Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Советы бизнес-консультанта

  Все выпуски  

Советы бизнес-консультанта. Выпуск 427. Образ будущего в бизнесе


Советы бизнес-консультанта

Образ будущего в бизнесе

Выпуск N427, 28.11.2017. Регулярно выходит с января'2007

Уважаемые читатели, добрый день!

  • Приглашаю Вас на бизнес-лагерь «Как навести порядок в своем бизнесе» для владельцев и топов в Дахабе (Египет) остается все меньше времени. Он пройдет в 16-ый раз, с 2010 года его прошли более 300 руководителей. Приезжайте с командой!

Тема выпуска. Образ будущего в бизнесе

Михаил Юрьевич Рыбаков - бизнес-консультант. Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры".

Я продолжаю работать над книгой по стратегии. Получается интересно, насыщенно методиками и живыми примерами из самых разных компаний. И это я еще не рассылал клиентам для комментариев – то ли еще будет!

Подпишитесь на меня в facebook – книга будет рождаться на ваших глазах ;)

Вот прошлый фрагмент, изучите его, чтобы понимать логику.

Итак, стратегия нужна, вектор развития бизнеса определять будем. Как это сделать?

Точку Б описывают через вИдение и цели.

Видение (вижн) – это образ, картинка будущего. Куда вам и команде действительно хочется прийти. Иначе у всех в голове – явно или нет – звучит вопрос: «На фига тратить силы?»

Вижн нужен для того, чтобы наметить, куда идем. Согласовать направление движения – чтобы всем вместе в одном направлении и с удовольствием, а не «лебедь раком щуку».

Затем полезно определить цели. Это уже более конкретная материя. Хорошо, если они четкие, измеримые, ограниченные во времени и пр. (например, по критерию SMART).

Часто спрашивают: «Если есть цели, зачем же еще и вижн»?

Отвечаю: в целях нет энергии, драйва. Ведь это холодные цифры, придуманные от ума, а не от чувств. Я много раз убеждался, что очень оригинальная идея собственников «увеличить оборот и/или прибыль в N раз» почти никого в компании не греет. Если честно, то даже самих собственников, не говоря уже о работниках.

Ну нет в этом никакой радости: просто раздуть компанию. Проблем и рисков много, упахаться всем нужно – а счастья нет. Вот потому и не бегут сотрудники вперед под таким флагом. И руководители не бегут. Потому что «не веселят шарики».

Нужны ли цели? Иногда. Хотя наш опыт показывает, что многие компании не готовы к серьезному использованию этого инструмента. Поговорим об этом чуть позже: в главе «Цели бизнеса».

Популярна теория, что у человека два полушария: правое отвечает за образы и интуицию, а левое – за логическое мышление. Хорошо, когда оба работают совместно. Так вот видение больше формируется в правом полушарии, а цели в левом.

  • Видение дает целостный образ и энергию, чтобы воплотить его в жизнь.
  • Цели – инструмент более тактический, они помогают просчитать реалистичность желаемого и определить необходимые ресурсы и т.д.

Образ будущего

Через четыре года здесь будет город-сад!
Владимир Маяковский

Вам предстоит договориться, каким будет бизнес через некоторое время. Как правило, высшее руководство компании укрупнено задает направление движения, но этого недостаточно. Есть разные уровня силы мысли:

  1. Размытый образ в голове у человека: очень слабо.
  2. Идея ясно сформулирована и записана: сильнее.
  3. Мысль высказана вслух, обсуждена в дискуссиях, доказана другим людям: еще сильнее.
  4. «Публичное обещание», высказанное вслух перед значимыми для вас людьми: максимальный эффект.

Часто в управленческой команде нет согласия даже между совладельцами, не говоря уже о других руководителях и рядовых работниках. Даже в таком важном вопросе, как направление развития компании. Каждый из собственников и топов занят своим направлением, а посмотреть на ситуацию сверху и заглянуть вперед – некогда.

Как создать вижн? Конечно, командой. Даже если у вас есть своя версия, не озвучивайте ее команде заранее. Если сделаете это – не оставите людям пространства для творчества, упустите возможные ценные идеи. А главное – вы навяжете свою картинку. Головами-то, конечно, покивают, но будут держать фигу в кармане и перемывать вам кости в курилках. Обычно у сотрудников много ценных идей, которые расширяют возможное будущее.

Для начала определите, на какой период хотите заглянуть вперед: обычно от 3 до 10 лет. Меньше нет смысла, больше – иногда можно, если хватит духу.

Хорошо, когда видение включает в себя:

  • Тезисы, выраженные точными короткими фразами. Они нужны для левого логического полушария.
  • Визуальный образ, картинка: метафора или схема того, какой вы видите компанию. Это для правого полушария.

Вижн должен быть:

  • Привлекательным, чтобы притягивал и воодушевлял вас и других людей. Чтобы в нем был кайф и энергия. Иначе какой смысл тратить свою жизнь на его достижение?
  • Реалистичным, обоснованным, чтобы и вы, и команда ясно понимали, что его можно достичь, если хорошо постараться. Не стоит заниматься маниловщиной. Видение – это не какая-то сказка, а ключевой документ, задающий вектор развития бизнеса. Найдите баланс между амбициями и реальными возможностями.
    Как-то нас пригласила провести сессию компания – производитель напольных деревянных покрытий, находившаяся в трудном положении: большие кредиты, которые росли год от года, многомесячная просрочка по заказам клиентов, большой процент брака и пр. На сессии они намечтали, что через три года компания откроет представительства на всех континентах мира. Когда мы сказали, что это не очень реально, на нас сильно обиделись – смотреть правде в глаза порой очень непросто. Кстати, сейчас они первые в России в своем сегменте рынка и… действительно экспортируют продукцию в Европу и США.
  • Конкретным, ясным, четким, а не просто набором лозунгов типа «мы лучшие». Я еще помню советские лозунги типа «Экономика должна быть экономной!» Увы, заклинания в бизнесе работают слабо.
  • Объемным, когда организация описана с разных сторон: рынок, команда, бизнес-архитектура, технологии, финансы, офис и т.д. У большинства из нас есть тот или иной перекос, профессиональная деформация, связанная с образованием и прошлым опытом. Мы видим мир и бизнес с какой-то привычной нам колокольни. Для получения объемной картинки хорошо пригласить для этой работы людей из разных подразделений, разного пола, возраста и опыта работы в вашей компании – каждый из них внесет что-то ценное.
  • В настоящем времени, как будто вы уже находитесь в нем. Это позволит вам погрузиться в будущее, прожить его. А вообще-то и притянуть. Ну или создать – как вам больше нравится. Главное, что это работает.

Меня часто спрашивают, насколько подробным должно быть видение, просят оценить плоды своего труда. На мой взгляд, если вижн вас зажигает и в целом соответствует критериям, описанным выше – он и есть правильный для вас. По объему это может быть страница или несколько строк. Главное – какие образы и силу вы в него вложили. Точную оценку «правильности» вам поставит только сама Жизнь.
 

Практическое задание 1. В команде создайте образ будущего своей компании.
Удобно делать это на флипчарте. Если команда большая, она делится на подгруппы. При обсуждении на общий круг собственники выступают после всех остальных команд.

О личном

Я считаю, что бизнес, работа – это важные части жизни, но не вся жизнь. Дело кормит человека, дает ему возможность самореализоваться и оставить после себя добрый след на Земле. С другой стороны, это инструмент, позволяющий нам достигать целей и жить так, как мы хотим.

Горе тому, для кого бизнес или работа по найму стали хозяином, а не слугой. Такой человек постепенно выгорает, белый свет ему уже не мил.

Поэтому важно создавать видение бизнеса, исходя из картинки своего личного будущего. Я подробно писал про это в книге «Бизнес-процессы: как их описать, отладить и внедрить. Практикум»[1]. Здесь не буду повторяться, а лишь дам вам…
 

Практическое задание 2. Какой вы видите свою жизнь через несколько лет? Возьмите как минимум тот же период, что и для бизнеса. Как и где вы живете, чем занимаетесь?

На бизнес-лагере в Дахабе (Египет) вы сможете создать образ будущего своего бизнеса – с нашей помощью, в команде увлеченных бизнесменов, в теплой творческой обстановке. Групповой разум – мощнейшая штука, я уже много лет не перестаю этому удивляться. Команда помогает создать сильный образ, который потом воплощается в жизнь. Приезжайте с командой! Забронируйте места сейчас.

Отзыв участника бизнес-лагеря

Дмитрий Мазеин, совладелец и директор по развитию компании «Адванта Консалтинг» (разработка и внедрение ПО, консалтинг по постановке системы управления проектами), Екатеринбург
Бизнес-лагерь "Как навести порядок в своем бизнесе" Дахаб-2017


Наша компания занимается разработкой информационной системы управления проектами, внедрением системы и построением системного управления проектами. Мы наводим порядок не в бизнес-процессах, а в управлении проектами.

Компания растет очень быстро: за последние 4 года выросли в 8 раз. Сейчас поставили цель за ближайшие 3 года вырасти в 10 раз, поэтому стало понятно, что просто так такой большой рост не осуществить, нужны упорядоченные бизнес-процессы, необходимо, действительно, проработать качественно, до мелочей, все нюансы работы с клиентами: внедрение, разработки, чтобы мы могли действительно делать хороший продукт, предоставлять хороший сервис.

Я начал читать книгу Михаила Рыбакова. Увидел, что с одной стороны, очень понятные и простые вещи. С другой стороны, видна за каждым словом мудрость, которая идет от большого опыта внедрения в реальных компаниях этих методик. Сам я знаю тему бизнес-процессов, много раз описывал в разных компаниях как консультант и внутри компании. Но всегда было сложно остановиться, сложно выбрать оптимальный формат. У Михаила достаточно простая и понятная методика, и она работает. Это очень важно. И в ходе бизнес-лагеря я еще раз в этом убедился. Сам бизнес-лагерь помог прожить эти методики через работу в группах с коллегами из других компаний, через обсуждение этих методик с моими сотрудниками. Здесь я и мой партнер, плюс, два менеджера из нашей компании.

Рекомендую, кстати, ехать управленческой командой. Вы сможете зарядить всех едиными идеями, сможете сформировать общий язык и зарядиться на реализацию проекта формализации и структуризации процессов в компании. Это очень полезно.

Хороший формат бизнес-лагеря: и отдых, и учеба. Очень помогает, действительно, не перегрузить голову, дает время продумать те идеи, которые каждый день даются на тренинге. Очень лаконичный формат, очень рекомендую в этом формате участвовать. Будем эти методики использовать также в своих проектах, внедряя проектное управление у своих клиентов. Некоторые ноу-хау Михаила тоже используем, если он не будет против.

Рекомендую и книгу, и бизнес-лагерь, и реализовать наведение порядка в своем бизнесе. Уверен, что каждому из вас это даст что-то свое, но достаточно ценное.

___________________________________

[1] Глава 6 «Ваши личные цели и цели бизнеса» и глава 7 «Рост, развитие, эффективность и… счастье».

***

Полный структурированный архив рассылки >>>

Пишите: присылайте нам вопросы по бизнесу и жизни, предложения и пожелания. Мы отвечаем на все корректные письма (это может занять некоторое время).

P.S. Вы можете переслать это письмо своим коллегам: бизнесменам и руководителям. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать. Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!

С уважением,
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"

WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: info@mrybakov.ru
Skype: mrybakov.partners
FaceBook: www.facebook.com/BusinessToOrder

 


В избранное