Организация способна успешно развиваться и
функционировать только при наличии неких ресурсов:
-Капитал
(Куда ж без него?).
-Материалыи технологии(То, что позволяет определить место организации
существующем
бизнес-пространстве).
-Человеческие
ресурсы.
-Информационные
ресурсы.
Все очень взаимосвязано. Без наличия капитала не
купишь “крутого” специалиста,без
“крутого” специалиста не обновишь технологии, устаревшие технологии не позволят
увеличить прибыли и обеспечить выживаемость, а незнание законов (т.е.
невладение информацией) не освободит Вас от ответственности за что-нибудь
содеянное со всеми Вашими ресурсами J.
Поговорим о взаимодействии двух последних ресурсов:
человеческих и информационных. Люди являются искателями, создателями,
носителями, хранителями, потребителями, распространителями информации. Люди
бьются за информацию. Информационные войны охватили всех, кто хотел бы в
сегодняшнем жестком, конкурентном мире идти в первых рядах. Чем больше Вы
владеете информацией, тем больше Вы независимы,тем больше у Вас шансов оказывать влияние на окружение и
определять свои правила игры. Как писал Гете “Чего вы не понимаете, то не
принадлежит вам”. И был 1000 раз прав.
Но обстоятельства сегодняшнего дня складываются
таким образом, что часто то, что вы прекрасно знаете и понимаете, вдруг как-то
внезапно перестает Вам принадлежать. Например, в один прекрасный день (а может
не совсем прекрасный) Вы вдруг обнаруживаете, что стали информационным
банкротом.
Об этом много говорят и пишут. Существуют институты,
организации и ассоциации, работающиенад проблемами защиты информации. В основном,рассматривается техническая сторона проблемы. Посмотрим наэтическую сторону вопроса. Речь пойдет о
миграции персонала, а вместе с ним и об эмиграции информации, включающей
разработанные технологии, продукты, клиентские базы и т.п.,то есть того, что Вы некогда считали
ресурсом именно Вашей организации. Вопрос очень сложный и больной.
На Руси говорят, что “рыба ищет, где глубже, а
человек, где лучше”. Специалист делает карьеру только тогда, когда он способен
перемещаться и обогащать свой опыт. А опыт, как известно, есть источник
мудрости. Правда, источником нашего опыта часто бывает глупость. Но это уже
другая история.
Итак, Вы - работодатель. Вы прекрасно осознаете
важность привлечения в организацию профессионалов. Чем выше интеллектуальный
потенциал Вашего специалиста, тем дороже он обходится. Вы доверительно
обеспечиваете его важнейшей внутренней информацией, Вы создаете условия для его
развития и поддерживаете все его начинания. Вы здраво рассуждаете, что,
привлекая профи, вы делаете хорошие инвестиции в развитие своей компании.
Естественно, хороший специалист в рамках политики компании, начинает продвигать
или создавать некий продукт. Давайте представим себя в 2-х ситуациях, которые
являются сторонамиодной медали:
1 сторона
Продукт и информационная база уже были разработаны приглашенным Вами
специалистом (на базе Ваших конкурентов или при каких-либо других
обстоятельствах). Вы же, проявив смекалку и парочку шпионских приемов,
завербовали этого гения в свою организацию. Теперь Вы не без основания
полагаете, чтоимеете полное право не
только на готовый продукт, но и на владение всем информационным материалом,
хранящимся в “светлой” голове (и не только) Вашего протеже. Возможно при таком
раскладе, Вы выигрываете бой и радостно констатируете: один – ноль в свою пользу.
Возникает вопрос, а выиграете ли Вы все сражение?Ведь если Ваше “смертельное оружие” и от дедушки ушло, и от
бабушки ушло, то и от Вас подавно может уйти.
2 сторона
Продукт и информационная база разрабатываются Вами снуля. Предположим,
как вариант, Вы берете молодого специалиста: перспективного, амбициозного, без
опыта работы, но с наполеоновскими задатками, притом готового на первых порах
работать за идею. Вы начинаете его растить и лелеять. База его знаний богатеет
и крепнет за Ваш счет. Вы с умилением украдкой посматриваете на творение рук
своих и тешите себя радужными перспективами. И вдруг наступает час истины, а Вы
узнаете,что тот, в кого было столько
вложено, кто считался сильной стороной Вашей компании, кто был генератором
идей, -покидает стены родной
компании.
В лучшем случае он отправляется осваивать новые
территории и рубежи своих жизненных свершений, а в худшем – Ваш питомец
направляется в лагерь ваших конкурентов. Понятно, что свято место пусто не
бывает.Да и формально Вам оставили весь
Ваш информационный ресурс: файлы, папки, массив документов с описанием
технологий, разработки. Кража информации тем и отличается от кражи материальных
ценностей, что потерпевшему остается ее копия.
Но это не очень утешает. Мало того, что не стало
идейно - информационного носителя, так ведь еще и часть постоянных клиентов
почему-то вдруг перестали подавать о себе знать. Дополнительно гложет червь
сомнений, не произошла ли утечка важнейшей стратегической информации? “Во дни
сомнений, во дни тягостных раздумий” единственной поддержкой и опорой может
стать великий и могучий русский язык. Вы экспрессивно выскажете все, что
думаете о случившемся, решительно заявите, что впредь не будете наступать на
этиграбли, и, скорее всего, снова на
них наступите, столкнувшись с оборотной стороной вышеупомянутой медали.Люди есть люди!
Ваши рассуждения по этичности данных ситуаций жду на
e-mail:
soubbotina@ftk.ru
Почему с ветряными мельницами?Потому что усилий много, а оценить, откуда
исходит угроза, сложно. Существуют ли какие-либо конкретные рекомендации и
методы борьбы с утечкой информации? Попробуем сформулировать некоторые моменты,
которые можно использовать в борьбе с информационной чумой нового тысячелетия.
Естественно, речь не идет о криминальных разборках. Продумаем цивилизованную
тактику и стратегию. Например, японцы, эту проблему решили, создав и
пропагандируя философию пожизненного найма.
Кстати, очень надеюсь, что Вы также сможете
предложить свои варианты решения проблемы на e-mail: soubbotina@ftk.ru.
Итак:
1.Старайтесь документально оформлять информацию. Создали продукт (в том
числе интеллектуальный) – зафиксируйте его, завизируйте кем только можно и
наложите возможные ограничения с указанием сроков и ответственных лиц.
Существует Федеральный Закон о защите информации от
20 февраля 1995 года. Там даны определения рассматриваемых нами понятий:
«Информация- сведения о лицах, предметах, фактах, событиях,
явлениях и процессах независимо от формы их представления.
Информационные ресурсы – отдельные документы и
отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных
системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных
системах)»
Статья 21 гласит: “Защите подлежит любая документированная
информации, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее
собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу”. Таким образом, если уж
очень захотеть, то только имея задокументированный материал, вы сможете
привлечь нарушителя спокойствия к ответственности и доказать принадлежность
Информационного ресурса Вам или Вашей организации.
2. Составьте должностные инструкции.
Заключите договора-обязательства со всеми Вашими сотрудниками, имеющими доступ
к любой стратегически важной информации. Четко пропишите ответственность лица
за несоблюдение постулатов.
3.Продумайте систему мотивации. Притом гибкую и трансформирующую. Не останавливайтесь
на достигнутом. Люди меняются. И те потребности, которые для них были важны
сегодня, завтра могут не сработать. Лучше маленькие непредсказуемые радости,
чемчто-то большое, далекое и туманное,
хотя вами обещаемое.
4.Ротация персонала. Подумайте о карьере своих специалистов и спланируйте их перемещения.
Позвольте им осваивать новые территории, не выходя за пределы вашей
организации.
Теперь очередной парадокс. Давайте влезем в шкуру
специалиста - интеллектуала. Ведь именно он когда-то заканчивал
институты/университеты, питался в студенческих столовках, защищал докторские,
скупал тоннами литературу, ночами сидел над поставленными задачами,
разрабатывал ноу-хау в ущерб своим личным отношениям и т.д.И вдруг, кто-то покушается на его
интеллектуальную собственность. Да еще ставит условия, когда надо пользоваться
имеющимися у него знаниями, умениями, навыками, а когда под суд!!! Где же
свобода выбора?
Очень интересно будет узнать Ваше мнение по e-mail: soubbotina@ftk.ru.
"ЦЕЛЬ - ЭТО ОЧЕНЬ ПРОСТО?" Директор Самарской школы бизнеса В.М. Цлаф убедительно
доказывает, что от ответа на вопрос о цели Вашего
предприятия зависит его развитие. Его опыт позволяет
сказать: как ни странно, но труднее всего ответить на вопрос
"Что я хочу?".