Да, деньги могут
не только
мотивировать сотрудников, но и демотивировать. Есть несколько
возможных
вариантов реализации данного процесса. Сегодня я расскажу о теории
справедливости.
Теория
справедливости
объясняет, как люди распределяют свои усилия для достижения
поставленных
целей. Согласно ей, человек субъективно определяет соотношение
полученного
вознаграждения (не только денежного, сюда относятся и другие формы
стимулирования труда) к затраченным усилиям, а затем сверяет его с
вознаграждением других людей, выполняющих, по его мнению,
аналогичную
работу.
Данный процесс относителен, и поэтому возможны перекосы,
когда
сравнение происходит с сотрудниками другой организации, с более
квалифицированными и эффективными сотрудниками, и при недостатке
объективной
информации.
Когда результаты подсчетов свидетельствуют не в пользу
конкретного
человека, он начинает испытывать психологический дискомфорт.
Учитывая
стремление к улучшению состояния, данный человек скорее всего или
будет
работать меньше, или постарается увеличить размер
вознаграждения. Чем
лучше психологический климат в коллективе и отношение к работникам,
тем
больше будут использоваться социально приемлемые способы
выравнивания
дисбаланса. Это может быть просьба о повышении зарплаты, работа
только по
плану и ни капли больше и некоторые другие. Если все наоборот, к
сотрудникам
относятся плохо, постоянны конфликты, высокая текучесть кадров -
чаще будут
использовать социально неприемлемые способы. Саботаж, поломка
оборудования,
воровство (как способ повышения вознаграждения), различные
махинации,
невыполнение рабочего плана, фальшивые больничные и так далее.
Очень
редко человек сначала начинает работать гораздо лучше, а только
потом идет
просить повышения зарплаты.
Если сотрудник считает, что ему переплачивают, скорее всего
он
будет работать на прежнем уровне интенсивности, и гораздо реже, чем
в случае
с недоплатой, изменит свое поведение и деятельность. Это проявляется
в
увеличении производительности. Достаточно редко, но иногда бывает
вариант,
когда сотрудник начинает работать меньше. Это связано с повышением
самооценки (платят - значит ценят), с последующей сменой эталона
сравнения
на более высокооплачиваемый и профессиональный результат.
Некоторые
соображения по данному поводу.
Когда сотрудники получают
часть
зарплаты в конвертах, у некоторых могут возникнуть сомнения в том,
что им
заплатили столько, сколько другим.
Если в организации есть
фавориты/родственники/протеже, которые получают зарплату (скорее
всего
большую, чем у остальных), и почти ничего не делают, честь
сотрудников в
качестве эталона сравнения будет использовать именно их, а не
других,
простых сотрудников.
Нематериальные способы
мотивирования
(поздравление, спасибо, приветствие, помощь, консультация и тд.)
также
могут учитываться при принятии решения о справедливом
вознаграждении.
Например: Со всеми поздоровался, а со мной нет - ничего сегодня
делать не
буду.