Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Школа руководителей. Эффективное управление персоналом. Выпуск второй.


Приветствую вас, коллеги!

Рассылка «Школа руководителя»

Как я и обещала, тема нашей сегодняшней рассылки - функции современного руководителя.

Спасибо всем, кто прислал мне свои письма по этой теме! Если объединить все, что написано в письмах, то мы получим следующий набор функций руководителя:

  • Разработка стратегии
  • Постановка целей своему подразделению
  • Постановка задач конкретным сотрудникам
  • Контроль выполнения задач
  • Подбор и развитие персонала
  • Мотивация сотрудников
  • Создание рабочей атмосферы
  • Контроль дисциплины в подразделении
  • Начисление зарплаты сотрудникам
  • Подведение итогов работы, анализ

В той или иной степени эти функции присутствуют в работе каждого руководителя. Кто-то в силу специфики компании сам полностью формирует цели своего подразделения, кому-то их спускают «сверху», кто-то из руководителей сам начисляет зарплату своим сотрудником, где-то это автоматически делает бухгалтерия или компьютерная программа и руководитель имеет мало влияния на этот процесс; в одних компаниях подбором персонала занимается непосредственно руководитель подразделения, где-то отделы кадров, HR-отделы. Но в целом перечень функций действительно отражает общую картинку управления. Спасибо за ваши мнения!

 

В классической литературе по управлению выделяется четыре основных функции управления.

Именно эти функции изучают в  институтах. Это:

  • Планирование
  • Организация
  • Сопровождение (мотивация)
  • Контроль

Подразумевается, что все, что делает руководитель можно уложить в эти четыре функции. Чтоб они стали понятнее, продемонстрируем эти функции на простейшем примере.

Допустим, нашему подразделению необходимо произвести 100 «бирюлек» за месяц (например, за ноябрь). У нас в подразделении 5 человек.

Что мы делаем?

  1. Планируем.
    Чтобы всему подразделению достигнуть цели каждому сотруднику необходимо произвести 20 бирюлек за месяц. Нам нужны для этого определенные ресурсы, например 100 «заготовок для бирюлек».
  2. Организуем.
    Вызываем к себе каждого сотрудника или всех сразу и формулируем им задачу. Обозначаем сроки и критерии (месяц, 20 штук). Обеспечиваем наличие «заготовок» и всех необходимых ресурсов.
  3. Сопровождаем процесс
    На неких контрольных точках (раз в неделю, раз в декаду) анализируем предварительные результаты работы – сколько бирюлек кто произвел? Выполняются ли запланированные показатели? Вызываем тех, кто отстает, выясняем причины и мотивируем (в крайнем случае - «мАтивируем»
    J)
  4. Контроль
    В конце месяца подводим итоги, анализируем работу каждого, раздаем кнуты и пряники для подчиненных, готовим отчеты для вышестоящего руководства.

 

Это очень упрощенная иллюстрация. В этой модели работа руководителя состоит в том, чтобы отдавать приказы, наблюдать за тем, как они выполняются, и привлекать людей к ответственности в случае их не выполнения.

Классика, как и в любом деле, на то и классика, что она всегда актуальна. Но хотя этих четырех функций вполне достаточно для выполнения большинства ежедневных обязанностей, но новые реалии жизни вносят свои коррективы.

 

Современная ситуация, как нам всем известно, характеризуется высоким уровнем конкуренции. И, в ситуации, когда большинство конкурентов в отрасли закупают продукцию или сырье у одних и тех же производителей, по примерно одинаковой цене и продают её на едином рынке по схожим ценам, одним из важнейших ресурсов повышения конкурентноспособности становятся работающие в компаниях  люди. Если ваши сотрудники лучше замотивированы и обучены, то они могут произвести 110 бирюлек в месяц, тогда как другие компании производят 100 и это дает вам существенное конкурентное преимущество.

 

Таким образом, в работе руководителя в настоящее время появляются новые важные акценты, на которые раньше обращали мало внимания. Безусловно, руководители по-прежнему должны разделять и назначать работу, но при этом руководители уже понимают, что добиться наилучших результатов от работника приказами невозможно – они должны создать производственную среду, которая побудит в их работниках желание работать как можно лучше.

 

В современном мире задача руководителя - организовать работу так, чтобы она подходила каждому отдельному взятому человеку,

а людей нужно организовать так, чтобы каждый человек достигал на своем рабочем месте максимальной эффективности и производительности.

 

А, следовательно, все большее значение приобретают такие задачи руководителя как:

  1. Формирование в коллективе рабочей атмосферы поддержки, которая дает возможность каждому работнику почувствовать свою значимость и повысить продуктивность своей работы;
  2. Мотивация работников, индивидуальный подход к сотрудникам;
  3. Стимулирование творчества работников;
  4. Формирование у работников чувства причастности к общему делу;
  5. Наделение работников полномочиями и делегирование ответственности.

Также все большее значение приобретает личность самого руководителя, уровень его  увлеченности и умение увлекать и воодушевлять других.

В современном бизнесе часто требуется не просто  руководитель – администратор, а руководитель – лидер.

 

Задача руководителя-лидера больше, чем просто поручить работу, оценить её эффективность и наказать работников. Как воодушевить работников своим собственным примером, как поощрять их за то, что они превзошли ваши ожидания, как дать каждому вашему сотруднику почувствовать что она (он) лучший.

 

Тема следующей рассылки: как правильно отдавать распоряжения и ставить задачи.

 

Задания вам на ближайшую неделю:

1.Проанализируйте свои функции как руководителя. Достаточно ли вы уделяете внимания новым важным функциям управления?

2.Проанализируйте процесс постановки задач вашим сотрудникам. Как вы думаете, какие важные моменты, этапы можно выделить в этом процессе? На какие аспекты на ваш взгляд, стоит обращать внимание при постановке задач? Довольны ли вы тем, как сотрудники выполняют ваши задачи? Делают ли они это всегда своевременно? Если нет – в чем вы видите причины?

Свои мысли и вопросы на эту тему вы можете присылать мне по электронной почте: mail@paratnova.ru

Также материалы по управлению персоналом можно найти на моем персональном сайте http://www.paratnova.ru/

 

Вопросы и ответы:

Вот один из вопросов, поступивших ко мне на этой неделе:

Вопрос:

Сейчас я готовлюсь к вступлению в должность директора в мебельном салоне. Я уже много работал менеджером и управляющим (стаж 4 года), но эта работа намного ответственнее, чем те. Я уже перечитал кучу книг по управлению, какую ещё литературу мне следовало бы изучить для эффективной работы? Понимаю, что просто чтение ничего не даст. Но все же, что вы можете порекомендовать мне изучить? Я уже зарегистрировался на Вашем сайте, очень много есть интересного.

 

Ответ:

Хорошо, что вы понимаете, что сами по себе книги дадут не много. Есть огромная пропасть между «знанием» и «навыком». Если бы её не было, то нам достаточно было прочитать книги, о том, что полезно по утрам делать зарядку, обливаться холодной водой, кушать морковку и капусту и мы сразу бы начинали это делать. Но этого не происходит, потому что знание мы приобрели, а в теле этого знания пока нет. И наш организм устроен так, что он очень любит наши старые привычки и очень неохотно формирует новые, он жуткий консерватор, потому что для него главное – стабильность.

Какое отношение это все имеет к управлению? Прямое. Например, мы прочитали о новом эффективном стиле управления, и теперь о нем знаем. Но нового навыка пока нет. Руководим исходя из своего привычного стиля управления, и мало что меняется на практике, хотя знания новые появились. Очень важно эти знания перевести в навык. Для этого нужно поставить себе такую задачу и несколько недель подряд методично приучать себя к новому навыку. Специалисты утверждают, что новая привычка, новый навык формируется за 21 день.

Именно поэтому я всем рекомендую тренинги, потому что они формируют новые навыки, а не только дают знания. Но книги – тоже вещь очень полезная. Только главное в их прочтении, не количество, а качество. Каждый раз читая возьмите за привычку задавать себе вопросы: что конкретно я взял из этой книги? Что я изменил в своем практическом управлении благодаря этой книге? Какие новые задачи перед собой ставлю? Тогда чтение будет действительно эффективным и будет себя окупать.

 

А книжки рекомендую такие:

  • Серия книг «Одноминутный менеджер», Кеннет Бланшар с соавторами.
  • «От хорошего к великому», Джим Коллинз
  • «Построенные навечно», Джим Коллинз, Джерри Поррас
  • «Бизнес в стиле фанк», Кьелл А.Нордстрем, Йонас Риддерстрале

 Сознательно рекомендую немного книг, потому что повторюсь, важно не сколько вы их прочитаете, а как вы их прочитаете.

 

Свои вопросы вы можете присылать мне по электронной почте: mail@paratnova.ru

 

Далее, «на вкусное»: законы Мерфи, мудрые мысли, афоризмы и юмор.

 

Законы Мерфи

 

В этом разделе рассылки будут публиковаться самые практичные из законов Мерфи. Эти шуточные законы зачастую имеют большой смысл для руководителей.

 

Расширение закона Мэрфи, сделанное Гаттузо.
Нет такой плохой ситуации, которая не могла бы стать еще хуже.

Первый закон Чизхолма.
Все, что может испортиться, портится.

Следствие.
Все, что не может испортиться, портится тоже.

Второй закон Чизхолма.
Когда дела идут хорошо, что-то должно случиться в самом ближайшем будущем.

Следствия.
1. Когда дела идут хуже некуда, в самом ближайшем будущем они пойдут еще хуже.
2. Если Вам кажется, что ситуация улучшается, значит, Вы чего-то не заметили.
3. Перед тем как улучшиться, ситуация ухудшается.
4. Кто сказал, что она улучшится?!


Мудрые мысли

Здесь я буду публиковать фразы, которые кажутся мне мудрыми. Многие из них я собираю в копилку уже много лет, и  они составляют основу моей философии руководителя.  Напоминаю, что это мудрые фразы и их нужно читать также,  как пьют старое вино – мелкими глотками, вдыхая аромат, наслаждаясь букетом. Над ними нужно думать. Возможно, даже стоит прожить с каждой из этих фраз один или несколько дней, пока их мудрость не станет вашей. Хорошего вина не должно быть много. Поэтому мудрых фраз будет всего несколько в каждой рассылке.

 

 

Эксперт - это человек, который перестал мыслить, потому что он знает.  

Не прекращайте мыслить!

И не давайте делать это своим сотрудникам!

 

Не стыдно управлять миром - стыдно делать это плохо!

В.Тарасов Великий автор в области управления и лидерства.

 

 

Афоризмы недели

 

Громче всех над прошедшими стихийными бедствиями плачут директора страховых компаний

 

Некоторых считают храбрыми потому, что они побоялись сбежать.

 

Страх высоты многим мешает делать карьеру…

 

У начальника все пальцы на руках указательные.

 

Дружба, основанная на бизнесе лучше, чем бизнес, основанный на дружбе.

Юмор: штатный состав полярной экспедиции

1. Hачальник экспедиции - 1 человек
2. Жена начальника экспедиции - 3 человека
3. Мастеp по холодильным yстановкам - 5 человек
4. Разносчик пиццы - 12 человек
5. Работник пyнкта обмена валюты - 10 человек
6. Убоpщик снега с маpшpyта - 1 человек
7. Дpазнильщик медведей: до первого медведя - не менее 1 человека, после первого медведя - менее 1 человека
8. Гpелки - 20 человек (без комплексов, не стаpше 30 лет)
9. Паpтоpг экспедиции - по числy паpтий
10. Специалист, знающий на всех языках фpазy: «Hам холодно, мы заблyдились» - 1 человек
11. Режиссеp пьяного дебоша на полюсе - 1 человек
12. Штypман собачьей yпpяжки - 1 человек
13. Фельдман собачьей yпpяжки - 1 человек
14. Собаки - они же
15. Специалист, знающий кyда идти - 1 человек
16. Специалист, знающий, зачем тyда идти - 1 человек
17. Радист - 1 человек (со своей pацией или гpомким голосом)
18. Охотники на моpжа - 8 человек
19. Желающие есть моpжа - 1 человек
20. Инстpyктоp по плаванью (моpж) - 1 человек.

 

Другие материалы по управлению персоналом, а также афоризмы и юмор вы можете найти на моем сайте http://www.paratnova.ru/

 

Успехов вам, достойных целей и новых свершений!

 

С уважением,

Тренер-консультант

по вопросам управления

Ольга Паратнова

http://www.paratnova.ru/

 


В избранное