Логистика. Совет дня! «Уникальные» проблемы и общие нюансы
Подходы к планированию продаж.
Во многих компаниях стремятся максимально повысить точность
планирования продаж, но при этом допускают несколько распространённых ошибок,
которые сводят эти усилия на «нет».
Прогнозирование и планирование на статистике «как есть».
В частности при планировании потребности не учитывается
дефицит, как в целом по дивизиону (оценивается «экспертно»), так и по филиалам
по отдельности.
Или учитывается «экспертно», т.е.
«антропологически-архитектурным» методом «палец-потолок».
Не учитываются случайные всплески продаж и
«антропологически-архитектурным» методом (в лучшем случае) учитываются акции.
Учёт дефицита в статистике позволяет оценить
регулярный (нормальный) спрос на продукцию компании, выявить потери и затраты,
связанные с потерями в объёме продаж и прибыли – как один из параметров
эффективности управления товарными запасами.
Кроме этого, учёт и контроль дефицита, а также случайных
выбросов спроса в прошлых периодах позволяет повысить точность планирования
продаж и регулярной потребности.
Также отсутствие учёта дефицита является искажение
результата анализа ассортимента: наиболее ликвидная позиция, находившаяся в
дефиците, по факту продаж может оказаться в низколиквидной группе С.
Учёт дефицита должен осуществляться «снизу вверх» - от
филиала (по каждому в отдельности), как торгового подразделения.
В этом случае удастся учесть ошибки в распределении: когда в
компании в целом запас достаточен, но конкретный филиал не имеет возможности
этот товар продавать из-за его отсутствия на складе данного филиала (см.
таблицу выше).
Планирование не от продающего подразделения.
Об этом уже сказано выше.
Например, планирование не от филиала, а «в целом» или от
группы филиалов с дальнейшим распределением согласно фактическим продажам.
В целом в компании товар может быть в избытке, но конкретный
филиал его не может продавать из-за отсутствия на складе филиала.
Попытка использовать общую модель.
Для всего ассортимента – без учёта особенностей товарного
потока каждой товарной позиции. Пусть даже сложной моделью. Это также снижает
качество планирования.
Отсутствие контроля точности планирования.
Одна из наиболее распространённых, нет, не ошибок, а
недоработок: почти у всех компаний она полностью отсутствует, это – контроль
качества планирования.
Рекомендованная периодичность – не реже раза в
квартал.
Рекомендуемая глубина – до уровня товарной
позиции.
Определить наиболее вероятное отклонение, его динамику.
Контроль точности планирования при формализации позволяет:
формировать адекватный запас: как текущий, так и
страховой,
пополнять его,
обнаруживать начало тенденций и
своевременно – при ухудшении качества прогноза
вносить корректировки в модели прогнозирования.