Концепция, идеи, новости,
письма читателей, отзывы участников
Журналистика
В понедельник к нам приходил главный редактор журнала
"Деловая Москва", Савельева Татьяна Валентиновна.
Ну, очень интересная женщина. Я в нее прямо влюбился!
Раньше я никогда не сталкивался с журналистами. А тут меня
просто смыло цунами. Такой энтузиазм, такое чувство юмора, такой запас живых
историй - это что-то!
В течение трех часов она держала внимание почти 30
человек, и все сидели как завороженные, разинув рты.
Сначала Татьяна Валентиновна открыла нам страшный секрет -
все газеты продаются ниже себестоимости и живут за счет рекламы. Да и вообще,
работа журналиста, по сути, ничем не отличается от работы рекламного агента:
- Им также приходится выходить
на ключевое лицо, заинтересовывать его, договариваться о встрече,
устанавливать контакт и завоевывать доверие.
- При этом, продают они такой
же, как и реклама, виртуальный товар - интервью, которое должно принести в
будущем некую мифическую пользу.
- Здесь также действует правило
"101-звонка": первые 100 раз вас посылают, а со 101-го почему-то
начинают разговаривать.
А теперь обо всем по-порядку.
Проблемы малого бизнеса
Газета "Деловая Москва" предназначена для малого
и среднего бизнеса, поэтому речь шла в основном про малых предпринимателей -
про их проблемы и круг интересов.
С малым и средним бизнесом в России все плохо.
Если со средним еще как-то худо-бедно, то с малым ‑
вообще беда.
На Западе о малом бизнесе очень заботятся и всячески его
поддерживают, поскольку этот слой людей очень важен для государства.
Предприниматели (их совсем немного, всего 5-7% населения)
по сути своей ТВОРЦЫ. В их головах рождаются новые идеи, инновации, которые
потом шлифуются и тиражируются крупными корпорациями.
Как только человек начинает свое дело, он тут же:
- начинает что-то производить;
- слезает с шеи государства, и
начинает сам нести ответственности за свою жизнь;
- создает новые рабочие места.
По опыту общения Татьяны Валентиновны, предприниматели -
это самая честная, самая чистая, самая плодотворная и социально-ответственная
часть общества.
За ними стоит самоотверженный труд и бессонные ночи.
Основные темы, которые волнуют малых предпринимателей,
это:
1. Ситуация с
законодательством
Оно очень нестабильно. Что-то в
нем меняется каждую неделю.
Складывается впечатление, что
все это делается специально для того, чтобы держать предпринимателя на
коротком поводке и иметь возможность постоянно его "доить".
Например, торговля просто
измучена проверяющими.
2. Нехватка управленческого
опыта
В каждой компании существует
проблема с кадрами.
Сами предприниматели говорят об
этом неохотно, так как проблема эта в большей степени "интимная".
Ведь маленькая фирма - это как одна семья, где практически все завязано на
личные взаимоотношения.
В ней все держится на
владельце. На сотрудников не всегда и не во всем можно положиться. Они могут
кинуть или предать, либо (как правило, родственники) начинают висеть на шее.
Как выстраивать отношения
внутри фирмы, где все рядом, где все как одна семья?
Тут и проблема с главным
бухгалтером, которая знает про все финансовые операции "в черную" и
выплату зарплаты "в конвертах". Как она себя поведет себя при
очередной налоговой проверке?
Тут и проблема с заместителем,
который владеет всей технологией, но имеет потолок по зарплате. Очень часто
либо его переманивают конкуренты, либо он открывает свой бизнес. Как
сохранить лояльность зама?
Производство измучено проблемой
рабочих рук (пьянство, низкая квалификация, разгильдяйство:).
Также существует острая
нехватка недорогих производственных помещений (более 100$ за квадратный метр
предприниматели не тянут).
Сюда же можно отнести такую
специфическую проблему, как то, что русские люди не хотят быть богатыми.
Есть некий потолок (более-менее нормальный прожиточный минимум, например
1000$), выше которого, как людей не мотивируй, они зарабатывать не хотят.
Нормального человека в малом
бизнесе найти и замотивировать сложно, так как денег мало и большую зарплату
не из чего.
Поэтому малые предприниматели,
как правило, не забивают голову выстраиванием стройной системы управления
кадрами. Просто происходит естественная ротация, пока на нужных местах не
окажутся подходящие люди.
3. Социальное одиночество
Предпринимателей мало кто
любит, и мало кто хочет их понять.
Никто не приходит к ним с
искренним интересом и добрыми намерениями.
Все хотят только чего-нибудь
урвать или впарить.
Как брать интервью
Журналистика - это деятельность по сбору, обработке,
анализу и публикации социально-значимой информации.
Не буду комментировать. Просто еще раз прочитайте это
определение. Здесь каждое слово важно.
Чтобы получилось хорошее интервью, очень важно заранее как
можно больше узнать про человека (чем занимается, сфера проблем, которая его
интересует, перечень актуальных вопросов и т.д.).
Чем больше Вы знаете о человеке, тем лучше. Вспомните про
подготовку и сбор информации!
На интервью ходите с диктофоном. Но не нужно рассчитывать
только на него.
По ходу интервью хорошо тезисно записывать основные
смысли.
Как правило, в ходе интервью приходится отходить от
первоначального плана. Не надо этого боятся. Это нормально. В результате
получаются самые интересные интервью. :-)
Что помогает установить контакт и разговорить собеседника:
- Хорошо рассказывать
интересные истории из жизни других людей (из опыта предыдущих интервью),
желательно работающих в той же области и имеющих схожие проблемы
- Если в начале разговора
собеседник закрыт, то начинайте говорить сами и говорите до тех пор, пока
отношения не станут теплее. Когда почувствуете, что стало теплее, подумайте,
какой вопрос или фраза вызвали интерес, и развивайте эту тему.
- Очень помогает чувство
кайфа от профессии. Когда Вы идете с мыслью, что делаете очень важное и
нужное дело, Вам никто не сможет отказать.
И еще. В момент встречи с человеком ничего другого в
Вашей жизни нет. Только Вы и Он.
Интервью бывает как жанр и как метод.
Интервью как жанр интересно и самодостаточно само по себе.
Это просто разговор с человеком о жизни. Разговор о том,
что интересно ему.
При этом, интервью должно быть локальным. Плохо говорить
обо всем и ни о чем. Лучше тщательно и предметно обсудить какую-то одну тему,
например, как начать бизнес без стартового капитала.
Интервью как метод подразумевает использование интервью
как инструмента решения других задач, например для того, чтобы донести мысль,
что предприниматели устали от глупости и алчности чиновников.
Есть 2 подхода к написанию статьи по итогам интервью:
- берете диктофонную запись,
расшифровываете и сплошняком набиваете текст в компьютер, а затем правите по
тексту и компонуете куски так, чтобы была общая логика.
- после интервью приходите
домой, и на одном дыхании под впечатлением услышанного пишите статью. Потом
слушаете диктофонную запись и проверяете, не упустили ли чего важного
Прелесть журналистики
Работа журналиста не легка. Постоянно приходится быть в
разъездах. При этом необходимо выдерживать жесткий ритм газеты - если газета
выходит раз в неделю, то в четверг вынь да положь интервью на заданную тему.
Не случайно, большинство журналистов женщины - они более
выносливы.
Мужчины в основном пишут обширные аналитические обзоры или
заметки на свободную тему. :-)
При этом, как говорит Татьяна Валентиновна, мужчины в
целом более талантливые.
Все великие журналисты - мужчины. Это:
-Валерий Агроновский - выдающийся советский журналист,
который еще в 70-е годы писал на экономические темы так, что даже сейчас даст
фору всяких "Коммерсантам"
-Андрей Колесников - блестящий репортер, журналист
кремлевского пула, автор книг "Я видел Путина", "Путин видел
меня". Как будто абсолютно объективный и наивный человек со стороны, он
рассказывает, как красят тротуары, причем только с той стороны, с которой
будет выходить из машины президент. :-)
-Владимир Швейских - звезда газеты "Деловая
Москва" и один из лучших журналистов страны. Его аналитические обзоры -
настоящий литературный шедевр.
А вообще, журналистика - это фантастически благодатная
профессия.
Это один из лучших способов научиться понимать жизнь и
людей.
После рассказа Татьяны Владимировны я просто влюбился в
журналистику.
Действительно, чтобы стать хорошим предпринимателем,
нужно быть хорошим журналистом.
И в заключение, хрестоматийные слова Валерия Агроновского:
"Хороший журналист - это не тот, кто хорошо пишет,
а тот, кто хорошо думает".