Сегодня выпуск нашей рассылки посвящён теме, затронутой одним
из подписчиков в нашей yahoo-группе. Итак, вопрос задал Залялетдинов Ильдар
Назимович
Крупное литейное предприятие работает
на десятках различных рынков (автомобилестроение, рынок запорной арматуры,
коммунальное литье и т.д.) Маркетинговое обоснование возможных объемов продаж
имеется не более чем по 10% рынков. В итоге, показатели годового бизнес-плана
регулярно не выполняются. Предложен выход: обепечить маркетинговую
проработку всех рынков, на которых работает предприятие. Для качественной работы
в данном направлении необходимы дополнительные ресурсы (штат отдела маркетинга
увеличить до 50 чел.) Причем, отдел маркетинга не занимается продажами, а только
исследованием рынков и разработкой рекомендаций для других отделов. Такие
затраты для предприятия пока не приемлемы. Какие еще могут быть варианты
решения проблемы ?
"Актив" группы однозначно решил, что по большому счёту
затронутая тема выходит за рамки бизнес-планирования, но всё-таки высказать своё
мнение пожелали. Данная тема также показалась интересной и мне, и я решила
вынести её в рассылку для Вашего ознакомления.
1. Организация работы с клиентом. Его не
столько изучать надо, сколько плотно с ним работать. Ведь не миллион же у вас
клиентов, и наверное даже не 1000. Работайте с ними, узнавайте что им нужно,
заключайте долгосрочные соглашения, а не разовые сделки проводите. Если нет
возможности самим "держать" все рынки - используйте чужие дистрибьюторские
сети.
2. Повышение гибкости (адаптивности, если
угодно) производства, включая снижение доли условно-постоянных затрат (в которые
невольно входят наши уважаемые специалисты по маркетингу, не отвечающие за сбыт)
и создание системы резервов "моментального включения". Это большая задача,
требует решения многих подзадач - технологических, структурно-организационных и
т.д.
3. Отладить систему "скользящего"
бизнес-планирования. Т.е. бизнес-план на год - это ориентир, на квартал - это
план, на месяц - это закон. Каждый месяц план пересматривается так, что бы не
смотря на разные "колебания" на входе финансовый результат на выходе был
устойчивым. Опыт есть такой уже у многих, а азы описаны в классическом труде "7
нот менеджмента".
Отдел маркетинга, имея свою нынешнюю
численность, должен научиться работать с "внутренней информацией", которая
пОходя, фактически самотеком каждый день поступает на предприятие (в отдел
сбыта, руководству, кому угодно).
Это достаточно непростая задачка, но
эффект огромен. Речь идет о постановке информационной базы отдела маркетинга:
кроме самого маркетинга, надо заставить сбыт и администрацию ее создавать,
заносить туда сведения, на которых, как практика показывает, строятся самые
нормальные маркетинговые исследования, практически с нулевым
бюджетом.
Информационная база - это ключевой
элемент той работы с клиентом, которая в литературе называется CRM (Customer
Relationship Management - управление взаимоотношениями с клиентами) . Для
накопления и анализа информации есть специальные программные продукты (из
российских, Sales Expert, например, некоторые части задачи решаются в Lotus
Notes). Но главное - совсем не программные продукты, главное - заинтересовать
(лучше - деньгами) людей вести информационную базу. Эффект от создания
информационной базы будет ощутимым месяцев через 6-8.
Если планы "не сбываются", надо для
начала понять, следует ли вообще ожидать, что они будут "сбываться". Если план
на месяц идет с погрешностью 1-5%, а на квартал - около 10-15% - все ОК, так и
должно быть. Если нет - все равно пост-фактум придется разбираться в причинах в
каждой конкретной ситуации индивидуально. Кстати, прогноз на месяц и квартал -
на 90% работа отдела сбыта.
Мое личное убеждение, что маркетологов
должно быть мало, и они должны заниматься в основном стратегическими вопросами,
а не составлением оперативных прогнозов продаж.
Напоминаю, что среди читателей рассылки проводится конкурс
на лучший вопрос по бизнес-планированию, итоги конкурса будут подводиться
ежемесячно, единственный претендент на апрельский приз - автор вопроса,
освящённого в сегодняшнем выпуске. Призы победителям предоставлены интернет-магазином
ОЗОН. Вы можете сами предложить книгу, которую хотели бы получить в качестве
приза. Все вопросы, предложения, пожелания направляйте в адрес нашей yahoo-группы или мне на email. Всего Вам доброго и УСПЕШНОГО
БИЗНЕСА!
Для поиска нужной Вам
литературы, попробуйте воспользоваться
поисковой формой ОЗОНа
(расположена ниже), в случае
неудачи, напишите,
пожалуйста, мне, какую именно книгу
Вы хотели бы приобрести.
Владельцам
рассылок на Subscribe.ru предлагаем
обмен ссылками и формами
подписки. Пишите
Предлагаем
Вам разместить рекламу в этой и
других рассылках Subscribe.ru СО СКИДКАМИ!!! Пишите