Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Журнал "Конкуренция и рынок" - путь к успеху Вашего бизнеса!


Информационный Канал Subscribe.Ru

 

КОНКУРЕНЦИЯ И РЫНОК

Путь к успеху Вашего бизнеса!

 

Новости ФАС России

 
30.08.05 Абоненты поневоле

Кабельная компания заставляет абонентов платить за коллективную антенну Питерские операторы кабельного ТВ пожаловались на монополиста

Операторы кабельного телевидения Петербурга пожаловались в антимонопольную службу на владельца местной кабельной инфраструктуры – компанию ТКТ.

Та, по утверждению операторов, заставляет их абонентов оплачивать коллективную антенну, которой они уже не пользуются.
--------------------------------------------------------------------------------
ОАО "Телекомпания СанктПетербургское кабельное телевидение" (ТКТ) – крупнейший оператор кабельного ТВ в Петербурге и Ленинградской области, доставляет телесигнал в 1,15 млн квартир. С ноября 2004 г. оказывает также услуги цифрового телевидения под торговой маркой "Твое ТВ", обслуживая около 5000 абонентов. Крупнейший акционер – ОАО "Национальные кабельные сети". Оборот ТКТ за 2003 г. – 384,4 млн руб., чистая прибыль – 39,2 млн руб.
--------------------------------------------------------------------------------
Петербургское управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) рассматривает жалобу семи кабельных операторов города на ТКТ, рассказала "Ведомостям" руководитель отдела контроля естественных монополий и ЖКХ питерской ФАС Елена Котелкина. По ее словам, операторы вступились за своих абонентов, которые уже отключились от коллективных антенн, обслуживаемых ТКТ, но по-прежнему вынуждены платить за услуги этой компании.

"Около 90% наших абонентов оплачивают не только наши услуги, но и услуги ТКТ, которые они на самом деле не получают, поскольку смотрят все каналы через нашу компанию", – пояснил "Ведомостям" Михаил Иоффе, гендиректор телекомпании "Онега", одной из подписавших жалобу.

Плата за антенну (65 руб. в месяц) включена в коммунальные платежи и зачастую абонентам просто невдомек, что от нее можно отказаться, объясняет он. Но даже тем, кто расторг отношения с ТКТ, монополист рассылает письма с требованием продолжить оплату, утверждает он. ФАС действительно получала от граждан жалобы – правда, не может их рассмотреть, так как закон о естественных монополиях не распространяется на физлиц, говорит Котелкина.

"Строчка об оплате услуг телетрансляции всегда содержалась в квитанциях, поскольку это удобно для клиента, – возражает гендиректор ТКТ Виктор Пинчук. – Кроме нас таким образом с абонентами работают еще более пяти операторов". По его словам, счет за услуги ТКТ включается в квитанцию до тех пор, пока абонент сам не обратится в компанию с просьбой отключить его.

Елена Котелкина называет ситуацию сложной и не исключает, что ФАС запросит дополнительную информацию у операторов и ФГУП "Вычислительный центр коммунальных платежей", которое рассылает квитанции.

От услуг монополистов не так просто отказаться, вздыхает гендиректор московского кабельного оператора "Комкор-ТВ" Михаил Силин. "С этим сталкивались и наши абоненты – они платили и нам, и [владельцу столичных кабельных коммуникаций] "Мостелекому", услуги которого также оплачиваются внутри единой квитанции", – вспоминает он.

Чтобы отказаться от этих услуг, москвичам еще недавно приходилось лично ездить в "Мостелеком" и писать заявления, но у многих не было желания этим заниматься, говорит Силин. Не менее сложна эта процедура и в Питере, утверждает Иоффе. Правда, в столице сейчас дело упростилось: теперь, чтобы отказаться от коллективной антенны, достаточно написать заявление в единый расчетно-кассовый центр, рассказал "Ведомостям" представитель "Мостелекома". "Я не слышал, чтобы в последнее время у абонентов возникали трудности", – соглашается гендиректор "Космос-ТВ" Андрей Степанов.

Многие абоненты платного ТВ оказались не в курсе, что теперь они могут не платить за коллективную антенну. "По-моему, я продолжаю платить за все", – говорит один из них, подключившийся к оператору платного ТВ в декабре. А абонент "Комкор-ТВ" рассказывает: "Мы написали заявление в домоуправление, и нам перестали начислять в платежке 12 руб. Все сделалось в течение 20 минут". Игорь Цуканов

30.08.05 Почему торжествует монополист?

Федеральная антимонопольная служба около двух лет пытается вернуть почтовое ведомство в лоно законности

На вопросы "Гудка" ответил руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь АРТЕМЬЕВ

- Уважаемый Игорь Юрьевич, в последние месяцы "Гудок" был вынужден опубликовать несколько материалов о всевозрастающем монополизме ФГУП "Почта России" и аффилированного с ней ООО "Межрегиональное агентство подписки". Это выражается в постоянном росте цен на почтовые услуги по всей стране, росте тарифов на экспедирование, подписку и доставку газет и журналов. К сожалению, вместо деловой реакции -угрозы подать в суд. Готовя публикации, мы убедились, что ФАС около двух лет пытается вернуть почтовое ведомство и его агентство в лоно законности. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

- Деятельность ФГУП "Почта России" на подписном рынке привлекла интерес антимонопольных органов достаточно давно. Первые сигналы начали поступать с конца 2003 года. В то время этот рынок был изучен нами еще мало, и потребовалось время для проведения его исследования, сбора доказательств и возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

К настоящему моменту ФАС России рассмотрела уже 2 дела в отношении ФГУП "Почта России". В итоге это предприятие признано нарушившим сразу три статьи закона "О конкуренции". По нашему мнению, в результате антиконкурентных действий ФГУП "Почта России" созданы преимущества для ООО "Межрегиональное агентство подписки" (МАП) - одного из хозяйствующих субъектов, действующих на подписном рынке. Ущемлены законные права и интересы не только других подписных агентств - конкурентов ООО "МАП", но и издателей средств массовой информации и их подписчиков.

Кроме того, указанные действия ФГУП "Почта России" повлекли рост цен на доставку периодических печатных изданий по подписке. По результатам данных дел ФГУП "Почта России" выданы предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства. Подобные дела были рассмотрены не только в центральном аппарате ФАС России, но и в ряде наших территориальных управлений.

- В своих отписках и угрозах подать иски в суд представители "Почты России" и МАПа утверждают, что, во-первых, они не монополисты в сфере подписки, а во-вторых, выиграли все судебные дела против ФАС. Так ли это?

- Все предписания ФАС России, как центрального аппарата, так и территориальных управлений, оспорены ФГУП "Почта России" в арбитражных судах.

По одному делу суд первой инстанции признал законность и правомерность предписания ФАС России. Однако суд апелляционной инстанции наше решение отменил. В настоящее время ФАС России подана кассационная жалоба на решение апелляционного суда. По второму делу судебное разбирательство назначено на конец августа.

Так что судебные разбирательства еще не закончены и заявлять, что они разрешены в пользу ФГУП "Почта России", я бы не торопился.

Что касается заявлений ФГУП "Почта России", будто они не монополисты в сфере подписки, то эти слова, мягко говоря, не соответствуют действительности.

При подготовке к рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства нашими органами проведен анализ рынка подписки в Российской Федерации. В результате установлено, что ФГУП "Почта России" доминирует при оказании этой услуги.

- На днях главный редактор "Брянского рабочего" В.Мельников рассказал нам по телефону невероятную историю. После его интервью "Гудку" с критикой взвинчивания цен "Почтой России" и МАПом ("МАПу на лапу", 2 июля с.г.) он получил уведомление от его гендиректора А.Шишлина о том, что сотрудничество с ним прекращается. То есть газета теряла как минимум 8 тысяч областных подписчиков. При этом через руководство Брянского управления Федеральной почтовой связи - филиала "Почты России" Мельникову предложили отказаться от своих оценок МАПа, и он дрогнул... Такие примеры не единичны. Как быть в случаях подобного диктата и шантажа издателям, руководителям агентств по распространению и подписке?

- Всем хозяйствующим субъектам, пострадавшим от действий ФГУП "Почта России" - как подписным агентствам, которых выдавливают с рынка, так и редакциям и издателям СМИ, - рекомендуем обращаться в антимонопольные органы. У нас уже накоплен значительный опыт рассмотрения подобных нарушений.

- Насколько нам известно, ваши обращения в Генпрокуратуру РФ с просьбой привлечь к уголовной ответственности по статье 178 УК РФ нарушителей антимонопольного законодательства - ту же "Почту России" - спускаются на тормозах. Может быть, необходимо, как на Западе, наделить ФАС какими-то властными полномочиями?

- Мы считаем, сейчас нет необходимости наделять нас силовыми функциями. Рынок и так сильно зарегулирован. ФАС заключила соглашение о взаимодействии с Министерством внутренних дел России, по которому сможет формировать сводные бригады при проведении проверок предприятий. В МВД уже создан специальный 60-й отдел, который будет заниматься антимонопольными вопросами и с которым мы находимся в постоянном контакте. Мы надеемся на плодотворную работу с сотрудниками милиции.

Вместе с ними готовим новую редакцию статьи 178 Уголовного кодекса, так как действующая статья не работает. Надеемся, что после вступления в силу законопроекта "О защите конкуренции" и поправок в Кодекс об административных правонарушениях, которые значительно увеличивают штрафные санкции за нарушение антимонопольного законодательства, вступит в силу и новая редакция статьи 178 УК РФ.

- Ваше ведомство - главный разработчик новой редакции закона "О защите конкуренции". В чем его новация и в состоянии л и он помочь в борьбе с монополизмом не только почтовиков, но и других ведомств?

- В проекте закона "О защите конкуренции" мы впервые предлагаем ввести понятие коллективного доминирования. Сейчас положение компании может быть признано доминирующим, если ее доля на рынке больше 35 процентов. Но в "нефтянке", например, все российские компании имеют долю меньше 25 процентов. Поэтому доказать злоупотребление доминирующим положением или картельный сговор очень тяжело. Суды от нас ждут подписанных протоколов о согласованных действиях, но такие документы никто не подписывает.

Однако мы выиграли дела против нефтяных компаний в Ставрополье, Красноярске и других регионах. Нам удалось доказать, что этот рынок локальный и на нем у компаний доля больше 35 процентов. С введением понятия коллективного доминирования ситуация будет другой. Если есть три компании, суммарная доля рынка которых больше 50 процентов, или пять компаний с общей долей рынка больше 70 процентов, они могут быть признаны коллективно доминирующими.

Отмечу, что признание компаний доминирующими не влечет за собой никаких санкций со стороны антимонопольного органа. Санкции последуют, если нами будет обнаружен и доказан факт злоупотребления доминирующим положением. Вот против этого боролись некоторые нефтяники, металлурги и другие крупные компании.

С принятием нового закона должно значительно сократиться количество сделок, для совершения которых нужно будет получать разрешение в антимонопольном ведомстве. Ранее компании, чья капитализация в процессе слияния превышает 20 миллионов рублей, обращались за разрешением в ФАС. Сейчас это значение уже увеличилось в 150 раз - до 3 миллиардов рублей. Кроме того, мы предлагаем повысить и второй порог - приобретаемых активов.

С одной стороны, это означает, что из-под нашей опеки будет выведен малый и средний бизнес, давление на него со стороны государства уменьшится. С другой стороны, значительно сократится и наш объем работы. Мы сможем сосредоточить усилия только на крупных сделках, действительно оказывающих серьезное влияние на экономику страны.

По новому законодательству отменяется согласование каждой сделки по приобретению акций. Теперь получение предварительного разрешения ФАС обязательно только для приобретения блокирующего пакета (25%), контрольного (5096) и пакета, исключающего возможность блокирования решений акционера третьими лицами (75%).

По просьбе бизнеса мы ввели в законопроект специальную главу, которая регламентирует процедуру рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольным органом. Теперь все процедуры будут прописаны не в акте антимонопольного органа, а непосредственно в теле закона.

Словом, мы старались защитить бизнес от самих себя, как только могли. Любое наше решение может быть приостановлено с момента подачи жалобы в канцелярию суда. Кроме того, вышедшие из картельного соглашения и первыми добровольно заявившие о своем участии в соглашении, ограничивающем конкуренцию, и представившие доказательства, необходимые для установления факта такого соглашения, вообще могут избежать наказания. Это так называемая "программа смягчения", которая эффективно функционирует в Европе и США. Надеемся, эти меры помогут устранению монополизма и недобросовестной конкуренции. Александр Головенко

30.08.05 Арбитражный суд подтвердил законность постановления Красноярского УФАС в отношении ОАО "СУЭК", признанного занимающим доминирующее положение на рынке услуг организации перевозок угля

Апелляционная инстанция Арбитражного суда Красноярского края подтвердила правильность принятого Комиссией ФАС России по Красноярскому краю решения в отношении ОАО "Сибирская угольная энергетическая компания". В адрес антимонопольного управления поступило заявление от ЗАО "Красноярская компания - оператор перевозок грузов" в отношении действий ОАО "СУЭК". Угольная компания отказалась принимать вагоны под погрузку запланированных объемов угля для теплоснабжающих предприятий регионов, тем самым, ограничивала конкуренцию, создавала препятствия в осуществлении деятельности по оказании услуг транспортно-экпедиционного обслуживания, а также ущемляла экономические интересы заявителя.
По результатам рассмотрения дела ОАО "СУЭК" было признано занимающим доминирующее положение на рынке услуг организации перевозок угля марки 2БР разреза "Бородинский" на территории Красноярского края. Вынесенное антимонопольным органом решение при определенных условиях влечет включение ОАО "СУЭК" в госреестр предприятий-монополистов.
Не согласившись с решением Комиссии антимонопольного управления, ОАО "СУЭК" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края. Суд исследовал доказательства по делу и нашел, что требование заявителя не подлежит удовлетворению. ОАО "СУЭК" подало апелляционную жалобу. Арбитражный суд второй инстанции посчитал, что оснований для отмены решения суда первой инстанции нет. Таким образом, ОАО "СУЭК" признано "монополистом". Следует отметить, при рассмотрении антимонопольным органом дел в отношении ОАО "СУЭК" впервые было доказано доминирующее положение угольной компании на рынке услуг организации перевозок угля на территории Красноярского края.

Источник: отдел общественных связей ФАС России

События

 

 

Приглашаем специалистов принять участие в Первом Международном Конгрессе "Зерно и Хлеб России"

 

Статьи

 
ПРОБЛЕМА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА ИМЕЕТ РЕШЕНИЕ

Михаил ЕГОРОВ
Генеральный директор ОАО "Агентство кредитного обеспечения"

Одной из основных проблем малого предпринимательства (МП) в России является недоступность для него кредитных ресурсов отечественных банков и лизинговых схем из-за повышенной рискованности и нехватки залогового обеспечения по проектам МП. Подобную проблему в развитых странах мира успешно преодолевают, используя различные гарантийные схемы с доминирующим участием государства, что является одним из приоритетов государственной политики в сфере поддержки МП. Влиятельнейшая государственная специализированная финская компания АО "Финнвера" демонстрирует продуктивность выбранной стратегии поддержки МП. Баланс компании составляет более 1,5 млрд евро, численность клиентов - свыше 22 тысяч, сотрудников - более 400 человек. Согласитесь, это говорит о многом - об успешности и востребованности данного механизма и о действительном государственном подходе к развитию МП у нашего северного соседа, не самого крупного европейского государства - Финляндии. "Финнвера" напрямую способствует реализации региональной политики правительства и развитию финского МП. В России до недавних пор, к сожалению, не было аналогов таких схем ввиду отсутствия "внятной" государственной политики поддержки МП на федеральном уровне. Поэтому некоторые "продвинутые" субъекты РФ пытаются решать данные проблемы МП, используя только свой потенциал.


В Ленинградской области, после изучения зарубежного опыта и стажировки специалистов в западных компаниях, в 2003 году, в рамках реализации региональной целевой программы "Развитие и поддержка малого предпринимательства в Ленинградской области на 2003-2005 годы", создана 100% областная "дочка" - специализированное ОАО "Агентство кредитного обеспечения". Следует отдать должное новаторству и смелости руководства Ленинградской области в данном начинании.


Исключительным видом деятельности Агентства является разделение финансовых рисков с банками и лизинговыми компаниями. То есть в случае нехватки необходимого залогового обеспечения у МП Агентство предоставляет поручительства, гарантирующие выполнение обязательств по кредитным и лизинговым договорам. На формирование уставного капитала Агентства предусмотрено выделение средств из областного бюджета в объеме 15,33 млн руб. - в 2003 г., 19 млн руб. - в 2004 г. и 21 млн руб. - в 2005 г. Деятельность Общества ориентирована на банки и лизинговые компании, работающие и предполагающие работать с предприятиями малого бизнеса Ленинградской области. Механизм использования поручительств несложен. Поручительство предоставляется под кредиты и договоры лизинга, выдаваемые банками предприятиям-заемщикам, зарегистрированным в установленном порядке на территории Ленинградской области в любых, допускаемых законодательством РФ организационно-правовых формах, отвечающим ряду признаков. Заемщик, являющийся субъектом малого предпринимательства, должен быть зарегистрирован на территории Ленинградской области и иметь минимальный стаж деятельности порядка одного календарного года. При этом фирма должна работать без убытков в течение не менее трех календарных месяцев. Беря кредит, заемщик декларирует цели использования средств. Кредит должен быть направлен на финансирование производственных проектов и проектов по оказанию услуг (инвестиционное финансирование). Не рассматриваются проекты, связанные с производством сельскохозяйственной продукции, лесозаготовкой и предоставлением услуг в сфере строительства. Поручительством, в стандартном случае, покрывается 30 % основного долга по кредиту и срочных (плановых) процентов, не обеспеченных представленных банку залогом; в абсолютных величинах сумма поручительства не может превышать 1200000 рублей. В настоящее время Агентство заключило соглашение по работе по данной схеме с шестью банками (в том числе "ПСБ"), четырьмя лизинговыми компаниями и фондом "Фора". Причем в соглашении предусматривается величина мультипликатора, равная двум, т. е. Агентство может выдавать поручительства на сумму, в два раза превышающую общую величину его активов. Для справки, в некоторых аналогичных западных компаниях мультипликатор по определенным видам кредитного гарантирования может достигать значения двадцать. В течение 2004 года под проекты МП привлечен кредитный ресурс около пятнадцати миллионов рублей, в проработке находятся проекты на такую же сумму. Наиболее продуктивные и взаимовыгодные отношения у Агентства складываются с ОАО "Санкт-Петербургский Индустриальный Акционерный банк", с лизинговыми компаниями ОАО "Лизинг-Телеком" и ООО "Технолизинг".

Приятно отметить, что ОАО "Санкт-Петербургский Индустриальный Акционерный банк" наиболее гибко подходит к работе с Агентством и выдал кредиты уже многим МП. В своей деятельности Агентство постоянно ощущает поддержку со стороны руководства Ленинградской области, территориального управления ЦБ РФ по Ленинградской области и Ассоциации коммерческих банков Северо-Запада РФ. Даже тот факт, что в составе Совета директоров компании находятся представители руководства основных комитетов администрации и Законодательного собрания области, говорит о приоритетности данного направления в сфере развития МП в Ленобласти.


Как и в любом новом деле, существуют определенные трудности и преграды, связанные как с "болезнью роста", новизной механизма, так и с воздействием "окружающей среды" - законодательной, инструктивной, деловой и т. п. практикой. Проблемы можно представить в следующем виде. Существующая в России законодательная база не способствует созданию подобных Агентству механизмов. В Финляндии АО "Финнвера" работает в рамках отдельного государственного закона, и априори ее обязательства - обязательства государства. У нас такое пока невозможно. Агентство не может выдавать гарантии, т. к. по закону это привилегия кредитных учреждений и страховых компаний. Поэтому Агентство использует механизм поручительства. В то же время по инструктивному материалу ЦБ РФ банки не могут принять поручительство в качестве полноценного залогового обеспечения, что создает ряд проблем с так называемым начислением резервов и т. п. Агентство не совсем "полный" поручитель, а "частичный", т. е. поручается за часть обязательств МП, что не вписывается в существующие регламенты банков, и от руководства банком требуется определенная добрая воля для работы по предложенному Агентством, новому для них механизму. С одной стороны, банку желательно привлечь новых клиентов из данной сферы бизнеса, с другой стороны, сложности создают особенности работы с данного типа заемщиками и специфика работы Агентства. Но судя по тому, что с Агентством ведут переговоры немалое число банков, в том числе и крупные - Сбербанк РФ, ОАО "Уралсиб" и др., они видят дальнейшую выгоду в совместной работе, и дело двигается по цивилизованному пути.


Сказывается недостаточная информированность МП о деятельности Агентства и преимуществах работы с ним. Интересно отметить, что достаточно много обращений от МП Санкт-Петербурга о возможности воспользоваться данным механизмом. Однако им приходится отказывать, т. к. данный механизм создан на деньги Ленинградской области и действует только на ее территории. Часто они получают неожиданный совет - перерегистрируйтесь. Информацию и инструктивный материал по созданию и деятельности Агентства запросили более десяти субъектов РФ - есть большой интерес к опыту поддержки МП в Ленинградской области.


"Агентство кредитного обеспечения" и Правительство Ленобласти в 2005 году подведут итоги выполнения программы поддержки МП, но уже сейчас очевиден вывод - надо развиваться дальше.

КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ


Наталья Смирнова, Председатель Комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка правительства Ленинградской области, к. э. н.


Поддержка малого бизнеса - одно из приоритетнейших направлений в деятельности правительства Ленинградской области.
Создавая Агентство кредитного обеспечения, мы намеревались увеличить государственные капиталовложения в малый бизнес региона, сделав этот важный сектор экономики привлекательным для банков и лизинговых компаний.
Рассмотрев около 130 заявок предпринимателей на предмет поддержки, эксперты направили 42 из них в Агентство. Работой Агентства мы довольны - при минимальных издержках получившие хорошую подготовку специалисты работают очень плодотворно.
В следующем году предполагаем увеличить численность сотрудников Агентства.
И банки, и малый бизнес подтверждают правильность принятого нами решения о создании Агентства и заявляют - более эффективной альтернативы Агентству кредитного обеспечения нет.

Подписка на журнал

Автор рассылки - Иван Ащин. Буду рад получить от вас замечания, критику, предложения, пожелания или просто отзыв о рассылке. Пишите: konkir@inbox.ru

При использовании материалов рассылки и сайта журнала "Конкуренция и рынок" активная ссылка на www.konkir.ru обязательна!


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: economics.tech.konkir
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное