Вопрос: "Для чего нам нужны коучи - ведь раньше их у нас не было?"
Ответ: "Чтобы помочь сделать выбор, которого у нас раньше не было".
Джина Харрис
Добрый день, уважаемые подпиcчики!
Тема сегодняшнего выпуска: «Ошибки, которые совершают коучи».
Майк Джей, основатель системы Coach2, говорит, что этот список находится в стадии развития и постоянно эволюционирует по мере того, как мы больше узнаем о том, что делают коучи, чтобы послужить своим клиентам.
«Я постоянно сопротивлялся и продолжаю сопротивляться тому, чтобы принимать позицию «сфокусированную на коуче», потому что в конце совершенно неважно, насколько хорош коуч, если клиент действует неэффективно.
Часть проблемы, которую мы имеем сегодня в мире – это сфокусированность на нас, а не на них. Я постоянно говорил и говорю, что «это все о них». Большинство людей и коучей находят такой подход очень трудным, потому что они чувствуют, что это заставляет их что-то отпустить. С моей точки зрения это заставляет нас достичь большей осознанности относительно нас самих».
Коучи неосознанно пытаются удовлетворить свои собственные нужды при взаимодействии с клиентом во время сессии.
Это очень серьезная ошибка. Неосознанность относительно того, что нами управляет, ведет к нехватке осознанности относительно того, что мы делаем, что, в свою очередь, ведет к нехватке осознанности относительно того, причиной чего мы являемся.
Для коучей очень важно сначала узнать себя и убрать это с пути, а также исполнять свои нужды ЗА пределами коучингового взаимодействия, в противном случае, неосознанно, мы будем просто манипулировать клиентом в интересах наших нужд.
Коуч слишком быстро переходит к решению проблем клиента.
Очень большое значение в коучинге имеет так называемое третье (коучинговое) пространство. Оно создается в процессе работы коуча с клиентом и является безопасной и творческой зоной для взаимодействия коуча и клиента. Его предназначение в том, чтобы клиент имел возможность исследовать свою проблему, сделать собственные открытия, определить существующие у него концепции, намерения, мотивы и понять, как это может способствовать его развитию. Иногда коуч имеет
тенденцию сокращать время для клиента, проведенное в этом третьем пространстве и быстро переходить к решению какой-то, по его мнению, четко обозначившейся проблемы. Ошибка состоит в том, что найденная проблема может быть не самой важной, не самой срочной и вообще не проблемой, а лишь ее следствием.
Неспособность встретиться с клиентом в его реальности.
Одно из самых важных умений коуча заключается в умении слушать и слышать клиента. Именно это дает ему возможность оказаться в реальности клиента. Если же этого не происходит, то коуч не может слышать, наблюдать и различать выраженные и невыраженные нужды клиента. Он также теряет возможность оценить способность клиента к развитию в данное время. И как следствие – не может помочь клиенту добраться до текущих «экзистенциальных» вопросов.
Неспособность уловить, что клиент говорит, и чего он не говорит.
Эта ошибка случается тогда, когда внутренний диалог коуча слишком мешает ему услышать клиента. Он начинает в уме проигрывать решения проблемы, которая ему показалась самой актуальной и ключевой. В результате, попытка решить проблемы за клиента отвлекает его от реальной работы. Коуч теряет способность уловить наиболее тонкие моменты, которые могут дать понимание того, что является наиболее сильным и дает рычаг влияния.
Неспособность проверить предположения.
Во время коуч-сессии необходимо проверить все предположения клиента. Если продолжать процесс, не проверив основных убеждений (а они оказались неверными, например), невозможно сформировать что-либо, кроме неверных выводов. Чем дальше мы движемся, не проверив предположения, тем больше изменений должно произойти, прежде чем произойдет трансформация. Необходимо проверить как предположения клиента, так и свои собственные.
Коуч слишком много говорит.
Многие начинающие коучи говорят больше клиента. Количество сказанных слов контролирует взаимодействие, следовательно, если вы говорите больше 20%, то вы – контролер ситуации. А это уже не коучинг – это консультирование или что-то еще. При избытке говорения недостаточно слушания, наблюдения, различения и моделирования. А значит, резко падает эффективность работы. Коуч, по сути, крадет время клиента, которое тот оплатил…
Использование своего собственного стиля/взгляда на мир при взаимодействии.
Эта ошибка случается, если коучу близко высказывание А. Маслоу: “Тот, кто хорошо управляется молотком, думает, что все вокруг – это гвозди”
Мы видим мир таким, какие мы есть, а не таким, какой он есть на самом деле, следовательно, если взаимодействие коуча с клиентом есть результат убеждений коуча, а не клиента, то и проблемы в коучинг-сессии будут решаться коуча, а не клиента.
Попытка сделать слишком много за одну сессию
Эта ошибка часто случается тогда, что мы смотрим на клиента, как на «что-то, что требует ремонта». В этом случае коуч демонстрирует сильный интерес к истории клиента или своему взаимодействию с клиентом. Ошибкой это является потому, что попытки понять, как функционирует клиент, для того, чтобы «включиться» и дать правильный совет эффективными не являются.
Требуется парадоксальный подход: помочь удовлетворить выраженную нужду, одновременно создавая рычаг влияния для трансформации.
Неспособность понять пользу напряжения
Часто коуч бывает привязан к успеху и, следовательно, не создает достаточного напряжения для клиента. Либо коуч непрямым способом ведет клиента к «своему» способу мышления. Из-за этого можно не заметить и не услышать соглашательской позиции клиента и потерять себя в попытке решить его проблему. Коучу необходимо обнаружить напряжение и позволить клиенту самому его разрешить.
Привязаться к результатам клиента
Эта ошибка случается тогда, когда коуч удовлетворяет свою потребность помогать другим во время коучинг-сессии. Опасность здесь заключается в том, что можно попасть в ловушку, где помощь клиенту создает взаимоотношения взаимозависимости.
Либо коуч может организовать свои отношения с клиентом так, что клиент почувствует ответственность и подотчетность по отношению к коучу, и будет воспринимать его, как авторитет.
Когда коуч начинает резонировать с клиентом, он попадает в ловушку, где может произойти несколько вещей:
a.Коуч начинает бессознательно использовать свою систему создания смысла для того, чтобы завершить взаимодействие.
b.Коуч взваливаем на себя груз клиента.
Быть успешным
Успех ослепляет коуча и мешает увидеть ему свои собственные ментальные модели.
Успех служит эго и помогает думать, что «Я-коуч» или «то, что я-коуч делаю», является причиной успеха клиента, вместо того, чтобы увидеть другие, реальные причины успеха.Коучу необходимо научиться оставлять свое эго за порогом.
Давать советы
Желание давать советы происходит от позиции «эксперта» и не является территорией работы коуча.
Советы даются, исходя из личной системы приспособления к реальности, и обычно бывают эффективными только тогда, когда система клиента совпадает с системой коуча.
Я хочу обратить особо ваше внимание на 10-тую ошибку. Сейчас СМИ активно муссируют вопрос об этике работы психологов и коучей. Думаю, что именно эта ошибка вызывает негативную реакцию и обвинения от клиентов в том, что психолог или коуч «подсадил» их на себя и сделал зависимыми и неспособными принимать самостоятельные решения.
Надеюсь, уважаемые подписчики, что вы теперь легко сможете проверить своего специалиста на все основные ошибки и выразить свое активное несогласие с подобными методами работы. Более того, я решительно призываю вас делать это, так как только так мы все вместе сможем создать независимый профессиональный рынок высококачественных психологических и коучинговых услуг.
Эта рассылка интерактивная, что означает, что она является живым общением. Я отвечу на все ваши вопросы, касающиеся темы рассылки. Самые интересные письма будут публиковаться с предложением дальнейшего обсуждения поднятой темы.