Для понимания психологии поведения трейдеров на рынке очень полезно перечитать русскую народную сказку «У страха глаза велики». Ниже я привожу текст сказки с моими комментариями.
На краю деревушки в избушке жили бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-квохтушка да мышка-хлопотушка.
«На краю деревушки» – это намёк на то, что российский рынок находится на периферии мирового финансового рынка, и по объёму торгов он сильно отличается от западных. «Бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-квохтушка да мышка-хлопотушка» – это спекулянты с разным размером капитала и отличными друг от друга алгоритмами поведения на рынке.
Бабушка со внучкой хозяйничали во всей избе, курочка – за печкой, а мышка – в норке.
Здесь указывается на то, что крупные спекулянты (бабушка) оказывают решающее влияние на курс российских акций (хозяйничают во всей избе), а вот остальные участники торгов довольствуются куда меньшей сферой влияния (курочка – за печкой, а мышка – в норке).
Бабушка каждый день за водой ходила, а внучка воду носила, и курочка к себе за печку воду таскала, и мышка водицу добывала.
У бабушки были вёдра бо-о-ольшие, у внучки – поменьше, у курочки ведёрки с огурчик, а у мышки ведёрочки с напёрсточек.
Недвусмысленное указание на разницу в размере капитала.
Бабушка брала воду из колодца, внучка – из колоды, курочка – из лужицы, а мышка – из следа от поросячьего копытца.
Крупные спекулянты берут деньги из серьёзных источников (бабушка брала воду из колодца). Это могут быть временно свободные деньги, полученные как прибыль от большого бизнеса. А вот у остальных участников рынка источники не такие ёмкие (колода, лужица, след от поросячьего копытца). Это могут быть и личные сбережения – трейдер копит и откладывает деньги для игры на бирже.
Бабушка воду зачерпнёт, домой понесёт. А вёдра-то у неё трё-ёх, трё-ёх! Вода из вёдер плёх-ёх, плёх-ёх! Да на землю ручейками.
А внучка-то за бабушкой поторапливается. Ведёрки у неё трёх-трёх, трёх-трёх! Водица из ведёрок плёх-плёх, плёх-плёх! Да на землю струйками, струйками… Курочка за внучкой спешит. Ведёрочки её трёх-трёх-трёх! Водичка-то на землю плёх-плёх-плёх – ниточкой, ниточкой… Мышка бежит, торопиться. Ведёрочки-то у неё трёх-трёх-трёх! Водичка-то капелькой на землю кап-кап-кап…
Все без исключения участники торгов платят комиссию (вода из вёдер плёх-ёх, плёх-ёх!). И хотя у нас в России действует регрессивная шкала, всё равно, объём комиссии крупных спекулянтов больше, чем мелких (обратите внимание: у бабушки вода на землю ручейками, у внучки – струйками, у курочки – ниточкой, а у мышки – капелькой). Пролитую воду обратно не вернуть, так же как и комиссионные издержки. Это безвозвратные потери.
Так-то вот они и носили воду. Раз пошли все четверо по воду. Зачерпнули воды, домой несут. Впереди бабушка выступает, за бабушкой внучка поспевает, за внучкой курочка спешит, за курочкой мышка бегом бежит…
Движущая сила рынка – это активность крупных торговцев (впереди бабушка выступает).
А в сторонке, в зелёном садочке, под яблонькой, зайка отдыхал да и задремал. А на яблоньке-то на длинной веточке, на коротеньком сучочке, яблочко висело. Давно оно поспело. Надоело ему висеть.
«Эх, – думает яблочко, – кто бы яблоньку тряхнул да мне бы, спелому яблочку, помог бы с веточки упасть!» А тут и налети ветерок-непоседа. Яблоньку тряхнул, а спелое яблочко-то с веточки бу-ух! Да зайке по носу.
Зайка спросонья вскочил… «Ой, батюшки!! Охотники!! Стреляют!!» – да бежать. Со страху ничего не видит, ничего не понимает…
Типичная реакция неопытных аналитиков на форс-мажорное событие. Не разобравшись, что к чему, они поднимают панику.
А ему навстречу бабушка со внучкой, с курочкой и с мышкой. Да все с вёдрами, да с коромыслами, да с водичкой… Зайка со всего разбегу-то, с перепугу им прямо под ноги! Старушку повалил, внучку подкосил, курочку на спинку перевернул, мышку лапкой прижал, да и был таков!
А у наших водоносов вёдра раскатились, вода разлилась, коромысла в сторону отлетели… Шуму-то, грому… Со страху-то они никак не опомнятся! Насилу поднялись да домой бежать!..
Начинается паническое закрытие открытых позиций по стопам.
Бабушка на лавку упала, внучка за бабушку схоронилась, курочка за печку забилась, а мышка в норке дрожмя дрожит. Бабушка сидит на лавке, со страху-то у неё в головушке помутилось. Никак она не поймёт, что за зверь такой ей под ноги шарахнулся? «Не иначе, как медведище! И как я ещё, старая, жива-то осталась?!»
Внучка в голос плачет: «Бабушка, волчище-то какой на меня наскочил! Глазищи-то что свечки горят! Зубами щёлкнет, а хвост-то какой! Я думала, он съест меня!»
Курочка за печкой затаилась, головку под крыло спрятала, сама себе не верит, что уцелела. «Ну и лисица, – думает, – как это она меня упустила?! Ведь этакой второй лисы и не найдёшь!»
А мышка под печкой в норке дрожит. Ей кот-разбойник чудится: «Ну и котище был! Откуда такой взялся?! Глазищи-то, усищи какие! Лапищей-то он меня как притянул – думала я, смерть мне! Как это я он него, от такого, да укатилась?!»
А зайка серенький в лес прибежал, под кустик забился, лежит, вздохнуть боится, а сам думу думает: «Охотники-то как подстерегли меня! И сколько их было! Да все с ружьями, с трещотками… Как только меня, серого, ноги унесли?! Хорошо, что долги выросли!»
Так-то вот, мои детушки. С той поры, с того времечка и говорят люди добрые: «У страха глаза велики – чего нет, и то видят!»
Каждый из участников рынка сам себе придумает оправдания. На самом деле – всему виной непроверенная информация.