Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Что должен знать директор?

  Все выпуски  

Что должен знать директор? Корпоративная культура


Информационный Канал Subscribe.Ru

Корпоративная культура

Редактор - это неудавшийся писатель.

Вы легко можете себе представить, что чувствует редактор, когда ему в руки попадается статья с таким эпиграфом и насколько трудно ему ее редактировать или отказывать в печати. Но все равно редактировать приходится и отказывать тоже. :)

 

Нечто подобное чувствует предприниматель (хозяин собственной фирмы) когда он встречается с НАСТОЯЩИМ КОНСУЛЬТАНТОМ.

Настоящий Консультант в отличие от обычного подхода в сфере услуг, которая работает под лозунгом "Клиент всегда прав", должен рассказать своему клиенту в чем этот клиент НЕ ПРАВ, иначе этот консультант зря получает свои деньги.

Дело обычно не в том, что клиент что-то не знает, дело обычно в том, что клиент в чем-то ЗАБЛУЖДАЕТСЯ, имеет НЕВЕРНЫЕ представления. То есть в чем-то не прав. А Вы прекрасно знаете что ПЕРЕУЧИВАТЬ намного труднее, чем учить заново.

Но прежде чем кого-то начать переучивать, нужно решить фундаментальную проблему. Если есть две точки зрения, достаточно сильно отличающиеся друг от друга, то какая из них НЕПРАВИЛЬНАЯ?

Известный довод о том, что в споре рождается истина, предполагает, что ее еще не знают оба участвующих в споре. А если один из участников дискуссии истину УЖЕ ЗНАЕТ? Тогда какой смысл имеет спор?

Более того, если мы вспомним Лао-Цзы, который сказал - "говорящий не знает, знающий не говорит" - и переделаем его высказывание применительно к спору, то получим следующее высказывание: "спорящий не знает, знающий не спорит".

И тогда что? Правильно! Тогда желающий узнать нечто новое должен как аксиому принять тезис, что в случае несовпадения точек зрения, неправильная точка зрения именно у того, кто хочет узнать.

А теперь вернемся к редактору. Как же редактору трудно бережно относиться к текстам поступающим к нему и избавиться от иллюзии, что он то ТОЧНО знает что правильно, а что неправильно и не править те места, в которых точка зрения автора (или форма изложения) ПРЯМО противоречит точке зрения редактора.

А теперь представьте себе предпринимателя, которые должен выполнить рекомендацию Консультанта, которая прямо противоречит его убеждениям? Как оно?

В религиозной традиции есть два подхода на эту тему. Один подход, который оказался преобладающим, заключается в том, что нужно верить и причем слепо авторитетам.

Аналогичный подход, кстати, применяется в средней и высшей школе и даже в научных школах. Менделеев или Эйнштейн или Ньютон сказал, что дело обстоит следующим образом и кто ты такой чтобы с ним спорить?

 

В Библии (Коране) сказано и так и спорить с этим есть богохульство. Верь и все. И больше тебе по статусу ничего не положено.

Есть и другой подход. Этот подход говорит, что при переводе, в частности Библии, были сделано умышленные или неумышленные ошибки и слово вера переведено неправильно и вместо него должно стоять слово доверие.

То есть ДОВЕРЬСЯ мне и ПРОВЕРЬ на практике, так ли то, что я говорю. Учитель предлагает доверять НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ и доверять прежде всего в том, чтобы начать ПРОВЕРЯТЬ сказанное, а там уж и сам убедишься кто прав.

Итак, коротко повторим сказанное. Есть две точки зрения, одна из них неправильная, для того, чтобы научиться НОВОМУ нужно довериться и ПРОВЕРИТЬ на практике ту точку с которой вы несогласны.

После такого долгого введения перейдем собственно той мысли ради которой и написана эта статья.

Начиная с первых кооперативах прошло три эпохи, судя по тому, что писалось в Уставах кооперативов, затем малых предприятий, а затем ООО и АО. В первых кооперативах у Уставе писалось, что разумеется кооператив создается с целью удовлетворения растущих потребностей людей. И все!

В годы свободы (89-91), начали смело писать, что целью создания фирмы является получение прибыли. И все! А вот позже как-то этот раздел начал становится невнятным.

А сейчас уже неудобно публично (в выступлениях и СМИ) говорить о том, что целью создания фирмы является денежку заработать. Но ведь в большинстве случаев все-таки это именно так.

Так почему же неудобно стало? А не любят предпринимателей. Ни народ их не любит, ни власти, ни СМИ.

Если просмотреть прессу, особенно провинциальную, то на одну более менее положительную информацию о деятельности предпринимателей приходится 10 публикаций о том, какие нарушения обнаружила доблестная налоговая полиция и не менее доблестная налоговая инспекция и как много налогов доначислено на благо народа и страны.

Так же часто рассказывается о том, как много денег перечислено на пенсии, социальную помощь и так далее, но журналисты забывают сказать, а откуда денежки то?

Не государство же их своим трудом заработало! А отняли денежки у предпринимателей, которые как раз деньги и заработали.

К чему я эти обиды-то высказываю. А к тому, что как теперь как в этой ситуации предпринимателю быть белым и пушистым в глазах сотрудников клиентов и родственников (особенно дальних, которым тоже денег хочется), если каждый день его образ рисуют черными красками.

А в этой ситуации вроде как предприниматель должен создавать корпоративную культуры и объединить своих сотрудников (и ближних родственников бы тоже) не вокруг идеи, как много денег предпринимателю заработать, как вы понимаете вокруг такой идеи не очень то людей объединишь, а вокруг, как это модно говорить миссии фирмы.

А вот ВЕРИТ ли сам хозяин в какую-нибудь миссию фирмы? Не всегда, ох не всегда. Чаще всего предприниматель похож на типичного политика, который рассказывает о благе народном, а думает в это время .. Ну вы сами догадываетесь о чем.

Мы уже подошли к сложению векторов из заголовка статьи. Речь идет о том, к чему стремятся предприниматель и его сотрудники.

Если в одну сторону, то вектора складываются и суммарный вектор становится о-го-го какой, а вот если в разные, то получается известная картина из басни Крылова "Лебедь рак и щука".

Редко какая фирма может похвастаться тем, что направления сотрудников и предпринимателя отличаются меньше чем на 30-45 градусов. А то и все 90 градусов. Почему?

Да ведь сотрудников не интересует прибыль хозяина и проблемы другого подразделения этой же фирмы тоже мало интересуют. Я свои обязанности выполнил? Выполнил! А там хоть трава не расти.

В качестве примера. Вроде бы почти каждый предприниматель (хотя бы на словах) заинтересован в процветании страны в которой он живет. А вот с налоговыми инспекторами они не чувствуют себя людьми которые должны помогать друг другу. :)

 

Мы подбираемся к финалу. Помните о мысли, что нужно доверять Настоящему Консультанту, и доверять настолько, чтобы его рекомендации ПРОВЕРИТЬ на практике?

Сейчас я Вам такую рекомендацию и дам. Хотите, чтобы сотрудники горели на работе и чтобы для них интересы фирмы были как свои? Хотите? Тогда ЗАБУДЬТЕ О ПРИБЫЛИ! И найдите другую цель в том, что вы делаете.

Карл Маркс как-то сказал: "Философы веками объясняли мир, а задача заключается в том, чтобы его изменить".

Так вот. Как вы хотите изменить мир? И средством для этого является Ваша фирма. Всего лишь средством, а не целью Вашей деятельности.

 

Разумеется, не все будут верными ленинцами или как там у Вас фамилия :). Тогда те сотрудники, которые хотят только гарантированной зарплаты постепенно отсеются, а останутся только те, кто вместе с Вами хотят изменить мир. Если дедушка Ленин с горсткой соратников сумел изменить мир, то вы почему не сможете?

Нужно только найти цель, по сравнению с которой деньги - прах с Ваших ног. Найдете такую цель, найдете соратников и тогда Вам, что называется, и сам черт не брат. И море по колено.

Но внимание! Человек европейской или американской выучки может ИСКРЕННЕ (хотя нам этого никогда не понять) заявлять, что миссия его фирмы - снабжение населения высокачественными гребешками трепангов. Или лучшими в мире канцелярскими товарами.

Но вот людей прошедших школу и испытавших на себе силу советской пропаганды и агитации на мякине не проведешь. Если человек родившийся и выросший в границах бывшего СССР заявит, например, что миссия его фирмы - обеспечить высокое качество страхования и безопасность и комфорт своих клиентов, то, как минимум, я по примеру Станиславского скажу: "НЕ ВЕРЮ", а затем это скажут его сотрудники (про себя) и клиенты (своим знакомым).

Для общества, которое видело, как на его глазах развалился величайший миф - социализм, не удивится, что как только люди перестанут верить в рыночную экономику, свободу и все остальное под общим словом капитализм, то и капитализм тоже может развалиться. Так какие тут гребешки трепангов?

Ты скажи так, чтобы "глаголом жег сердца людей", ты предложи такое, чтобы человек мог рискнуть своим комфортом и благосостоянием, но чувствовал себя человеком, от которого зависит то, каким будет мир в следующие 30 ли 50 лет.

А разве можно гореть на работе ради того, чтобы как любят писать на Западе - "потребитель мог наслаждаться своим трепангом".

Нет уж, ешь ананасы, рябчиков жуй … и так далее. Наслаждаться комфортом - это не по нашему. Это штуки тут не пройдут, хоть три команды западных консультантов пригласи.

 

Итак. Извлечение прибыли НЕ МОЖЕТ являться целью объединяющей сотрудников и хозяина фирмы в одну команду. Не может такой целью являться и нечто по западному безвкусное и пафосное. Вот пара-троечка таких фраз из первого попавшегося под руку журнала:

 

Традиции качества и успеха

Сохраняя традиции, создаем новое …

Правильный баланс требуемых качеств.

 

 

Вы думаете, такими фразами в стиле последних решений съездов КПСС можно кого-то (а особенно собственных сотрудников) объединить на совместную работу на пределе интеллектуальных и физических возможностей?

А вот как это делали в двадцатых годах прошлого столетия в России:

Я знаю город будет, я знаю саду цвесть, когда такие люди в стране советской есть!

Или ……Гвозди бы делать из этих людей, крепче бы не было в мире гвоздей!

Вот это действительно работа с персоналом! А не детская кашка. Так что у нас есть без преувеличения КОЛОССАЛЬНЫЙ опыт объединения людей на одну цель. И создания корпоративной культуры.

Да, стратегия оказалось неверна. Труд людей в большой степени был растрачен напрасно, но ведь работали люди героически! И вряд ли хоть одной западной корпорации когда-либо удалось добиться от своих сотрудников такой самоотверженности и такого объединения на одну цель, как это удалось нам в 20-е и 30-е годы.

 

Я, конечно, понимаю, что хотелось бы попроще, без перегибов. Но мы не на Западе, тут у нас климат иной. Или все или ничего. Или подвиг или безделье. Третье в русской культуре не уживается.

На этом небольшой доклад на тему подходов к корпоративной культуре в России в начале третьего тысячелетия прошу считать законченным, и готов перейти к ответам на вопросы.

Юрий Мороз moroz@onego.ru

Материал взят с сайта www.shsd.ru

Алексей Музыка muzyka_a@td-shkolnik.com

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: economics.school.direktor
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное