Конференция «GRFORUM: Как построить эффективный диалог с властью?», 14 марта 2006 года
Как построить взаимоотношения с властями? Каковы инструменты GR? Как осуществлять лоббирование интересов российских компаний? Взяточничество:где, когда, сколько? На эти и другие вопросы Вы получите ответы на GR форуме, организованном газетой The Moscow Times.
АНДРЕЙ КОНОВАЛ: "ГЛАВНЫЙ ФАКТОР УСПЕХА РОЗНИЧНОГО БАНКА - МАРКЕТИНГОВЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ БИЗНЕСА", КиР, 2(26), 2005 г.
Долгое время развитию ритейла банки уделяли мало внимания, сосредоточившись исключительно на работе с корпоративными клиентами. Но в условиях уменьшения банковской маржи и снижения доходности многих банковских операций банкам пришлось искать новые источники дохода. А в связи с ростом доходов населения розничный рынок банковских услуг, который до сих пор был недостаточно развит, стал привлекателен для большинства кредитно-финансовых учреждений. О развитии банковского ритейла и о перспективности этого направления для банков корреспондент журнала "Конкуренция и рынок" беседует с исполнительным вице-президентом Балтийского банка Андреем Коновалом.
- Сейчас многие банки заявляют о выходе на розничный рынок. Что, на ваш взгляд, является необходимым условием для успеха банка на розничном рынке? - Условий несколько. И только их сочетание может принести результат. Во-первых, это своевременный и правильный маркетинговый подход к
развитию бизнеса. Розничные банковские услуги напрямую зависят от грамотной маркетинговой политики, четкого понимания рыночной ситуации и потребностей потенциальных потребителей услуг. Во-вторых, для розничного банка очень важна развитая сеть отделений, филиалов, банкоматов и отлаженные банковские технологии. Автоматизация банковских процессов позволяет не только качественно обслуживать клиентов, но и существенно снижать издержки банка. - В последние годы Балтийский банк активно укрепляет позиции на розничном
рынке. - Да, наш банк постоянно увеличивает число своих частных клиентов. Их уже более 900 тысяч человек, а объем средств на их счетах превысил 10 млрд рублей. Успех банка на розничном рынке - результат политики, которой мы придерживались в последние годы. Она была основана на расширении спектра услуг, повышении их качества на базе новых банковских технологий, а также на расширении инфраструктуры обслуживания клиентов. Одним из конкурентных преимуществ Балтийского банка стала развитая сеть отделений и
филиалов. Именно она - важнейший инструмент развития розницы, который позволяет нам предлагать клиентам массовые и доступные банковские продукты и услуги. Прежде всего на частных клиентов ориентирована программа развития банка, в рамках которой в 2005 году планируется открыть 7 новых офисов в разных районах Санкт-Петербурга и 8 региональных филиалов. На сегодня сеть Балтийского банка в Санкт-Петербурге насчитывает 20 отделений, а сеть филиалов в других городах России - 18 офисов. - Какие розничные продукты
сейчас наиболее приоритетны для банка? - Мы считаем главным развитие высокотехнологичных продуктов, к которым, в частности, относятся пластиковые карты. Эмиссия пластиковых карт - важнейшая составляющая розничного бизнеса Балтийского банка. Она проводится и в рамках "зарплатных" проектов, и как отдельная услуга для клиентов. Сейчас Балтийский банк занимает ведущие позиции на рынке пластиковых карт среди крупнейших банков России. На 1 апреля 2005 года эмитировано более 755 тысяч пластиковых карт. - Характерная черта розничного банка - хорошо развитая "линейка" продуктов потребительского кредитования. Каковы позиции Балтийского банка на этом рынке? - Потребительское кредитование - одно из стратегических направлений развития розничного бизнеса банка. Несмотря на большое число предложений на рынке потребительского кредитования, в полной мере спрос на кредиты еще не удовлетворен. Поэтому в развитии программы потребительского кредитования мы сделали акцент на широкую линейку кредитных продуктов
и доступность кредитов массовому потребителю. Например, при выводе на рынок карточного экспресс-кредита мы снизили его минимальную сумму до 10 тысяч рублей. В рамках расширения продуктовой линейки банк приступил к кредитованию на получение образования в средних и высших учебных заведениях России. Кредит на образование предоставляется на срок до 7 лет в форме кредитной линии. На сегодняшний день банк предоставил кредитов частным клиентам на общую сумму более 1 млрд рублей. Динамика роста выданных кредитов за
первые три месяца 2005 года позволяет нам рассчитывать, что к концу года портфель потребительских кредитов увеличится до 3 млрд рублей. - Что предпринимает ваш банк для привлечения новых клиентов - физических лиц? Какие маркетинговые акции проводятся для этого в вашем банке? - Клиентскую базу физических лиц банка можно условно разделить на два крупных сегмента: сотрудники предприятий, находящихся на обслуживании в банке, и сторонние клиенты. Как правило, раз воспользовавшись одной услугой банка, клиент
обращается именно в этот банк и в дальнейшем. Так, участники "зарплатных проектов" Балтийского банка не только пользуются его пластиковыми картами, но и получают кредиты, размещают средства во вклады, осуществляют коммунальные и прочие платежи и денежные переводы именно в Балтийском банке. Привлечению же сторонних клиентов способствуют грамотно выстроенные процентная, тарифная политика банка и широкая филиальная сеть. - В рамках развития своей сети Балтийский банк объявил о начале региональной
экспансии и создании сети филиалов за пределами Северо-Западного региона. На основании чего принимается решение об открытии того или иного регионального филиала? - Решение об открытии филиала принимается на основании ряда условий. Во-первых, население города, в котором планируется открыть филиал банка, должно составлять не менее полумиллиона человек. Во-вторых, он должен обладать хорошо развитой или прогрессивно развивающейся экономикой, с сильными позициями в сфере промышленности, торговли, строительства.
В-третьих, обладать развитой транспортной инфраструктурой. Однако филиалы могут быть открыты и в городах, хотя и не полностью удовлетворяющих этим требованиям, но важных для развития бизнеса основных стратегических партнеров банка. - Какова степень их независимости от головного офиса? - В основе управления филиальной сетью лежит централизация принятия решений по ключевым вопросам с элементами самостоятельной деятельности филиала. Свою работу филиалы осуществляют на основании единых тарифов, процентных
ставок, а также единой технической политики. Головным офисом устанавливаются директивные показатели результатов деятельности филиалов, но на основании индивидуального подхода к филиалу с учетом региональной специфики. - Насколько сложна проблема подбора кадров в регионах? - На сегодняшний день эта проблема не самая сложная. В городах-миллионниках уже давно существует банковская система крупных местных банков и филиалов федеральных банков. Поэтому всегда есть возможность найти "местные" опытные
кадры для комплектации штата филиала менеджерами всех уровней и квалифицированными сотрудниками для операционной работы. - Какие задачи решают филиалы петербургских кредитных организаций в Москве? - Развитие московского филиала банка затруднено достаточно высоким уровнем конкуренции. Как правило, он выполняет узкие функции, обслуживая столичный бизнес отдельных клиентов банка. Также, после начала активного расширения филиальной сети, московский филиал стал управленческим центром для ряда филиалов,
находящихся в центральной части России. Именно в московском филиале работает Центральная региональная дирекция, в которую входят действующие Московский, Курский, Ярославский, Пермский, Нижегородский, Челябинский филиалы и вновь создаваемые Архангельский и Екатеринбургский филиалы. - Существует ли резерв повышения качества и эффективности управления филиальной сетью? - Эффективность управления напрямую зависит от оптимального разграничения полномочий головного офиса, региональных дирекций и филиала.
Именно грамотно выстроенная структура управления филиальной сетью позволяет не только оперативно решать текущие вопросы, но и планировать развитие. - Каковы планы по созданию новых филиалов в 2005 году? - Реализуя программу по открытию филиалов, Балтийский банк открыл 9 филиалов, в основном в Центральном и Приволжском федеральных округах. В ближайшее время откроются офисы банка еще в 9 городах России. Приобретены помещения в Волгограде, Архангельске, Екатеринбурге, Новосибирске, Омске, Красноярске,
Иркутске, Хабаровске. Сегодня Балтийский банк готов позиционировать себя как универсальный розничный банк федерального масштаба.
Беседовала Ирина Черепахина
Правила делового мышления
1. Обуздайте свое "я" с самого начала. Высокомерие, враждебность и отчаянная потребность в одобрении исключают диалог, блокируют возможности и решения, и приводят к растрате времени и сил, не говоря уже о людях. Изменив себя, вы можете вызвать изменение бизнеса.
Управление ФАС России по СПб и ЛО
e-mail: konkir@konkir.ru, адреса и телефоны редакции здесь
Автор рассылки - Иван Ащин. Буду рад получить от вас замечания, критику, предложения, пожелания или просто отзыв о рассылке. Пишите: konkir@konkir.ru
При использовании материалов рассылки и сайта журнала "Конкуренция и рынок" активная ссылка на www.konkir.ru обязательна!