Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Советы бизнес-консультанта

  Все выпуски  

Советы бизнес-консультанта. Образ будущего вашего бизнеса


Образ будущего вашего бизнеса

 

 

Dahab2018_500.JPGДобрый день!

С 16 марта 26ой бизнес-лагерь «Как навести порядок в бизнесе и вовлечь команду в его развитие» в Дахабе (Египет).

Лагерь - это 9-дневное практическое погружение собственников и топов в методику наведения порядка в бизнесе. Участники глубоко прорабатывают задачи своих компаний. Помимо методической работы идет мощный обмен энергией между людьми. Это дает силы начать перемены и дойти до результатов.

Забронируйте места для себя и своей команды >>>

Тема выпуска. Образ будущего вашего бизнеса

Во многих компаниях нет ясного вектора развития от текущего состояния (точка А) до желаемого (точка Б).

Как определить вектор развития бизнеса?

Точку Б описывают через ви´дение и цели.

Ви´дение (вижн) – это образ, картинка будущего, куда вы и команда действительно хотите прийти. Иначе у всех в голове – явно или нет – звучит вопрос:

«На фига тратить силы?» Также видение помогает согласовать направление движения – чтобы всем вместе и с удовольствием, а не «лебедь раком щуку».

Затем полезно определить цели. Это уже более конкретная материя. Хорошо, если они четкие, измеримые, ограниченные во времени и т. д.

Dahab_2019_1_500.jpgЧасто спрашивают: «Если есть цели, зачем же еще и вижн?»

Отвечаю: в целях нет энергии, драйва. Ведь это холодные цифры, придуманные от ума, а не от чувств. Я много раз убеждался, что очень оригинальная идея собственников «увеличить оборот и/или прибыль в N раз» почти никого в компании не греет. Если честно, то даже самих собственников, не говоря уже о наемных работниках.

Ну нет в этом никакой радости: просто раздуть компанию. Проблем и рисков много, упахиваться всем нужно – а счастья нет. Вот потому и не бегут сотрудники вперед под таким флагом. И руководители не бегут. Потому что «не веселят шарики».

Нужны ли цели? Иногда. Хотя наш опыт показывает – многие компании не готовы к серьезному использованию этого инструмента.

Популярна теория, что наше правое полушарие отвечает за образы и интуицию, а левое – за логическое мышление. Так вот, ви´дение больше формируется в правом, а цели – в левом. Хорошо, когда оба работают совместно.

  • Ви´дение дает целостный образ и энергию, чтобы воплотить его в жизнь.
  • Цели – инструмент более тактический, они помогают просчитать реалистичность желаемого, определить необходимые ресурсы, контролировать продвижение и т. д.
     

Образ будущего

Через четыре года здесь будет город‑сад!
Владимир Маяковский

Команде предстоит договориться, каким будет бизнес через некоторое время. Как правило, высшее руководство компании укрупненно задает направление движения, но этого недостаточно. Есть разные уровни силы мысли.

1. Размытый образ в голове у человека: очень слабо.

2. Идея ясно сформулирована и записана: сильнее.

3. Мысль высказана вслух, обсуждена в дискуссиях, доказана другим людям: еще сильнее.

4. «Публичное обещание», высказанное вслух перед значимыми для вас людьми: максимальный эффект.

Согласия часто нет даже между совладельцами, не говоря уж о других руководителях и рядовых сотрудниках. Даже в таком важном вопросе, как вектор развития компании. Каждый из собственников и топов занят своим направлением, а посмотреть на ситуацию сверху и заглянуть вперед – некогда.

Dahab2014_group.jpg Как создать вижн? Конечно, командой. Обычно у людей много ценных идей, которые расширяют возможное будущее. Порой вижн команды яснее и конкретнее, чем владельцев. А главное – включается творческая энергии сотрудников, и они вкладывают ее в развитие организации. Теперь они соавторы! И к компании относятся совсем по-другому. 

Часто у сильного бизнесмена есть своя картинка – велик соблазн так или иначе навязать ее команде: силой или уговорами. Мой добрый совет: не делайте этого. Получите иллюзию принятия, а потом будете локти кусать.

Люди, конечно, покивают головами, но будут держать фигу в кармане и перемывать вам кости в курилках. Или – без инициативы выполнять то, что им велел начальник.

Конечно, именно собственник решает, куда вести свой бизнес. Но… Мудрый правитель приказывает солнцу вставать на восходе и садиться на закате. Он следует Пути.

Илья Бирюлин, собственник и руководитель «Южной Водоочистной Компании» (очистка воды «от дома до завода»), Краснодар: Если представить компанию как клумбу, то я в ней буду почвой, на которой растут цветы, трава и т. д. Этакий поставщик ресурсов для желающих что‑то делать. Хотя я не уверен, что все коллеги воспринимают меня именно в таком качестве.

Правильно настроенная команда мудрее одного человека, даже самого умного. Хотя поверить и принять это бывает поначалу ох как непросто. И да, чтобы команда выдавала хорошие решения, ее нужно настроить – как пианино или гитару. А точнее, сонастроить – ваш «оркестр» или «джаз-бэнд».

Александр Веревкин, основатель и совладелец федерального центра дезинфекции «Герадез», Красноярский край: У знакомых предпринимателей часто наблюдаю ситуацию с авторитарным управлением, когда руководитель – жесткий «родитель» – сетует на глупых нерадивых сотрудников‑«подростков». А они в ответ, как и любой человек, ущемленный в свободе, учете своих мнений и интересов, делают все из‑под палки и саботируют любые изменения статус‑кво. Поэтому, если руководитель авторитарен, а сотрудники не вовлечены, любой запрос такого руководителя решится не так, как он ожидает.

Для начала определите, на какой период вы хотите заглянуть вперед. Обычно команды выбирают от 3 до 10 лет. Меньше нет смысла, больше – иногда можно, если хватит духу.

Хорошо, когда ви´дение включает в себя:

  • Тезисы, выраженные точными короткими фразами. Они нужны для вашего рационального, логического «я» (левого полушария).
  • Визуальный образ, картинка: метафора или схема того, какой вы видите компанию. Это для вашего чувственного, глубинного, более древнего и сильного «я» (правого полушария).

Вижн должен быть:

  • Привлекательным, чтобы притягивал и воодушевлял вас и других людей. Чтобы в нем был кайф и энергия. Иначе какой смысл тратить свою жизнь на его достижение?
  • Реалистичным, обоснованным, чтобы и вы, и команда ясно понимали, что его можно достичь, если хорошо постараться. Не стоит заниматься маниловщиной. Ви´дение – это не какая-то абстрактная мечта или сказка, а ключевой документ, задающий вектор развития бизнеса. Найдите баланс между амбициями и реальными возможностями.
  • Конкретным, ясным, четким, а не просто набором пустых фраз типа «мы лучшие». Я еще помню советские лозунги вроде «Экономика должна быть экономной!» Увы, заклинания в бизнесе работают слабо.
  • Объемным, когда организация описана с разных сторон: рынок, команда, бизнес-архитектура, технологии, финансы, офис и т. д. У большинства из нас есть тот или иной перекос, профессиональная деформация, связанная с образованием и прошлым опытом. Мы видим мир и бизнес с какой-то привычной нам колокольни. Для получения объемной картинки хорошо пригласить людей из разных подразделений, разного пола, возраста и опыта работы в вашей компании – каждый из них внесет что-то ценное.
  • В настоящем времени, как будто вы уже находитесь в нем: описываете то, что видите, слышите и ощущаете. Это позволит вам погрузиться в будущее, прожить его. А вообще-то притянуть или создать – как вам больше нравится. Главное, что это работает.

Меня часто спрашивают, насколько подробным должно быть видение, просят оценить плоды своего труда. На мой взгляд, если вижн вас зажигает и в целом соответствует критериям, описанным выше, – он и есть правильный для вас. По объему это может быть страница или несколько строк. Главное – какие образы и силу вы в него вложили. Точную оценку «правильности» вам поставит только сама Жизнь.

Практическое задание.

В команде создайте образ будущего своей компании.
Удобно делать это на флипчарте. Если команда большая, она делится на подгруппы. При обсуждении на общий круг собственники выступают после всех остальных команд.
Сразу настраивайте себя и команду, что вы не просто фантазируете, а действительно определяете будущее, к которому намерены прийти. Но и не зажимайтесь в жесткие скучные рамки.

Александр Межевов, сооснователь торгово-производственной компании Green Trees (новогодние товары и услуги), Коломна: На первой сессии в компании Green Trees идея работы с иностранными клиентами была далекой, почти нереальной. Тем не менее ее включили в ви´дение – ведь экспорт дает большую стабильность, чем работа только на внутреннем рынке, да и период для этого благоприятный: дешевеющий рубль, рабочая сила и другие ресурсы. Не прошло и двух лет, как несколько крупных иностранных компаний – мировых лидеров на рынке новогодней продукции – сами обратились с предложением разместить производство на заводе Green Trees в Подмосковье. За те три года, что мы сотрудничаем, компания запустила еще два производства. И все это на фоне кризиса, падения спроса. Стратегия работает!

* По материалам моей книги "Стратегия бизнеса: как создать и воплотить ее в жизнь. Практикум". 

Dahab2017_9_500.jpg
Создать образ будущего своего бизнеса и проработать его стратегию в целом  можно на бизнес-лагере "Как навести порядок в своем бизнесе и вовлечь команду в его развитие".  Это глубокое практическое обучение. Вы подробно проработаете всю технологию на живых примерах из своего бизнеса, выстроите в голове четкую систему, вовлечете в изменения своих партнеров и топов. По опыту сотен бизнесменов, после обучения на лагере гораздо проще описать и внедрить бизнес-процессы в своей компании.

Бизнес-лагерь пройдет с 16 марта в Дахабе (Египет). Добрая цена при оплате в январе.

Забронируйте места для себя и своей команды!

***

Отзывы участников бизнес-лагерей

Фарит Губаев, собственник управляющей компании «ЖРП-8» (ЖКХ), Ижевск

На бизнес-лагере я в первый раз. До этого директора моих компаний участвовали в подобных мероприятиях. Все приезжали очень довольными, с новыми планами, с отличным настроением. Поэтому мне было интересно, что здесь такое рассказывают, что люди приезжают такие воодушевленные и заряженные на работу.
Провел здесь полных 9 учебных дней. Познакомился с отличными бизнесменами, подружился с ними. Здесь представлены многие страны постсоветского пространства: и Казахстан, и Белоруссия, и Украина. Проблемы у всех, в принципе, одинаковые: как построить грамотный бизнес, чтобы не "тушить пожары", построить организацию, которая будет саморазвиваться.
Три года назад мы провели с Михаилом стратегическую сессию на нашем предприятии и получили отличные результаты. Упорядочили нашу систему работы. После этого стало гораздо больше времени у меня, как у собственника для того, чтобы дать, во-первых, полномочия своим заместителям, руководителям компаний и, соответственно, больше им доверять. У людей появилась возможность реализовать себя. Я за эти три года стал существенно меньше заниматься оперативным управлением.
Как говорит Михаил, собственник должен отдыхать :) Поэтому здесь я совмещаю отдых с получением знаний. Спасибо!

Dahab_rest1.jpg

Мария Мельникова, бухгалтерские услуги на аутсорсинге, г. Москва

Сейчас наша компания обслуживает 100 юридических лиц, и мы достигли того момента, когда наш бизнес уже не может держаться только на инициативе собственников и нам нужна организационная структура и четкое понимание наших бизнес-процессов и прочего.
До этого лагеря все эти слова: организационная структура, бизнес-процессы, - были для меня такими сухими терминами, очень страшными, к которым сложно было подобраться, которые меня пугали. И даже, начиная читать книгу Михаила Рыбакова, я видела множество методических указаний, которые нужно выполнять и все это бросала и откладывала. Но во время чтения книги мне понравился язык  изложения, и поэтому я приняла решение приехать сюда, о чем я ни разу не пожалела, потому что подход Михаила к изложению всей этой концепции в принципе сложной методической информации, настолько человечный и интересный, завлекательный, веселый, что мне очень нравится, я жду каждого задания с нетерпением, стараюсь участвовать во всех заданиях, потому что его подход очень мне близок, так как я творческий тоже человек и соединение творческой составляющей с методологией, с бизнесом, с логическими какими-то процессами очень мне интересно. Я надеюсь внедрить все изученное. Очень надеюсь ничего не упустить, стараюсь ничего не упустить, очень хочу, чтобы это все заработало, и я уверена, что заработает, потому что, судя по отзывам других участников их бизнесы качественно улучшаются, их жизнь качественно улучшается, они освобождают время и я думаю, что в моей компании произойдет то же самое.
Я говорю большое спасибо Михаилу, Ольге, чудесному и замечательному Дахабу, в котором кроме бизнес-лагеря Михаила Рыбакова еще много всего. Я очень благодарю участников этого лагеря. Это просто кайф приехать, когда 30 человек – у всех свои бизнесы, у всех свой интереснейший опыт, и с удовольствием им делятся. Очень приятно находиться здесь. Спасибо!

***

Вы читали выпуск № 553.9 от 10.01.2023. Рассылка "Советы бизнес-консультанта" регулярно выходит с января'2007.

Полный структурированный архив рассылки >>>

Пишите: присылайте нам вопросы по бизнесу и жизни, предложения и пожелания. Мы отвечаем на все корректные письма (это может занять некоторое время).

P.S. Вы можете переслать это письмо своим коллегам: бизнесменам и руководителям. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать. Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!

С уважением,
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, ведущий стратегических сессий, психолог
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: info@mrybakov.ru
Telegram канал: https://t.me/mikerybakov

 

Наши книги (бумажные, электронные, аудио)

Книги Михаила Рыбакова и Ольги Пайвиной

Развитие живой компании. Практикум по организационной терапии в гештальт-подходе

Бизнес-процессы: как их описать, отладить и внедрить. Практикум

Стратегия бизнеса: как ее создать и воплотить в жизнь. Практикум

Как навести порядок в своем бизнесе. Практикум

 

Книги Наталии Морозовой
 

О финансах легко и непринужденно

О хороших людях и кассовых разрывах

Упрощенка от А до Я

Полезный ежедневник для предпринимателя и руководителя


В избранное