Зная, что оказывает
влияние на рынок, с какой силой, в каком направлении и когда - можно с
определенной вероятностью прогнозировать его будущее состояние. Чем
больше
значимых факторов мы учитываем, тем точнее наши действия.
Рынок постоянно находиться в движении, всегда что-то меняется.
И
эти изменения, обусловленные воздействием определенных сил, приводят к
изменению конкурентных условий и положения организаций на рынке.
Данных сил (факторов) большое количество. Часть из них
глобальны, а
часть носят локальный характер. Многие подходят для большинства рынков,
но
есть и такие, которые действуют только в одной отрасли. Далее я
представлю
несколько основных факторов, объединенных в группы.
1. Изменения в законодательстве и
политике государства.
Хотя законы у нас почти не выполняются, определенные изменения
в
данной области могут существенно повлиять на рынок. Например недавно
прекратило действовать требование об обязательном лицензировании услуг
туристических агентств, организаций, занимающихся трудоустройством
граждан и
некоторых других видов деятельности. И сразу же появилось множество
прогнозов, от нейтральных, до ужасных.
А особенности международной торговли? Всевозможные
правительственные антидемпинговые расследования, запретительные пошлины,
требования о депонировании средств на спецсчетах. Или изменения в
налоговом
законодательстве. Чаще выдумки государства вредят среднему и мелкому
бизнесу, что опосредованно сказывается на всей стране.
2. Изменения в долгосрочных
тенденциях
роста отрасли.
Если отрасль растет и развивается - это очень хорошо. Но не
меньшее
значение имеет тенденция изменений на будущее. Будет ли она расти также
быстро, как и сейчас, или быстрее. А может, через пару лет рост
закончиться,
и начнется стагнация? Прогнозы изменения отрасли имеют большое значение.
Они
влияют на:
легкость вхождения на рынок;
размеры инвестиций;
привлечение на рынок новых фирм;
изменение динамики продаж;
условия ухода с рынка (чем лучше ситуация, тем легче продать
организацию);
принятие решений о ликвидации/продаже и так далее.
И обязательно учитывайте и другие факторы. Например, объемы
продаж
пива растут, но без массивных инвестиций сложно получить прибыль,
продвигая
массовую марку.
3. Вход на рынок, или уход с него
крупных фирм.
Появление в России крупных иностранных банков, страховых
агентств,
и других финансовых монстров сильно изменит условия конкуренции и
существования наших, российских финансовых организаций.
Но это не значит, что крупной компанией обязательно должен быть
чистый иностранец. Появление в Самарской области компании
"Балтика",
строящей крупный пивоваренный завод, сильно ударит по местному лидеру,
производящему пиво "Жигулевское", так как Балтика собирается
производить
пиво под тем же названием.
Одна из основных причин данных изменений - наличие у
появившейся
организации определенных ресурсов и опыта, изменяющих конкурентное
равновесие.
Уход с рынка крупной организации также способен перетряхнуть
условия конкуренции. Если Ситилайн прекратил предоставлять в Москве
услуги
доступа в интернет - более мелким операторам стоит побороться за его
клиентов. Там, где крупная компания терпит убытки, небольшая способна
хорошо
зарабатывать.
4. Изменения в системе
маркетинга.
Если фирма внедряет определенную маркетинговую новинку, это
может
как привести к определенному увеличению числа клиентов и изменить
позиции
конкурирующих организаций. Или может привести даже к банкротству, и
уходу
организации с рынка.
Разнообразные маркетинговые "штучки" способны
повысить спрос на
товар как самой компании, так и всего рынка, снизить себестоимость,
улучшить
дифференциацию продуктов и многое другое. Или же наоборот. То, что
помогло
одному, может навредить другому.
Изменения в лучшую или худшую сторону гарантированны. Ведь даже если
результата от маркетинговой кампании нет вообще - произошло уменьшение
ресурсов, потраченных на данную кампанию. А следовательно -
убытки.
Продолжение в следующем
выпуске.
Рекомендуемая рассылка (не
моя)
Все знают, что сейчас происходит настоящая революция Интернета. Все
знают,
что Интернет - будущее бизнеса. То, чего еще многие люди не понимают,
это
КАК. Данная рассылка предназначена для Вас, первопроходцы! Как достичь
успеха в Интернете. Как сделать так, чтобы о Вашем проекте узнали тысячи
людей. Как проводить эффективные маркетинговые кампании с помощью лучших
инструментов информационных технологий. Как извлечь максимальную выгоду
из
электронной коммерции с минимальными капиталовложениями. Как находить
клиентов и партнеров по бизнесу. Как успешно продавать свои услуги и
продукты: Ответы на эти вопросы вы сможете узнать, подписавшись на
рассылку
Секреты Успеха в Интернете.