Вчера Новая Зеландия праздновала день Гая Фокса. Был такой парень а позапрошлом веке, который пытался взорвать английский парламент. Но так как ему это не удалось (нашлись добрые люди, предупредили) то теперь в этот день народ весь вечер запускает фейерверки, жгут костры и сжигают чучело неудавшегося поджигателя.
При этом, если не считать треска фейерверков, в остальном на улицах порядок и тишина, что совершенно непривычно для русского уха. Как-никак праздник все-таки, а тут ни криков, ни шума и песен не поют... Скукота! :-)Разве что изредка раздастся чей-то одинокий смех, и тут же испуганно смолкнет, словно испугавшись собственной смелости.
Вообще говоря, по моим наблюдениям, кивийцы не любят много работать. Впрочем много думать они тоже не любят. :-) Их главный девиз - Relax & Enjoy! (расслабься и получай удовольствие, значит) :-)
Поэтому и бизнес здесь обычно делают спокойно и неторопливо, стараясь особенно не напрягаться. Назначить деловую встречу на следующий день после звонка почти невозможно - вас просто не поймут! В лучшем случае через неделю, а то и через две.
Мало-мальски достигнув успеха, кивиец вовсе не стремится его развить. На жизнь хватает, и ладно - пора наслаждаться! С понедельника до пятницы народ озабочен толькой одной проблемой - где провести очередной уикенд.
С другой стороны, именно из этой среды вышло немало настоящих энтузиастов своего дела, которые достигли больших высот, стали знаменитостями, известными на весь мир. Такими например какЭдмунд Хиллари,первый покоритель Эвереста или Питер Блейк,яхтсмен, победитель многих соревнований и путешественник, трагически погибший в 2001 году.
Но основная масса все же пассивна. Я заметил такую закономерность. Если встречается активный человек, энтузиаст своего дела, то он почти наверняка оказывается выходцем из Европы, Америки или России.
Сандра Клэйр, основательница и директор фирмы Артемис приехала в Новую Зеландию из Швейцарии в 1995 году. Я уже упоминал об этой фирме в предыдущих выпусках рассылки. Когда я проводил исследование рынка я обнаружил, что в Новой Зеландии имеется одна единственная фирма, которая работает с травами по правильной технологии. Этой фирмой оказалась Артемис. Они собирают травы в период их биологической активности и с учетом лунных циклов и производят их закладку в масло в тот же день, сохраняя таким образом то, что называется "жизненной силой" растения.
В результате такое масло в десятки раз эффективнее традиционных лечебных средств.
Фирма Артемис находится в Данедине, на самом юге южного острова. Там же они собирают дикорастущие травы. На южном острове пока еще можно найти такие сравнительно дикие места. На северном острове их уже не осталось.
1-го ноября я побывал на семинаре Сандры Клэйр, который она организовала в Окленде для своих потенциальных клиентов. Как я понял это уже не первый семинар, проводимый Сандрой, у нее есть обширная долгосрочная программа, основной целью которой является элементарный ликбез для кивийцев. Как она рассказала на семинаре, когда она вскоре после приезда в Новую Зеландию попыталась спросить в местной аптеке траву зверобоя, аптекарь решил, что ей нужно средство от бородавок, (по английски зверобой - StJohnsWort, бородавка - wart, звучит похоже). Оказалось, что о траве зверобоя он даже не слышал никогда, и то, что травы могут иметь какое-то отношение к лечебным средствам было для него откровением. :-)
Согласитесь, что начать заниматься травами в такой ситуации мог только истинный энтузиаст своего дела! Я думаю, что в значительной степени благодаря усилиям Сандры Клэйр в аптеках и магазинах Новой Зеландии появились травяные чаи, трявяные настойки, мази, масла и пр.
Хотя культура потребления трав и других натуропатических средств здесь все еще довольно низкая (по сравнению с Россией) но, по крайней мере в аптеке вас уже не встретит удивленный взгляд если вы попросите что-нибудь на травах. Появилось также немало специализированных магазинов здоровья (Healthshop) где довольно широкий выбор естественных натуропатических средств.
По окончании семинара я подошел к Сандре, чтобы познакомиться и поговорить. Пришлось переждать небольшую очередь, но в конце мое терпение было вознаграждено.
Оказалось, что она знакома со многими эзотерическими учениями, так что у нас нашлись общие интересы и темы для разговора. Я рассказал ей о своей идее, и предложил совместно развивать это направление. Под конец я вручил ей полное описание своего предложения и план его реализации и подарил первую книгу В.Мегре на английском языке. На этом мы и расстались, вполне довольные друг другом. Ввиду своей занятости (турне с семинарами все еще продолжается) Сандра обещала дать ответ недели через две.
В процессе реализации идеи мне, как и любому предпринимателю на моем месте,предстоит решать вопрос со сбытом готовой продукции. Поэтому ниже я привожу некоторые свои соображения по этому поводу применительно к местным условиям.
Успешный сбыт непосредственно связан с потребностью рынка в данном продукте, его рентабельностью и рекламой.
Насчет потребности Новозеландского рынка в данном продукте. Потребность рынка можно изучать если такой товар на рынке уже есть. А если это совершенно новый продукт, то какая у рынка может быть в нем потребность? Разумеется нулевая, до тех пор пока рынок не узнает этот продукт. Значит вопрос состоит в том, чтобы сформировать у рынка потребность в данном продукте. Это именно то, чем занимается Сандра Клэйр в отношении трав и траволечения с 1995 года. Именно этим собираюсь заняться и я в отношении своего продукта.
Согласен, это не простая задача - сформировать потребность. Однако, в случае успеха, затраченные усилия могут принести 1000 % прибыли. Я имею ввиду, что каждый затраченный мною час в конечном итоге принесет 1000 долларов прибыли. (Сейчас я получаю на РАБоте 25-40 долларов в час (разница весьма существенная, не так ли?)
Рентабельность. По сути это соотношение стоимости затрат и конечной цены продукта. Но что мне мешает установить такую цену продукта, чтобы покрыть все расходы да еще со значительной прибылью? Говорят что цены диктует рынок. С этим я абсолютно не согласен. Цены устанавливает предприниматель- производитель.
Очень часто цена одного и того же продукта может отличаться в 2-3 раза у разных фирм производителей. И нередко люди покупают точно такой же товар за большую цену благодаря красивой упаковке и хорошей рекламе. Причем они вовсе не считают себя обманутыми! В моем же случае все значительно проще. Поскольку подобного продукта на рынке просто нет, я могу в принципе установить любую цену, разумеется в разумных пределах и таким образом решить вопрос с рентабельностью. Разумеется при этом продукт должен обладать подлинной ценностью, т.е. действительно лечить людей. Но в этом отношении у меня сомнений нет, т.к. в России у меня была возможность опробовать прототип этого масла на себе и своих знакомых с самыми замечательными результатами.
Процесс формирования потребности непосредственно связан с рекламой.
А реклама это такой прожорливый зверь, который сожрет любой бюджет и не подавится. Я это слишком хорошо знаю на собственном опыте, в России у меня была фирма по недвижимости в течение 5 лет. Поэтому вопрос ставлю так. Как продвинуть товар на рынке при минимальных (желательно нулевых) денежных затратах на рекламу?
Поскольку у кивийцев нет культуры потребления натуропатических продуктов, значит давать обычную рекламу в средствах массовой информации это путая трата денег. Скажу больше, местный народ совершенно не привык думать, жить своим умом. Мнение специалиста, авторитета непререкаемо! Делают только то, что навязывает реклама, что скажет специалист, врач, в том числе врач-натуропат. Но зато любой кивиец будет скрупулезно следовать рекомендациям своего врача, принимать таблетки, настойки и пр. И вот эту особенность можно использовать!
В просессе анализа рынка, я выяснил, что в Окленде действуют около 100 натуропатических клиник. Люди которые их посещают, также слепо верят в рекомендации врачей-натуропатов, как и те кто посещает своего GP. Значит задача состоит в том, чтобы лично обойти все эти 100 клиник, познакомиться с врачами натуропатами и постараться заинтересовать их в своем продукте, возможно презентовать бесплатные образцы. Это потребует затрат времени и некоторых расходов на бензин и на образцы. Вот и все расходы на рекламу! В дальнейшем уже врачи-натуропаты будут сами рекомендовать масло своим клиентам.
Другой возможный путь - проведение образовательных семинаров, который с большим успехом осуществляет сейчас Сандра Клэйр в отношении своей продукции. Но это возможно лишь при наличии определенной известности, когда тебя уже знают в определенных кругах, иначе на твои семинары никто не придет. Так что с семинарами мне придется повременить.
Недавно я лишний раз убедился в том, что жизнь это постоянный выбор. Красные или белые, самолет или поезд, РАБота или Свое Дело... И от каждого выбора зависит вся наша жизнь
Тут мне на днях жизнь устроила, что называется проверку "на вшивость" :-)Начальник той геофизической фирмы где я работаю на пол-ставки предложил пойти на полную ставку с повышением. Это означало что мне предстояло бы проводить 2-3 недели в месяц в Австралии на полевых работах и руководить там группой рабочих из 3-5 человек, работая по 9-10 часов в день. Геофизическое картирование угольного месторождения, оценка запасов и прочее. Оплата правда, соответствующая. Но это также означало бы, что мне пришлось бы забыть обо всех моих проектах и начинаниях, связанных со своим делом, т.к. новая работа поглощала бы 90 % моего времени.
Вот же, блин искушение! Да предложи мне кто-нибудь такое еще год назад и я запрыгал бы от радости! Но сейчас... после того как осознал себя творцом и ощутил вкус Своего Дела, РАБотать на кого-то, делать карьеру.., это было бы явным отступлением, шагом назад. Вобщем это стоило мне дня мучительных раздумий и бессонной ночи, но все же я принял решение отказаться от синицы в руках ради журавля в небе. :-)
Ну ничего, поработаю в прежней должности на пол-ставки, на мешок картошки хватит вполне, зато будет время для реализации своей идеи. Конечно, всегда есть риск, что из идеи ничего не выйдет, ну что ж, тогда начну реализовывать другую идею.
Кстати после моего Суперпредложения предпринимателям (выпуск 4) мне приходит много писем с предложениями и идеями, некоторые кажутся весьма интересными и вполне могут быть реализованы в Новой Зеландии.