Неофициальная
рассылка журнала "Результат"
В рамках информационно-партнёрского проекта
Подготовка и проведение нововведений - часть работы менеджера
Инновация - это нововведение, изменение.
Некоторые изменения навязываются извне, инициаторами других являемся мы сами.
Изменение курса доллара или экономической обстановки в целом навязано вашей
организации извне, и она вынуждена предпринимать ответные меры, чтобы сократить
убытки. Переезд на другую квартиру, смена места работы, свадьба - изменения,
инициаторами которых являетесь вы сами.
Мы живем среди изменений и
вынуждены меняться сами
Чтобы выжить, люди вынуждены меняться
ради приспособления к обстоятельствам и событиям вокруг них и в них самих.
Организации также постоянно приспосабливаются и совершенствуются. Чтобы не
просто выжить, а расти и развиваться, они вынуждены очень серьезно изменять
себя с целью достижения поставленных целей.
Причинами изменений могут быть
разнообразны, например, снижение спроса на какие-то конкретные виды продукции
или услуг, например, на черно-белые телевизоры; слияние компаний, занимающихся
розничной торговлей (что может привести к монополизации и повышению цен); общий
спад активности в компаниях, занимающихся розничной продажей, что в свою
очередь может быть связано с изменением курсов валют; изменение предпочтений
потребителей, например, общественно значимое увеличение заботы о здоровье;
появление новых технологий, новых видов товаров и услуг (например, домашних
персональных компьютеров и аксессуаров к ним); смена местного или
общенационального руководства; стихийные бедствия как естественного
(землетрясения, пожары, наводнения, ураганы и др.), так и техногенного (аварии
на производстве или в жилищно-коммунальной сфере) происхождения.
Уровни изменения
Целесообразно разделять изменения на
индивидуальном уровне, на уровне группы (например, отдела или цеха), на уровне
организации в целом, на более высоком уровне (отрасли, региона или всего
государства). При возрастании уровня изменения увеличиваются сроки и сложность
его осуществления.
На индивидуальном уровне решение об
осуществлении нововведения может быть принято мгновенно. Иногда и сама
инновация может осуществлена мгновенно. Например, бросить (или начать) курить
можно мгновенно. На другие изменения - скажем, места работы, - может
понадобиться несколько месяцев. Отметим, что вся борьба вокруг нововведения, перебор
аргументов за и против происходит внутри вас самих, а потому может быть
ограничен во времени.
На уровне малой группы (так называют
группу, все члены которой друг друга хорошо знают) возникают новые аспекты,
связанные с борьбой отдельных членов группы за или против инновации. Достичь
единства действий можно либо приказом (тогда будут недовольные, возможен явный
или тайный саботаж), либо убеждением в пользе нововведения для каждого личного,
либо дискуссией с приходом к компромиссу (оппоненты поддержат данное
нововведение в обмен на уступки в иных направлениях). Мгновенно решение не
может быть принято, понадобится обсуждение, как организованное (в виде
собраний), так и в кулуарах. Возможно, что некоторые сотрудники покинут группу,
либо о своей воле, либо под давлением руководства и / или коллектива.
На уровне организации в целом процесс
осуществления изменения еще более сложен и продолжителен, поскольку его идя
должна овладеть не только высшим руководством, но и всеми малыми группами, из
которых состоит организация. Возможны противостояния различных частей
организации, вплоть до забастовок и раскола организации на несколько.
Преобразования на уровне государства
могут занимать годы и десятки лет, а решение конфликтов может осуществляться в
вооруженной борьбе, вплоть до гражданской войны.
Пример инновации - персональный
компьютер
Обсудим такое нововведение, как появление
персональных компьютеров. Чтобы понять значение этого явления, надо начать с
краткой истории развития компьютерной отрасли.
С 40-х годов развитие вычислительной
техники шло в направлении создания все более и более мощных компьютеров. Они
занимали большие залы, потребляли массу электроэнергии. Между пользователем и
ЭВМ, как правило, стоял посредник - программист. Для расширения доступа к ЭВМ к
одному системному блоку присоединяли несколько мониторов. В 70-х годах начались
разговоры о сетях ЭВМ, об объединении вычислительных ресурсов. Реальная
ситуация была иной: даже общение с "материнской" ЭВМ зачастую
представляли трудности из-за несовершенства технического и программного
обеспечения - приходилось, сидя у монитора, долго ждать ответа на простейшие
вопросы, поскольку ресурсы центральной ЭВМ тратились в это время на работу с
другими мониторами, в основном на перекачку из ЭВМ на монитор и обратно больших
массивов данных и программного обеспечения.
Первые экземпляры персональных
компьютеров появились в 1973 г. К ним вначале относились как к редким
дорогостоящим игрушкам. Однако уже в 1976 г. было продано более 20 тысяч
персональных компьютеров, причем три четверти из них купили те, кто собирался
применять новый вид ЭВМ в своей профессиональной деятельности, а не только в
сфере досуга. И начался бум. В 1977 г. использовалось 50 тысяч персональных
компьютеров, а через 5 лет - в 1982 г. - уже 5 миллионов. Рост в 100 раз!
Фирмы, подхватившие поддержанное
потребителями нововведение, стремительно росли. Основанная в 1977 г. фирма
"Applecomputer" с общим капиталом в 2500 долларов за 6 лет достигла годового объема
продаж в 1 миллиард долларов.
Фирмы, выпускавшие большие ЭВМ, не
предвидели появления и бурного успеха персональных компьютеров и не смогли
сразу перестроиться. Экономические последствия ошибки прогноза тенденций
развития компьютерной индустрии измерялись к началу 80-х годов сотнями
миллионов долларов США ущерба (фирмы "Айтел", "Ай-си-эл")
или миллиардами долларов упущенной прибыли (фирма "ИБМ"). В
результате в сентябре 1980 г. одна из крупнейших компьютерных фирм
"Айтел" была объявлена банкротом. Общая сумма задолженности
составляла к этому времени 1,2 миллиарда долларов. И это при том, что с 1974 по
1978 г. валовой доход ""Айтел" вырос в 4 раза и достиг 690
миллионов долларов США.
В 1979 г. валовой доход фирмы
"ИБМ", измеренный в постоянных ценах, впервые (за все время ее
занятий компьютерным бизнесом) уменьшился. Но гигант устоял, перехватив
инициативу у первооткрывателей. 12 августа 1981 г. фирма "ИБМ"
выпустила свой собственный персональный компьютер. И в настоящее время в России
99% персональных компьютеров выпущены либо непосредственно этой фирмой, либо
фирмами, чья продукция совместима с компьютерами фирмы "ИБМ".
Другие виды компьютеров, например,
семейство "Макинтошей" фирмы-первооткрывателя персональных
компьютеров "Applecomputer", выглядят в России экзотикой. Связано это с
особенностями экономической истории России. Общепризнанные к настоящему времени
ошибки в технической политике отечественных товаропроизводителей в области
компьютерной техники привели к тому, что российский рынок оказался практически
полностью свободным для импортных компьютеров. Первым ворвались на этот рынок и
практически полностью захватили его фирмы, производящие совместимые с ИБМ
компьютеры. Перед "Applecomputer" стоял запрет, наложенный в годы
"холодной войны". Когда запрет сняли - было уже поздно - рынок захватили
конкуренты. И "Макинтоши" с трудом отвоевали 1% рынка.
Между тем "Applecomputer" выпускает больше компьютеров, чем любая
иная фирма, больше, чем даже "ИБМ". Всего 10-12% машин от мирового
выпуска. Но "ИБМ" выпускает вместе с партнерами, чья продукция
совместима с персональными компьютерами "ИБМ", а "Applecomputer" - в гордом
одиночестве. Поэтому, несмотря на ряд технических и программных преимуществ
продукции фирмы "Applecomputer", позиции "ИБМ" выглядят более
предпочтительно. Вырваться вперед оказалось легче, чем
удержаться на первых ролях.