Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Грамотные стартапы


Грамотные стартапы

Начинать бизнес всегда интересно. Каждое начало бизнеса таит в себе тысячи вопросов, секретов и неизвестных переменных. Это всегда таинство, приключение, адреналин. Начало бизнеса, безусловно, является самой интересной, эмоциональной и насыщенной частью предпринимательства.

К сожалению, подавляющее большинство предпринимателей допускают слишком много ошибок. Ошибки неизбежны, а во-вторых сами по себе они не являются злом. Каждая ошибка – это наука. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Самое главное, уметь учиться на своих ошибках и не наступать дважды на одни и те же грабли.

Проблема в том, что если ошибок слишком много, а процесс самообучения слишком медленный, то бизнес просто тонет в этих ошибках. И если компания не в состоянии справиться с проблемами, то она закрывается. Предприниматель остается в лучшем случае ни с чем, а, как правило, он остается с долгами. И исправлять свои ошибки представится возможность только в следующем бизнесе, на который ещё надо накопить сил и средств.

Чтобы избежать такого печального результата, ошибки надо сводить к минимуму, а на тех, которые все-таки были допущены, максимально быстро учиться. Несмотря на то, что каждый бизнес по-своему уникален, как и сам предприниматель, многие совершаемые в бизнесе ошибки достаточно универсальны и допускаются практически всеми новичками. Чтобы помочь Вам избежать их в своей практике, давайте рассмотрим их поподробнее.

Ошибка №1
Слишком узкий взгляд на продукт

Начинающие предприниматели очень часто слишком зациклены на своей идее. Они видят только свой товар, не замечая, что есть ещё ряд сопутствующих ему продуктов и услуг. Они уже потратили деньги на то, чтобы привлечь в свою торговую точку покупателей, которым с большой долей вероятности нужны их товары, но в упор не видят их потребности в сопутствующих продуктах. Ведь к вам уже идут покупатели, аудитория уже есть. Достаточно лишь предложить им к основному ассортименту некоторое дополнение и продажи увеличатся без дополнительных затрат на рекламу. Например, если вы продаете пиво, то предложите чипсы, орешки, сухарики и т.п.

Ошибка №2
Слишком узкий взгляд на потребителя

Потребители, как правило, ходят не по одному, а группами. Это позволяет рекламироваться более прицельно, что экономит рекламный бюджет. Но выделение одной группы потребителей часто заканчивается невнимательностью к группам других. Например, можно разделить группы по возрасту, по интересам, по материальному состоянию и т.д. Есть дачники и молодые мамы, есть пенсионеры и школьники, есть еще много различных признаков, по которым ещё можно разделять потребителей. Когда группа выделена, можно легко спланировать рекламную кампанию, которая попадет в цель при минимальных затратах. Но не стоит забывать о существовании и других групп потребителей. Почти наверняка товар или услуга может быть продана и другим группам, выделенным по каким-либо параметрам. Не стоит зацикливаться на одном правильном ответе – их всегда больше.

Ошибка №3
Предположения, а не факты

Любой бизнес – это продажи. Без продаж нет денег и нет финансового потока, а значит, нет и бизнеса. И чтобы продажи были достаточно хорошими для прибыльного существования, необходимо как можно точнее определить потребности покупателя и эффективность рекламы. К сожалению, проводить опросы в малом бизнесе не принято. А как же ещё можно узнать, чего именно хочет клиент и как именно работает ваша реклама? Об этом можно только спросить. Можно ещё, конечно, догадаться. Но вероятность ошибки «гадательного» способа слишком велика. Хотите эффективный бизнес? Тогда спрашивайте клиентов и принимайте решения, опираясь на факты, а не на учебник «Угадайского-Спотолочного».

Ошибка №4
Отсутствие бизнес-планирования и стратегии

Бизнес без бизнес-плана не только возможен, но и реально существует. Но отсутствие плана существенно снижает эффективность. Речь в данном случае идет не о профессиональных бизнес-планах, которые пишутся для инвесторов и банков, а о бизнес-плане, составленном предпринимателем для себя. Такой план показывает начало, конечную цель и промежуточные этапы. План надо составлять хотя бы лет на 5. Это повысит эффективность деятельности уже за счет того, что движение будет направленным, а не хаотичным. Из плана должно быть видно, каких результатов нужно достичь через год, через три и через пять (можно и больше). Благодаря плану всегда будет понятно, где вы сейчас находитесь, почему и зачем надо в следующий момент предпринимать этот или тот шаг. И ничего страшного, что жизнь вносит различные коррективы в некоторые элементы пана. Главное, что цель не теряется из вида, и всё движение направлено к цели.

Ошибка №5
Непонимание приоритета продаж

Повторюсь, но бизнес – это действительно продажи. Какие бы услуги и товары не фигурировали в ваших прайсах, без достаточного количества продаж бизнес будет убыточен, а значит, просуществует недолго. Качество – это очень важно. Но приоритет номер один – это продажи. Если не будет продаж, то не будет и качества. Это просто и логично как ясный день. Когда у вас закончатся средства для содержания убыточного бизнеса, тогда клиенты просто напросто перестанут получать ваши услуги и товары, какими бы качественными они не были. И Ваша фирма закроется. А вот если бизнес будет прибылен, то всегда будут средства для развития качества. Это не значит, что нужно делать некачественные товары или услуги. Вовсе нет. Качество должно быть высоким. Но приоритет за продажами.

Ошибка №6
Неправильное ценообразование

Дать людям хорошие вещи по низким ценам - это типичная мечта начинающего предпринимателя. И, как правило, эта мечта несбыточная. Цены у конкурентов именно такие не потому, что предприниматели такие жадные. Дело в том, что это единственный способ делать бизнес вообще. Огромные расходы и издержки на рекламу, зарплаты, простои и многие другие элементы бизнеса просто не оставляют иного выхода, как ставить нормальные цены. Нормальные - это значит как у всех. Если бы всё было так просто, то бизнес был бы очень легким делом. Вышел на рынок, поставил цены ниже конкурентов и забрал всех клиентов. Именно так и происходит на самом деле. И существующие цены уже балансируют на пределе рентабельности. Даже, если наценка на товар достигает 10-ти кратной величины (в некоторых бизнесах такое бывает), то это вовсе не означает, что предприниматель в золоте купается. Бизнес, как правило, имеет прибыльность лишь в несколько процентов (в лучшем случае десятков процентов) в год от оборота. Всю 10-ти кратную валовую прибыль съедают текущие расходы (реклама, аренды, зарплаты, склады, сервис, брак и т.д.). Попытка значительно занижать цены почти наверняка завершится убыточным бизнесом. В принципе, в этом случае можно и нужно искать пути снижения издержек, и они, несомненно, существуют, но новичку в бизнесе – это вряд ли по силам. Поэтому не тешьте себя несбыточными мечтами, примите реальность такой, какая она есть, и принимайте правила игры.

Ошибка №7
Неумение работать с персоналом

Наемные работники являются совершенно необходимым звеном в бизнесе. Если, конечно, у вас нормальный бизнес. Писатели, спортсмены, фрилансеры и прочие свободные «художники» не в счет, они работают сами на себя, за них их работу не сможет сделать никто. А классический бизнес представляет собой определенную структуру, которая может функционировать при отсутствии своего владельца или создателя. Естественно, этой структуре необходим штат персонала, которым надо руководить. А бывшему наемному сотруднику, а ныне начинающему предпринимателю на первых порах это делать достаточно сложно. Тема управления персонала – очень широка, но можно выделить некоторые основные моменты.

Во-первых, наемный сотрудник должен получать максимально четкие инструкции и контроль. Творчество на местах почти всегда ведет не туда, куда нужно. Во-вторых, не стоит надеяться, что люди за деньги будут работать с таким же усердием, как и предприниматель. Эффективность труда крайне низка (как минимум в России). Это надо предвидеть. В-третьих, предпринимателю не стоит пытаться всё исправить самостоятельно. Один человек не сможет наладить хороший бизнес. Нужно учиться управлять персоналом так, чтобы работники сами могли справляться. Предприниматель должен направлять и управлять бизнесом. Попытка работать в своем бизнесе, как правило, ведет к застою (если только нет самой острой необходимости, которая часто присутствует на начальном этапе).

Есть и другие ошибки при начале своего дела. Особенно, если это ваше первое дело. Всех ошибок не опишешь. Но отслеживание хотя бы этих перечисленных моментов, уже обеспечит Вам более успешный старт, чем у большинства новичков.


В избранное