостью предприятия;

        - особенности оценки стоимости финансово-кредитных институтов; 

        - оценка объектов интеллектуальной собственности, в том числе созданных за счет средств государственного бюджета; 

        - особенности оценки для целей приватизации;

        - совершенствование методологии и системы определения восстановительной стоимости объектов недвижимости с учетом текущих цен и расценок;

        - развитие методологии и нормативной базы определения средних сроков полезного использования объектов основных средств:

        - определение методов расчета всех видов износа для различных видов имущества, в том числе использующих методы инструментального контроля и измерения;

        - применение методов математической статистки применительно к задачам оценки;

        - совершенствование методов расчета рисков при анализе доходности объектов оценки;

        - развитие методик расчета ущерба при стихийных бедствиях и техногенных авариях;

        - определение основных методологических принципов оценки природных ресурсов;

        - изучение методологических проблем, связанных с использованием статистических данных в практике оценочной деятельности и в методических материалах по оценке и реструктуризации активов предприятий; создание и внедрение экспертных систем в оценке имущества. 

Перечисленные задачи научных исследований не исчерпывают всего круга вопросов, требующих проведения специальных научных исследований, однако, проведение исследований по перечисленным проблемам является приоритетным. Целесообразно объединить усилия специалистов экономических ведомств, оценщиков, сотрудников соответствующих научных организаций в решении научно-методических вопросов по развитию оценочной деятельности.

3. Процесс оценки стоимости связан с проведением анализа больших массивов информации. Основные текущие затраты при проведении конкретных оценок связаны с поиском и обработкой различной информации, необходимой для реализации цели оценки. Поэтому развитие информационного обеспечения работы оценщиков является одним из важнейших факторов успешной реализации перспективной цели Концепции.

Необходимо обеспечить участие министерств и ведомств, в том числе Агентства Республики Казахстан по статистике в информационном обеспечении деятельности по оценке, а именно, в представлении необходимой информации о ценах в инвестиционной сфере, наличии и состоянии основных средств и других составных элементов национального богатства, инвестиционном климате, сводных характеристиках деятельности предприятий, другой необходимой информации.

Поскольку потенциальными потребителями таких информационных систем могут явиться как государственные, так и негосударственные структуры, необходимо разработать перечень информационных баз данных и согласовать этот перечень с возможными потенциальными потребителями. Необходимо провести ревизию уже существующих информационных баз.

Важнейшим вопросом является актуализация данных. Поэтому на этапе формирования перечня разрабатываемых информационных баз необходимо определять порядок их постоянного обновления.

Для создания информационных систем требуются не только финансовые и интеллектуальные ресурсы, но и законодательные решения по использованию той или иной информации. Недопустимо, чтобы информационные базы, разрабатываемые на протяжении многих лет, были "приватизированы" теми или иными ведомствами. Следует определить регламент, по которому с одной стороны был бы обеспечен равноправный доступ к информации, не являющейся государственной или иной тайной для всех участников оценочного процесса, а с другой стороны, информация, используемая в процессе оценки, могла быть проверена на достоверность всеми заинтересованными сторонами. Следует определить головную организацию, которая будет осуществлять создание и ведение перечня информационных баз, используемых для целей оценки.

5.6. Механизмы реализации Концепции

Настоящая Концепция предполагает развитие оценочной деятельности на предстоящие 10 лет, определяет основные направления и задачи, выполнение которых возлагается на исполнительные органы Республики Казахстан. Для реализации этих целей предполагается: 

        вести постоянную работу по совершенствованию законодательной, нормативной правовой базы в области оценочной деятельности; 

        с учетом перспективы развития оценочной деятельности разработать Программу по реализации Концепции; 

        осуществлять целенаправленную подготовку и переподготовку специалистов, занимающихся оценкой имущества и прав собственности; 

        на основе двусторонних и многосторонних межгосударственных и межведомственных договоров обеспечить обмен опытом работы в сфере оценки имущества; 

        через принятие нормативных правовых документов усилить совместную работу государственных органов, заинтересованных в осуществлении объективной рыночной оценке для целей приватизации, налогообложения, финансовой отчетности, оценки инновационных проектов и т.п.; 

        определить источники финансирования для выполнения отдельных положений Концепции, привлекая при этом финансовые средства международных организаций и отдельных инвесторов, а также средства госбюджета.

Председатель Координационного Совета 

Объединений Оценщиков Казахстана, к.э.н. В.М. Елисеев

 

Обсуждение Концепции развития ОД в Российской Федерации >>>>>>>>


Cтатьи, исследования, экспертные ответы в рассылке "Как оценщик оценщику" будут посвящены, прежде всего, тому, что больше интересует вас, наших подписчиков.

Присылайте свои вопросы и пожелания по адресу lib @ labrate.ru.


В избранное