Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Практика эффективного управления


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
ЗАО "Компания "ФТК"

ЗАО "Компания "ФТК"

Добро пожаловать в рассылку "Практика эффективного управления"

Выпуск 12. О ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯХ И МЕНЕДЖЕРАХ…

Первое лицо

Предприниматель

Менеджер

Уважаемые господа!

 Приглашаем Вас посетить наши семинары и тренинги!

Семинар-тренинг Светланы Беловой «Эффективный руководитель»

11-13 июля. 3 дня. 290 Долларов США. 1-ая Тверская-Ямская, д.6.

Семинар-тренинг Светланы Беловой «Управление изменениями»

26-27 июля. 2 дня. 210 Долларов США. 1-ая Тверская-Ямская, д.6.

Семинар Светланы Беловой «Мотивация персонала»
1 августа. 1 день. 110 Долларов США. 1-ая Тверская-Ямская, д.6.

Семинар Василия Бабушкина «Моделирование и оптимизация бизнес-процессов»

2-3 августа. 2 дня. 210 Долларов США. 1-ая Тверская-Ямская, д.6.

Тренинг-семинар Марины Субботиной «Эффективные коммуникации. Проведение коммерческих переговоров».

2-3 августа. 2 дня. 210 Долларов США. Отель «Ирис».

На Ваши вопросы с удовольствием ответит Кира Шершунова Shershunova@ftk.ru

Тел. (095) 251-21-01, 251-77-80, 251-17-85

 

Первое лицо

Русский язык еще не выработал слова, которое позволяло бы однозначно определить человека, возглавляющего компанию. Действительно:

-         «Директор». Традиционно, этот термин ассоциируется с главным человеком организации. Но, во-первых, директоров может быть очень много: генеральный, исполнительный, финансовый, директор департамента, директор «дирекции» J, просто директор  и т.п. Во-вторых, это слово имеет некоторый бюрократический оттенок, ассоциируется с «распорядителем», «администратором».

-         «Президент». Эта позиция звучит заманчиво для многих. Сразу вспоминается глава государства, чей авторитет как бы отражается в главе компании. К сожалению, это сравнение может испортить дело и вызвать подозрение в искусственном завышении статуса. Дополнительно, малопочтенные президенты финансовых пирамид и сомнительных лавочек вызвали ироничное отношение к подобным амбициям.

-         «Председатель». При всей реальной власти, которой может обладать председатель совета директоров или правления компании, при назывании должности возникает образ собрания, которое ведет «председатель», представляя выступающих и объявляя перерывы, и ничего более.

-         «Бизнесмен». Фактически, это «человек бизнеса», как спортсмен – «человек спорта». Бизнесменами, однако, не называют всех подряд, имеющих отношение к рыночной экономике, бизнесмена ставят на более высокую ступень в качестве «человека дела». Но само по себе «дело» не определяет для нас важности данной роли и слово это режет ухо, если применяется к соотечественнику. К «Мистеру Твистеру» - другое дело, он априори считается у нас полноценным бизнесменом.

-         «Руководитель» или «Глава». Эти слова отлично показывают положение человека, но они абстрактны и требуют определения сферы полномочий, ответа на вопрос: «чего и кого глава».

-         «Начальник». Универсальное определение, мечта начинающих чиновников. Верное по сути, оно все же предполагает мелкую позицию. «Начальник железнодорожного переезда», например J.

-         «Управляющий». Хорошее слово, но несколько архаично звучит, ассоциируется с графскими имениями и потому редко применяется. Единственное сложившееся исключение – управляющие филиалами банков и антикризисные управляющие.

-         «СЕО». «СиИО» - загадочная аббревиатура, очень широко применяющаяся в США и Западной Европе, но совершенно не распространенная у нас. Chief Executive Officer дословно означает «глава исполнительной власти». Реально это тот человек, который принимает все оперативные решения и готовит все стратегические планы.

-         «Шеф», «босс» и  «патрон». Эти обращения из фильмов и детективов дают понятие о статусе, но нельзя сказать про кого-то, что он работает «боссом».

Итак, затруднения возникают даже с названиями должностей первых лиц компании. Сложилось мнение, что совершенно не важно, что написано на визитной карточке, и часто в приватном разговоре можно услышать: «Ну ладно, а главный у вас кто?». 

Некоторое пренебрежение к официальному статусу не отменяет интереса к реальным полномочиям и лидерским качествам человека, который отвечает за организацию перед ее владельцами и/или перед своей совестью.

В предыдущих выпусках мы уже рассматривали разделение ролей руководителя на «лидерские» и «менеджерские», говорили и о преобладании того или иного стиля руководства на различных этапах развития организации  . Наиболее часто встречающиеся в настоящее время типажи – это «предприниматель» и «менеджер». Их портреты  прекрасно описаны в книге  Емельянова Е.Н. и Поварницыной С.Е. «Психология бизнеса».

Предприниматель

Термин «предпринимательство»  был введен еще в 18 веке французским экономистом Кантилоном и означал «инициативную самостоятельную деятельность граждан, направленную на получение прибыли или личного дохода, осуществляемую от своего имени, на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность».

В практически неизменном виде это определение верно и сегодня. Предприниматели действуют на стыке бизнес-идей с правовой средой, экономической ситуацией, политической конъюнктурой и этическими нормами. Отличие состоит в том, что предприниматель по духу и стилю работы может действовать не только от себя, но и от имени компании на страх и риск ее акционеров.

По М.Веберу существуют два типа предпринимателей – рациональный и авантюрный. Первый базируется на этике (часто говорят «на протестантской или капиталистической этике») и ориентируется на гарантированную прибыль в будущем. Второй действует по принципу «не обманешь – не продашь», стремясь к сиюминутному выигрышу. К сожалению, большинство наших новых предпринимателей относится ко второму типу, и это сформировало негативный оттенок в восприятии самого слова. Однако в большой бизнес имеют шанс попасть только рациональные предприниматели.

Предпринимательство - это качество, на котором основывается любой бизнес на первом этапе своего развития. В «Психологии бизнеса» приведен список требований к предпринимателю в алфавитном порядке: адаптивность, активность, вера, воля, воображение, гибкость, деловитость, жизнелюбие, изобретательность, индивидуализм, инициативность, интуиция, контроль, находчивость, новаторство, образованность, оборотистость, оптимизм, ответственность, поиск новых решений, практичность, предприимчивость, самокритичность, свобода распоряжения средствами, склонность к риску, смелость, способность развиваться, умение контактировать с людьми, умение планировать.

Приходится признать, что в жизни такой набор качеств можно найти исключительно редко. Чаще всего мы видим житейскую «предприимчивость», которая с бытовых свершений переносится в бизнес и помогает заработать на недорогую машину и встроенную кухню.

Звездный час истинных предпринимателей наступает во времена перемен: технологических революций, политических катаклизмов, массовых потребительских истерий и т.п. Тогда начинают говорить о «витающем в воздухе духе предпринимательства».

Главная движущая сила предпринимателя – использование открывающихся возможностей. Для него характерно революционное восприятие действительности, ориентированное на результат. Однако, привычка действовать в условиях риска часто приводит к сужению горизонта планирования и ограничивает круг факторов, учитываемых предпринимателями при принятии решений.

При использовании ресурсов многим предпринимателям приходится изобретать новые возможности их экономии и проявлять всевозможную гибкость.

Наконец, предпринимателям необходимо постоянно следить за сохранением своих прав собственности, за стремлением сотрудников к независимости и удерживать контроль над ситуацией.

Но как только дело начинает стабилизироваться и появляются свободные ресурсы, большинству предпринимателей становится скучно и они начинают искать новые возможности для новых подвигов на ниве бизнеса.

В начале пути многих предпринимателей не было ничего сверхъестественного и особенно героического. Просто они, во многом под давлением обстоятельств, так или иначе сделали первый шаг, который повлек за собой последующие действия. Вы можете найти множество подтверждений этому, присмотревшись к предыстории успешных компаний.

Австралийский экономист Э. Смит проанализировал возможности открытия своего дела "с нуля", опираясь исключительно на хобби или элементарные знания. В результате только в сфере услуг он насчитал 27 вариантов бизнеса (от ухода за животными до перетяжки теннисных ракеток), в торговле было обнаружено еще 22 возможности (от организации оптовой торговли до производства и продажи игрушек), в сфере увлечений - еще 10 (от астрологии до выращивания японских бонсай), плюс возможности бизнеса в сфере творчества (писательство, живопись, резьба), плюс еще несколько десятков других предприятий от агентств по трудоустройству до сдачи помещений в аренду. Так что, если сказать честно, вопрос "Что можно делать?" - это не настоящая проблема, проблема - только в правильном выборе и внутренней готовности начать делать что-то.

Основная сложность для предпринимателей – не найти идею или ресурсы,  а найти своего клиента и организовать процесс взаимодействия с ним. То есть сыграть другую по сути роль – роль «менеджера».

Менеджер

По мнению П.Друкера  «менеджер – человек, обеспечивающий лидерство, дающий направления, вырабатывающий и принимающий решения».

Главная движущая сила менеджера – использование имеющихся ресурсов. Он обязан выбирать критерии оценки деятельности организации, налаживать систему планирования и контроля.

В осуществлении своего или чужого замысла менеджера характеризует множество учитываемых мнений и факторов, стремление уменьшить риск. Его восприятие эволюционно и ориентировано на длительную перспективу.

При использовании ресурсов менеджер прежде всего заинтересован в выполнении условий, поставленных собственниками бизнеса, и в создании стабильной системы распределения ресурсов. Вообще, универсальные схемы и процедуры истинный менеджер стремится создать во всех сферах своей деятельности, не исключая и личную жизнь J. «Менеджер - это тот, кто умеет организовать свою работу так, чтобы она укладывалась в расписание "с 9 до 18"; он умеет поставить дело так, что оно не разваливается с его уходом в отпуск и не останавливается с его отъездом в важную командировку; он знает все, что ему необходимо знать, и знает, у какого специалиста он может выяснить то, что ему самому знать необязательно; он работает с организацией дела, а не с самим делом.

Предприниматель работает в своем бизнесе, находится "внутри" него: дело Предпринимателя неотрывно от него самого, оно гибнет, начиная с того самого момента, когда Предприниматель по тем или иным причинам прекращает им заниматься. Менеджер же начинает работать над своим бизнесом и получает хороший результат, когда бизнес начинает жить самостоятельной жизнью, может быть легко отделен от него и передан другому менеджеру, например - профессиональному Управляющему».

Для менеджера важен его статус и объем властных полномочий, размер материального вознаграждения.

Часто встречающиеся ошибки менеджеров:

-         стремление как можно быстрее подняться по служебной лестнице, не связывая его с реально достигнутыми результатами;

-         озабоченность символами своего положения, например размером кабинета или моделью мобильного телефона;

-         забота прежде всего о своих интересах, тогда как хороший руководитель заботится и о своих людях;

-         стремление к самоизоляции.

Если попытаться составить портрет идеального менеджера, получится примерно следующее: внутренняя свобода, инициатива, рациональность и критичность, логичность и целостность, открытость для информации, динамичность, широкий кругозор, высокий профессионализм, способность вызывать доверие и управлять вниманием людей, ориентация на достижение целей.

Как и в случае с предпринимателями, идеальные менеджеры редки в природе. Чаще всего во главе компаний стоят люди, сочетающие в себе эти две ипостаси.

Буду рада обсудить с Вами преимущества предпринимателей и менеджеров для управления! 

С уважением,

Светлана Белова

belova@ftk.ru 

НОВЫЕ СТАТЬИ  на www.mamba.ru: 

"Патентно-маркетинговое  исследование  (производители  молочной продукции). Брэндинг."

Автор статьи директор ЗАО Ай Пи Про Ирина Полянская объясняет почему россияне стали пить другое молоко. В этой статье  можно найти всех производителей  молочной продукции и их товары...

"Новые бизнес модели  музыкальной индустрии"

Перевод статьи Дана Влэнкенгорн (Dana  Blankenhorn)  выполненный Игорем Суминым. В статье поиск ответа  на болезненный вопрос создателей сайтов: Откуда возьмутся деньги.  Правда, музыкантов, в  первую  очередь  вероятно, интересует слава.

"PR: управление коммуникацией в конфликте" 

Это не статья, а скорее тезисы  семинара  недавно избранного  Президента  Рекламной ассоциации Бориса Еремина, в которых он доказывает, что конфликт, как необходимая часть коммуникации может использоваться в PR-целях. 

Департамент управленческого консалтинга Компании "ФТК"



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Рейтингуется SpyLog

В избранное