Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Делай бизнес" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Февраль 2011 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
|
---|---|---|---|---|---|---|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
|
28
|
Статистика
-1 за неделю
QUALITY - Менеджмент качества и ISO9000 N376
ИНФОРМАЦИОННАЯ РАССЫЛКА Цитата: В обществе, слишком часто ориентирующемся на достижение кратковременных результатов и на удовольствия, нужны лидеры, которые напомнят, что если основой нашего поведения будут уважение, терпение, любовь и забота, это, без сомнения, позволит создать такие отношения, которые принесут великолепные плоды. (Эд. Мэллой, президент университета Нотр-Дам)
Новые дипломанты программ ВОК
Всероссийская организация качества и Росстандарт провели 18 января 2011г. очередное награждение новых дипломантов программы "Российское качество", новых лауреатов конкурса "Российский лидер качества" и новых обладателей сертификатов Европейского Фонда менеджмента качества. Отмечены организации и руководители, которые строят свое экономическое благополучие, обеспечивая выпуск продукции конкурентоспособного качества. Награждение таких организаций и руководителей приобретает особую важность в условиях, когда многие российские товаропроизводители оказались не готовы к производству продукции, качество которой отвечает требованиям глобального рынка, когда вопиюще низок уровень ответственности за несоблюдение требований к качеству и за обман потребителей, когда резко сокращен перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации. Критерии качества, а также методы его оценки, установленные в программах "Российское качество", "Российский лидер качества" и "Евроменеджмент", позволяют товаропроизводителям получить объективную и доказательную информацию о качестве продукции и использовать ее при маркетинге. Процедура и результаты оценки предельно прозрачны и доступны любому заинтересованному лицу. Особенно полезно участие в программе для предприятий, недавно вышедших на рынок и не имеющих раскрученного бренда. Но и известные, успешные организации не считают лишним получить право на использование знаков "Российское качество", "Российский лидер качества" и "Евроменеджмент". Открыл церемонию Заместитель Председателя Росстандарта В.Н. Крутиков. С обращением к собравшимся выступил Президент ВОК Г.П. Воронин. Выступили также Председатель Руководящего Комитета Международной Организации по качеству, Почетный президент ЕОК - ГУСАКОВ Ю.А.; Председатель Координационного Совета программы "Российское качество", Первый заместитель руководителя департамента технического регулирования РСПП - Лоцманов А.Н.; Председатель Союза потребителей России - ШЕЛИЩ П.Б.; Заместитель ФС "Рособрнадзор" - КРУГЛОВ В.И.; Генеральный директор Ассоциации "Союзсерт" - ХЕРСОНСКИЙ Н.С.; Руководитель Программы "Российское качество", директор Центра экспертных программ ВОК - Тавер Е.И.; дипломанты программ и эксперты программы "Российское качество". Новая федеральная система сертификации для пищевой и фармацевтической промышленности
В декабре 2010 г. Росстандарт создал и зарегистрировал новую систему сертификации: "Системы качества и безопасности пищевой и фармацевтической продукции" (рег. № РОСС RU 0001.03CD01) взамен действовавшей с 2001 года системы сертификации "ХАССП". В новой системе: - существенно расширена область деятельности (включая фармацевтическую промышленность, производство упаковочных материалов для фармпрепаратов и др.); - актуализирована нормативная база и увеличено до пяти количество стандартов, по которым проводится сертификация; - увеличено до 4-х количество видов знаков соответствия с учетом особенностей сертифицирующих систем качества и безопасности продукции; - впервые в России введена сертификация на соответствие требованиям стандарта ISO 22002-1, подтверждающая внедрение Программ обязательных предварительных мероприятий по обеспечению безопасности продукции согласно правилам Комиссии Codex Alimentarius Техническим центром (Центральным Органом) в Системе, методическим центром органом по сертификации определен ВНИИС.
В Москве обсудили перспективы Международной организации по стандартизации (ИСО) в России и странах СНГ
17 января 2011 года в Москве состоялась встреча Президента Международной организации по стандартизации (ИСО) Бориса Алешина, Генерального директора Государственной корпорации "Ростехнологии", Председателя Союза машиностроителей России Сергея Чемезова, Руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарта) - национального органа по стандартизации Российской Федерации Григория Элькина и Генерального секретаря ИСО Роба Стила. В ходе встречи обсуждались принципы участия в ИСО России и стран СНГ. Отдельное внимание было уделено проблемам внедрения стандартов в области управления качеством и экологического менеджмента, а также социальной ответственности. Рассмотрены некоторые организационные вопросы, в том числе рационализация участия России в технических комитетах ИСО, а также возможность проведения Генеральной ассамблеи ИСО в Российской Федерации в 2013 году. Во время встречи была сформулирована оптимальная схема применения международных стандартов на промышленных предприятиях России. Борис Алешин выразил мнение, что соблюдение единых стандартов позволяет значительно ускорить многие производственные и экономические бизнес-процессы, а следовательно, повысить коэффициент удовлетворенности как производителя, так и потребителя. "Стандарты разрабатываются не для того, чтобы усложнить жизнь производителям, а для того, чтобы максимально повысить их рентабельность, улучшить качество условий труда и, конечно же, конечного продукта",- подчеркнул он. По словам Сергея Чемезова, условием эффективного производства конкурентоспособной продукции является наличие на предприятиях системы менеджмента качества (СМК). В связи с этим Государственная корпорация "Ростехнологии" и Союз машиностроителей России приняли решение о создании системы сертификации в сфере машиностроительного комплекса, включающей орган по сертификации СМК, признаваемый на внешнем рынке. Задача указанного органа состоит в обеспечении соответствия действующих на предприятиях СМК требованиям международных стандартов ИСО 9000. В своем выступлении Роб Стил подчеркнул, что "сегодня ИСО должна не просто удовлетворять потребности клиента, но и создавать атмосферу доверия среди тех российских предприятий, которые используют международные стандарты". "Активизация позиции России в ИСО за счет более полного учета интересов России в области международной стандартизации при принятии решений и влияния на стратегическую политику ИСО обеспечит продвижение экспортно ориентированной российской продукции на международные рынки", - отметил Григорий Элькин. Подводя итоги встречи, Борис Алешин добавил: "С каждым годом сторонников Международной организации по стандартизации становится все больше, но нам не стоит на этом останавливаться. Необходимо постоянно расширять влияние ИСО, чтобы и развитие промышленности России и стран СНГ не стояло на месте, а шагало в ногу со всем миром". Новый электронный информационный бюллетень ИСО
ИСО и ее партнеры - Международная электротехническая комиссия (МЭК) и Международный союз электросвязи (МСЭ) начали выпуск нового электронного информационного бюллетеня, в котором будут представлены конкретные примеры того, как стандарты влияют на прибыль компании, стимулируют экономический рост, производительность и инновации, расширяют возможности доступа на рынки для крупного и малого бизнеса. Бюллетень выходит под эгидой Организации по кооперации в области международной стандартизации (WSC), образованной тремя организациями в 2001 году в целях укрепления и развития систем добровольной, основанной на консенсусе международной стандартизации МЭК, ИСО и МСЭ. Первый выпуск бюллетеня WSC включает в себя следующие истории успеха: ∙ Как благодаря участию в стандартизации компания "Тайко Электроникс" смогла получить дополнительную прибыль в 50 млн долларов США. ∙ Почему бывший генеральный директор компании "Мицубиси" считает, что в настоящее время стандартизация и сертификация играют ключевую роль для дальнейшего успеха японских компаний. ∙ Почему генеральный директор крупнейший в мире компании по автоматизации "Роквелл" рекомендует представителям бизнеса участвовать в работе по стандартизации. ∙ Как малое предприятие численностью 50 человек смогло выйти на европейский рынок медицинского оборудования. Кроме того, бюллетень включает статьи по следующей тематике: Теперь можно рассчитать затраты на стандартизацию и выгоды от ее применения Стандарты оказывают непосредственное влияние на итоговые финансовые результаты деятельности компании, которые можно рассчитать. Затраты на стандартизацию вычислить не так сложно, но калькуляция выгод до сих пор была сложной задачей. Узнайте, как ваша компания может оценить экономические выгоды от применения международных стандартов и информировать о них, и определить те области, в которых достижение наибольших преимуществ наиболее вероятно. Руководители высшего звена делятся своими рекомендациями "для посвященных" Данное канадское исследование было посвящено тому, как стандарты влияют на общий экономический рост, и приводит мнения руководителей высшего звена из частного и государственного сектора относительно участия в работе по стандартизации. Преимущества стандартизации "на языке генеральных директоров" Закажите или загрузите бесплатный информационный пакет, в котором делается общая сводка всех преимуществ использования международных стандартов и участия в их разработке. Данные последних исследований связывают технологические изменения, производительность и экономический рост непосредственно со стандартизацией Ряд последних исследований, проведенных в Австралии, Канаде, Франции, Германии и Великобритании, указывает на прямую связь между применением стандартов и экономическим ростом, производительностью труда, экспортными возможностями и т.д. Е-бюллетень WSC будут публиковаться три раза в год. Подписаться на него можно по этому адресу. С дополнительной информацией о WSC и ее деятельности можно ознакомиться на интернет-сайте WSC: http://www.worldstandardscooperation.org
|
В своей книге Пол Слоан приводит детальное руководство к действию в области искусства мышления, как формулировать сильные идеи, думать нестандартно и благодаря этому стать успешным в бизнесе и карьерном росте. Книга поможет отточить навыки нешаблонного мышления, аналитического подхода в решении проблемных ситуаций, действенной аргументации и внедрения идей в жизнь. Автор рекомендует такие методики и наборы упражнений, которые полностью применимы в ежедневной практике. |
Анализ прибыльности продукта и клиента. Activity Based Costing (Учет затрат по видам деятельности).
Activity Based Costing (Учет затрат по видам деятельности) (ABC) является альтернативой традиционному методу бухгалтерского учета. Традиционно предполагается, что клиенты, делающие большие закупки, выгодные клиенты. Лояльный клиент также и выгодный клиент. И доходы приходят с довольным клиентом. Изучение прибыльности клиента показали, что вышеуказанные идеи не всегда верны. ABC - это модель калькулирования себестоимости, которая определяет пулы затрат, или центры деятельности, в организации. Она приписывает затраты продуктам и услугам (факторам затрат) на основе осуществляемого количества операций или транзакций в процессе реализации товаров или услуг. В результате, Activity Based Management (Управление по видам деятельности) может помочь менеджерам понять, как можно максимизировать акционерную стоимость и улучшить корпоративную эффективность.
Традиционные модели калькуляции себестоимости определяли косвенные издержки на основе объема.
Типичные преимущества Activity-Based Costing (Учет затрат по видам деятельности):
Определяет самых выгодных клиентов, самые прибыльные продукты и каналы сбыта.
Определяет наименее выгодных клиентов, наименее прибыльные продукты и каналы сбыта.
Определяет надежных и ненадежных сотрудников с точки зрения финансовой эффективности.
Точно определяет затраты, доходы и требования к ресурсам, связанные с изменениями в объемах производства, организационной структуре и ресурсных затратах.
Определяет главные причины финансовой неэффективности.
Отслеживает затраты от операций и рабочих процессов.
Обеспечивает менеджеров информацией о затратах.
Маркетинг-микс
Увеличивает рыночную власть над клиентом.
Помогает достигнуть лучшего позиционирования продуктов
При калькулирование себестоимости, основанном на операциях, затраты на обслуживание клиента могут быть подсчитаны в индивидуальном порядке. При вычитании затрат на продукцию и затрат на обслуживание каждого клиента получается доходность клиента. Этот метод, при котором отдельно рассматриваются затраты на клиента и затраты на продукцию, позволяет идентифицировать доходность каждого клиента. И соответственно позиционировать продукты и сервисные услуги .
Непрерывное улучшение
Внедрение ABC может сделать сотрудники понять различные затраты задействованные. В свою очередь это позволит им проанализировать затраты и определить те операции, которые добавляют ценность, и те, которые не добавляют ценность. На основе этого можно внести улучшения и реализовать преимущества. Это непрерывный процесс улучшения с точки зрения анализа затрат для минимизации или свертывания операций не повышающих ценность и достижения общей эффективности.
ABC помогает компаниям отвечать на потребности рынка, предлагая более качественные продукты по конкурентоспособным ценам. Предоставляя анализ доходности продукта и прибыльности клиента, метод ABC вносит существенный вклад в процесс принятия решений высшим руководством. Используя метод ABC, предприятия могут улучшить свою эффективность и уменьшить затраты, не снижая потребительскую ценность. Много компаний также используют ABC как основу для сбалансированной системы показателей эффективности.
Это также позволяет предприятиям моделировать влияние снижения себестоимости и затем подтверждать достигнутые сбережения. В целом, Учет затрат по видам деятельности (ABC) - динамичный метод для непрерывного улучшения. С внедрением Учета затрат по видам деятельности предприятие приобретает неотъемлемое конкуретное преимущество по затратам и таким образом может непрерывно добавлять ценность как своим заинтересованным сторонам, так и клиентам.
Внедрение Учета затрат по видам деятельности не простая задача. Специализированное программное обеспечение для калькулирования себестоимости может быть полезно.
Временной Учет затрат по видам деятельности
Robert Kaplan и Steven Anderson предложили временной Учет затрат по видам деятельности. Это новый подход для избежания затруднений, связанных с широкомасштабным внедрением ABC (HBR ноябрь 2004). В этой откорректированной модели, менеджеры оценивают требования к ресурсам в каждой транзакции, каждом продукте или клиенте, и не полагаются на трудоемкие и дорогостоящие опросы сотрудников. Временной метод Учет затрат по видам деятельности проще в виду того, что он требует для каждой категории ресурсов предварительные подсчеты только 2 параметров.
1. Каковы затраты на единицу времени мощностей для поставки ресурсов по деловым операциям? (Совокупные накладные расходы отдела поделенные на общее доступное время сотрудников).
2. Оценка временных единиц операций: сколько времени занимает выполнение одной единицы каждого вида операций (по мнению менеджера). Этот временной подход к ABC также устраняет серьезную техническую проблему, связанную с опросами сотрудников: сотрудники постоянно сообщают проценты, которые в совокупности составляют 100, при опросах по времени затраченном на операции. Менеджеры должны также учитывать время ожидания или простоя. Метод также поддерживает временные уравнения - свойство, которое позволяет модели ABC апроксимировать сложность реальных экономических операций . Показывая как конкретные заказы, клиенты и параметры операций вызывают изменения в продолжительности обработки.
Каждый год в мире издается огромное количество новых бизнес-книг. Как сориентироваться среди них и найти ту, которая предлагает решение вашей текущей деловой проблемы?
|
"Процессный фетишизм"
Андрей Горбунов
И чего только не насочиняли про процессный подход. Казалось бы, такая простая вещь, а поди ж ты, оказался, что твой электрон - неисчерпаемым. Но вот незадача: и написано всего немало, и обломками копий "поле усеяно", и проектов по внедрению проведено столько, что сразу и не сосчитаешь, а счастья как не было, так и нет. И все те же "вечные" вопросы: как определить границы процесса, как совместить владельцев процессов и линейных руководителей,
да и вообще кто они такие - эти владельцы процессов?
Когда пони бегают по кругу, их можно понять, у них инстинкт, их так натренировали. А когда специалисты, убеждаясь раз за разом в бесплодности своих усилий, все идут и идут натоптанными тропинками (да еще и других норовят на эти тропинки направить) - вот этого ни понять, ни, извините, просить нельзя. Ежели уж мы учим наших менеджеров циклу PDCA, который предполагает анализ результативности запланированных и выполненных действий, то будьте любезны и к своей
собственной деятельности этот цикл применять. Честно оцените свой "процессно-внедренческий" труд, ответьте себе, положа руку на сердце, достигли ли вы запланированных результатов?
И вот тут возникает интересная вещь: мы нередко получаем ответы "да, достигли". Поначалу кажется, что как же так, ведь ничего, по сути, после так называемого внедрения процессного подхода не изменилось, как была раскоординированная и затратная деятельность, так она и осталась. В чем же "фишка"? Но "ларчик
просто открывался": если эти самые "запланированные результаты" состояли в "выделении и описании процессов, то ведь выделили и даже описАли. Вон, в шкафу тома пылятся: тут тебе и сотни диаграмм, и всякие "паспорта процессов" - как говорится, "весомо, грубо, зримо". Одна проблема: никому не нужно. Ну, нету потребителей у этого великолепия. Даже аудиторы при сертификации (или надзоре) машут руками, мол, не вытаскивайте, мы вам и так верим. Понимают, что потом не прочихаешься
от пыли:
Обидно, когда из нормального инструмента делают фетиш, когда лопата, вместо того, чтобы с пользой ковырять землю, взирает с высоты на затылки поклоняющихся у подножия постамента, на которой вознесена. А на полях другие согбенные ковыряют землю палками.
Автомобиль состоит из многих подсистем: тормозной, электрической, гидравлической и т.д. каждая из них, безусловно, важна и должна работать, как надо. Однако, вопрос вот в чем: нам автомобиль нужен, чтобы работали каждая из этих систем или он нам
для того, чтобы удовлетворять свои потребности? Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы ответить - второе. Понятно, что мы авто покупаем не из-за гидравлической системы, а чтобы можно было себя и грузы доставлять туда, куда надо. И так же очевидно, что в ходе эксплуатации машина является нам как единый объект управления, который и служит средством удовлетворения наших потребностей. Не тормозная система, не гидравлическая или электрическая, а весь автомобиль - в целом.
Нетрудно видеть аналогию: автомашина -
это бизнес (как вид деятельности), а различные системы машины - это функции. Великий смысл процессного подхода в том и состоит, что надо управлять бизнесом, а не функциями.
В чем это заключается? В том, что организация сначала определяет для себя крайне важный результат (бизнес), устанавливает ожидания (план) в отношении этого бизнеса и назначает человека, задача которого - управлять этим бизнесом. Но управлять особым образом (оговорюсь, забегая немного вперед).
И пока автомобиль (бизнес) удовлетворяет
наши потребности, пока он позволяет достигать запланированного, мы не лезем под капот, под днище или куда там еще можно залезть. Т.е. мы не декомпозируем процесс, он для нас остается "черным ящиком", выдающим требуемые нам результаты. Все, что от нас требуется, это оценивать эти результаты. Владелец процесса, образно говоря, сидит на конце трубы и анализирует выходной поток. Пока нет отклонений, он не вмешивается, для него эта труба - "черный ящик". Но если появились отклонения и,
более того, эти отклонения устойчивые, т.е. имеют системный характер, то наступает пора анализа. Вот теперь имеет смысл "поднять капот" и посмотреть, "что там у нее внутре". На нашем языке это называется разработать модель as is,.чтобы она помогла разобраться, что в процессе не так устроено, что мешает получить требуемые результаты. Но штука в том, что после завершения анализа и устранения найденной причины, все эти материалы (as is) можно выбрасывать, они сыграли свою роль и более
не нужны. Не надо делать их стандартами де факто, облекать в форму нормативных документов и пытаться потом этими документами управлять. Пустое это. (Безусловно, я в определенной мере утрирую, но делаю это намеренно).
Если все системы (топливная, тормозная, гидравлическая и т.д.) работают нормально, то значит ли это, что автомобиль удовлетворяет наши потребности? Правильно, не значит. Потому как мы сможем удовлетворить свою потребность только тогда, когда эти подсистемы работают, как единая система, т.е. когда
нормально функционирует весь автомобиль. И если у нас есть отдельные специалисты по гидравлике, электрике и прочему, то должен быть и кто-то, кто отвечает за скоординированную работу, за интерфейсы между подсистемами. Нетрудно догадаться, что это тот самый владелец процесса и есть.
Его задача в том, чтобы все подсистемы работали слаженно и на общую цель. Чтобы результатом работы тормозной системы было не давление на выходе, а ожидаемое замедление автомашины, чтобы результатом работы электрики
было не напряжение, выдаваемое в бортовую сеть, а функционирование требуемым образом в нужный момент световых приборов, музыкального центра, сигнализации и т.д. Т.е. то, что, строго говоря, лежит за пределами чистой функциональности специализированных систем.
Вот почему реальное внедрение процессного подхода сопровождается кардинальным пересмотром положений о подразделениях и должностных инструкций, вычищением оттуда формулировок типа "обязан делать то-то" и заменой их на "обязан
производить такой-то результат". Процесс - это, в первую очередь, результат. Нельзя в практическом плане говорить о процессе, не указав сначала его результата. Точно так же, как нельзя говорить о координатах (или маршруте), не ткнув перед этим в какую-нибудь точку на карте. Да, без такой точки можно сколь угодно долго вести схоластические дискуссии о координатах и маршрутах, и все предлагаемые будут в равной степени правильными, ибо нет главного критерия этой правильности - той самой точки.
Вот пример,
который я привел моим коллегам из одной крупной клиники.
Я им писал: у вас четыре потребителя - пациенты, государственные органы, страховщики и персонал. Соответственно, в вашей СМК четыре "бизнеса": "обеспечить удовлетворенность пациентов (госорганов, страховщиков, персонала)". Опишите удовлетворенность в терминах измеримых результатов. Например, количество жалоб, недовольств, отказов от лечения и т.д. (что касается пациентов). Или количество претензий, предписания и т.п. от госорганов.
И пусть выделенный человек (владелец процесса) анализирует статистику по этим показателям и, если она показывает отклонения от запланированного уровня, то ищет причины в организации деятельности учреждения. Его должно интересовать, насколько согласованы интересы отделений и других функциональных подразделений, работают ли они на результат, важный для всей клиники, или на свой - локальный. Если последнее, то изменить вектор интереса (см. выше про тормозную систему). Его зона - механизмы управления. Если пациенты
недовольны из-за недостаточной квалификации персонала, то повышать квалификацию этого персонала - задача линейных руководителей. А владельца процесса интересует, почему его процесс допускает возможность исполнения работ людьми, имеющими недостаточную квалификацию, почему построение процесса не предотвращает такую ситуацию, какие "кирпичи" уложены не так? Пространство владельца процесса - это пространство целей, ответственности, полномочий, процедур, вот его "кубики", элементы его конструктора.
Из них он должен построить "трубу", поток в которой будет ламинарным (с минимальными внутренними потерями) и предсказуемым на выходе.
И никакой борьбы между ВП и линейными руководителями, у каждого своя ниша. Последние отвечают за наилучшее (оптимальное) исполнение функций, первые - за оптимальное согласование функций. Руководителям - ресурсы и знание функциональной специфики, ВП - умение мыслить системно и воплощать это умение на практике.
И не надо ломать функциональную структуру "под
процессы". Это все равно, что перестраивать квартиру под маршруты движения домочадцев: затратно, хлопотно и бесполезно. У функциональной структуры свои задачи, которые кроме нее ничто решить не может. Если позволительно, проведу аналогию с женщинами и мужчинами. Первым природа отвела роль хранителей генофонда, а потому женщины консервативны (не в социальном - в биологическом плане), устойчивы к внешним воздействиям. Они - костяк, фундамент. Как функциональная оргструктура.
Мужчины же, по замыслу природы,
должны нахватать за свою жизнь как можно больше изменений (мутаций), чтобы было, так сказать, из чего выбирать. А потому они динамичны, рискованны, более подвержены воздействиям. Они быстро реагируют на изменения. Как процессы.
В общем, поменьше фетишизма, побольше здравого смысла. Лопатой надо копать, удовлетворяя потребность в лунках, а не поклоняться ей, создавая IDEF-иконы процесса копания.
На сегодняшний день в мире нет другой столь известной, успешной и востребованной консалтинговой фирмы, как McKinsey & Company. Ее клиентами является большинство ведущих мировых корпораций. Из этой компании вышли многие величайшие бизнес-лидеры и мыслители в области менеджмента. Среди них Том Питере, Луис Герстнер, Йон Катценбах и многие другие.
|
С нашего форума
Андрей Горбунов
с точки зрения концепции нет "сквозных" процессов, есть "просто процесс". "Сквозным" он может стать только после того, как выделены границы рассматриваемой системы.
На уровне концепции любой вид деятельности может быть выделен как процесс. Единственная тонкость: это выделение должно идти "от выхода", т.е. сначала определяется выход, а потом процесс, формирующий этот выход.
Кстати, наши доблестные сертификаторы применяют именно "концептуальный подход": процессы выделены? Да! И они со спокойной совестью ставят галочку в пункте 4.1.
Противоречит ли "нарезка" процессов по границам функциональных подразделений концепции процессного подхода? Нет, не противоречит.
Позволяет ли такая "нарезка" добиться устранения межфункциональных барьеров и локальной оптимизации в рамках организации (т.е. целей процессного управления)? Нет, не позволяет.
Поэтому организация, не обремененная заботами о повышении эффективности, а радеющая исключительно о сертификате, спокойно "нарежет" процессы по границам подразделений и получит от сертификаторов заветную бумагу. И они, строго говоря, не погрешат против буквы стандарта, ибо он в понятие "процессный подход" вкладывает смысл "что должна организация делать, чтобы быть признанной применяющей процессный подход", а не "какие результаты должна организация получить, которые бы свидетельствовали о применении процессного подхода". Соответственно, если ты делаешь перечисленное (выделяешь процессы, которые образуют систему, и управляешь ими), то ты достоин звания "применяющий процессный подход".
Правда, здесь есть одна "загогулина", которую и организации, алчущие сертификата, и сертифицирующие органы благополучно обходят "по умолчанию" (оно так спокойнее): разбирательство с тем, что есть "управление процессом" может привести к нехорошим (для перечисленных чуть выше организаций) последствиям. Потому как может выясниться, что управлять процессом - это не просто выделить его и назначить ответственного (владельца процесса), но и:
- определить результат процесса,
- определить показатели результативности процесса и их целевые значения (критерии),
- регулярно сравнивать текущие показатели процесса с критериями, оценивая результативность,
- вносить изменения в процесс для повышения результативности.
По сути, я пересказал требования п. 4.1. Парадокс нашего сертификационного менеджмента качества в том и состоит, что сертификаторы ограничиваются формальным вопросом "уроки делал?" и формальным ответом "да", не вникая в тонкости. А вот если вникать:
Я - "злой сертификатор" (часто повторяю, что будь я аудитором ОС, ни одна бы организация у меня не получила сертификата - из тех, что я знаю) и аудит "по процессам" у меня примерно выглядел бы так: будьте добры, представьте мне
- систему выделенных процессов или отдельные процессы,
- выходы каждого процесса,
- кто отвечает за улучшение каждого процесса,
- показатели и критерии результативности каждого процесса,
- записи с анализом текущей результативности процесса,
- записи о мерах по повышению результативности процесса,
- записи о результативности самих этих мер.
И, если мне все это дают, то смотрим тенденции - есть реальное улучшение?
Если кто-то думает, что это "простые" вопросы, то предлагаю честно ответить на них в рамках своей организации. Ожидаю, что проблемы возникнут уже на втором пункте. Это если "без дураков".
Примечание. Прошу обратить внимание на то, что слова "злой сертификатор" я взял в кавычки: это лишь условное предположение, я принципиально не занимаюсь сертификацией.
Рома, я прояснил ситуацию?
Дальнейшее обсуждение здесь
Стратегия современной компании должна быть адекватной изменившейся бизнес-среде. К.К.Прахалад, №1 в рейтинге The Thinkers 50, и М.С.Кришнан, известный аналитик, профессор Мичиганского университета, считают, что внедрение цифровых технологий и глобализация радикальным образом меняют природу каждой фирмы. В новой экосистеме бизнеса важно не владение ресурсами, а доступ к ним. Для решения любой проблемы необходимо научиться привлекать ресурсы из любой точки мира. Стратегии компаний, ориентированных на долгосрочный успех, должны строиться с учетом понимания того, что современный потребитель требует к себе индивидуального подхода и больше не готов мириться с пассивной ролью покупателя. Центром деятельности любой компании становится каждый отдельный человек, соучаствующий в создании потребительской ценности. Книга адресована всем, кто интересуется вопросами формирования стратегии и практического внедрения инновационных подходов. |
Роман Озеранский
Подразумеваю, что компании в своих чистых, девственных, первоначальных порывах, и не прочь определить сквозные процессы, и даже пытались это сделать, но натыкались на коллизию иного рода, определенные сквозные процессы никак не ложились на действующую много лет оргструктуру (как говорили выше, в основном функциональную), т.е. компании оказались заложниками действующих организационных структур. Вранье с враньем банально не сходилось, и на этом в принципе все определение завершалось. Есть тут выход? Есть конечно, выкинуть на помойку действующую оргструктуру , что де факто означает - начать реинжиниринг. Кто из первых руководителей на это пойдет, правильно - никто (за малым исключением). К тому же большинство первых лиц в процессах ничего не понимают, а вот кубики в оргструктуре давно знакомы и понятны, двигай их туда-сюда, и вроде менеджментом занимаешься. Более того, абсолютное большинство первых лиц, с кем я общался, не стесняясь говорили, что определять процессы, и в дальнейшем этими процессами управлять, им в принципе не надо, оргструктуры (вертикали власти) вполне достаточно, если бы это долбанное ISO 9001 не висело над душой, и не требовало эти процессы определять, а потом еще и производить с ними непонятные действия, было бы вообще идеально, но бумажка уж больно нужна, вот и карячатся. Поэтому и подход формальный, определить абы что, (фактически повторив оргструктуру). Аудиторы проглотят, а самим бизнесам это и не надо. Мне бы хотелось знать мнение практиков, почему они нарезают процессы по функциональным нишам?
Дальнейшее обсуждение здесь
Инновации - это не то, о чем политики с утра до вечера твердят нам с телеэкрана. Это конкретные управленческие решения, которые могут преобразить ваш бизнес, чем бы вы ни руководили - гигантской корпорацией или отделом из пяти сотрудников. В этой книге, Том Питерс, признанный гуру менеджмента, обобщает опыт своих всемирно известных семинаров по инновационному управлению. |
Аркадий Пак
Можно выделить процессы выпуска техники заявки - путевки - технические осмотры и т.д. - начальник цеха в данном случае может быть аудитором, кроме того в ДИ у начальника прописаны именно организационные, менеджерские функции. Правильно ли начальнику добавлять функции аудитора СМК я не знаю. Скажу честно на предприятии мы этот вопрос обсудили и оставили все как есть, так как действительно руководитель подразделения не заинтересован в выявлении несоответствий в своем любимом.
Касательно мониторинга процессов, я дополнял, что именно к любым видам "мониторинга" можно добавить еще "мониторинг через аудит процесса", наблюдение вполне для этого подходяще. Переосмыслив фактическую деятельность после обсуждения, понял, что мы, фактически раз в полгода, ведем валидацию некоторых процессов - создали критерии этих процессов через чек-листы - собираем, затем утверждаем. С аудитом эта деятельность связано только единым "совместным приказом", единым планом и совместным отчетом, где по результатам сбора данных дается заключение соответствует, скажем процесс документооборота или нет...
Дальнейшее обсуждение здесь
В мире бизнеса существует масса заблуждений, которые заводят предпринимателей в тупик, бизнес упирается в потолок своей прибыли и не может расти дальше, а то и вовсе загибается, хотя реально способен приносить в разы большую прибыль. Авторы этой книги раскроют вам глаза на истинное положение дел - чтобы преуспеть в бизнесе, необходимо постоянно нарушать правила, а лучше вовсе отказаться от них. В издании вы найдете нестандартные, но чрезвычайно эффективные стратегии и тактики по управлению компанией, построению
системы продаж, маркетингу, управлению персоналом, стратегическому развитию и многому другому.
|
Светлана Аксенова
Вот первый простой случай.
У нас есть "Инструкция по эксплуатации пресса". Подошел срок ее актуализации (заканчивается формально установленный срок действия - 5 лет). Ее "разработчик" - начальник АХО.
Еще у нас есть инженер по ОТ, у которой есть "Инструкция по технике безопасности при работе на прессе". В этой инструкции ничего конкретного, а лишь всякие общесистемные требования, типа:
": Оператором пресса может быть лицо не моложе 18 лет, прошедшее медицинский осмотр и не имеющее противопоказаний к работе на прессе, прошедшее вводный инструктаж:".
Рабочие, работающие на прессе, в глаза не видели ни ту инструкцию, ни другую.
Я предложила сделать одну инструкцию. Которая будет и по эксплуатации и по ТБ, которая будет реально использоваться, и чтобы были учтены требования заинтересованных сторон (краткость - экономия ресурсов, заинтересованы собственники; конкретика и ясность - заинтересованы рабочие, ну и так далее).
Инженер по ОТ сказала: нет!
Когда ей проверяющий задает вопрос установлены ли требования по ТБ при работе на прессе, ей удобнее выложить перед ним эту свою "Инструкцию по ТБ при работе на прессе", чем что-то объяснять, вычленяя их из предлагаемой мной "интегрированной" инструкции.
Вопросы:
1) правильно ли поставлен диагноз в отношении инженера по ОТ: "локальная субоптимизаторша"?
2) хорошее ли я предлагаю решение?
Дальнейшее обсуждение здесь
Очередная книга всемирно известного специалиста в области менеджмента Генри Минцберга, по словам самого автора, предназначена "для всех, кого интересует практика менеджмента, - для самих менеджеров, для тех, кто работает с менеджерами (в сфере их отбора, оценки и развития), и для всех, кто хочет лучше понимать, что такое менеджмент (ученых, преподавателей, студентов и так далее)". Книга основывается на исследовании автором работы 29 менеджеров из различных сфер деятельности: бизнеса, государственной службы, здравоохранения, социальной работы и других - от руководителя лагеря беженцев до дирижера симфонического оркестра. Полученные данные Минцберг сформировал в систему, которая дает представление о современном менеджменте и является квинтэссенцией науки практического управления, разрушающей многие управленческие стереотипы. Генри Минцберг излагает материал в стиле доверительной беседы с читателем, что делает ее очень легкой в чтении и понимании. |
Королев Владимир
Для начала полагается уточнить понимание терминов во избежание эффекта "Вавилонской башни":
Проект - 1) форма организации деятельности (взаимодействия) персонала как комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения поставленных задач (в том числе - создания определённых продуктов) в течение заданного периода времени с заданными характеристиками ожидаемого результата. Например, строительство здания или сооружения, разработка и освоение новой технологии и т.д. Проект - это, по сути, предприятие или подразделение предприятия, временно создаваемое с ограниченной задачей и автономностью в распоряжении ресурсами, предоставляемыми для решения этой задачи.
2. Комплект документации на создание какого-либо объекта (машины, сооружения, здания, коммуникации и т.п.)
Пояснения. 1. Разумеется, желающие всегда могут найти сотню-две других определений из множества источников разной авторитетности. Но из этого следует только то, что эти определения отражают только частное понимание их авторов. Скорей всего, понятие "проект" вообще не имеет чёткого, однозначного определения, применимого для всех возможных случаев, и суть его вполне может быть передана русскими словами "предприятие" или "затея". А насколько это будет временным: Всё у нас временное.
2. Нетрудно увидеть, что согласно определению "1" термин "проект" - синоним плана, что отражено в распространённом термине "бизнес-план". Но так как консультирование уже давно превратилось в бизнес, нуждающийся в новых продуктах (или их имитациях), то консультантам приходится вопреки "бритве Оккама" то и дело плодить новые псевдосущности (рынок требует!). Так появился и термин "проект", ничем по содержанию не отличающийся от термина "план" (в частности, "стратегический план" или "сетевой график"). Между тем, любой проект состоит из множества операций. И даже уникальные проекты почти целиком состоят из стандартных операций и, соответственно, процессов, имеющих отчётливое начало и конец. Например, строительство уникальных домов, мостов и прочих зданий и сооружений из стандартных элементов.
3. Управление проектом получило название "проектное управление", хотя от управления вообще ничем существенным не отличается. Это только способ рациональной диспетчеризации применения трудовых ресурсов. Такой же, как группировка оборудования по операциям. Например, можно однотипное оборудования собрать на одном участке, откуда затем распределять полуфабрикаты по разным цехам для производства разных продуктов, а можно разделить его по технологическим потокам. Можно в каждом цехе иметь своих дежурных слесарей, а можно собрать их в одном участке и затем направлять их группой туда, где возникла ремонтная нужда.
4. Проекты как форма организации деятельности бывают одноразовые и многоразовые. Разновидности многоразовых проектов хотя и не имеют чётких границ, но условно их можно разделить на следующие группы по способам их осуществляются:
а) последовательно;
б) параллельно;
в) со смещением;
г) локально.
Генри Минцберг, признанный гуру теории и практики управления, подробно рассказывает о том, что именно необходимо для успешного управления организацией. Автор считает, что очень часто многочисленные трудности вынуждают менеджера к поверхностным действиям: он перегружает себя работой, поспешно реагирует на внешние стимулы и раздражители, избегает обобщений, принимает решения небольшими порциями, действуя импульсивно и без должной подготовки. В то же время эффективный руководитель способен устоять перед искушением поступать поверхностно; он может сделать шаг назад, чтобы увидеть целостную картину, и активно использует аналитические методы. Уделяя должное внимание работе реальных компаний, Минцберг тем не менее бросает вызов традиционным ответам на следующие важнейшие вопросы: Как организации функционируют и создают свои структуры? Как в них развиваются властные взаимоотношения и как формируются их цели? Благодаря чему менеджеры принимают важные стратегические решения? Книга будет полезна и начинающим, и опытным менеджерам, а также студентам вузов и бизнес-школ и всем интересующимся проблемами развития современных организаций и менеджмента. |
В случаях "б", "в" и "г" имеет место проектное управление внутри организации (типа ВТК) под отдельные продукты. При этом также возможно полное или частичное воспроизведение продукта. Например, случай "б" имеет место при одновременном исполнении разных проектов. Случай "в" также имеет место при исполнении разных проектов, но начало каждого из них приходится на момент, когда освобождается персонал, закончивший начальный этап предыдущего проекта; и так далее. Случай "в" имеет место, когда временные или постоянные проектные команды создаются для выполнения отдельных проектов внутри организации. Обычно такие проекты не связаны с основным производством, хотя бывают и исключения. Например, освоение новых продуктов, производство отдельных продуктов под заказ, "расшивка" узких мест и т.п.
Выбор варианта проектного управления предопределяется экономической целесообразностью (с учётом доступных ресурсов) и не зависит от области деятельности предприятия. Например, при строительстве независимо от желания руководства приходится применять первые три варианта. При серийном производстве, скажем, кирпича или лекарств целесообразен только последний вариант, да и то во временном порядке. Распространён случай, когда проект вместе с проектным управлением вроде бы есть, но никакой персонал в состав проекта не выделяется. Например, при позаказном методе учёта: все остаются на своих местах с прежними начальниками, и лишь выполнение операций по каждому заказу отслеживается особо работниками службы сбыта. Так работают, например, мебельные и полиграфические предприятия.
Можно также отметить, что по мере смещения от варианта "а" к варианту "г" нарастает специализация работников и, соответственно, падает их универсализация. Из чего следует, что на выбор варианта проектного управления влияет качество персонала.
В книге подобраны материалы скандально известного сайта WikiLeaks, наиболее интересные для российского читателя. Большая часть материалов на русском языке ранее не публиковалась. |
Подход процессный (с позиций процесса) - принцип решения управленческих задач, требующий рассматривать предприятие как эволюционирующий надбиологический. Эволюция предприятия выглядит как последовательность состояний гомеостатического ансамбля, поддерживающего гомеостаз комплекса производственных процессов этого организма. Состояния ансамбля отражаются в форме значений существенных характеристик оборота капитала. Такой подход приводит к процессной (динамической, эволюционной) модели предприятия вместо привычной, но ограниченной, статичной модели.
Пояснения. 1. В отличие от предыдущего термина "проект", здесь никак нельзя согласиться с многообразием определений. Есть физическое понимание (единственное) и есть непонимание (множество непониманий) физической природы этого термина. Когда инженер как в пресловутых трёх соснах путается в терминах "функция", "операция" и "процесс", то его трудно назвать инженером. Казалось бы, естественно руководствоваться законом причинности и отличать друг от друга потенциал (функцию), причину (операцию) и следствие (процесс). Ан, нет. Всяк стремится прослыть крутым специалистом, изобретя своё "определение". Как, в частности, происходит и с т.н. "бизнес-процессом".
2. Динамическая модель предприятия позволяет организовывать управление предприятием на основе реального системообразующего фактора - комплекса технологических процессов.
3. Процессный подход как инструмент управления (менеджмента) означает необходимость управлять предприятием как комплексом технологических процессов, выстраивая для этого гомеостатический ансамбль.
4. Очевидно, что наиболее желательна последовательность состояний предприятия, которая ведёт его к большей конкурентоспособности (частная задача), большей жизнеспособности (общая задача). Поэтому надо действовать так, чтобы неизбежная сама по себе эволюция шла на пользу предприятию, а не во вред. Из чего следует критерий качества управленческих решений: влияние на гомеостаз предприятия. Чем более эти решения укрепляют гомеостаз (конкурентоспособность и жизнеспособность), тем адекватней решения и, следовательно, профессиональней руководство предприятия.
5. Процессный подход правильней называть системно-процессным, так как каждый процесс - это всегда система из процессов перехода из одного состояния в другое взаимодействующих объектов. Обособленно эти процессы существовать не могут. А система обычно и является предметом рассмотрения и совершенствования. Для упрощения системно-процессного анализа обычно обходятся моделью, в которой один объект называют операндом, а другой оператором. Соответственно, происходящее с операндом называют процессом, а с оператором - операцией. Технологически такое разделение всегда однозначно, тогда как при решении управленческих и инженерно-технологических задач оно относительно: оператор и операнд могут меняться местами. Например, можно рассматривать задачу на улучшение технологии обработки чего-то там, а можно рассматривать задачу повышения надёжности и износостойкости обрабатывающего оборудования (инструмента).
6. Применение процессного подхода не имеет каких-либо особенностей, зависящих от сферы деятельности предприятия и применяемых на нём технологий. Особенности если и возникают, то лишь в зависимости от квалификации людей, применяющих этот подход.
Подытоживая: проектное управление и процессный подход можно применять врозь, а можно вместе. Первое касается рационального распределения (группировки) трудовых ресурсов, второе - обеспечения эффективной деятельности этих ресурсов.
Где-то как-то так. таково моё текущее понимание проблемы.
Дальнейшее обсуждение здесь
Книга "Как навести порядок в своем бизнесе" - это система практических инструментов, которые позволят вам наладить бизнес. Так, чтобы он: ∙приносил хорошую прибыль; ∙стабильно работал и развивался; ∙практически не зависел от человеческого фактора сотрудников; ∙требовал от владельца минимального контроля. Только конкретные техники и рекомендации: ∙124 примера и комментария от владельцев и руководителей компаний; ∙418 примеров из практики автора; ∙131 практическое задание, выполнив которые, вы сможете усовершенствовать свой бизнес. Книга написана для владельцев среднего и малого бизнеса, топ-менеджеров - как "зубров", так и новичков. Изучив ее, опытный бизнесмен сможет "разложить по полочкам" то, что он интуитивно делал многие годы, выстроить систему - сначала в своей голове, а потом и в компании. Начинающий - избежать многих очень болезненных ошибок, сэкономить годы "хождения по граблям". Также книга будет полезна бизнес-консультантам и тренерам. |
Новые файлы на нашем форуме
статья
http://quality.ifolder.ru/20135942
статья
http://quality.ifolder.ru/20137036
презентация
Что внутри:
Элементы стратегии TQM.
Акцент на потребителя.
Акцент на процесс.
Непрерывное постоянное улучшение.
Вовлеченность всех участников процесса
в работу по улучшению качества.
Базирование решений на фактах.
ppt, 700 кБ
http://quality.ifolder.ru/20137248
презентация
Что внутри:
Миссия организации
Определение перспективы
Определение оптимальной стратегии
Приоритетность качества
Творческий подход
Управление сроками разработки
Оптимальное управление затратами
Совершенствование технологий
Хорошие отношения с потребителями
Взаимовыгодные отношения с поставщиками
Уважительное отношение к сотрудникам
Тесные связи со всеми заинтересованными сторонами
Непрерывные инновации в менеджменте
Корпоративная культура
ppt, 170 кБ
http://quality.ifolder.ru/20145313
В наше время, чтобы выжить, бизнес должен изменяться быстрее, чем это делает окружающая среда. А когда на дворе кризис - то еще быстрее. Но ни одна компания изменяться не любит. У наемных менеджеров совсем другие интересы. Изменения по-настоящему нужны только собственнику. И только собственник может с ними справиться. Потому что лишь он, в силу своего положения, способен посмотреть на организацию со стороны и найти правильный способ воздействия на нее. Но учиться этому ему приходится на весьма дорогом опыте - рискуя судьбой целого бизнеса. В книге описывается способ, с помощью которого собственник может овладеть искусством трансформации бизнеса, заплатив за это гораздо меньшую цену. И освоить заодно новую роль, которая позволит ему эффективно контролировать свои компании, не погружаясь в оперативное управление. Книга будет полезна предпринимателям, бизнес-ангелам, венчурным капиталистам, бизнес-консультантам и всем тем, кто ежедневно сталкивается с необходимостью постоянных изменений бизнеса. |
статья
http://quality.ifolder.ru/20136060
презентация + раздаточный материал
Что внутри:
Актуальность управления проектами
Создание конкурентных преимуществ
Термины и определения
Классификация проектов
Проекты и операции
Массовое и поточное производство
Проектно-ориентированный бизнес
Система управления проектами
ppt/word/7z, 4,5 мБ
http://quality.ifolder.ru/20189391
презентация
http://quality.ifolder.ru/20223034
презентация
http://quality.ifolder.ru/20239688
презентация
http://quality.ifolder.ru/20292646
Внедрение бережливого производства часто оканчивается неудачей потому, что эту систему воспринимают как механистическую, как набор процедур и технологий. Авторы книги показывают, что ключ к успеху Toyota - в особом отношении к людям, в сочетании высочайших требований руководства и уважения к каждому сотруднику. Такую культуру нельзя привить за пару тренингов, а без особой культуры бережливое производство построить невозможно. В книге впервые описываются основные элементы корпоративной культуры Toyota - ее главного "секретного оружия". Книга поможет научиться адаптировать культуру Toyota к нуждам своей компании, сохраняя ее главную основу - стремление к совершенству. Книга будет полезна, прежде всего, высшим руководителям компаний, которых интересует совершенствование корпоративной культуры. |
Сказка пpо Лyнy
Hочь. Hа yлице стоят два человека.
- Чемy вы yлыбаетесь? - спpашивает один дpyгого.
- Да вот, любyюсь Лyной.
- Чем любyетесь?
- Лyной, - человек показывает на Лyнy пальцем, но его собеседник даже не поднимает головы.
- Какой Лyной? - спpашивает он.
- Да вот же она, - yдивляется человек, - пpямо пеpед вами, желтая такая.
- Желтая?! О Боже. Hадо комy-нибyдь pассказать. Чеpез полчаса вокpyг человека собиpается толпа.
- Учитель, pасскажи нам о Лyне, - pобко пpосит делегат от толпы.
- Какого лешего тyт pассказывать? - гоpячится человек. - Поднимите головы и все yвидите сами.
Кто-то, не отpывая от человека пpеданных глаз, тоpопливо пишет в своем блокноте: "Стоит лишь поднять головy - и взоpy откpоется Лyна, желтый кpyг на фоне чеpного неба..."
- Ты чего это пишешь? - настоpоженно спpашивает человек.
- Кто-то должен сохpанить yчение для потомков, а если не я, то кто?
- Какое yчение?! ПРОСТО ПОДЫМИ ГОЛОВУ!!!
"Поднять головy - не сложно, а пpосто..." - вновь начинает стpочить новоявленный евангелист, но человек бьет его снизy кyлаком в подбоpодок и пеpед глазами пишyщего мелькает желтое пятно.
- Что это было, Учитель???
- Лyна.
- Боже, я yвидел Лyнy. Я yвидел Лyнy! Лyнy!!!
- Он yвидел Лyнy, - волнyется толпа и начинает водить вокpyг потиpающего подбоpодок лyновидца хоpовод.
Человек, междy тем, машет на все это дело pyкой и yходит пpочь, любyясь полнолyнием. Чеpез две тысячи лет кто-то читает лyнное евангелие и тяжело вздыхает: "А толкy-то, - дyмает он. - В те вpемена Учитель был pядом и всегда мог дать тебе по зyбам в нyжный момент. Hекотоpые, пpавда, yтвеpждают, что одной книги достаточно и что они собственными глазами видят Лyнy каждyю ночь, но комy можно веpить в наше вpемя? А, может, и вообще - сказки все это, вот чего я вам скажy...
Современный человек задыхается в хаосе информации. Для решения любых задач ему необходимо научиться грамотно структурировать мысли, идеи и факты. Майнд-менеджмент - это технология представления любой, даже самой сложной информации, в максимально понятном и наглядном виде. Эта книга впервые знакомит российского читателя с новой методикой - применением интеллект-карт (карт ума), а также программы Mind Manager, для решения практических задач. Планируете ли вы сложный проект или разрабатываете концепцию нового бренда; проводите совещания или готовите презентации; пишете диплом или продумываете отдых с семьей - технологии майнд-менеджмента радикально облегчат ваш труд. Книга адресована широкому кругу читателей. |
Сервис для Вас. Автоматическое, постоянное, on-line обновление книг по менеджменту качества. Только на нашем сайте, просто обновите страницу |
Получать на E-mail последние сообщения с форума
Наш форум находится здесь. Перед регистрацией обязательно прочитайте правила
Ваша некоммерческая информация с удовольствием будет размещена в данной рассылке
Хотите больше новостей по менеджменту качества, они есть у меня
Ваша реклама станет эффективной на нашем форуме
Рассмотрю привлекательные предложения по трудоустройству в области менеджмента.
Желающие оказать помощь в создании рассылки могут со мной связаться
С уважением, ведущий рассылки
http://quality.eup.ru/
Любящий качество
В избранное | ||