Начальство заметило хорошего
торгового агента и повысило его в должности. Человек
стал небольшим
начальником и получил в подчинение десяток рядовых
агентов. В числе прочего,
он должен был научить их продавать так же хорошо, как
сам. И что? Все
попытки передать свои знания не удались.
Подразумеваемыми знаниями человек
обладает и пользуется, но испытывает
затруднения при стремлении их описать, как устно так и
письменно. При
попытке выявить подразумеваемые знания у людей,
владеющих ими в большом
объеме, при ответах на прямые вопросы о том, как они это
делают, получается
один ответ. Я просто это знаю (умею). NB! Хотя
существуют специальные приемы
моделирования навыков в данных случаях - это очень
большая, запутанная тема,
о которой как-нибудь потом.
Как говорилось выше, попытки передать
накопленные знания, особенно
усвоившиеся на подсознательном уровне, обычно
заканчиваются неудачей.
Человек может вообще не осознавать, как он действует и
получать необходимый
результат.. Первоочередные мероприятия. 1.
Если невозможно задокументировать
или передать другим людям определенные знания - выявите
кто ими обладает.
2.Сделайте все возможное, чтобы эти люди (если данные
знания необходимы)
остались у вас. Они обычно очень желанны у ваших
конкурентов и при различных
обстоятельствах могут покинуть вас и перейти к вашему
основному конкуренту,
изменив этим расстановку сил на рынке не в вашу пользу.
3. Делайте все
возможное (подготовка новых сотрудников, обучение уже
имеющихся, выявление
подразумеваемых знаний), дабы уход ключевого человека не
навредил бы вам.
Явные знания.
Их можно легко зафиксировать и
задокументировать. В большинстве случаев их легко
передать от одного
человека к другому. И их можно без значительного ущерба
почерпнуть в
разнообразных книгах, руководствах и инструкциях.
Например, руководства по
эксплуатации бытовой техники делают на таком уровне
предъявления текстового
и графического материала, что их способны понять даже
8-10 летние дети (и
возможно меньше). Необходимо только помнить, что для
оного человека явно,
для другого только подразумевается и предпочтение
следует отдавать первому
случаю. Первоочередные мероприятия. 1.
Выявите все стратегически важные
знания и умения в организации. 2. Приложите всевозможные
усилия для перевода
явных знаний в документированную форму. 3. Выявите, кому
из сотрудников не
хватает за документированных явных знаний и обучите
их.
Скрытые знания.
Внешне похожи на подразумеваемые
знания. Трудности наблюдаются при выделении из всех
доступных знаний именно
этих. Обычно они доступны и их можно узнать у
соответствующего человека. Но
надо знать, что ищешь, чтобы это найти. Метод
"пойди туда, не знаю куда,
найди то, не знаю что" конечно хорош в определенных
ситуациях, связанных с
поиском новых возможностей. Выявление скрытых знаний
требует хоть частичного
знания искомого.
Скрытые знания обычно размыты среди
других, явных и доступных знаний в
последовательностях рабочих операций, методах работы и
психологическом
климате.
Часто в организации новичок испытывает трудности с
поиском и соответственно
постижением скрытых знаний, необходимых для работы.
Человека, которых
обладает солидным багажом скрытых знаний называют обычно
экспертом. Со
стороны его действия могут показаться волшебством. И к
нему обычно
обращаются за решением в затруднительных ситуациях. Один
из возможных
выходов - перенесение выявленных знаний в экспертную
систему. Экспертная
система - компьютерная система, имитирующая процессы
решения проблем и
генерирования знаний человеком-экспертом. Другой
возможный выход - перенос
знаний в удобную для передачи другом людям форму, дабы
они могли эти знания
выучить и использовать в последующем.