ЧТО и КТО мешают МНЕ создать бизнес. Уроки и практика. Отдых мозгу в понедельник
Здравствуйте друзья!
Многие из нас считают, что все
знают в какой-то области, бизнеса, строительства, маркетинга, спорта или
футбола. Вот для них специально и для друзей таких товарищей шикарная
Метафора
Это был теплый
сентябрьский день — самое начало осени, когда она еще мало чем отличается от
лета.
Аудитория для
проведения лабораторных работ по химии была оборудована отдельным небольшим
помещением — лаборантской, которая непосредственно прилегала к основному
помещению со стороны кафедры. Преподаватель сидел в лаборантской в мягком
кресле. Он пил сладкий горячий чай и ел мягкий, еще теплый пирожок с ветчиной,
купленный в кафе, которое недавно открыли у них в вузе. Он смотрел в окно,
одновременно вслушиваясь в голоса, которыми студенты наполняли аудиторию за
стеной.
Выпив чай и доев
пирожок, он взглянул на часы, вздохнул и пошел в аудиторию начинать
лабораторную работу. Студенты замолчали и посмотрели в его сторону. Это была их
первая лабораторная. Преподаватель встал перед кафедрой, пробежался взглядом по
лицам студентов.
–Итак, — начал преподаватель, — сегодня мы
займемся углеводородами.
Сказав это, он
замолчал и внимательно посмотрел в аудиторию. Он хорошо знал, чего ждать: ведь
это самое начало семестра.
–Опять? — сказал один из студентов. — Мы же
про них уже все знаем!
Преподаватель
улыбнулся. В этой улыбке была и радость, и усталость, так как он уже столько
раз слышал что-нибудь подобное.
–Я уже не первый год слышу подобный вопрос.
И каждый год я отвечаю на него прекрасной метафорой. Мне кажется, с нее всегда
полезно начинать обучение.
После этих слов он
зашел за кафедру, достал большой прозрачный стеклянный сосуд из толстого стекла
и поставил его на стол.
–Этот сосуд пуст, а мы с вами, допустим,
хотим его наполнить.
Как фокусник, он
достал из-за кафедры небольшую коробку, в которой лежало много крупных кусков
гранита синего отлива. Он стал аккуратно, чтобы не треснул сосуд, складывать в
него камни. Гранит красиво смотрелся в прозрачном сосуде, отражая свет своим
многообразием граней. Через две минуты весь сосуд был заполнен большими
камнями.
Когда преподаватель
закончил, он опять обратился к студентам:
–Скажите, этот сосуд полон? — ему нужно
было делать серьезное выражение лица, но он не смог скрыть улыбку.
–Да, — ответил один из студентов, — он весь
полон камней.
–Хорошо, — ответил преподаватель.
Опять, как фокусник на
сцене, он достал коробку и поставил ее на кафедру. Студенты не могли увидеть,
что было в коробке, поэтому преподаватель наклонил ее к ним. В коробке лежали
небольшие, не больше сантиметра в диаметре, стеклянные шарики.
Преподаватель
зачерпнул рукой горсть шариков и начал очень аккуратно и медленно класть их по
очереди на большие камни. Стеклянные шарики скатывались в пустые пространства и
заполняли полости между большими кусками синего гранита. Через три минуты все
полости были заполнены.
Преподаватель
посмотрел на студентов.
–Итак, — сказал он глубокомысленно, —
теперь, по вашему мнению, мы заполнили сосуд?
Студенты сразу
сообразили, в чем дело.
–Нет, туда можно насыпать что-нибудь еще
более мелкое, например, песок, — с мест, перебивая друг друга, ответило сразу
несколько студентов.
Сказав это, он достал
большую мерную кружку, заполненную сахарным песком до самого верха. Он наклонил
ее над сосудом очень аккуратно; сахарный песок тонкой струйкой стал заполнять
мельчайшие поры, которые остались между камнями и небольшими стеклянными шариками.
Это был очень тонкий и сложный процесс, но преподаватель имел огромный
многолетний опыт демонстрации этой метафоры, поэтому все делал безошибочно.
Около пяти минут ему понадобилось, чтобы песок полностью заполнил все пустые
пространства.
–Теперь он полон? — спросил преподаватель.
Студенты молчали,
некоторые хитро прищурившись. С одной стороны, они понимали, что, скорее всего,
есть подвох, но с другой — было понятно, что ничего более насыпать в сосуд
нельзя.
–Ну, туда больше ничего нельзя положить: он
полный, — улыбнувшись, сказал один из студентов.
Он был уверен, что
сейчас последует разоблачение, но и сказал это для того, чтобы поскорее
увидеть, что будет дальше.
–Да, он кажется полным. И туда
действительно уже ничего нельзя положить. Но полнота его все-таки не закончена.
Сказав это,
преподаватель достал из-под кафедры маленькую мерную кружечку обычной воды. Он
поднял ее над сосудом и немного наклонил. Тонкая струйка коснулась сахарного
песка и немедленно растворила его. И так, растворяя сахар, вода стала заполнять
все полости в сосуде, делая его опять прозрачным. Из-под сахара стали опять
видны стеклянные шарики, и за ними большие красивые куски синего гранита. Все
студенты смотрели, затаив дыхание, и через 10 минут сосуд стал полностью
прозрачным. Он был залит водой настолько полно, что поверхность воды виднелась
над кромками сосуда и, казалось, вот-вот выплеснется.
Всматриваясь в лица
студентов, преподаватель размеренно и тихо произнес:
–Вот теперь сосуд полон, — и, сделав большую
театральную паузу, улыбнулся и продолжил:
–Итак, мы займемся углеводородами...
Это был вечер этого же
дня. Преподаватель сидел в лаборантской, пил сладкий горячий чай и проверял
лабораторные студентов, которые они сделали сегодня. На его лице отражалась
усталость и легкая улыбка. Время от времени он что-то поправлял красной ручкой
в тетрадях студентов. В аудитории за стенкой было совсем тихо. Лишь за дверью в
коридоре иногда слышались чьи-то случайные, приглушенные, торопливые шаги.
Окна кабинета химии
выходили на запад, и, выйдя из-за высокого здания напротив кабинета, яркое
солнце ударило светом в глаза преподавателю. Сощурившись, он поднялся, включил
электрический свет и занавесил окно темной шторой.
Он сел обратно в
мягкое кресло, взял чашку с горячим сладким чаем, устало вздохнул и продолжил
проверять работы студентов....
А всего в нескольких
метрах от него, в аудитории за стенкой, в полной тишине, оставшийся нетронутым
с утра, сосуд засверкал, заискрился, преломляя и отражая огненный свет, которым
его наполнило западное низкое солнце, уходящее на покой...